Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат
Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.
Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.
Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49
Заключение…………………………….………………………73
Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76
Биографические справки……………………………………..78
Хронологическая таблица…………………………………..115
Библиографический список………………………………...120
Подчеркивая роль Д.Вишневецкого, М.Грушевский назвал его «духовным отцом» Запорожской Сечи [6, с. 180-182. В народных воспоминаниях Вишневецкий навсегда остался не князем, а верным сечевым товарищем, отчаянным и бесстрашным Байдой, о котором слагали легенды и песни:
Цар турецький к йому присилає,
Байду к собі підмовляє:
«Ой ти, Байдо, ти славнесенький!
Будь мені лицар та
Візьми в мене царівночку,
Будеш паном на всю Вкраїночку!»
– «Твоя, царю, віра проклятая,
Твоя царівночка поганая!»
Ой, крикнув цар на свої гайдуки:
«Візьміть Байду добре в руки,
На гак ребром зачепіте!..»
Ой висить Байда та й не день, не два,
Не одну нічку та й не годиночку.
Ой висить Байда та й гадає,
Та на свого джуру та й споглядає,
Та на свого джуру молодого
І на свого коня вороного.
«Ой, джуро, мій молодесенький!
Подай мені лучок та
Подай мені тугий лучок
І стрілочок пучок!
Ой бачу я три голубочки,
Хочу я вбити для його дочки.»
Ой як стрілив – царя вцілив,
А царицю – в потилицю,
А його доньку – в головоньку.
Ото ж тобі, царю, за Байдину кару!
В этой песне образ легендарного казака Байды соединился с исторической фигурой украинского князя. Грушевский отмечал, что история смерти Вишневецкого в результате поэтических переработок дошла до нас в виде украинской народной песни. Многие авторы видят разницу между исторической личностью князя и образом казака Байды. Относительно песни, то она стала своеобразной благодарностью Вишневецкому от украинского народа, который испытал большую беду от турецко-татарских нашествий. Историк В.Голобуцкий писал: «Эту благодарность народ и высказал, присоединив к имени Дмитрия Вишневецкого имя любимого народного героя Байды»[4, с.139].
Запорожская Сечь возникла не только как центральное укрепленное поселение казаков с многочисленным гарнизоном, запасами оружия, боеприпасов и продовольствия. Здесь также находился кош, то есть военное и административное управление казацкими территориями, которые назывались Запорожскими Вольностями или же Запорожской Сечью. Слово «кош» тюркского происхождения и означает «ставка командующего». Сечь как укрепление несколько раз переносили в другие места, где она получала новое название. Всего за время существования запорожского казачества было 8 Сечей — Хортицкая, Томаковская, Базавлукская, Микитинская, Чертомлыкская, Каменская, Олешковская, Новая (она же Покровская). Иногда казаки возвращались на старое место. Причины перенесения Сечи были разные. Это происходило после ее захвата и разрушения татарами или российскими войсками, вследствие изменения политической ситуации на украинских землях, поиск более удобного места и т.д.
Место расположения Сечи за порогами — между заселенными владениями Великого княжества Литовского (несколько позже Речи Посполитой) и Крымским ханством, а также народный характер ее возникновения определили задачи запорожцев, а именно: защищать украинские земли от турецко-татарской агрессии и отстаивать освоенные казаками земли от захвата их феодалами.
Запорожская Сечь представляла собой мощную крепость, строившуюся на речных островах Днепра и его притоков, что позволяло избежать внезапных нападений врага. Вокруг Сечи казаки копали глубокие рвы, наполняли их водой, а также насыпали высокие земляные валы с деревянным частоколом. На валах сооружали оборонительные башни с бойницами для пушек и мушкетов, где постоянно дежурили вооруженные казаки. Чтобы Сечь была неприступна и зимой, на реке вокруг острова делали проруби. Когда проруби покрывались тонким льдом, их засыпали снегом. В результате противника, который попытался бы подойти к крепости по льду, ожидала неминуемая гибель.
Дальние подступы к Сечи охранялись с помощью сторожевых вышек, построенных в степи. Казак, находясь на вышке и увидев врага, зажигал приготовленную сухую траву и смолу, садился на лошадь и мчался к ближайшему сторожевому посту. Огонь и столб дыма извещали о приближении противника. Этот сигнал передавался от вышки к вышке и достаточно быстро не только в крепости, но и по всему Запорожью знали о грозившей опасности.
В центре Сечи находилась просторная площадь, где проходили войсковые рады и решались вопросы повседневной жизни. Здесь же стояли церковь и столб, возле которого наказывали провинившихся казаков. Вокруг площади размещались различные постройки: войсковая канцелярия, дома старшины, арсенал, пушечная мастерская, склады, а также казацкие жилища — курени, представлявшие собой длинные прямоугольные здания, построенные из лозы или бревен и покрытые камышом. В куренях жили казаки сечевого гарнизона, а также новоприбывшие. Подробное описание куреней дано в «Історії запорозьких козаків » Яворницкого [24, с.158-159.]Бывало, что на Сечи насчитывалось до 38 куреней. Каждый из них имел свое название, происходившее от названия местности, откуда приходили казаки, или от атаманов – основателей куреней: Переяславский, Полтавский, Каневский, Корсуньский, Ивановский, Сергиевский и др. Все сооружения в крепости были приспособлены к обороне в случае вторжения в Сечь вражеского войска.
Границы вольностей запорожских казаков
не были постоянными. В разное время и
в зависимости от обстоятельств эти границы
постоянно менялись. По оценкам Яворницкого
Запорожский край протянулся с Запада
на Восток на 425 верст и с Севера на Юг –
275 верст [24, с. 64]. Земли Запорожья, своеобразной
столицей которых являлась Сечь, были
разделены в территориально-
Запорожская Сечь возникла на далекой окраине государства, где не было административных органов и поэтому казаки имели возможность организовать свою жизнь так как считали необходимым. Их общественными идеалами были: свобода, равенство, братство. Доступ на Сечь имел каждый желающий, кроме женщин. Пришедшие, как правило, меняли свою фамилию и получали прозвища, происходившие от каких-то особенностей внешности человека, его поведения, языка, обстоятельств появления на Сечи и т. д. Поэтому среди казацких прозвищ были: Кривонос, Горбонос, Гуляйдень, Панибудьласка, Билобородько, Пивторакожуха, Кабанец, Товчигречка, Бородай и др. Разноликим являлся национальный состав запорожцев. Наряду с украинцами, которых было подавляющее большинство, пристанище на Сечи находили белорусы, русские, литовцы, поляки, молдаване, евреи, болгары, греки, татары и др. Среди казаков были представители всех сословий — от крестьянина до шляхтича. Со временем определились условия приема в запорожские казаки: быть холостым или не иметь с собой семьи, хорошо владеть оружием, быть православной веры, знать украинский язык. Еще одно условие — дать присягу российскому царю — появилось после присоединения Украины к Московскому государству.
С самого начала своего существования Запорожская Сечь являлась своеобразной военно-политической организацией республиканского типа. Высшим органом власти на Сечи была войсковая рада, решавшая наиболее важные вопросы военного и политического характера, о разделе земель, угодий и др. Рада обязательно собиралась три раза в год: в начале года, на Пасху и Покров Пресвятой Богородицы. Кроме этого рады проводились в случае острой необходимости, а также по требованию казаков. Участие в раде могли принимать все казаки, приписанные к куреням, имея равное право голоса независимо от того, рядовой он или должностное лицо. Голосовали выкриками и подбрасыванием шапок вверх. Обычным явлением на радах были споры и потасовки между рядовыми казаками («сиромой», «голотой») и зажиточными («дуками»), а также между казаками разных куреней.
Особую роль играла январская рада. «Еще
за несколько дней до наступления нового
года все казаки, находившиеся в зимовниках,
на речках, озерах, степях и плавнях и занимавшиеся
там кто домашним хозяйством, кто рыбною
ловлею, кто звериною охотою – все спешили,
в виду предстоящего дележа земель и выборов
старшины, в столицу своей казацкой общины
– Сечь»[24, с. 163-164]. Рада, которая собиралась
в начале каждого года, избирала администрацию
коша — казацкую старшину, состоявшую
в основном из зажиточных запорожцев.
Высшим должностным лицом был гетман или
кошевой атаман. С середины XVII в. избранный
на эту должность назывался только кошевым
атаманом. Кошевой атаман возглавлял исполнительную
власть на Сечи, а в военное время становился
гетманом и наделялся большими полномочиями.
Важно подчеркнуть, что жизнь кошевого
атамана, как и прочих старшин, нисколько
не отличалась от жизни остальных казаков:
он пребывал в том же самом курене, в котором
состоял до избрания на высокую должность,
питался и одевался «из общего войскового
скарба». Ближе к концу существования
Сечи старшина стала обзаводиться
отдельными домами.
На январской раде избирали также судью (разбирал судебные дела, но окончательное решение принимал только кошевой атаман), писаря (ведал канцелярией и связями Сечи с соседними государствами), обозного (командовал артиллерией), есаулов (отвечали за порядок и воинскую выучку казаков), пушкаря (ведал сечевым арсеналом оружия и одновременно тюрьмой), толмача (возглавлял разведку казаков и был переводчиком) и другую старшину. Куренные атаманы и куренная старшина избирались казаками каждого куреня. Процедура выборов старшины со всеми ее положительными и отрицательными моментами подробно изложена Д.Яворницким [24, с. 166-168]. Выборы проводились и в паланках. Власть в паланках принадлежала паланковской старшине, к которой относились: полковник, судья, писарь, есаул, а в слободах — слободские атаманы.
Большое значение в жизни Сечи имела и старшинская рада. В ней, кроме старшины, всегда принимали участие «вельможные» или «старые», то есть влиятельные казаки. Часть из них уже ранее выполняла старшинские обязанности. Совещаясь, старшина и влиятельные запорожцы решали текущие вопросы, предлагали к обсуждению на войсковой раде назревшие серьезные проблемы и т.д.
В мирное время власть старшины была ограничена, но в периоды походов и сражений она становилась абсолютной, включая право применения смертной казни. Однако, если кто-то из казацкой старшины сам нарушал установившиеся в Сечи законы или решения войсковых рад, то его снимали с должности или предавали казни.
Запорожская Сечь имела свои символы государственности и власти, так называемые клейноды (в переводе с немецкого — драгоценности), вручавшиеся старшине. Впервые клейноды были пожалованы Войску Запорожскому польским королем Стефаном Баторием в 1576 г. К ним относились: хоругвь (знамя), бунчук (длинное древко с круглым медным или позолоченным навершием, пучком конских волос и красными бечевками), булава, печать с изображением казака с мушкетом. Со временем к клейнодам зачислили также перначи (символ власти полковников), литавры, серебряную чернильницу (каламарь) – атрибут войскового писаря, значки и др.
Клейноды вручались только установленным представителям казацкой старшины. Символом власти гетмана и кошевого атамана была булава. Казацкие полковники имели перначи (шестоперы) – ребристые булавы меньших размеров, которые носили за поясом. На круглой печати, сделанной из серебра, был изображен вооруженный казак. По кругу печати была надпись: «Печать славного войска Запорожского Низового». Печатью распоряжался войсковой судья. Паланковые и куренные печати были круглой и треугольной формы с изображениями львов, оленей, лошадей, звезд, луны, сабель, луков и др. Хоругвь преимущественно была малинового цвета с вышитыми изображениями гербов, святых, крестов и т. п. Хоругвь вручалась всему войску, и носил ее хорунжий. Бунчук вручался кошевому атаману или гетману, но носил его бунчужный. Литавры – большие медные котлы, обтянутые кожей, служили для подачи различных сигналов. Литаврами ведал довбыш. Основный атрибуты казачества хранились в сечевой Покровской церкви и выносились только по личному распоряжению кошевого атамана. После ликвидации казачества и разрушения Запорожской Сечи уцелевшие клейноды были вывезены в Петербург и Москву, где находятся и в настоящее время.
Писанных законов на Сечи не было, а те, которые существовали в Литве и Польше казаки не признавали. Поэтому право, закон на Запорожье базировались исключительно на обычаях и традициях казацкой жизни. Хранителем права и норм закона был судья. Он был вторым по значимости среди старшины после кошевого атамана. Наказания за преступления были достаточно суровыми, особенно за убийство, предательство, воровство и некоторые другие, предусматривавшие смертную казнь[24, с.188-193].