Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа
В XX в. во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным.
1 Сущность, понятие и характеристики займов исполнительных органов власти субъектов РФ
1.1 Сущность и понятие займов органов власти субъектов РФ
1.2 Классификация субфедеральных займов
1.3 Инвестиционная привлекательность субфедеральных
2 Рынок субфедеральных займов и их роль в развитии территорий
2.1 Практика выпуска субфедеральных займов и их роль в развитии территории
2.2 Практика выпуска субфедеральных займов различными субъектами РФ
2.2.1 Практика выпуска субфедеральных займов Ярославской областью
2.2.2 Практика выпуска субфедеральных займов Оренбургской областью
2.3 Структура и динамика рынка субфедеральных займов
2.4 Проблемы субфедеральных займов и рынка субфедеральных
Заключение
* экспресс-анализ отобранных
* подробный инвестиционный
* политический риск, обусловлен
нестабильностью
* рыночный риск: при определении
доходности облигаций
* кадровый риск, может быть связан
со следующими причинами:
С понятием риска связано
такое понятие как рейтинг
облигаций - это качественная
переменная, измеряющая кредитный
риск. В нашей стране действует
два зарубежных рейтинговых
Кредитный рейтинг региона
- это оценка риска неуплаты
по определенному виду долга
администрации региона. Он
Для защиты инвесторов и
эмитентов от риска для займов
разрабатываются определенные
Вышеперечисленные меры дают
инвесторам дополнительные
Таким образом, анализ
a) Средства /отдельные статьи бюджета и внебюджетных фондов. Несмотря на то, что практически все бюджеты субъектов РФ дефицитны, органы власти на местах довольно часто прибегают к бюджету как исключительной или дополнительной гарантии выполнения обязательств по займу. При этом формулировка такой гарантии нередко выглядит односложно и без каких-либо количественных характеристик. В отдельных случаях пункт о гарантиях вообще отсутствует. От того как решается вопрос о гарантиях зависит надежность и устойчивость займов.
b) Имущество/или имущественное право эмитента. При эмиссии облигаций общего покрытия в качестве гарантии платежа наряду с бюджетом фигурирует имущество, находящееся в собственности органов власти данного уровня. В этом качестве можно использовать различные имущественные активы и права, например:
* недвижимость, но инвесторы не
склонны рассматривать ее
* земельные участки;
* товарно-сырьевые активы (так займ Республики Саха обеспечен золотом);
* объекты приватизации;
* право на использование облигаций в качестве залога при участие в конкурсах по приватизации объектов государственной собственности;
* активы, приобретенные или созданные на средства займа.
c) Резервные (страховые, выкупные) фонды. Они создаются c целью повышения устойчивости облигаций и обеспечения дополнительных гарантий погашения по займам. Они формируются путем размещения части привлеченных средств в ликвидные и высоконадежные финансовые активы. Размер их определяется характером займов (так по условиям выпуска РКО Республики Татарстан 1995 г. устанавливались обязательные отчисления в резервный фонд в размере 1/5 от средств, мобилизованных в результате проведения аукционов. В соответствии с проспектом эмиссии Пермского областного займа не менее 5 % от суммарной номинальной стоимости направлялось в выкупной фонд).
d) Гарантии третьих лиц. В большинстве случаев ими выступают сами эмитенты - органы исполнительной власти субъектов РФ. Гарантии третьих лиц подразделяются на:
* гарантии предприятий и
* гарантии банков (страховых компаний). Известно 5 случаев таких гарантий. Например, по займам Ханты-Мансийского АО гарантом выступал банк "Тюменский кредит".
* банковские гарантии поддержания ликвидности вторичного рынка облигаций, которые могут дополнительно предоставлять банки по соглашению с эмитентом.
В последнее время все
большее число эмитентов
Доходность субфедеральных
займов определяется по-
a) Ставка рефинансирования ЦБ РФ до 1995 г. была практически единственным ориентиром при установлении доходности по облигациям. Доходность в большинстве займов объявлялась от 0,25 до 0,75 от ставки рефинансирования. Нижняя граница доходности (0,25) не может вызвать интерес у инвестора, т. к. существуют более доходные финансовые инструменты. Она устанавливалась, когда был важен доход в натуральной форме. Верхняя граница доходности (0,75) устанавливается с целью побудить юридических и физических лиц активно покупать ценные бумаги при наличии конкурентных финансовых инструментов (70 % от ставки рефинансирования - это 140 % годовых). Эту позицию эмитент мог держать до конца 1994 г.
Ситуация изменилась, когда в начале 1995 г. ЦБ РФ резко поднял ставку до 200 %. В течении долгого времени она сохранялась на высоком уровне (в мае - 195 %, в июне - 180 %, в октябре - 170 %, в ноябре - 160 %),а инфляция стала снижаться, эмитентам стало невыгодно платить такие высокие проценты. Сложившиеся ранее пропорции нарушились, ставка оказалась оторванной от других финансовых инструментов, которые выступали основными источниками формирования доходности по ценным бумагам с местных органов власти. В результате те эмитенты, которые жестко привязывали доходность по своим облигациям к ставке ЦБ РФ (на уровне 0,7 - 0.8 от ставки), попали в тяжелое положение: их обязательства оказались относительно завышенными. Поэтому во II и III кварталах 1995 г. приемлемым был уровень около 50-55 % от ставки. В следствии такого положения администрации Нижегородской, Ярославской областей были вынуждены приостановить дальнейшее размещение своих облигаций.
По новым займам эмитенты
осуществляли привязку к
b) Ставка Сбербанка России по вкладам (депозитам) для физических лиц. Например, по долговым обязательствам Оренбургской области 1995 г. ставка устанавливалась на 5 пунктов выше ставки срочного депозита Сбербанка на 3 месяца для физических лиц на момент выплаты процента. Доход по облигациям Нижегородской области телефонного займа привязан к средневзвешенной ставке Сбербанка РФ по вкладам до востребования для физических лиц с выплатой дохода одни раз в год.
c) Доходность (индекс) ГКО. Например, купонный доход по облигациям займа Ханты-Мансийского АО составляет 95 % от средневзвешенной доходности трехмесячных ГКО.YTM по соответствующим выпускам.
d) Ставка MIACR (Moscow InterBank Actual Credit Rate). По облигациям жилищного займа Республики Татарстан выплачивается денежный доход в размере 0,3 средневзвешенной ставки MIACR (30 дней) за срок владения облигацией.
e) Ставка LIBOR. Процентная ставка по "валютным" облигациям займа Тюменской области 1995 г. устанавливается исходя из средней ставки LIBOR плюс 5 процентных пунктов, а по облигациям Чукотского АО - исходя из средней ставки LIBOR плюс 6 процентных пунктов.
f) Различные комбинации ставок. Годовая купонная ставка по облигациям Рязанского областного займа 1995 г. составляет 0,3 ставки ЦБ РФ, но не ниже ставки эквивалентного срочного вклада Рязанского банка Сбербанка РФ.
Сравнительная динамика
При выпуске облигаций
a) Доходы /имущество, получаемое в результате проектов, профинансированных на средства займа.
b) Операции на финансовом и фондовом рынках и рынке недвижимости:
* размещение средств на
* размещение средств в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, КО, ОВВЗ), а также облигации и векселя;
* кредитование предприятий и банков;
* арбитражные сделки с акциями приватизированных предприятий;
* риэлторские сделки;
* прочие операции (форвардные сделки, ипотечные облигации).
Бывает привлеченные средства предаются эмитентом в управление тем или иным кредитно-финансовым и инвестиционным институтам, с которыми заключаются соответствующие договора. Уполномоченные организации осуществляют финансовые операции со средствами займа. Чаще всего средства вкладываются на банковские депозиты и в ГКО (но эта информация является коммерческой тайной).
c) Средства бюджета. К ним для обслуживания займа прибегают Минфин Республики Саха (Якутия) и Республики Татарстан, частично - администрация Ярославской области и некоторых других областей. Считается, что при умелом управлении механизмом займа, рефинансировании и реструктуризации долга можно добиться удешевления обслуживания бюджетных расходов:
* при выпуске долговых обязательств типа ГКО снижение стоимости обслуживания долга эмитент может добиться за счет выпуска новых серий под более низкий процент, за счет инфляционного обесценения долга, ведущего к образованию "инфляционного дохода" эмитента;
* в рамках бюджетного займа
"выигрыш" может быть также
реализован за счет погашения
существующей задолженности
* средства займа могут
* конверсия бюджетной
d) Приватизация государственной (муниципальной) собственности может рассматриваться в качестве бюджетного источника, которая носит временный характер до завершения процесса разгосударствления собственности. Технически он реализуется путем конвертации облигаций в акции приватизированных предприятий и за счет денежных средств, полученных от реализации акций объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, в той части, в которой они принадлежат эмитенту.