Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:54, курсовая работа
Современная эпоха характеризуется бурным ростом интереса к историческому прошлому нашей страны, и это неудивительно, поскольку исторический опыт является ценным источником важной информации.
Так или иначе, любой опыт, будь он положительным или отрицательным, является неотъемлемой частью в развития общества.
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха характеризуется бурным ростом интереса к историческому прошлому нашей страны, и это неудивительно, поскольку исторический опыт является ценным источником важной информации.
Так или иначе, любой опыт, будь он положительным или отрицательным, является неотъемлемой частью в развития общества.
Вот почему мы нередко обращаем свой взор к прошлому, а, в частности, к деятельности реформаторов для того, чтобы суметь проанализировать итоги тех или иных реформ, суметь провести аналоги с современностью, спрогнозировать дальнейшее развитие и всевозможные последствия от них.
В
наши дни имя реформатора П.А.
Делом всей его жизни стала земельная реформа, которую собственно и хотелось бы рассмотреть в данной курсовой работе.
Извечный вопрос о земле всегда волновал народ. Должна ли она быть собственностью социальной, всего народа в целом или частной, а также насколько свободным должно быть её распоряжение, продажа, использование как залога и прочее.
Важно заметить, что поскольку Россия была страной крестьянской, аграрной, то именно от судьбы аграрного сектора, от того направления, в котором он будет развиваться, зависела и дальнейшая судьба страны в целом.
Решение аграрного вопроса П.А.Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, чтобы гражданские и политические права не оставались пустой буквой. П.А.Столыпин призывал к тому, что необходимо освободить народ от невежества, бесправия и нищеты. Он предполагал, что достигнуть намеченных целей возможно только при наличии сильной государственной власти. Эта реформа должна была способствовать созданию в России новой прочной опоры государства - класса мелких собственников. П.А.Столыпин сумел увидеть главные причины бедственного положения России и застоя сельского хозяйства.
Кроме того, целью работы является для нас даже сейчас разобраться, была ли она успешной в долгосрочной перспективе, или её идея была порочна с самого начала. Объясняется ли её неуспех невозможностью реализовать подобную идею в принципе или дело только в том, что у П.А.Столыпина было мало времени, и все дело подкосила война?
Тем самым, вопрос стоит в том был ли шанс повернуть историю по совершенно другому пути?
Эти темы актуальны и в наше
время. С одной стороны земля,
недра, национальное достояние,
Так куда податься и есть ли средний путь? По большому счету вопрос стоит остро: социализм или капитализм, поощрение социального расслоения или его искусственное сдерживание, а также степень государственного вмешательства при этом.
Вот почему, я решила остановить свой выбор на данной теме.
В курсовой работе рассматриваются основные направления столыпинской аграрной реформы в России, дается описание ее итогов и значения, а также некоторые причины ее неудачи.
В первой главе
Во второй главе
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАЧАЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене, где его мать была в гостях у своих родственников. «Ранее детство провел под Москвой в имении Средниково, когда-то принадлежавшем его родственникам Лермонтовым, а затем в Литве, в имении Колноберже»1.
Его отец – генерал-лейтенант Аркадий Дмитриевич Столыпин принадлежал к древнему роду, о котором упоминается в документах XVI в.. Аркадий Дмитриевич хорошо знал Л.Н.Толстого, с которым вместе прошел Крымскую войну 1853-1856 гг.
Семья Столыпиных имела поместья в Ковенской, Нижегородской, Казанской, Пензенской и Саратовской губерниях, дома в Ковно (Каунасе) и Вильно (Вильнюсе).
«Столыпин получил основательное домашнее образование, свободно владел тремя европейскими языками. Затем прошел полный курс классической гимназии в Вильне и Орле, сдав все экзамены (это удавалось немногим- менее чем половине из всех поступивших)»2.
Петр окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы в университете он женился на Ольге Борисовне Нейгардт – правнучке А.В.Суворова.
«Столыпин
пользовался в местном обществе
заслуженным авторитетом
С 1884 г. Петр Столыпин был служащим Министерства внутренних дел, затем Министерства государственных имуществ и опять МВД.
В 1889 г. он стал уездным предводителем дворянства в Ковно, в 1902 г. – гродненским губернатором, а в 1903 г. – саратовским.
По воспоминаниям его дочери, невольный страх внушал губернатор саратовским крестьянам: «У меня хранится любительский снимок, где видно, как папа въезжает верхом в толпу, за минуту до этого бушевавшую, а теперь всю, до последнего человека, стоящую на коленях. Она, эта огромная, десятитысячная толпа, опустилась на колени при первых словах, которые он успел произнести»4.
26 апреля 1906 г. Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел, а 8 июля того же года – председателем Совета министров, сохранив за ним пост главы Министерства внутренних дел. Таким образом, в течение пяти последующих лет Петр Аркадьевич Столыпин был вторым лицом в Российской империи.
Стремительный
взлет карьеры Петра
Период, когда Столыпин находился на вершине власти, был переломным для монархии. Страна стояла перед дилеммой – реформы или революция, мир или война.
Решить
эти задачи приходилось
Кроме того, в силу социальной принадлежности Столыпин не мог пойти на ликвидацию помещичьего землевладения, хотя проведение индустриализации в крестьянской стране, какой являлась Россия, настоятельно этого требовало.
1.2. Ситуация в стране накануне аграрной реформы
Какая же Россия досталась П.А.Столыпину в 1906 году и в какой атмосфере пришлось ему работать?
Вот по своей сути Россия, с которой столкнулся П.А. Столыпин в 1906 году.
Действительно, во главе реформ должен был встать именно такой человек, для которого прежде всего важна судьба России.
Приняв страну разрушенной в первой русской революции, П.А. Столыпин понимал, что нужно реформировать Россию, нужно ее модернизировать, нужно выводить ее на совершенно иной уровень.
Безусловно,
не трудно понять и почувствовать, что
ситуация весьма похожа на наше последнее
двадцатилетие. Но кто знал, что П.А.Столыпину
для того, чтобы спасти страну отведено
всего 5 лет? Что же было сделано этим человеком
за эти 5 лет?
1.3. Предпосылки аграрной реформы
Следует отметить, что, несмотря на сравнительную по тем временам молодость премьера ( к моменту назначения на пост министра внутренних дел, а затем и председателя Совета министров П.А.Столыпину было 44 года), он уже зарекомендовал себя как опытный, волевой и вместе с тем гибкий администратор, имевший университетское образование, обладавший практическим опытом ведения рационального хозяйства в собственных имениях и достаточно богатым служебным опытом на постах ковенского уездного и гродненского губернского предводителя дворянства, гродненского, а затем саратовского губернатора.
Уже в эти годы в различных совещаниях и комиссиях П.А.Столыпин неоднократно высказывал свои соображения по важнейшим вопросам внутренней жизни страны, касавшимся модернизации сельского хозяйства, судьбы общины, народного образования, страхования рабочих, ведения земств в западных губерниях и т.д. Однако тогда его взгляды еще не представляли собой какой-то сложившейся программы. В частности, предложения П.А.Столыпина по аграрному вопросу были достаточно умеренными и не выходили за рамки манифеста от 26 февраля 1903 г., предоставлявшего состоятельным крестьянам весьма ограниченное право выхода из общины при непременном сохранении общинного строя.
События
1905 г. Во многом ускорили формирование
мировоззренческих позиций П.А.
Дело
в том, что в русской деревне
до революции 1905-1907 годов сложились
две принципиально разные формы
владения землей. Речь идет о частной
собственности помещиков и
Если
раньше до 1905 года община пользовалась
поддержкой государства, поскольку
с нее было легче взимать разного
рода повинности, чем с того или
иного крестьянского хозяйства
по отдельности; то вскоре ситуация становилась
все более напряженной. Конфликт
между общиной и частной
«В 1905 г. Эти противоречия вылились в настоящую «войну за землю». Крестьяне «всем миром»,т.е. всей общиной, шли громить дворянские усадьбы. Власти подавляли волнения, посылая в места беспорядков военные экспедиции, производя массовые порки и аресты. Из «исконного устоя самодержавия» община неожиданно превратилась в «очаг бунта». Прежнему мирному соседству общины и помещиков пришел конец»5.
Все это не только сохраняло, но даже усиливало социальную напряженность в стране: «деревня с 1902 и до конца 1907 г., в особенности в Поволжье и в Прибалтике, поджогами и разграблением помещичьих имений и захватами их угодий пыталась разрешить исключительно аграрную проблему – крестьянского малоземелья, значительно осложненную низким уровнем земледельческой культуры»6.