Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат
Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.
Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.
Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49
Заключение…………………………….………………………73
Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76
Биографические справки……………………………………..78
Хронологическая таблица…………………………………..115
Библиографический список………………………………...120
В целом, общественно-политическому устройству Запорожской Сечи были свойственны значительные черты демократии. Здесь признавалось право казаков на личную свободу, участие в решении всех важнейших вопросов жизни Сечи, а также право избирать старшину и самому быть избранным на любую должность, владеть землями, заниматься промыслами и другими видами хозяйственной деятельности. В то же время на Запорожье наряду с полноправными казаками — «товарищами» были и неполноправные — «новаки», джуры, молодики, пахолки и другие, которые обслуживали зажиточных казаков. «Новаки», в частности, в течение трех лет не имели права принимать участия в выборах старшины и т.п.
Во второй половине XVI в. запорожцы создали значительное войско, имевшее стройную организацию и называвшееся «Войско Запорожское». Основную его часть составляла пехота, а конница была немногочисленной. На вооружении были пушки, мушкеты, пистоли, сабли, топоры, боевые ножи, пики, луки, ятаганы и др. Яворницкий писал, что по вооружению «запорожские казаки превзошли даже Западную Европу»[24, с. 223]. Во главе Войска Запорожского стоял гетман или «старший». Войско делилось на полки под командованием полковников; полки — на сотни, возглавляемые сотниками, а сотни — на курени (десятки) во главе с куренными атаманами. Каждый казак, будучи членом запорожского товарищества, обязывался по очереди нести военную службу. Главным местом службы была Сечь. Казак должен был прибыть туда по первому приказу куренного атамана. Одна часть запорожцев несла службу в сечевом гарнизоне, другая — исполняла обязанности караульных в степи, третья — в артиллерии и т.д.
Сечь имела свой флот, который состоял из больших челнов — «чаек» или «байдаков», достигавших 20 метров длины, 3-4 метров ширины с высотой бортов до 2,5 метров. Челны оснащались парусами, двумя рулями. 10-15 парами весел. Их вместимость достигала 50-70 вооруженных казаков с 4-6 небольшими пушкам, а также запасами боеприпасов и продовольствия. В морские походы снаряжалось 80-100 и более «чаек», которые пересекали Черное море и достигали берегов Турции за 36-40 часов. Во второй половине XVI в. морские походы запорожских казаков стали обычным явлением. Запорожец, который ни разу не был в морском походе, вообще не считался настоящим казаком. В 1575-1576, 1578, 1582, 1586-1590, 1593-1595, 1599 гг. казацкие «чайки» промышляли вблизи берегов Крыма, возле Гезлева (современная Евпатория), Кафы, Очакова, Килии, Варны, Трапезунда, Синопа и Стамбула. Невероятно дерзкими были походы запорожцев и нападения на Синоп и пригороды Стамбула в 1614 и 1615 гг. Успешные морские походы организовали: П.Сагайдачный, О.Голуб и другие казацкие предводители [4, с. 240-241; 6, с. 22]. Французский военный инженер и картограф Г.Боплан не только оставил описание флота запорожцев, но и подробно изложил сведения о морских походах, о выучке и храбрости казаков, об успехах неудачах запорожцев[6, с. 253-254; 10, с. 37-39].
В постоянной борьбе с врагами запорожцы создали самобытное воинское искусство. Они умело сражались как на суше, так и на море. Их смелость и отвага вызывали восхищение современников, в том числе и врагов. Турецкий летописец Наима (ХVII в.) так высказывался о казаках: «Можно смело сказать, что во всем свете не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, меньше боялись смерти; опытные в морском деле люди рассказывают, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага»[6, с. 252].
Запорожские казаки были не только храбрыми воинами. Они были верными товарищами, бескорыстными и добрыми друзьями, уважительно относились к старшим и заслуженным людям, проявляли щедрость и гостеприимство, высоко ценили личную свободу, презирали воровство и предательство. В то же время «Темными сторонами характера запорожских казаков было то, что многие из них любили прихвастнуть своими военными подвигами, любили пустить пыль в глаза перед чужими, щегольнуть своим убранством и оружием». Для части казаков были характерны легкомыслие, непостоянство, беспечность, лень, страсть к спиртному[24, с. 233].
Представляя собой значительную военную и политическую силу, Запорожская Сечь лишь номинально была подвластна правительству Литвы, а затем и Речи Посполитой, далеко не всегда считалась с его волей и часто проявляла самостоятельность в своей внутренней и внешней политике. Уже в конце XVI в. она начала играть заметную роль в международных делах. Правительства Московского государства, Турции, Австрии, Венеции, Молдовы и других стран устанавливали связи с запорожцами, приглашали их к себе на службу или просили оказать временную помощь в войнах со своим противником.
Таким образом, Запорожская Сечь, имея
свои органы самоуправления, законы, определенную
территорию, символы государственности,
поддерживая отношения с другими странами,
фактически пользовалась правами государственно-политической
автономии и представляла собой казацкую
республику. Она сыграла огромную роль
в истории Украины XVI — XVIII вв., так как
с появлением Сечи украинский народ получил
мощную опору в борьбе против социально-экономического
и национально-религиозного гнета, а также
защиту от набегов татар и турок. Казаки
своей борьбой поддерживали среди населения
Украины дух протеста против угнетателей,
поднимали его на борьбу за свободу. Запорожье
являлось пристанищем для многих угнетенных
и обездоленных, очагом социальных движений
и восстаний, а устройство Сечи стало зародышем
украинской казацкой государственности.
3.
РЕЕСТРОВОЕ КАЗАЧЕСТВО
Еще в первой половине XVI в. литовское правительство, оценив казаков как военную силу, способную успешно бороться с татарами, предприняло попытку использовать их на государственной службе по охране южных границ. В 1524 г. великий князь Сигизмунд I Старый поручил киевскому наместнику Семену Полозовичу и чернобыльскому старосте Криштофу Кмитичу навербовать отряд казаков численностью 1-2 тысячи человек, которые должны были служить на петреправах через Днепр и охранять литовские владения.
Отсутствие денег в государственной казне стало основной причиной провала этого проекта. Кроме того еще было мало оседлого зажиточного казачества, на которое правительство могло бы опереться. Тем не менее, идея охраны южного пограничья силами казаков сохранилась. В 1533 г. черкасский староста Дашкевич вновь поднял этот вопрос, в сейме он обосновал необходимость создания казацких формирований и строительства на Днепре соответствующих укреплений. Но и на этот раз у правительства не нашлось денег.
В последующие десятилетия численность зажиточных казаков, проживавших «на волости», становилась все больше. Многие из них были выходцами из шляхты и бояр, имели свои хутора и промыслы, использовали наемный труд и т.д. Во второй половине XVI в. сосредоточение значительных материальных и денежных средств в руках этой прослойки казацких масс стало экономической и социальной базой образования реестрового казачества.
Одновременно, после объединения Литвы и Польши в 1569 г. в единую державу Речь Посполитую, увеличивались и возможности государства по организации регулярного казацкого войска. В июне 1572 г. король Сигизмунд II Август поручил коронному гетману (главнокомандующему польских войск) Юрию Язловецкому сформировать наемный отряд казаков численностью 300 человек, которые должны были содержаться за счет государственной казны. Взятые на службу казаки вписывались в специальный реестр (список), откуда и произошло их название — реестровые. Старшим над ними король назначил шляхтича Яна Бадовского, который одновременно осуществлял и судебную власть.
Создавая реестровое войско, правительство Речи Посполитой рассчитывало использовать его не только для защиты южных рубежей государства, но и для установления контроля над низовым, запорожским казачеством. Поэтому предполагалось, что власть Я.Бадовского будет распространяться и на остальных казаков, не вошедших в реестр. Тем самым должны были быть прекращены казацкие походы в Крым и Турцию, крайне обострявшие отношения Речи Посполитой с этими южными соседями. Но этим планам не суждено было осуществиться. Походы казаков на подвластные крымскому хану и турецкому султану территории продолжались и в дальнейшем. Реестровое же войско не могло играть какой-нибудь серьезной роли уже хотя бы вследствие своей малочисленности. К тому же вскоре после смерти Я.Бадовского в 1575 г. оно прекратило свое существование.
Длительная Ливонская война с Россией и сложная обстановка в Приднепровье, вызванная «своеволием» низовых казаков, вынудили правительство Речи Посполитой восстановить реестровое казацкое войско. Осенью 1578 г. король Стефан Баторий издал универсал о наборе на государственную службу 600 казаков (по другим данным – 500). Реестровики подчинялись черкасскому и каневскому старосте князю Михаилу Вишневецкому. Старшим или гетманом реестрового войска был назначен шляхтич Ян Оришовский, а писарем – Янчи Бегер[4, с. 148].
За службу казаки получали деньги и сукно на одежду. Кроме того, король предоставил им ряд прав и привилегий. За реестровиками признавалось право собственной военной, административной и судебной юрисдикции, то есть независимости от государственной администрации и суда. В Среднем Приднепровье была четко определена территория с центром в местечке Трехтемиров (в н.в. село на Киевщине), где казаки имели исключительное право на землевладение и собственное управление. Реестровики, имея право заниматься любым видом хозяйственной деятельности, освобождались от налогов и разного рода повинностей, кроме военной. Старшина пользовалась шляхетскими привилегиями и получала во владение ранговые имения.
Реестровое войско получило от короля символы власти - клейноды, к которым относились хоругвь, бунчук, булава, печать, пернач, а также литавры (обтянутые кожей медные котлы), духовые трубы и несколько пушек. В Трехтемирове были размещены: арсенал и госпиталь – приют для больных, раненых, искалеченных и старых казаков. Госпиталем пользовались и запорожцы. На его содержание кош Запорожской Сечи выделял средства. Местом службы реестрового войска была территория ниже порогов Днепра. Поэтому в польских официальных документах оно называлось «Низовым» или «Запорожским Войском» (не путать с войском вольных казаков Запорожской Сечи). Гетману реестровиков формально подчинялась и Сечь, где размещался гарнизон реестровых казаков. Однако окончательно взять ее под свой контроль Речи Посполитой так и не удалось.
В 1581 г. был составлен новый казацкий реестр. Он дает возможность лучше познакомиться с организацией реестрового войска, которое состояло с двух частей: первой была офицерская рота численностью 30 человек во главе с Я.Оришовским, вторая, в количестве 500 казаков, была разделена на десятки, которыми командовали атаманы. Офицеры являлись представителями польской и украинской шляхты. В этом реестре кроме украинских казаков были белорусы, русские, поляки, литовцы и другие[4, с. 151-152].
Владения реестрового войска в Среднем Приднепровье, определенные грамотой короля Стефана Батория, в последующее время в территориальном отношении стали делиться на полки и сотни, возглавляемые соответственно полковниками и сотниками. Во второй половине 20-х годов XVI в. насчитывалось шесть полков (Белоцерковский, Каневский, Чигиринский, Корсунский, Переяславский и Черкасский), по одной тысяче человек в каждом.
Количество реестровых казаков не было постоянным и колебалось в зависимости от результатов борьбы украинского казачества за свои права и других обстоятельств. Так, когда польское правительство нуждалось во время проводимых войн в многочисленной армии, оно увеличивало реестр до нескольких десятков тысяч человек. После окончания военных действий реестр сокращался. Вследствие этого образовывалась значительная часть исключенных из реестра казаков, так называемых «выписчиков», которые уходили на Запорожье и играли важную роль в казацко-крестьянских восстаниях конца XVI в. — первой половине XVII в. После подавления восстаний правительство также уменьшало реестр. В мирное время численность реестровых казаков колебалась от 1 до 8 тысяч человек. Их руководителями выступали такие известные гетманы как Самийло Кишка, Петро Сагайдачный, Марко Жмайло, Михайло Дорошенко и другие, которые отличились в борьбе с татарами и турками, а также против польско-шляхетского господства в Украине.
Хотя в реестр набирались зажиточные казаки, получавшие к тому же определенные привилегии, они, также как и нереестровые, подвергались притеснениям со стороны шляхетской Польши. В частности, королевская администрация вмешивалась в дела казаков, раздавала их земли магнатам и шляхте, существовала постоянная угроза исключения из реестра и т.д. Поэтому реестровики, занимая порой соглашательские позиции по отношению к правительству Речи Посполитой, часто с пониманием относились к тем проблемам, которые касались как остального казачества, так и всего украинского народа. Несмотря на то, что их основными задачами, наряду с охраной южных границ и участием в войнах, было удержание в повиновении нереестровых казаков и подавление народных выступлений, они сами принимали активное участие во многих казацко-крестьянских восстаниях, направленных против социально-экономического и национально-религиозного гнета.
Образование реестрового войска имело большое значение и свидетельствовало о том, что государство юридически признавало факт появления новой социальной группы населения с определенными правами и обязанностями — казачества. В феодальной структуре Речи Посполитой оно занимало промежуточное положение между крестьянством и шляхтой. Как и шляхтичи, казаки-реестровики находились на государственной службе и были лично свободны, но в отличие от шляхетского сословия они не имели права владеть подданными и должны были, как и крестьяне, сами работать в своем хозяйстве или же нанимать работника за свой счет.