Украинское казачество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.

Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49

Заключение…………………………….………………………73

Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76

Биографические справки……………………………………..78

Хронологическая таблица…………………………………..115

Библиографический список………………………………...120

Работа содержит 1 файл

Украинськое казачество.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

    Но события развивались своей чередой. Во второй половине марта 1638 г. Острянин, накануне выступления повстанческих сил из Запорожья, обратился с универсалами к населению. В них содержался призыв к борьбе с угнетателями, присоединяться к запорожцам и остерегаться реестровиков, лояльно настроенных к полякам, а также готовить оружие, лошадей, продовольствие и другие припасы, необходимые для ведения войны. Универсалы, распространявшиеся не только в Приднепровье, но и на Подолии, Волыни и даже Покутье, находили горячий отклик со стороны народных масс.

    Вскоре отряды запорожцев, разделившись на три части, выступили «на волость». Главные силы под руководством Острянина, двигаясь по левому берегу Днепра, захватили Кременчуг, Хорол, Омельник. Часть повстанцев во главе со Скиданом действовала на Правобережье, где заняла Чигирин, а запорожская флотилия, руководимая Гуней, поднялась вверх по Днепру и овладела главными переправами. Первоочередной своей задачей восставшие считапи разгром той части коронного войска, которая находилась на Левобережье под командованием Станислава Потоцкого, брата польного гетмана.

    Первое крупное сражение началось 25 апреля 1638 г. под местечком Голтвой на Полтавщине. Казаки под руководством Острянина, ожидая подхода других отрядов, умело использовали местность и превратили Голтву в неприступную крепость. Попытка нескольких тысяч реестровиков во главе с Караимовичем и двух полков немецкой пехоты, состоявших в войске Потоцкого, захватить лагерь повстанцев закончилась окружением нападавших и почти полным их уничтожением. Безуспешно закончились и поспедующие штурмы казацкой твердыни. Потеряв более 3,5 тыс. человек, Потоцкий, преследуемый восставшими, 1 мая начал отступать.

    После победы под Голтвой к Острянину направились тысячи крестьян и мещан Полтавщины, Черниговщины и Киевщины. Количество повстанцев возросло до 12 тыс. человек. 6 мая под Лубнами вновь произошла ожесточенная битва. Острянин не смог воспользоваться численным превосходством над противником и разгромить его. Войско Потоцкого, понеся потери, укрылось за мощными городскими стенами.

    Повстанцы, пополнив в Миргороде запасы пороха и продовольствия, в очередной раз сошлись с поляками на поле сражения под Слепородом. Польское войско, получив подкрепление, вынудило Острянина отступить к Жовнину, где восставшие построили укрепленный лагерь. 31 мая, преследовавшие повстанцев поляки, начали штурм казацких позиций. Острянин, потеряв надежду на успех, во главе отряда в несколько сотен человек переправился через р. Сулу и ушел на Слобожанщину, где с разрешения российского правительства поселился в Чугуевском городище (сейчас г. Чугуев Харьковской области).

    Оставшиеся под Жовнином казаки избрали гетманом Гуню и продолжали мужественно защищаться. Вскоре к ним попытался прорваться небольшой отряд под руководством Скидана. В ходе боя много казаков погибло. Раненый Скидан был захвачен реестровиками в плен, передан полякам, а затем казнен. 10 июня восставшие, узнав о приближении к Жовнину крупных сил под командованием польного гетмана Н.Потоцкого и стремясь занять более выгодную позицию, отошли на несколько километров южнее, к устью Сулы, где в нее впадает р. Старец. Здесь они заложили новый лагерь. Позиция оказалась настолько удачно выбранной, а лагерь укреплен так основательно, что потом польские инженеры - фортификаторы признавали невозможным его захват штурмом. Лишь длительной осадой и голодом можно было выморить защитников лагеря.

    Действительно, в течение полутора месяцев повстанцы выдерживали осаду и артиллерийские обстрелы, успешно отражали нападения противника и сами предпринимали смелые вылазки. Но все ощутимее становилась нехватка продовольствия и боеприпасов. Попытка 2-тысячного казацкого отряда под командованием полковника Филоненко прорваться к осажденным с необходимыми припасами не дала желаемых результатов. До конца июля восставшие стойко защищались, не идя на компромиссы с поляками. Лишь потеряв последнюю надежду на помощь, часть повстанцев согласилась начать переговоры с Потоцким. В польский лагерь были направлены казацкие посланцы: Роман Пешта, Иван Боярин и Василий Сакун. Те же казаки, кто не желал идти на соглашение со шляхтой, под руководством Гуни и Филоненко прорвались из осажденного лагеря и ушли на Запорожье.

    28 июля 1638 г. между оставшимися повстанцами и поляками был подписан договор, в соответствии с которым казаки брали на себя ряд обязательств: отдать артиллерию, признать «Ординацию Войска Запорожского реестрового» и отправить крестьян, присоединившихся к восстанию, в помещичьи имения. Польское руководство, со своей стороны, не требовало выдачи зачинщиков восстания и объявляло всем его участникам амнистию. После подписания соглашения казаки, полагаясь на условие об амнистии, начали небольшими группами расходиться по домам. Но поляки и на этот раз не сдержали слова. Многие участники восстания были убиты. По всей Украине бесчинствовала шляхта, жертвами зверств которой стали тысячи невинных людей. Спасение от этого физического уничтожения народные массы видели в бегстве на Запорожье, Спобожанщину и Дон.

    Восстания 20-30-х гг. XVII в. хотя и потерпели поражения, но  знаменовали качественно новый этап в истории освободительного движения в Украине. Расширилась социальная база его участников, совершенствовались формы и методы борьбы, углублялось понимание ее цели и задач. Содержание призывов казацких предводителей объективно представляло интересы широких социальных слоев: освобождение родной земли от иностранного гнета, ликвидация церковной унии, уничтожение крепостничества и установление казацкого самоуправления. В ходе народных выступлений казачество поднялось до роли предводителя национально-освободительного движения.

    Десятилетний период после подавления казацко-крестьянского восстания 1637-1638 гг. характеризуется относительным затишьем в Украине, хотя документы свидетельствуют о разных формах проявления протеста против социального и национально-религиозного гнета. Польское правительство считало, что ему удалось установить «золотой мир» на украинских землях. Однако оно недооценило потенциальной энергии угнетенных масс. Народ притих, ожидая благоприятных обстоятельств для нового выступления.

    Борьба украинского народа в конце XVI — первой половине XVII в. не принесла желанной победы. Польско-шляхетскому режиму и классу феодалов удалось подавить самые крупные казацко-крестьянские восстания. Причины поражений этих восстаний состоят прежде всего в превосходстве сил класса польских и украинских феодалов, который имел в своих руках государственный аппарат, армию, был лучше организован и консолидирован, чем восставшие массы. Восстания носили стихийный, неорганизованный характер. Силы крестьянства оставались разрозненными, вооружены они были значительно хуже, чем правительственные войска. Хотя восстания и охватывали большие территории, но ни одно из них не распространялось на всю Украину. Это объясняется неравномерностью развития феодализма и, как следствие этого, неодинаковым экономическим и правовым положением крестьянства, неодинаковым уровнем крепостного гнета в разных местностях.

    По своему характеру восстания были не только антифеодальными. Они имели и национально-освободительную направленность, так как повстанцы вели борьбу и против национально-религиозного гнета, против иностранного угнетения, за освобождение из-под власти шляхетской Польши.

  Несмотря  на поражение, народные движения конца  XVI — первой половины XVII в. сыграли большую прогрессивную роль в истории освободительной борьбы украинского народа. В ходе восстаний народные массы приобретали опыт вооруженной борьбы, наполнялись решимостью и верой в победу над ненавистными угнетателями. Вместе с тем, ощутимые удары, которые наносили повстанцы феодалам и всему существовавшему строю, ослабляли шляхетскую Польшу и ее господство в Украине, в некоторой степени сдерживали усиление феодального гнета. Наконец, благодаря массовым восстаниям, в которых принимали участие широкие слои населения — казаки, крестьяне, мещане — и которые были направлены как против социальноо, так и национального угнетения, ускорялось созревание национального самосознания украинского народа. На опыте повстанческой борьбы народные массы Украины также все больше убеждались, что в их стремлении освободиться из-под иностранного гнета, надежной опорой могут быть только их сплоченность, монолитность и непреодолимая воля в достижении национальной независимости.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Экспансия польской шляхты и  католической церкви вела не  только к потере политической  самостоятельности украинских земель, но и угрожала в перспективе  полным ополячиванием и окатоличиванием  православного украинского населения, потерей им своей национальной и культурной самобытности. Лишившись своей элиты (украинская знать полонизировалась, отрекалась от языка, культуры и веры предков), украинский народ, казалось, был обречен на ассимиляцию и вырождение. Но этого не случилось.  На южном  пограничье в конце XV – начале XVI вв. возникла новая социальная группа – казачество, которому суждено было сыграть «громкую роль»[5, с. 152] в истории украинского национально-освободительного  движения и возрождении национальной государственности. В условиях иностранного господства казачество выступило защитником украинского этноса перед угрозой физического уничтожения и духовной  ассимиляции. Казачество, сформировавшееся из представителей разных социальных слоев, стало выразителем общенародных интересов, имело определяющее влияние на становление национальной сознательности украинцев.

      Аналоги казакования на украинских территориях известны давно, но только со второй половины XV в. защитники южного пограничья и уходники-промысловики получили название казаков. Различные общественные процессы имели непосредственное влияние на источники формирования казачества. Необходимость отпора татарской агрессии обусловила создание в пограничном регионе вооруженной силы. Уходничество позвало на широкие степные просторы значительное количество людей, выходцев из заселенных регионов. Польская экспансия и усиление социального и национально-религиозного угнетения вели к оказачиванию широких слоев крестьян и мещан, часть которых приобретала казацкие права. Ряды казачества пополнялись представителями шляхты украинского и польского происхождения.

      Весомым фактором роста численности казачества стала Запорожская Сечь как форпост борьбы против татар, а со временем – центр освободительного движения в Украине. Запорожская громада пополнялась выходцами  из различных социальных слоев украинского населения и представителями других народов. Адекватным ее отражением явилось реестровое войско, находившееся на государственной службе. За реестровыми казаками закреплялся целый ряд прав и привилегий – «вольностей». К середине XVII в. каждый четвертый житель Центральной Украины принадлежал к казачеству. В процессе его развития сложились две прослойки: старшина и рядовые казаки, материальное и общественное положение которых существенно отличалось.

      Польские власти усматривали  в казачестве  реальную угрозу  своему господству в Украине,  через участие казачества в  восстаниях в конце XVI – первой половине   XVII в. Отсюда решения правительства и сейма, которыми существенно ограничивались и даже ликвидировались права казаков. Несмотря на то, что казацко-крестьянские восстания потерпели поражения, они сыграли значительную роль в истории национально-освободительной борьбы. Вооруженные выступления украинского народа подрывали устои Речи Посполитой, широкие массы закалялись в этой борьбе, обогащались бесценным опытом.

      Завершая разговор о возникновении  казачества и формировании его  как общественного сословия и  мощной военной силы, уместно обратиться к периодизации этого процесса, которую предлагают современные ученые. Первый этап охватывал время со второй половины XV в. до 50-60-х гг. XVI в., когда на территории южного пограничья возникла отдельная группа населения с определенным видом занятий и специфическим образом жизни. Второй этап – 70-80-е гг. XVI в., на протяжении которых постановлениями правительства Речи Посполитой казакам предоставлялись права и привилегии. Последние начали распространяться и на другие контингенты запорожцев, которые привлекались правительством к участию в военных кампаниях. Это обусловило зарождение в общественном сознании казацкого идеала – свободного человека с определенными правами и привилегиями.  Третий этап связан с борьбой казаков за отстаивание «вольностей». В нем четко просматриваются два периода: со времени казацко-крестьянского восстания под предводительством К.Косинского (1591-1593 гг.) до середины 20-х гг. XVII в., когда преобладали дипломатические методы; следующий период характеризовался серьезными вооруженными конфликтами с властью. Логическим завершением этого периода стала Национально-освободительная война 1648-1657 гг.[23, с. 252].  

                 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1.    Назовите основные причины возникновения  украинского казачества.

2.     В чем состоит основное отличие  в оценке причин возникновения  казачества российскими учеными ХІХ в. и современными украинскими учеными?

Информация о работе Украинское казачество