Украинское казачество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.

Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49

Заключение…………………………….………………………73

Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76

Биографические справки……………………………………..78

Хронологическая таблица…………………………………..115

Библиографический список………………………………...120

Работа содержит 1 файл

Украинськое казачество.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

    Под влиянием событий на Киевщине не утихало антифеодальное движение и на Брацлавщине. Но в отличие от Киевского воеводства, где состоялось размежевание сфер влияния казачества и шляхетской власти (в лице князей Острожских и Вишневецких), за Брацлав, как стратегически важный приграничный пункт на южных рубежах, польские власти вели упорную борьбу. В это время в Европе возникла идея большой антитурецкой коалиции и польские феодалы планировали направить энергию казаков против турок. Международные события препятствовали развитию восстания, казацкая активность пошла на спад. Казачество переключилось на привычную для него борьбу с татарами и турками. Оно обеспечило себе прочные позиции в Южной Киевщине и Брацлавщине и поэтому, при отсутствии сопротивления шляхты в данных регионах, не имело необходимости вести активную социальную борьбу «на волости».

    Такой исход развития событий 1591-1593 гг. не позволял дать ответ на основной вопрос — кто кого — во взаимоотношениях между казацко-крестьянскими массами и господствующим классом Речи Посполитой. Социальный конфликт, начавшийся в 1591 г., так и не был урегулирован. Следовательно, можно считать, что восстание под руководством Косинского являлось лишь первым этапом широкомасштабного казацко-крестьянского движения 1591-1596 гг.

    В начале 1594 г. положение в Украине, особенно на Брацлавщине, обострилось в связи с возникшей внешней угрозой. Весной ожидалось нападение татар, которые по распоряжению султана Османской империи должны были направляться через Подолию в Молдову и Валахию для подавления антитурецкого выступления воеводы Михая Храброго. Татарское вторжение угрожало украинским землям большой бедой, но Речь Посполитая не могла защитить их, так как на границе имелось лишь незначительное количество войск. Собрать же быстро новые силы польским властям представлялось невозможным.

    На фоне назревавших грозных событий заметной фигурой становится сотник придворных казаков князя К.Острожского Северин Наливайко. Это был умный, красивый, гордый и честолюбивый человек, мастер на все руки, отличный артиллерист. Родился он в г. Гусятин на Подолии. Отец Северина был ремесленником-швецом и имел небольшой участок земли. Через некоторое время семья Наливайко вынуждена была переехать в Острог, так как слуги магната А.Калиновского, владельца Гусятина, забили до смерти отца и забрали землю. Старший брат Северина Демьян стал священником в Остроге при дворе князя Острожского. Сам же Северин ушел на Запорожье, где в походах против татар и турок приобрел боевой опыт. Вернувшись из Сечи он стал сотником у К.Острожского, был свидетелем поражения повстанцев Косинского под Пяткой, видел кровавую расправу шляхты над беззащитным населением. Тяжелый гнет, который испытывал украинский народ, вызывал у Наливайко ненависть к господствующему классу.

    В сложных условиях надвигавшейся татарской опасности и отсутствия необходимых сил для обороны Наливайко предложил Острожскому собрать как можно больше добровольцев из казаков, крестьян, мещан и создать из них отряды, необходимые для защиты украинских земель. Князь согласился, и достаточно быстро под командованием Наливайко было собрано войско численностью около 2,5 тыс. человек. В мае 1594 г. оно дало отпор татарам, вторгшимся на Брацлавщину. Столкнувшись с казаками, татары повернули в Молдову. Отряды Наливайко, преследуя врага уже на молдавской территории, уничтожили большое количество татар и захватили около 4 тысяч лошадей.

    После возвращения на Брацлавщину, Наливайко, стремясь сохранить свое войско, утверждал, что татары еще возвратятся. Под этим предлогом он разместил казаков в имениях брацлавской шляхты, которая, боясь татар, вынуждена была терпеть таких постояльцев. Одновременно на Запорожье были направлены посланцы и 2 тысячи лошадей. Прибывшие 1 июля 1594 г. на Сечь представители Наливайко, предложили запорожцам совместно предпринять поход в Молдову. В это же время на Сечи находился и австрийский посол Э.Лясота, который также пытался склонить казаков к борьбе с турками в Молдове. Часть казацкой старшины, не желая иметь дело с Наливайко, обвинила его в участии в битве под Пяткой на стороне князя Острожского. Посланцы Наливайко на казацкой раде заявили от его имени, что он готов в любое время объяснить свои действия и если запорожцы признают его виновным, пусть тогда отрубят ему голову. Сечевые и реестровые казаки, несмотря на сопротивление части старшины, согласились присоединиться к наливайковцам и вместе с ними оказать помощь Австрии, предприняв поход на турецкие владения в Молдове. Наказным гетманом они избрали полковника реестрового войска Григория Лободу, который в недавних походах проявил себя умелым и способным предводителем. Лобода выражал преимущественно интересы зажиточного казачества, в то время как Наливайко представлял бедных нереестровых казаков, обездоленных крестьян и мещан. Это обусловливало неприязнь и даже вражду между руководителями казацких масс и их сторонниками.

    Вскоре запорожское войско двинулось на Брацлавщину, где ситуация уже существенно изменилась. Казаки Наливайко начали забирать у шляхты лошадей и фураж, а крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности и уходили в казацкое войско. Решив расправиться с непокорным населением, шляхта в сентябре 1594 г. стала собирать силы и съезжаться в Брацлав под видом сбора на «судовые рочки» (шляхетские судовые съезды). Но наливайковцы установили связь с жителями города и с их помощью разгромили собравшуюся шляхту, уцелевшая часть которой бежала на Волынь. Так, по сути, началось новое восстание, быстро охватившее значительную часть Подолии.

    Однако с приходом на Брацлавщину Лободы основное внимание казаков было обращено на борьбу с турками. Объединенное войско Наливайко и запорожцев численностью около 12 тысяч человек начало поход в Молдову. Действуя в интересах Австрии, они разгромили армию молдовского господаря Арона, захватили его столицу Яссы, а также вынудили отказаться от подданства турецкому султану и дать присягу на верность австрийскому императору Рудольфу II.

    Возвратившись же на Подолие, казаки продолжили борьбу против шляхты. В ноябре 1594 г. они захватили г. Бар, центр староства. Созванная после этого казацкая рада приняла решение обратиться ко всему украинскому народу с призывом к восстанию против польских феодалов и просьбой оказать помощь повстанцам продовольствием и другими необходимыми для войны припасами. Население отозвалось на призыв и активно поддержало восставших. Вскоре в их руках оказалась Винница, а в начале 1595 г. от шляхты была освобождена значительная часть Брацлавского, Подольского и Волынского воеводств. В то же время в отдельных районах стихийные выступления крестьян и мещан подавлялись шляхетскими отрядами.

    Весной 1595 г. повстанческое войско разделилось на две части: одна – под руководством Наливайко – двинулась в Белоруссию, другая – во главе с Лободой – в южное Приднепровье. Цель разделения состояла в том, чтобы поднять на борьбу население других регионов. При этом восставшие не случайно держались восточных окраин Речи Посполитой. Они надеялись на помощь Российской державы, а при необходимости и иметь возможность для отступления на Слобожанщину, где уже жили ранее переселившиеся туда украинские казаки и крестьяне.

    Войско Наливайко, численность которого постоянно увеличивалась, в условиях весеннего бездорожья медленно продвигалось вперед. Были захвачены Староконстантинов, Кременец и другие города. Летом 1595 г. наливайковцы дошли до Петриковичей на Полесье. 6 ноября они овладели Слуцком, где захватили 12 пушек и другое вооружение, а через некоторое время в руках повстанцев оказались Бобруйск и Могилев, один из крупнейших городов Белоруссии. Успехи Наливайко вызвали волну крестьянских вооруженных выступлений по всей Белоруссии.

    Иначе развивались события в Приднепровье. Несмотря на то, что были захвачены Черкассы и Канев, Лобода действовал не так активно, как Наливайко. Князь Острожский сообщал позже, что его владения не сильно пострадали, так как «пан Лобода их жалел». Это привело к тому, что от войска Лободы отделился отряд казаков во главе с атаманом Матвеем Шаулой и двинулся вверх по Днепру на объединение с наливайковцами. В целом, действия повстанцев позволили им удерживать в своих руках всю Правобережную Украину и Восточную Белоруссию. Крестьяне и мещане изгоняли шляхту и разрушали их имения, провозглашали себя казаками, созывали рады и избирали атаманов, вводили казацкие обычаи. В это же время борьбу с феодалами начали и польские крестьяне, создававшие вооруженные отряды в Мазовии.

    Успехам восставших способствовало то обстоятельство, что шляхетское войско во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским воевало в тот период в Молдове. Но после успешного завершения молдавской кампании армия Речи Поспопитой выступила против Наливайко. Активизировали свои действия и литовские магнаты в Белоруссии, объединившись под руководством литовского гетмана Радзивилла. В начале декабря 1595 г. пятитысячное литовское войско подошло к Могилеву и попыталось его захватить. Несмотря на то, что с наступлением холодов многие участники восстания разошлись по домам, и в городе осталось лишь около 1,5 тысяч человек, нападение было отбито. Тем не менее, Наливайко понимал, что в Могилеве оставаться опасно, так как от Лободы и Шаулы не было никаких известий и ждать от них помощи не приходилось (Лобода находился тогда в Белой Церкви, а Шаула — в Пропойске на реке Сож). В 20-х числах декабря 1595 г. наливайковцы оставили город и, отражая удары преследовавших их литовских войск, возвратились в Украину, где их уже поджидали главные силы поляков.

    Ночью 28 февраля 1596 г. около с. Мациевичи на Волыни войско Жолкевского напало на передовой отряд повстанцев, состоявший из двух сотен казаков, и полностью его уничтожило. В это время Наливайко с главными силами находился в Чарнаве, в 100 км от Мациевичей. Он имел около 1300 человек, уставших от длительного перехода и не имевших достаточного для крупного сражения количества боеприпасов. Жолкевский же располагал 3 тысячами отборного войска. Не рискуя вступить в решающую битву с превосходящим по силе противником, Наливайко спешно повернул на Умань, стремясь быстрее достичь Дикого поля. Это был самый короткий и самый тяжелый путь в Приднепровье, где находились отряды Лободы и Шаулы. Преследовать повстанцев бросилась конница поляков, но была задержана около с. Прилуки вблизи реки Синие Воды. Это позволило казакам уйти в Дикое поле, куда шляхта не осмелилась углубляться.

    Жолкевский, повернув обратно свое войско, начал подавлять крестьянские восстания на Брацлавщине и юге Волыни. Польская шляхта жестоко расправлялась не только с крестьянами-повстанцами, но и с тем населением, которое подозревалось в оказании им помощи. На Волыни был разгромлен отряд брата Северина — Демьяна Наливайко. Пленного Демьяна отправили на расправу к князю К. Острожскому.

    Ранней весной шляхта решила окончательно подавить повстанческое движение. В Баре сосредотачивались основные силы Жолкевского. Польские магнаты договаривались с литовскими феодалами о совместных действиях. Одновременно прилагались усилия для раскола повстанцев. Этому способствовало желание верхушки казацкой старшины сохранить шляхетские порядки, собственное благосостояние и расширить свои права. К старшине такого рода принадлежал и Лобода — собственник с. Сошники в Киевском воеводстве. Зимой 1596 г. он прекратил военные действия и, имея более 3 тысяч человек, расположил свой лагерь под Белой Церковью, в крепости которой засел польский гарнизон старосты Млодецкого. Стремясь отмежеваться от Наливайко и крестьян-повстанцев, Лобода установил тайные связи с Жолкевским. Он писал коронному гетману: «а о том, Наливайко, человеке своевольном, который несет пагубу и разорение, мы ничего не знаем и не желаем знать». В конце зимы к Лободе прибыл посланец Жолкевского с предложением убедить реестровиков перейти на сторону короля Речи Посполитой. Узнав о появлении в лагере тайного гонца поляков, казаки хотели его казнить, но Лобода отпустил польского посланца[4, с. 185].

    В начале марта 1596 г. отряд Наливайко с большими трудностями, голодая, дошел Диким полем до Белой Церкви. Но Лобода и его сторонники, атаманы казацких отрядов Сасько и Шостак, не имели намерений объединяться с наливайковцами. Они выступили на Триполье — будто бы для объединения с Шаулой, который также шел от Киева к Белой Церкви. Казаки, наконец, поняли, что Лобода избегает Наливайко. Они созвали раду, сняли Лободу с гетманства и избрали гетманом Шаулу. Через несколько дней около Белой Церкви произошло объединение повстанческих отрядов Наливайко и Шаулы, которые вскоре разгромили передовой отряд поляков под командованием Ружинского. Но на подходе были основные силы Жолкевского, значительно превосходившие восставших. Руководители повстанцев вынуждены были уводить свое войско к Днепру. 23 марта в урочище Острый Камень вблизи Триполья польская конница настигла отступавших. Кровопролитное сражение длилось целый день. Обе стороны понесли большие потери. У казаков погиб атаман Сасько, Шауле ядром оторвало руку, Наливайко был ранен. Ночью казаки отошли к Триполью, а затем направились в Киев.

    Польское войско, потеряв много убитыми и ранеными, вынуждено было отступить к Белой Церкви. Вскоре к Жолкевскому прибыл с крупным отрядом литовский подканцлер Карл Ходкевич. Командование поляков решило захватить Канев, где находилась казацкая флотилия, и тем самым разорвать связь Запорожья с «волостью», которая осуществлялась по Днепру. Отряды Ходкевича, Ружинского и Вишневецкого напали на город, охранявшийся незначительным количеством казаков во главе с полковником К.Кремпским. Уяснив бесполезность сопротивления, Кремпский с казаками и частью мещан уплыл на челнах вверх по Днепру. Шляхта, несмотря на то что в Канев она вошла без боя, устроила в городе резню, убив около 400 человек.

    В конце апреля Жолкевский выступил на Киев. В Василькове к нему присоединился со своим отрядом каменецкий староста Потоцкий. Подойдя к Киеву, поляки остановились под Печерском. Казаки к этому времени оставили город и переправились на левый берег Днепра. Ночью к повстанцам перебежало двое слуг из лагеря Жолкевского. Они сообщили, что к Киеву идет литовское войско князя Огинского, а к Переяславу движется Потоцкий. Получив эту тревожную весть, казаки решили оставить свои позиции и добраться до Переяслава раньше Потоцкого. Для прикрытия отступления в лагере осталась сотня конных повстанцев. Чтобы задержать Жолкевского, Наливайко через Лободу, которого, благодаря поддержке казацкой старшины, после ранения Шаулы снова избрали гетманом, начал переговоры с поляками. Встреча Лободы с представителем Жолкевского закончилась безрезультатно, и коронный гетман приказал войскам переправляться на левый берег Днепра. Тем временем, прибывшие на челнах с Запорожья казаки под командованием Подвысоцкого внезапно напали на врага и в течение трех дней препятствовали переправе поляков.

Информация о работе Украинское казачество