Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:44, реферат
Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.
Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.
Введение…………………………………………………………3
Время, причины, источники возникновения и формирования украинского казачества………………5
Образование Запорожской Сечи ее устройство и значение…………………………………………..……18
Реестровое казачество………………………………..30
Казацко-крестьянские восстания 90-х гг. XVI в……34
Народные движения в Украине в первой половине XVIIв………………………….……………………….49
Заключение…………………………….………………………73
Контрольные вопросы и темы рефератов..…………………76
Биографические справки……………………………………..78
Хронологическая таблица…………………………………..115
Библиографический список………………………………...120
ФИРОВ
П.Т.
УКРАИНСКОЕ
КАЗАЧЕСТВО
(вторая половина
XV в. — первая половина
XVII в.)
Севастополь
2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Севастопольский
национальный технический университет
П.
Т. ФИРОВ
УКРАИНСКОЕ
КАЗАЧЕСТВО
(вторая
половина XV в. – первая
половина XVII в.)
Севастополь 2010
ББК 63.3 (4 Укр) 4
Ф 62
УДК 94 (477) ” 14/16”
Рецензенты:
д-р ист. наук, проф. Д.Г.Сидорук
канд. ист. наук, доц. В.В.Дмитриев
канд. ист. наук, доц. Т.К.Кухникова
Научный редактор:
д-р филос. наук, проф. М.С.Колесов
Фіров П.Т.
Ф 62 Українське козацтво (друга половина XV ст. – перша половина XVII ст.). – П.Т.Фіров. – Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010, – 123 с.
ISBN 978-966-2960-66-2
У посібнику розглядаються причини виникнення
козацтва, утворення та устрій Запорозької
Січі. Аналізуються причини козацько-селянських
повстань, їх хід та результати. Подаються
біографічні та хронологічні довідки.
Фиров П.Т.
Ф 62 Украинское казачество (вторая половина XV в. – первая половина XVIIв.). – П.Т.Фиров. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2010, – 123 с.
ISBN 978-966-2960-66-2
В пособии рассматриваются причины возникновения казачества, создание и устройство Запорожской Сечи. Анализируются причины казацко-крестьянских восстаний, их ход
и результаты. Представлены
биографические и хронологические
справки.
Рекомендовано
к печати Ученым Советом СевНТУ,
протокол № 8 от 25. 03. 2010 г.
ISBN 978-966-2960-66-2 ББК 63. 3 (4 Укр) 4
ВВЕДЕНИЕ
Почти три столетия история Украины, ее внутренняя жизнь, хозяйство, быт, отношения с другими государствами, антифеодальное и национально-освободительное движение украинского народа определялись существованием особого слоя населения – казачества. Возникнув в результате действия двух основных, взаимосвязанных между собой причин — естественного стремления людей к личной, политической, хозяйственной и духовной свободе и необходимости защиты украинских земель от татар и турок — казачество представляло явление самобытное, национальное, народное по своей сути.
Материал, изложенный в данном пособии, охватывает только часть истории украинского казачества и ограничивается хронологическими рамками второй половины XV — первой половины XVII вв. Именно в этот период на украинских землях происходили политические и социально-экономические процессы, которые обусловили возникновение казачества, формирование его в привилегированное сословие украинского общества и мощную военную силу.
Казаки ценой огромных усилий осваивали обширные территории Дикого поля. Одновременно они являлись своеобразным щитом на пути опустошительных набегов татар и турок, опорой украинского народа в его борьбе против социально-экономического и национально-религиозного гнета. Из казацкой среды вышли многие известные предводители народных движений и гетманы. Среди них были: К.Косинский, С.Наливайко, П.Сагайдачный, М.Жмайло, П.Бут (Павлюк) и другие. Своеобразным было общественное устройство казацкой жизни, имевшее демократический характер и ставшее прообразом украинской государственности второй половины XVII — XVIII вв.
В данном пособии собраны биографические сведения о многих казацких атаманах, гетманах и предводителях казацко-крестьянских восстаний. Представлены данные о политических и государственных личностях Украины и Речи Посполитой, деятельность которых была тесно связана с украинскими территориями и казачеством.
Пособие учитывает положения и выводы, изложенные в новейших публикациях, вышедших в Украине и посвященных казачеству.
Для определения понимания и уровня усвоения
учебного материала предлагаются контрольные
вопросы. План данной темы рекомендуется
использовать для проведения семинарского
занятия. В ходе семинара целесообразно
заслушать рефераты по предложенным темам.
1.
ВРЕМЯ, ПРИЧИНЫ, ИСТОЧНИКИ
Прошлое украинского народа насыщено многими событиями и явлениями, которые оставили заметный след в отечественной и европейской истории. Одна из наиболее важных и славных страниц связана с существованием особого общественного сословия и вооруженной силы — украинского казачества.
«Казак» – термин тюркского происхождения и означает «свободный, вооруженный человек», «стражник, конвоир», «склонный к разбою, завоеванию». Сам термин «казак» впервые упоминается в Начальной монгольской хронике 1240 г. В Крыму это слово было известно уже в начале XIV в. В одном из дополнений к греческому «Синаксарю» (сборнику жития святых) XII в., которое было сделано в 1308 г., сообщается о смерти «раба божьего» Алмальчи от рук крымских казаков.
Существует много свидетельств о деяниях татарских казаков на южноукраинских землях, где они контактировали с украинским населением. Они входили в состав войска хана Маняка, которое вторглось в Галичину в 1469 г. В XV в. в составе населения Киевщины было немало татар. Постепенно название «казак» от татарских кочевников стало переходить на украинцев. Одновременно и казакование как бытовое явление приобрело широкие масштабы. По примеру татарских казаков с украинских поселений выходили в степь ватаги искателей легкой добычи[23, с. 32]. В.Голобуцкий отмечает, что среди украинских казаков находились представители не только соседних славянских, но и тюркских народов – татар и турок. Татарами по происхождению были даже некоторые казацкие предводители, например Тарас Трясило[4, c. 100].
Вопрос о возникновении казачества, как социального феномена в истории Украины эпохи феодализма, рассматривается учеными неоднозначно. Прежде всего, историки по-разному определяют время появления казаков. Некоторые исследователи относят зарождение казачества на украинских землях к XII - XIII вв. В частности, польский хронист М.Стрийковский (около 1547-1582 гг.) историю казачества начинал от воинственного полукочевого тюркского племени черных клобуков, которое в XII в. обитало в степях вблизи южных и юго-восточных рубежей Руси. Российский историк Н.Карамзин также рассматривал казаков как потомков черных клобуков, которые якобы приняли христианство, ассимилировались со славянским населением и стали защищать свои земли от татар и турок.
Украинский летописец конца XVII в. — первой половины XVIII в. Г.Грабянка, анонимный автор «Истории Русов» и другие утверждали, что казаки происходят от хазаров (казаров), древнего народа, переселившегося во время монголо-татарского нашествия из средне-азиатских степей на украинские земли.
Большинство историков советского периода зарождение казачества связывают с первыми письменными упоминаниями об украинских казаках, которые относятся к концу XV в. В частности, они ссылаются на польского летописца М.Бельского, указывавшего в своей хронике, что в 1489 г. польское войско под командованием Яна Альбрехта (сына короля Казимира IV) в походе против татар в степях Подолии сопровождали в качестве проводников местные казаки. В том же 1489 г. в российских документах говорится, что отряды казаков во главе с атаманами Богданом, Голубцом и Жилой появились в низовьях Днепра и сражались с татарами около Таванской переправы. Украинские казаки упоминаются также в дипломатической переписке между Польшей, Литвой, Россией, Крымом, Турцией, Молдовой и Валахией (1492, 1494, 1499 гг. и др.)
Исходя из первых документальных сведений о казаках и учитывая факт их изложения в дипломатической переписке между правительствами разных стран, можно сделать вывод, что казачество на рубеже XV— XVI вв. представляло собой уже немалую силу, стать которой оно могло лишь в течение определенного времени. Следовательно, украинские казаки появились, вероятнее всего, не в конце XV в., а где-то в середине или, по крайней мере, во второй его половине. Таким образом, история украинского казачества насчитывает уже более 500 лет.
Главным историческим условием возникновения казачества стало подневольное положение Украины во второй половине XV - XVI вв. под властью соседних государств Литвы и Польши, которые все больше ограничивали автономию украинских земель вплоть до полной ее ликвидации. Наряду с этим происходило усиление социально-экономического угнетения, а также национального и религиозного притеснения украинского народа.
В разное время к вопросу о непосредственных причинах возникновения украинского казачества обращались многие исследователи. Разные точки зрения высказали дореволюционные авторы и советские ученые, современные украинские историки и зарубежные специалисты. В частности, польские шляхетские историки считали, что зарождение казачества связано с деятельностью польских и украинских магнатов, которые набирали из числа своих подданных отряды вооруженных людей, провозглашали себя атаманами и «казаковали» в почти безлюдных землях степной части Украины — Диком поле. Такие действия магнатов рассматривались польскими учеными как некий урок ведения казацкого образа жизни для той части украинского населения, которое в силу разных причин оказалось в весьма сложных для проживания условиях Дикого поля[11, с. 114].
Общая оценка украинского казачества многими польскими авторами однозначно негативная. Она сводится к показу казачества в ипостаси разрушительной антигосударственной силы, которая чинила препятствие «польскому культурному плугу» на пространстве Дикого поля. Казаки характеризуются как сборище разных людей на южном пограничье, которые не столько боролись с татарской агрессией, как занимались преимущественно разбоем и грабежом. [23, с. 13].
Украинские историки-летописцы XVII — XVIII вв., защищая интересы казацкой старшины и пытаясь доказать ее право на дворянство, утверждали, что казаки – это потомки древних шляхетских воинов, рыцарей. Например, Г.Грабянка и С.Величко усматривали в казаках рыцарскую прослойку, которая отдавала преимущество военному делу перед традиционным занятием украинцев – хлебопашеством. При этом украинские авторы полемизировали с польскими учеными и отрицали их мнение о том, что казаки «набирались из разной вольницы», то есть были выходцами из простого народа.
Многие дореволюционные историки, писатели и поэты идеализировали казаков, рассматривая демократическое устройство их жизни, стремление к равенству как воплощение общественного идеала украинского народа. Н.Костомаров, возвеличивая казачество, представляя его как проявление чисто национального духа украинского народа, подчеркивал при этом, что оно произошло не из среды господствующего класса, а наоборот, является «порождением народной стихии». Известный историк Д.Яворницкий, определяя причины появления казаков, выдвигал на первый план переселение безземельных украинских крестьян на малозаселенные окраинные южные территории Подолии и Киевщины, где они, занимаясь промыслами и находясь под постоянной угрозой набегов крымских татар и турок, превратились в вооруженную силу — казаков.
Неоднозначными были взгляды на казачество украинского писателя, историка, этнографа, переводчика П.Кулиша (XIX в.). В некоторых своих работах он относился с большой симпатией к казакам, показывал запорожцев как настоящих рыцарей и мужественных защитников Украины от вражеских посягательств. Противоположная оценка их деятельности дана во втором и третем томах «Истории воссоединения Руси» (1874, 1877 гг.). Автор стал склоняться к мысли, что казачество будто бы не имело в себе творческих, созидательных сил, а, наоборот, являлось разрушительной силой, которая, не имея представления о государстве, уничтожала достижения культуры. Кулиш упрекал казаков в отсутствии конструктивных сил, безразличии к вере, стремлении к разбою[23, с.12]. В статье «Украинские казаки и паны» (1895 г.) Кулиш рассматривал Запорожскую Сечь как очаг «произвола», заявил, что «герої-безхатники» всегда были готовы дать «дніпровському козацтву ту отруйну закваску, яка була руйнівним началом всякого цивільного суспільства»[4, с. 52].