Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Любой человек, живущий в России, скажет, что был такой известный реформатор. Петр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для себя и для всех оказался у ее вершин. Настоящего Столыпина мы не знаем. Имя его связанно реформой, которая затрагивала всю Русь. Его действия не понимали ни при жизни, ни после его смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни его враги. Столыпин не был слишком сложным человеком.

Содержание

1.Политический портрет П.А. Столыпина.
2.Сущность и значение реформы.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

    1 сентября 1911 года в киевской опере  шла “Сказка о царе Султане”  Н.А. Римского-Корсакова. В ложе  находился царь, Столыпин сидел  в первом ряду, в 18-м ряду  – Богров. После второго акта  был перерыв, царь покинул ложу. Столыпин стоял спиной к сцене,  опершись о рампу, и беседовал  с министром двора бароном  В.Б. Фредериксом и венным министром  В.А. Сухомлиновым. Неожиданно возник  Богров. Подойдя к Столыпину, он  выстрелил в него 2 раза.

    9 Сентября он был похоронен  в Киево-Печерской лавре. Октябристы  и правые кадеты высоко оценили  труд Столыпина. А крайние черносотенцы  по-прежнему были непримиримы.  В последующие годы в разных  городах устанавливались памятники  Столыпину.

    Для проведения своей реформы Столыпин умело воспользовался экономическими и политическими “козырями”. Он использовал в своих целях  как раздробленность революционной  оппозиции, так и отсутствие согласия среди радикально настроенной интеллигенции.

    1905-1911г.г.  стали годами спада революционного  движения. В партии социал-демократов  произошел окончательный раскол  из-за разных выводов, сделанных  каждой фракцией из-за поражения  революции 1905-1907 г.г. Меньшевики, проанализировав провал московского  восстания в декабре 1905 г., пришли  к мнению, что Россия ещё не  созрела для социальной революции.  Среди социал-демократов шла междоусобная  борьба различных тенденций, а  конструктивных действий было  мало. Партия эсеров, несмотря на все усилия Чернова, тоже находились в состоянии распада. Группа максималистов, сторонников немедленного осуществления всех пунктов программы эсеров сразу же после захвата власти, тяготела к былому терроризму и действовала боевыми фракциями. Другую сторону эсеров представляли трудовики. Они участвовали в работе Думы, обсуждали земельную реформу, вели среди крестьян легальную пропаганду в защиту обобществления земли. С новой силой возродилось влечение к национализму, мистицизму, эстетике, тогда как интерес к политике падал.

    Также реализации планов Столыпина способствовали не только политическая и идеологическая ситуация, но и превосходное экономическое  положение в стране. Рост промышленности в России возобновился с небывалой  быстротой. Благодаря массовому  экспорту продовольственных товаров (Российская империя экспортировала треть своей товарной продукции  зерновых и была самым крупным  поставщиком зерна), внешняя торговля была прибыльной, госбюджет уравновешенным. За 5 лет (1908-1913) промышленное производство возросло на 54%, общее количество рабочих  увеличивалось на 31% - это были конкретные показатели роста промышленности. Все  отрасли находились на подъеме, особенно производство стали, металлургия, добыча нефти, электроэнергии, сельскохозяйственных машин. Национальный доход рос с  каждым годом.

    В это время происходило усиление национализма. Формой национализма можно  считать желание буржуазии избавиться от присутствия иностранного капитала. С распространением образования  служащие все острее чувствовали  ущемленность своего положения, финансовую и иерархическую дискриминацию, которым они подвергались по сравнению  с иностранцами, работающими на тех  же предприятиях. Другая форма национализма в России проявлялась с помощью  всяческого разжигания власти и самим  Столыпиным. Чувство превосходства  русских над нерусскими, населявшими  империю.

    2.Сущность  и значение реформы.

    а) Цели реформы.

    Социально-политические цели реформы.

    Главная цель заключалась в привлечении  на сторону режима широких слоев  крестьянства и предотвращений новой  аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства  жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом  порядка и спокойствия”. Проводя  реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В  пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное  дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

    Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе совет объединенного  дворянства, имели большое влияние  на Николая 2 и его окружение. Члены  правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем  месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами  учитывалось так же и то, что  помещичьи хозяйства производили  весомую часть товарного хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы  понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить  административную организацию общины.

    Социально-экономические  цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную  общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической  целью реформ должен был стать  общий подъем сельского хозяйства  страны, трансформация аграрного  сектора в экономическую базу новой России.

      б) Подготовка реформы

    Подготовка  проектов реформы до революции фактически началось Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903 г.г.. В 1905-1907 г.г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине.

    Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды  под крестьянские наделы (ноябрь 1903 г.), что фактически означало возможность  отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал  не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы.

      в) Основы направления реформы.

    Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить прежде всего  путем “ укрепления” наделов  в частную собственность. Кроме  того по закону 1911 г. Разрешалось проводить  землеустройство (сведение земли в  хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились  землевладельцами.

    Продать же надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной  собственности.

    Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства  техническое усовершенствование, экономическое  развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных  районов имели наделы, разделенные  на 6 и более полос, в различных  местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих  усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу  Гурко, укрепления без землеустройства  не имело смысла.

    Поэтому планировались работы государственных  землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в  единый участок – отруб. Если такой  отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался  хутор.

    Переселение крестьян на свободные земли.

    Для решения проблемы крестьянского  малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных  регионах активизировалась переселенческая  политика. Выделялись средства для  транспортировки желающих на новые  места, прежде всего в Сибирь. Для  переселенцев строились специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства  и благоустройства, выдавались ссуда.

    Продажа крестьянам земли в рассрочку  через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под  залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

    Развитие  сельскохозяйственной кооперации как  промысловой, так и кредитной  был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные  товарищества получили некоторые льготы.

      г) Ход реформы.

     1. Юридическая основа, этапы и  уроки проведения реформы.

    Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой  и Госсоветом. Серьезные уточнения  в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной  политики и означавший начало второго  этапа реформы.

    В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В  июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.

    Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.

     2.Превращение крестьян в землевладельцев  на первом этапе (1907 -1910 г.г.) в  соответствии с указом 9 ноября 1906 г. шло несколькими путями.

    Укрепление  чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей  прекратился, процесс укрепления резко  сократился. Кроме того, большинство  крестьян, желавших лишь продать надел и не вести свое хозяйство, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 г.г. “укрепленцами” стали 2,5 млн. человек – 26% крестьян Европейской России (без западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

    Землеустройство на втором этапе (1911-1916 г.г.) по законам 1910 и 1911г.г. давало возможность получения  надела в собственность автоматически  – после создания отрубов и  хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность.

    В “стародушных” общинах (общинах, где  не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В  то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспредельных общин запросили  документы, удостоверяющие их собственность.

    Крестьяне западных губерний и некоторых районов  юга, где общины не существовали, так  же автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось продавать  специальные заявления. За Уралом реформа  формально не происходила, но и там  крестьяне не знали общинной собственности.

     3.Землеустройство.

    Организация хуторов и отрубов. В 1907-1910 г.г  лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

    После 1910г. правительство осознало, что  крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого  необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое  преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению  общинников, не рекомендовали больше ”искусственное поощрение” укрепительного процесса. Главным направлением реформы  стало землеустройство, которое  теперь само по себе превращало в частную  собственность крестьян.

    Теперь  процесс пошел с ускорением. Всего  к 1916 г. 1.6 млн. хуторов и отрубов  были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и  подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подавали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной и прерваны революцией.

     4.Переселение за Урал.

    По  указу 10 марта 1906 г. право переселения  крестьян было предоставлено всемжелающим без ограничений. Правительство  ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское  обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.

    Получив ссуду от правительства, на новые  земли в ''столыпинских” вагонах  двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых  составляли безземельные или малоземельные  крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили  население сибирских городов  или стали сельскохозяйственными  рабочими. Только небольшая часть  крестьян стала сельскими хозяевами  на новом месте.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа