Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат
Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.
Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.
Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49
Заключение…………………………….………………………73
Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76
Биографические справки……………………………………..78
Хронологическая таблица…………………………………..115
Библиографический список………………………………...120
В целом негативно характеризовала казачество и российская историография. Некоторые историки (С.Соловьев, В.Ключевский и др.) первопричиной появления казачества считали походы на промыслы в южные земли людей без определенных занятий, места жительства и не желавших подчиняться властям. Ключевский, в частности, писал: «Из городов Киевского, Волынского и Подольского края, даже с верховьев Днепра выходили партии добытчиков в дикую степь «казаковать», промышлять пчелой, рыбой, зверем и татарином». «Добытчики» и «свободные» люди, по мнению этих ученых, не могли сформировать сословие, которое способствовало укреплению государства. А потому они отрицательно оценивали роль казачества в отечественной истории, рассматривали его как разрушительную, антиисторическую, антисоциальную силу. С.Соловьев писал: «Образовавшееся в степи казацкое общество по своему характеру, именно по хищничеству, имело чисто отрицательное значение в истории, приравнивалось к окружавшим его обществам ногаев, калмыков и крымских татар»[23, с. 13].
По-новому к оценке казачества подошел М.Грушевский. Рассматривая эту проблему в историческом развитии, он отмечал, что только на первом этапе своего существования казаки представляли собой стихийную, разрушительную силу. Позже они стали воплощением национальных устремлений украинского народа, его борьбы за свою государственность. Ученый подчеркивал, что казачество, как бытовое явление, известно еще с древнерусских времен и связано с такими его предшественниками как бродники и берладники, которые, как и казаки, занимались в степных районах различными промыслами, а также защищали южные рубежи Руси. Но свое казацкое наименование это явление получило во второй половине XV в. Определяя исторические обстоятельства появления казачества, Грушевский указывал, что оно со временем привлекло к себе огромные массы крестьян и мещан, вследствие чего приобрело характер социального протеста против польско-шляхетского режима.
Многие историки советского периода (В.Голобуцкий, М.Петровский и др.) утверждали, что казачество возникло в результате развития антифеодальной борьбы украинского крестьянства, как форма протеста против социального и национально-религиозного гнета. Голобуцкий подчеркивал, что казаками становились не только беглецы от феодального гнета, но и представители украинской шляхты, мещане, торговцы и т. д.[23, с. 16]. Поддерживая такую точку зрения, современные ученые подчеркивают, что основные причины образования казачества связаны с социально-политическими условиями, которые сложились на украинских землях во второй половине XV — XVI в. В этот период правительства Литвы и Польши ограничивали самостоятельность этих земель, отменяли крестьянские свободы, оформляли крестьян в бесправное сословие. Одновременно польские власти и Ватикан насаждали на украинских территориях католицизм и притесняли православную веру [11, c. 115-116].
В целом, причины появления украинского казачества можно определить следующие: потребность в создании такой общественной силы в Украине, которая стала бы ведущим сословием украинской народности и творцом собственного государства; колонизационные устремления украинских крестьян и горожан, которые страдали от постоянного недостатка собственной пахотной земли и стремились освоить целинные просторы на юге Киевщины и Подолии, а также обширные степи Дикого поля за порогами Днепра; вынужденное бегство крестьян и горожан с имений магнатов и шляхты на свободные земли как протест против крепостнического угнетения, бесправия, национальных и религиозных притеснений; необходимость вооруженной защиты колонизированных земель от военного наступления Литвы и Польши; постоянная угроза татарских и турецких вторжений на украинские земли и насущная потребность в создании войска для их отражения, а также сооружении крепостей с военными гарнизонами.
Особенность общественной жизни в Украине в XV — первой половине XVI в. заключалась в том, что основная масса населения была сосредоточена на давно обжитых землях: Галичине, Подолии, Волыни, Полесье, северной Киевщине. Именно здесь происходили процессы, связанные с введением крепостного права, расширением шляхетского землевладения, ограничением крестьянского общественного самоуправления и т.д. Остальные же украинские территории — среднее Приднепровье, Побужье, Запорожье — находившиеся южнее таких приграничных укрепленных поселений с военными гарнизонами как Остер, Канев, Черкассы, Житомир, Винница, Брацлав были неразмежеванными и почти незаселенными. Безлюдными они стали в результате частых набегов крымских татар, вследствие чего проживавшее на них население вынуждено было уходить в западные и северные регионы Украины. Так образовалось Дикое поле, представлявшее собой, с точки зрения природных ресурсов, чрезвычайно богатый и благодатный край. В реках и озерах водилось много рыбы, в лесах — диких зверей, птицы, пчел. Степи Дикого поля были пригодны для земледелия и скотоводства. Эти обстоятельства привлекали смелых, отважных и свободолюбивых людей, мечтавших освоить незанятые земли и самостоятельно вести на них свое хозяйство, не испытывая гнета феодалов и притеснений со стороны государственных органов власти.
Поиск новых мест приобрел значительные масштабы. Сотни и тысячи крестьян и мещан уходили в Дикое поле, что вызывало большое беспокойство среди польских феодалов. Польский поэт П.Збилитовский писал:
Що нас жде, якщо будемо села свої руйнувати,
Своїх хлопів, як завжди, в біді полишати?
Вже неорана нива батьків бур’
Бо останній наш хлоп із неволі тікає.[4, с. 103].
Беглых преследовали, пойманных подвергали телесным наказаниям, вешали, садили на пали и т. д. Устанавливались большие штрафы для тех, кто осмеливался прятать беглых крестьян. Законы против беглых издавались один за другим. Но несмотря на это уже во второй половине XV в. — начале XVI в. в верховьях Южного Буга, в среднем течении Днепра в районе Канева и Черкасс, а также на левом берегу Днепра — на Трубеже, Суле, Пcле — возникло значительное количество слобод и хуторов. В них жили в основном беглые люди разных сословий, недовольные существовавшим в Литве и Польше строем и искавшие лучшей жизни. Бегство превратилось в одну из самых распространенных форм протеста против социального угнетения. Вырвавшиеся на свободу крестьяне стали называть себя казаками. Несколько позже, во второй половине XVI в., в результате дальнейшего усиления феодального гнёта, на незаселенные земли Дикого поля хлынул поток беглых крестьян с Галичины, Волыни, Полесья, Западной Подолии. Следствием этого стал значительный рост численности казачества, которое начало формироваться в особый общественный слой, обретать определенные организованные формы и определенный правовой статус.
Характеризуя истоки казачества, важно отметить и такое явление на украинских землях как уходничество, то есть ведение в Диком поле промыслов, которое приобрело особенно широкий размах во второй половине XV в. Уходничеством, имевшим первоначально сезонный характер, занимались смелые и предприимчивые жители заселенных украинских земель, преимущественно крестьяне и мещане юго-западной Киевщины, западной части Подолии и сопредельных с ними обжитых территорий. Уходничеством стали заниматься те лица, которые стремились за счет этого занятия решить многие проблемы экономического порядка. Эти отважные люди объединялись в ватаги (отряды), избирали атаманов и, будучи хорошо вооруженными из-за постоянной опасности татарских набегов, с приходом весны отправлялись вглубь Дикого поля, где занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Одновременно они имели возможность хорошо изучить степь. В случае необходимости уходники нападали на татарские отряды, препятствуя их продвижению в глубь украинских территорий или же отбивая у них пленников и награбленное добро. Нападениям подвергались и татарские улусы. Такие действия уходников получили название добычничество. Осенью с большими запасами рыбы, мехов, меда, шкур они возвращались в селения, где жили их семьи. Уходники не только обеспечивали свои семьи, но и могли торговать своей добычей.
Местная администрация не в состоянии была пресечь это явление, а потому стала искать в нем выгоду для себя. Грушевский писал, что уходников «…ожидала старостинская администрация и за право пользоваться уходами отбирала львиную долю добычи «на замок». Поэтому более смелые не возвращались на зиму в замки, а зимовали в степях»[6, с. 173]. На островах, в оврагах и балках уходники сооружали зимовники и хутора. Наряду с промыслами они стали заниматься скотоводством и земледелием, обзаводиться хозяйством. Этих людей тоже называли казаками.
Необходимо отметить, что наряду с крестьянами и мещанами, которые являлись основным социальным источником формирования казачества, в степи Дикого поля уходили «казаковать» и представители обедневшей шляхты, а также боярства. Бояре — это служилые люди, основным занятием которых еще со времен Киевской Руси была военная служба. После захвата украинских земель Литвой бояре продолжали служить, составляя основу войск Литовского государства, и получать за это, как и в прежние времена, землю во владение. Но в XV в. в Литве, под влиянием Польши, возникла новая категория военно-служилых людей — шляхта, получавшая за службу не только землевладения, но и значительные привилегии, которых не имели бояре. Только некоторым из зажиточных бояр удалось стать шляхтичами. Преобладающее же большинство обедневшего боярства, не имея возможности собрать денег на коня, оружие и обмундирование, фактически примыкало по своему положению к крестьянам и находилось под угрозой закрепощения. Не желая превращаться в крепостных и стремясь разбогатеть, бояре, именовавшие себя рыцарями, вольными воинами, становились казаками. При этом они находили применение и своим знаниям в воинском деле. Таким образом, на свободные и богатые природными ресурсами земли бежали или переселялись все, кто был смел, отважен и имел надежду на улучшение своей жизни.
Отношение к казачеству имели и некоторые крупные феодалы, старосты приграничных с Диким полем территорий. Выступая иногда предводителями казацких отрядов, они принимали участие в борьбе против татар и турок, защищали подвластные земли, отбивали у татар плененных во время грабительских набегов людей, захваченную добычу, а также предпринимали походы на татарские и турецкие владения. Отдавая должное роли и значению отдельных представителей господствующего класса в деле организации казаков для борьбы с воинственными соседями, вместе с тем, нельзя считать их основателями казачества, как это утверждали некоторые историки.
Появление казаков в южных украинских степях, привело к хозяйственному их освоению. Ценой огромных усилий распахивались целинные земли, развивались скотоводство и промыслы, прокладывались дороги, строились мосты и т.д. Казацкие слободы и хутора отличались более высоким уровнем благосостояния по сравнению с селами закрепощенных крестьян, так как свободный человек больше заинтересован в развитии своего хозяйства, чем подневольный. Среди казаков было немало ремесленников — кузнецов, ткачей, швецов, скорняков и др. Велась оживленная торговля продуктами сельского хозяйства, промыслов, ремесленными изделиями.
С самого начала среди казаков существовало экономическое неравенство. Это было вызвано тем, что казачество формировалось как из бедных крестьян и мещан, лишенных средств к существованию, так и относительно зажиточных людей, уходивших на свободные земли с имуществом, лошадьми, скотом, орудиями труда. На новых местах социальная дифференциация не только сохранялась, но и углублялась. Богатые, владея хуторами, табунами лошадей, стадами скота, различными угодьями, использовали экономическую несостоятельность бедняков и эксплуатировали их в своих хозяйствах. Так образовалась зажиточная верхушка казачества.
На освоенных землях Дикого поля сложился своеобразный казацкий строй. Казаки объединялись в громады (общества). Все важнейшие вопросы они обсуждали и решали сообща на радах. В частности, здесь происходили выборы старшины: атаманов, есаулов, судей. Каждый казак имел право принимать участие в самоуправлении, пользоваться хозяйственными угодьями наравне со всеми. Одновременно каждый казак обязан был с оружием в руках охранять поселение, участвовать в походах. Таким образом, казацкая громада, несмотря на социальную дифференциацию ее членов, в целом была демократической организацией. Это привлекало всех обездоленных людей, пробуждало в них стремление к свободе.
В XV-XVI вв. не только украинские территории, но и вся Восточная Европа, все соседние земли постоянно подвергались опустошительным набегам турок и крымских татар. Татарские отряды захватывали тысячи пленников, доставляли их на крымские рынки и наполняли невольниками Турцию и другие страны. Так, например, в 1474 г. крымские татары захватили и разорили примерно 1400 квадратных километров украинских территорий на Подолии, Галичине и Волыни[4, с. 93]. Во второй половине XV в. на украинские земли было совершено более 50 нападений: на Подолие – 31, на Русское воеводство – 9, на Волынь – 7, на Киевщину 4, На Белзское воеводство – 2. Вследствие этих нападений, отдельные из которых носили характер крупных военных походов, были частично или полностью разорены отдельные города и регионы, захвачено в плен около 220 тысяч человек (при общей численности населения украинских земель около 3,7 млн. человек) [8, с. 321]. Зарождавшееся казачество, «не располагавшее ни крепостями, ни достаточными запасами оружия, ни денежными средствами, и тем не менее смело бросалось на бусурманскую гидру»[6, c. 183]. Каждый «голяк-казак» выступал и загораживал врагу «его страшный черный шлях». Казаки становились народными героями, воспевались в песнях.
Ой полем битим килиїмським