Украинское казачество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.

Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49

Заключение…………………………….………………………73

Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76

Биографические справки……………………………………..78

Хронологическая таблица…………………………………..115

Библиографический список………………………………...120

Работа содержит 1 файл

Украинськое казачество.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

    Подчеркивая роль Д.Вишневецкого, М.Грушевский назвал его «духовным отцом» Запорожской Сечи [6, с. 180-182. В народных воспоминаниях Вишневецкий навсегда остался не князем, а верным сечевым товарищем, отчаянным и бесстрашным Байдой, о котором слагали легенды и песни:

                     Цар турецький к йому присилає,

                     Байду к собі підмовляє:

                     «Ой ти, Байдо, ти славнесенький!

                      Будь мені лицар та вірнесенький!

                      Візьми в мене царівночку,

                      Будеш  паном на всю Вкраїночку!»

        – «Твоя, царю, віра проклятая,

                         Твоя царівночка поганая!»                   

                     Ой, крикнув цар на свої гайдуки:

                     «Візьміть Байду добре в руки,

                     На гак ребром зачепіте!..»

                     Ой висить Байда та й не день, не два,

                     Не одну нічку та й не  годиночку.

                     Ой висить Байда та й гадає,

                     Та на свого джуру та й споглядає,

                     Та на свого джуру молодого 

                     І  на свого коня вороного.

                     «Ой, джуро, мій молодесенький!

                     Подай мені лучок та тугесенький, 

                     Подай мені тугий лучок

                     І стрілочок пучок!

                     Ой бачу я три голубочки,

                     Хочу я вбити для його дочки.»

                     Ой як стрілив – царя вцілив,

                     А царицю – в потилицю,

                     А його доньку – в головоньку.

                     Ото ж  тобі, царю, за Байдину кару! 

    В этой песне образ легендарного казака Байды соединился с исторической фигурой украинского князя. Грушевский отмечал, что история смерти Вишневецкого в результате поэтических переработок дошла до нас в виде украинской народной песни. Многие авторы видят разницу между исторической личностью князя и образом казака Байды. Относительно песни, то она стала своеобразной благодарностью Вишневецкому от украинского народа, который испытал большую беду от турецко-татарских нашествий. Историк В.Голобуцкий писал: «Эту благодарность народ и высказал, присоединив к имени Дмитрия Вишневецкого имя любимого народного героя Байды»[4, с.139].

    Запорожская Сечь возникла не только как центральное укрепленное поселение казаков с многочисленным гарнизоном, запасами оружия, боеприпасов и продовольствия. Здесь также находился кош, то есть военное и административное управление казацкими территориями, которые назывались Запорожскими Вольностями или же Запорожской Сечью. Слово «кош» тюркского происхождения и означает «ставка командующего». Сечь как укрепление несколько раз переносили в другие места, где она получала новое название. Всего за время существования запорожского казачества было 8 Сечей — Хортицкая, Томаковская, Базавлукская, Микитинская, Чертомлыкская, Каменская, Олешковская, Новая (она же Покровская). Иногда казаки возвращались на старое место. Причины перенесения Сечи были разные. Это происходило после ее захвата и разрушения татарами или российскими войсками, вследствие изменения политической ситуации на украинских землях, поиск более удобного места и т.д.

    Место расположения Сечи за порогами — между заселенными владениями Великого княжества Литовского (несколько позже Речи Посполитой) и Крымским ханством, а также народный характер ее возникновения определили задачи запорожцев, а именно: защищать украинские земли от турецко-татарской агрессии и отстаивать освоенные казаками земли от захвата их феодалами.

    Запорожская Сечь представляла собой мощную крепость, строившуюся на речных островах Днепра и его притоков, что позволяло избежать внезапных нападений врага. Вокруг Сечи казаки копали глубокие рвы, наполняли их водой, а также насыпали высокие земляные валы с деревянным частоколом. На валах сооружали оборонительные башни с бойницами для пушек и мушкетов, где постоянно дежурили вооруженные казаки. Чтобы Сечь была неприступна и зимой, на реке вокруг острова делали проруби. Когда проруби покрывались тонким льдом, их засыпали снегом. В результате противника, который попытался бы подойти к крепости по льду, ожидала неминуемая гибель.

    Дальние подступы к Сечи охранялись с помощью сторожевых вышек, построенных в степи. Казак, находясь на вышке и увидев врага, зажигал приготовленную сухую траву и смолу, садился на лошадь и мчался к ближайшему сторожевому посту. Огонь и столб дыма извещали о приближении противника. Этот сигнал передавался от вышки к вышке и достаточно быстро не только в крепости, но и по всему Запорожью знали о грозившей опасности.

    В центре Сечи находилась просторная площадь, где проходили войсковые рады и решались вопросы повседневной жизни. Здесь же стояли церковь и столб, возле которого наказывали провинившихся казаков. Вокруг площади размещались различные постройки: войсковая канцелярия, дома старшины, арсенал, пушечная мастерская, склады, а также казацкие жилища — курени, представлявшие собой длинные прямоугольные здания, построенные из лозы или бревен и покрытые камышом. В куренях жили казаки сечевого гарнизона, а также новоприбывшие. Подробное описание куреней дано в «Історії запорозьких козаків » Яворницкого [24, с.158-159.]Бывало, что на Сечи насчитывалось до 38 куреней. Каждый из них имел свое название, происходившее от названия местности, откуда приходили казаки, или от атаманов – основателей куреней: Переяславский, Полтавский, Каневский, Корсуньский, Ивановский, Сергиевский и др. Все сооружения в крепости были приспособлены к обороне в случае вторжения в Сечь вражеского войска.

    Границы вольностей запорожских казаков не были постоянными. В разное время и в зависимости от обстоятельств эти границы постоянно менялись. По оценкам Яворницкого Запорожский край протянулся с Запада на Восток на 425 верст и с Севера на Юг – 275 верст [24, с. 64]. Земли Запорожья, своеобразной столицей которых являлась Сечь, были разделены в территориально-административном отношении на отдельные округа — паланки (паланка — от турецкого понятия «небольшое укрепление»). В XVIII в. насчитывалось восемь паланок: Кодацкая, Ингульская, Бугогардовская (на правом берегу Днепра); Самарская, Орельская, Протовчанская, Кальмиусская и Прогноинская (на левом берегу). Центры этих паланок имели небольшие фортификационные укрепления, в которых размещался казацкий гарнизон. Основными населенными пунктами в паланках были слободы, хутора и зимовники, где жили и занимались сельским хозяйством женатые казаки, а также крестьяне. Казаки приписывались к одному из куреней Сечи, в котором проходили военную службу. Крестьяне занимались хозяйственной деятельностью, платили налоги и выполняли различные повинности казацкому войску.

    Запорожская Сечь возникла на далекой окраине государства, где не было административных органов и поэтому казаки имели возможность организовать свою жизнь так как считали необходимым. Их общественными идеалами были: свобода, равенство, братство. Доступ на Сечь имел каждый желающий, кроме женщин. Пришедшие, как правило, меняли свою фамилию и получали прозвища, происходившие от каких-то особенностей внешности человека, его поведения, языка, обстоятельств появления на Сечи и т. д. Поэтому среди казацких прозвищ были: Кривонос, Горбонос, Гуляйдень, Панибудьласка, Билобородько, Пивторакожуха, Кабанец, Товчигречка, Бородай и др. Разноликим являлся национальный состав запорожцев. Наряду с украинцами, которых было подавляющее большинство, пристанище на Сечи находили белорусы, русские, литовцы, поляки, молдаване, евреи, болгары, греки, татары и др. Среди казаков были представители всех сословий — от крестьянина до шляхтича. Со временем определились условия приема в запорожские казаки: быть холостым или не иметь с собой семьи, хорошо владеть оружием, быть православной веры, знать украинский язык. Еще одно условие — дать присягу российскому царю — появилось после присоединения Украины к Московскому государству.

    С самого начала своего существования Запорожская Сечь являлась своеобразной военно-политической организацией республиканского типа. Высшим органом власти на Сечи была войсковая рада, решавшая наиболее важные вопросы военного и политического характера, о разделе земель, угодий и др. Рада обязательно собиралась три раза в год: в начале года, на Пасху и Покров Пресвятой Богородицы. Кроме этого рады проводились в случае острой необходимости, а также по требованию казаков. Участие в раде могли принимать все казаки, приписанные к куреням, имея равное право голоса независимо от того, рядовой он или должностное лицо. Голосовали выкриками и подбрасыванием шапок вверх. Обычным явлением на радах были споры и потасовки между рядовыми казаками («сиромой», «голотой») и зажиточными («дуками»), а также между казаками разных куреней.

    Особую роль играла январская рада. «Еще за несколько дней до наступления нового года все казаки, находившиеся в зимовниках, на речках, озерах, степях и плавнях и занимавшиеся там кто домашним хозяйством, кто рыбною ловлею, кто звериною охотою – все спешили, в виду предстоящего дележа земель и выборов старшины, в столицу своей казацкой общины  –  Сечь»[24, с. 163-164]. Рада, которая собиралась в начале каждого года, избирала администрацию коша — казацкую старшину, состоявшую в основном из зажиточных запорожцев. Высшим должностным лицом был гетман или кошевой атаман. С середины XVII в. избранный на эту должность назывался только кошевым атаманом. Кошевой атаман возглавлял исполнительную власть на Сечи, а в военное время становился гетманом и наделялся большими полномочиями. Важно подчеркнуть, что жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни остальных казаков: он пребывал в том же самом курене, в котором состоял до избрания на высокую должность, питался и одевался «из общего войскового скарба». Ближе к концу существования Сечи старшина стала обзаводиться  отдельными домами.                                                                             

    На январской раде избирали также судью (разбирал судебные дела, но окончательное решение принимал только кошевой атаман), писаря (ведал канцелярией и связями Сечи с соседними государствами), обозного (командовал артиллерией), есаулов (отвечали за порядок и воинскую выучку казаков), пушкаря (ведал сечевым арсеналом оружия и одновременно тюрьмой), толмача (возглавлял разведку казаков и был переводчиком) и другую старшину. Куренные атаманы и куренная старшина избирались казаками каждого куреня. Процедура выборов старшины со всеми ее положительными и отрицательными моментами подробно изложена Д.Яворницким [24, с. 166-168]. Выборы проводились и в паланках. Власть в паланках принадлежала паланковской старшине, к которой относились: полковник, судья, писарь, есаул, а в слободах — слободские атаманы.

    Большое значение в жизни Сечи имела и старшинская рада. В ней, кроме старшины, всегда принимали участие «вельможные» или «старые», то есть влиятельные казаки. Часть из них уже ранее выполняла старшинские обязанности. Совещаясь, старшина и влиятельные запорожцы решали текущие вопросы, предлагали к обсуждению на войсковой раде назревшие серьезные проблемы и т.д.

    В мирное время власть старшины была ограничена, но в периоды походов и сражений она становилась абсолютной, включая право применения смертной казни. Однако, если кто-то из казацкой старшины сам нарушал установившиеся в Сечи законы или решения войсковых рад, то его снимали с должности или предавали казни.

    Запорожская Сечь имела свои символы государственности и власти, так называемые клейноды (в переводе с немецкого — драгоценности), вручавшиеся старшине. Впервые клейноды были пожалованы Войску Запорожскому польским королем Стефаном Баторием в 1576 г. К ним относились: хоругвь (знамя), бунчук (длинное древко с круглым медным или позолоченным навершием, пучком конских волос и красными бечевками), булава, печать с изображением казака с мушкетом. Со временем к клейнодам зачислили также перначи (символ власти полковников), литавры, серебряную чернильницу (каламарь) – атрибут войскового писаря, значки и др.

    Клейноды вручались только установленным представителям казацкой старшины. Символом власти гетмана и кошевого атамана была булава. Казацкие полковники имели перначи (шестоперы) – ребристые булавы меньших размеров, которые носили за поясом. На круглой печати, сделанной из серебра, был изображен вооруженный казак. По кругу печати была надпись: «Печать славного войска Запорожского Низового». Печатью распоряжался войсковой судья. Паланковые и куренные печати были круглой и треугольной формы с изображениями львов, оленей, лошадей, звезд, луны, сабель, луков и др. Хоругвь преимущественно была малинового цвета с вышитыми изображениями гербов, святых, крестов и т. п. Хоругвь вручалась всему войску, и носил ее хорунжий. Бунчук вручался кошевому атаману или гетману, но носил его бунчужный. Литавры – большие медные котлы, обтянутые кожей, служили для подачи различных сигналов.  Литаврами ведал довбыш. Основный атрибуты казачества хранились в сечевой Покровской церкви и выносились только по личному распоряжению кошевого атамана. После ликвидации казачества и разрушения  Запорожской Сечи уцелевшие клейноды были вывезены в Петербург и Москву, где находятся и в настоящее время.  

    Писанных законов на Сечи не было, а те, которые существовали в Литве и Польше казаки не признавали. Поэтому право, закон на Запорожье базировались исключительно на обычаях и традициях казацкой жизни. Хранителем права и норм закона был судья. Он был вторым по значимости среди старшины после кошевого атамана. Наказания за преступления были достаточно суровыми, особенно за убийство, предательство, воровство и некоторые другие, предусматривавшие смертную казнь[24, с.188-193].

Информация о работе Украинское казачество