Украинское казачество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.

Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49

Заключение…………………………….………………………73

Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76

Биографические справки……………………………………..78

Хронологическая таблица…………………………………..115

Библиографический список………………………………...120

Работа содержит 1 файл

Украинськое казачество.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

    В начале мая под Переяславом сосредоточилось более 10 тысяч человек. Из них только 3 тысячи казаков-повстанцев, а остальные были женщины, дети и старики. Собралась рада. Одни предлагали сразиться с Жолкевским, часть старшины — наоборот — просить у него пощады, но большинство казаков решило уйти на российскую территорию. В соответствии с решением большинства, повстанцы и беженцы с имуществом двинулись на Лубны, в сторону российской границы. Жолкевский бросился вдогонку. К нему присоединились литовские части князя Огинского. Чтобы не допустить переправы казаков через Сулу, коронный гетман направил к реке полк конницы под командованием Белецкого. Но поляки опоздали, и повстанцы успели переправиться на левый берег Сулы.

    До российской границы оставалось около 100 верст, но Наливайко двигался медленно, удерживаемый обозом с беженцами. За три версты до Лубен, в урочище Солоница, Жолкевский догнал повстанцев. Здесь казаки соорудили укрепленный лагерь, надеясь, что им на помощь придут запорожцы и выручат. Они поставили в четыре ряда возы, вокруг вырыли ров и насыпали земляной вал, внутри сделали деревянные срубы, на которые поставили пушки. Лагерь был окружен пятитысячным польским войском, хорошо вооруженным и обученным, имевшим дополнительные вспомогательные отряды и артиллерию.

    Осада лагеря восставших началась 16 мая 1596 г. и продолжалась около двух недель. По несколько раз в день отряды шляхты бросались на штурм, но каждый раз отступали. Повстанцы также предпринимали смелые вылазки. Но с каждым днем положение в лагере становилось все тяжелее. Не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, фуража, было много раненых. Вспыхнули эпидемии, умирали женщины и дети, начался падеж скота. В условиях майской жары в лагере стоял тяжелый смрад. Снова вспыхнула вражда между наливайковцами и сторонниками Лободы, которая доходила до кровавых стычек. Одна из них закончилась смертью Лободы, обвиненного наливайковцами в предательстве. Гетманом повстанцы избрали Кремпского. Несмотря на сложное положение, осажденные продолжали упорно сражаться, рассчитывая на приход под Солоницу других повстанческих отрядов. Такие надежды были обоснованными, так как в тылу Жолкевского в это время активизировали свои действия запорожцы под руководством Подвысоцкого. В Приднепровье снова поднялись на борьбу казаки и местное население, запылали шляхетские имения.

    Поляки, торопясь покончить с окруженными повстанцами, привезли из Киева осадные пушки. 25 мая (4 июня) начался массированный обстрел казацкого лагеря осадной и полевой артиллерией, продолжавшийся двое суток. Потери восставших убитыми и ранеными были значительными. Штурм лагеря намечался на 28 мая (7 июня). В этих тяжелейших условиях осажденные начали переговоры с поляками. Жолкевский выдвинул требование выдать руководителей восстания, а также пушки и припасы. Повстанцам же был обещан свободный выход из лагеря. Ночью 28 мая реестровые казаки, сторонники Лободы, схватили Наливайко, Шаулу, Шостака и других руководителей восставших, а затем выдали их полякам.

    Получив предводителей восстания, Жолкевский не стал соблюдать условия соглашения и выдвинул новое требование о возвращении всех крестьян-беглецов феодалам. В ответ повстанцы заявили, что они будут защищаться до последней капли крови. Напавшая на лагерь шляхта устроила страшную резню, так как казаки не смогли оказать организованного сопротивления. Только часть восставших (около 1,5 тыс. человек) во главе с Кремпским сумела прорваться и уйти на Запорожье.

    Наливайко и шесть других руководителей восстания были отправлены в Варшаву, где их в 1597 г. после нечеловеческих пыток казнили. На площади перед замком Наливайко сначала отрубили голову, а затем четвертовали. Части его тела развесили в разных местах для устрашения народных масс. По народной легенде Наливайко сожгли в медном котле (воле). Другая легенда гласит: «…его посадили на раскаленного железного коня, а на голову положили железную корону – за то, что он, будто бы, назвал себя «царем Наливаем» и хотел быть королем Украины»[5, с. 217]. Польская шляхта пыталась запугать широкие массы населения страшной казнью, но не добилась желаемого результата. Образ Северина Наливайко стал символом борьбы украинского народа за свободу.

    Последствия подавления восстания были тяжелыми. В 1596 г. в Варшаве сейм объявил украинских казаков предателями и врагами Речи Посполитой. Реестровое войско было распущено. Усилился феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет украинского населения. Вместе с тем, в период восстания был нанесен ощутимый удар шляхетскому режиму Речи Посполитой. Никогда прежде так массово не проявлялось стремление украинцев освободиться от социально-экономического и национального угнетения. 
 

5. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. 

    Казацко-крестьянские восстания 90-х годов XVI в. положили начало широкому освободительному движению и антифеодальной борьбе в Украине. В первой половине XVII в. основная масса украинского народа — крестьяне, казацкая голота, городские низы — решительно и последовательно выступали против польско-шляхетского гнета. Обычными явлениями в этот период были: отказ выполнять феодальные повинности, вооруженное сопротивление феодалам, нападения на их поместья, непризнание власти польско-шляхетской администрации и т. д. Одной из наиболее распространенных форм антифеодальной борьбы было оказачивание, то есть самовольное провозглашение себя казаками. Крестьян и мещан привлекало право казаков на владение землей, свобода от крепостной эксплуатации, особый правовой статус. Наиболее благоприятной для оказачивания была территория Среднего Приднепровья и Левобережье, где значительная часть земель оставалась все еще не занятой.

    Оказачившееся (по официальным польским документам — «непослушное») население не только освобождалось от существовавших феодальных порядков, но и стремилось создать новый общественный строй на основе казацкого самоуправления. Оно отказывалось признавать власть старост и воевод, избирало своих атаманов, устанавливало казацкое судопроизводство. В решении сейма Речи Посполитой, принятом в 1613 г., указывалось, что «непослушные» «избрав себе своих старших и судей, не желают подчиняться никаким судам, кроме своих атаманских». Выступления крестьян, мещан и казаков против феодалов и польско-шляхетского режима приобрели массовый характер зимой 1613-1614 гг. на Брацлавщине. В конце 1615 г. — начале 1616 г. они охватили значительную часть территории Восточной Украины, где численность оказачившегося населения достигала 40 тыс. человек.

    В начале XVII в. все чаще звучали жалобы шляхты на казацкие своеволия, отряды казаков совершали сухопутные и морские походы в Крым и Турцию. Они держали в страхе самого султана, «окуривали мушкетным дымом» стены Константинополя и Синопа, разрушали турецкие гавани, жгли портовые постройки, опустошали местность. Турецкий флот потерпел поражение  возле Очакова и в Днепровском лимане. Казаки захватили более десятка больших галер и много более мелких судов[5, с. 166].  

    Эти походы и следовавшие за ними угрозы турок и набеги татар, равно как и хозяйничанье казаков на украинской территории,  сильно раздражали польское правительство. Ввиду слабости польских военных сил экспедиции на казаков, предпринимавшиеся польской властью, желаемого результата не приносили.  Казацкие вожди давали обещания прекратить походы на турок, татар и нападения на шляхетские имения, привести к порядку и повиновению казаков «на волости», исключить всех «своевольных» из своей среды и т. д. Эти уверения приходилось принимать за чистую монету, а фактическое положение вещей не изменялось, и казаки оставались далее хозяевами положения на значительной части Украины.

    Засилие и всевластие польских магнатов, старост и воевод, их своеволие и национально-религиозные притеснения — все это вызывало недовольство казацкой старшины, украинского зажиточного крестьянства, шляхты, духовенства. Этим объясняется их оппозиционность в отношении польских властей и нередко участие в выступлениях народных масс. Среди казацкой старшины начало XVII в. выделялся Петр Конашевич-Сагайдачный, который в 1616-1622 гг. был (с перерывами) гетманом Войска Запорожского. По происхождению он был шляхтичем из-под Самбора в Галичине. Получив хорошее образование в Острожской академии на Волыни, Сагайдачный работал чиновником в суде, а в конце XVI — начале XVII в. стал запорожским казаком. Принимая участие во многих походах против татар и турок, он хорошо освоил казацкую тактику и стратегию, приобрел военный опыт и высокий авторитет среди запорожцев. Казаки избирали Сагайдачного обозным, кошевым атаманом, а затем несколько раз гетманом. Его современник Яков Собеский, отец польского короля Яна Собеского, в своей «Истории Хотинского похода» писал, что Сагайдачный «муж редкостной мудрости и зрелого суждения в делах, остроумный в словах и действиях», «человек смелый умом, который искал опасностей, пренебрегал жизнью, первый в нападении, а при отступлении последний».

    В своей деятельности Сагайдачный стремился усилить мощь и авторитет казачества, увеличить его роль в жизни украинского народа, защитить православие, развить украинскую культуру. При этом он понимал, что Украина в то время не имела достаточных сил и необходимых условий для всенародного восстания против польской шляхты. К тому же постоянная угроза турецко-татарской агрессии не позволяла украинскому народу одновременно вести борьбу и против Польши, и против Крыма с Турцией. Реально оценивая сложившуюся ситуацию, Сагайдачный не шел на полный разрыв с Речью Посполитой, а придерживался в отношении нее лояльной позиции и мирными способами добивался проведения своей линии.

    Период гетманства Сагайдачного, начавшийся в 1616г., был очень сложным. Одним из первых наглядных результатов его деятельности было наведение дисциплины в казацких рядах. Он сумел превратить отдельные казацкие отряды в войско со строгой дисциплиной. Весной 1616 г. под руководством Сагайдачного казаки выступили в морской поход и разгромили турецкий флот вблизи устья Днепра. Затем они поплыли вокруг Крымского полуострова и захватили крупный невольничий рынок Кафу (Феодосию), где освободили большое количество пленников.

    Под нажимом крымского хана и турецкого султана Польша выдвинула перед Сагайдачным требование прекратить походы на юг. Одновременно правительство Речи Посполитой стремилось подавить народные выступления на украинских землях и прекратить процесс оказачивания. С этой целью в Украину было направлено польское войско во главе с Жолкевским. В октябре 1617 г. в урочище Сухая Ольшанка под Белой Церковью Сагайдачный, вступив с поляками в переговоры, сумел подписать с ними соглашение. Видя грозную силу войск Жолкевского, гетман вынужден был принять следующие условия: численность реестровых казаков должна составлять 1 тыс. человек; реестровикам разрешалось жить только на Запорожье и категорически запрещалось предпринимать походы в Крым и Турцию; все остальные казаки, не вошедшие в реестр, должны были под угрозой смертной казни возвратиться под власть польских старост и своих помещиков.

    Однако Ольшанское соглашение не было реализовано, так как в том же 1617 г. Речь Посполитая начала войну с Московским государством и призвала казаков принять в ней участие. Сагайдачный, согласившись оказать помощь королевичу Владиславу, который наступал во главе польской армии на Москву, выдвинул в то же время перед руководством Польши требования о расширении прав украинского народа и прекращении притеснений православной веры. Летом 1618 г. гетман, возглавив 20-тысячное казацкое войско, выступил в поход. На пути к Москве казаки захватили Путивль, Ливны, Елец и другие города. Объединившись под Тушином, поляки и казаки подошли к Москве, но города так и не взяли. Тем не менее, в декабре 1618 г. Россия вынуждена была подписать в Деулино под Москвой перемирие на 14 лет, уступив Речи Посполитой Смоленскую, Стародубскую и Чернигово-Сиверскую земли.

    После окончания военных действий польское правительство, несмотря на значительную помощь, оказанную казаками, не намеревалось удовлетворять требования, выдвинутые Сагайдачным в начале войны. Более того, в 1619 г. оно снова потребовало сократить казацкое войско, не совершать морские походы, сжечь лодки и т. д. Гетман и казацкая старшина, не желая доводить дело до войны, согласились оставить в реестре 3 тыс. человек. Не вошедшие в состав реестра участники московского похода обязаны были возвратиться к своим панам. Казацкие низы, обвинив Сагайдачного в уступчивости полякам, отстранили его от гетманства и избрали на эту должность Якова Бородавку.

    Рассчитывая на то, что Польше рано или поздно придется снова обратиться к казакам за помощью, Сагайдачный, не теряя времени, занялся предприятием, которое наносило польским интересам более сильный удар, чем все возможные казацкие своеволия. Оставаясь полковником и сохраняя значительное влияние и авторитет среди казачества, он поддерживал также тесные отношения с церковными и учеными кругами в Киеве. Здесь Сагайдачного знали как активного противника церковной унии, который мог оказать и оказывал действенную помощь развитию украинской национальной жизни. В 1620 г. он вместе со всем Войском Запорожским вступил в Киевское братство, объединив тем самым военную силу казачества с политически слабой церковной и культурной верхушкой Киева, взяв братство и все православие под свою защиту и покровительство. Имея такого защитника, киевская украинская общественность не особенно стала обращать внимание на настроения польской администрации, смело и энергично развернула свою культурно-просветительскую деятельность. Это способствовало тому, что Киев, находившийся несколько веков в состоянии упадка и забвения, стал быстро возрождаться как центр национальной жизни в Украине.

    В 1620 г. Сагайдачный предпринимает еще один важный шаг по защите религиозных интересов украинского народа. Под его покровительством и при активном участии произошло восстановление православной иерархии. Для этого в Киев был приглашен иерусалимский патриарх Феофан, который высвятил новых митрополита и пять епископов для Украины и Белоруссии. Для обеспечения охраны Феофана от поляков Сагайдачный во главе трехтысячного отряда казаков сопровождал его от Киева до турецкой границы.

    В том же 1620 г. Сагайдачный предпринял удачный поход на Перекоп и освободил много пленных, захваченных татарами во время нападения на земли Московского государства. Не уведомляя руководство Речи Посполитой, он отправил в Москву свое посольство и освобожденных пленников. В российской столице казацкие посланцы вели переговоры с царским правительством о совместных действиях против татар и турок, а также об оказании давления со стороны Москвы на Польшу в целях защиты православия

Информация о работе Украинское казачество