Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:46, дипломная работа
В первой половине XVII века на атлантическом побережье Северной Америки были основаны поселения, сформировавшие в будущем американское общество. Там же были заложены государственно-политические традиции, которые стали основой будущих Соединенных Штатов Америки. Эти традиции несколько различались в отдельных колониях, в зависимости от условий их первоначального образования, но все они заложили фундамент республики.
Введение
Глава 1. политическое устройство английских колоний/провинций и штатов в XVII-XVIII вв. (до 1781 г.)
1. королевские хартии: законодательная и исполнительная власть в колониях
2. принятие конституций штатов (1776-1781 гг.)
3. организация политической жизни в штатах: принципы и характер
Глава 2. от «декларации независимости» к «статьям конфедерации»
1. «декларация независимости» 1776 года
2. план союза колоний бенджамина франклина
3. «статьи конфедерации» 1781 года: принципы, характер, причины нежиснеспособности
глава 3. Причины и последствия принятия конституции сша 1787 года
Заключение
Список использованной литературы
Таким
образом, по мнению А.А.Мишина и В.В.Согрина,
американские колонии в XVIII в., независимо
от того, были они королевскими, собственническими
или корпоративными, воплощали столь почитаемую
в Англии форму «смешанного правления»:
в лице губернатора, представлявшего короля,
была монархической, в лице Совета колонии
- олигархической, в лице нижней палаты
ассамблей – демократической или республиканской100.
Английские
колонии в Северной Америке на
протяжении всего колониального
периода (1607-1776 гг.) в своей политической
жизни руководствовались
Процесс создания конституций как основных законов начался с 1776 г. Они заметно отличались одна от другой, в разной степени отражая принципы, выдвинутые в ходе Войны за независимость и развития антиколониальной мысли. Как отмечает исследователь В.И.Лафитский, основные законы штатов разрабатывались на разных этапах американской революции и отражали те различия в соотношении политических сил, которые складывались в отдельных штатах.101 В работе «История буржуазного конституционализма» отмечается, что американский конституционализм колониального периода оставался неразвитым и в лучшем случае представлял собой провинциальные модификации британских образцов. По большей же части конституционное развитие колоний явно отставало от английского.102
В начале Войны за независимость не все штаты прибегли к созыву конституционных конвентов, а избранные с целью принятия основных законов собрания не во всем соответствовали идеальной модели конвента. В Нью-Джерси, Виргинии и Южной Каролине провинциальные конгрессы приняли конституции штатов, не будучи уполномочены на то избирателями. В Нью-Гэмпшире, Нью-Йорке, Пенсильвании, Делавэре, Мэриленде, Северной Каролине и Джорджии конституции штатов были выработаны избранными для этой цели собраниями. В двух штатах, Массачусетсе и Нью-Гэмпшире, проекты конституций, выработанные конвентами, были переданы для ратификации рядовым избирателям. Род-Айленд и Коннектикут, в которых все органы власти создавались на выборной основе еще до революции, преобразовали в конституции колониальные хартии, изъяв из них упоминания о королевской власти.103
Процесс выработки и принятия конституций штатов развивался необычно быстро: Нью-Гэмпшир одобрил конституцию 5 января 1776 г., Южная Каролина - 26 марта, Виргиния - в июне, Нью-Джерси - 2 июля, Делавэр - 20 сентября, Пенсильвания - 28 сентября, Мэриленд - 9 ноября, Северная Каролина - 18 декабря того же года. Джорджия одобрила конституцию 5 февраля 1777 г., Нью-Йорк — 20 апреля, 8 июля Род-Айленд и Коннектикут преобразовали в конституции колониальные хартии.
Быстрый процесс разработки и принятия конституций штатов отразился на их упрощенной структуре. Основные законы всех независимых штатов имеют преамбулу, где отражены причины принятия конституций. Среди таковых можно отметить следующие: «для сохранения мира и порядка», «для противостояния жестокому злоупотреблению Англией своих полномочий», «для счастья и процветания Америки», «для собственного счастья и благосостояния американцев», «для закрепления независимости американских штатов», «для того, чтобы население пользовалось своими естественными правами и благами» и т.д. Большинство конституций разделено на статьи (кроме конституции Нью-Гэмпшира), но они не объединены в разделы.
Первая конституция была принята в январе 1776 г. в Нью-Гемпшире. Характерным для нее и для конституции Южной Каролины (26 марта 1776 г.), которые были приняты до подписания Декларации независимости штатов 4 июня 1776 г., было то, что колонии (тогда еще не употребляли понятие «штаты») желали «достигнуть гармонии между Великобританией и Америкой», «не стремились сбросить зависимость от нее», хотели «наслаждаться конституционными правами и привилегиями» и «радоваться примирению между нами и нашими родителями». По существу политические идеи названных актов сводились к требованиям введения более широких прав самоуправления, но под эгидой английской короны.
Важным этапом в конституционном развитии штатов стало издание Континентальным конгрессом в мае 1776 г. резолюции, призвавшей каждую колонию «принять такую форму правления, которая, по мнению представителей народа, более всего способствовала бы счастью и безопасности их избирателей и Америки в целом»104. Иными словами, перед всеми колониями была поставлена задача создания новой политической структуры.
Первой на резолюцию Континентального конгресса откликнулась Виргиния, приняв в июне 1776 г. акт, носивший название «Конституции, или Формы правления». 4 июля 1776 г. Континентальный конгресс утвердил Декларацию независимости. Английские колонии были провозглашены «свободными и независимыми штатами» (под термином «штаты» понимались государства в полном смысле слова). С этого дня изменился и характер конституционных актов. Теперь метрополия являлась «жестоким и беспощадным врагом» (конституция Нью-Джерси). Отныне штаты вправе управлять своей внутренней политикой и создавать собственные органы власти. Впервые такая практика была зафиксирована в конституции Делавэра от 20 сентября 1776 г., которая была «согласована и принята на конвенции представителей штата». Аналогичные положения, служившие формой выражения суверенной власти штатов, были включены в большую часть последующих конституций. Все они в той или иной мере воспроизводили идеи и принципы Декларации независимости, а конституция Нью-Йорка от 20 апреля 1777 г. частично включила ее в свой текст105.
В течение с 1776 по 1781 г., конституции были приняты во всех штатах, за исключением Коннектикута и Род-Айленда, где в силе остались хартии, дарованные английским монархом в середине XVII века.
Исследователь В.И.Лафитский указывает на причины, по которым американцы обратились именно к конституциям как форме закрепления политико-правовых принципов и норм. Во-первых, английская модель неписаной конституции воспринималась как олицетворение колониализма, поэтому высшим источником права мог стать только единый писанный правовой документ, закрепляющий основные политические принципы. Во-вторых, действие колониальных хартий, которые мешали собственной нормотворческой деятельности колоний. В-третьих, истоки конституционного творчества нередко связывают с влиянием идей эпохи Просвещения. В-четвертых, стремление закрепить достигнутое в ходе острых социальных противоречий и политической борьбы в четкой писаной форме конституций106.
Таким
образом, накопление политико-правового
опыта колонистов, увеличение разногласий
между Великобританией и Америкой, развитие
антиколониальных настроений американцев,
начало вооруженных столкновений, и провозглашение
независимости североамериканских штатов
подтолкнуло колонистов к закреплению
результатов этой борьбы в конституциях.
В основных законах штатов были закреплены
основные принципы организации политической
власти, которые сформировались в американской
политической практике на протяжении
всего колониального периода под влиянием
английской государственности и идей
европейского Просвещения.
Принцип разделения властей и система «сдержек и противовесов». Разделение властей – один из старейших политико-правовых принципов, который был заимствован американскими колонистами у англичан еще в конце XVII столетия и затем был обогащен и усовершенствован как французской политической мыслью, так и чисто американским опытом.
Принцип разделения властей, получивший в США название «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной и разграничении между ними соответствующих функций107.
Организация, структура и взаимоотношения трех ветвей единой государственной власти, как и вся политико-правовая надстройка, всегда находилась в прямой зависимости от реальных политико-экономических и социальных отношений, от состояния и насущных потребностей американского общества.
Принцип разделения властей с момента своего появления на американской почве прошел длительный и сложный путь развития. Первоначально, в колониальный период, это был политический принцип, который фактически стал лозунгом в борьбе против британского колониального гнета. После провозглашения независимости в 1776 г. разделение властей приобретает черты конституционного принципа, нашедшего свое практическое воплощение в основных законах независимых штатов108.
В колониальный период (1607-1776 гг.) принцип разделения властей разительно отличался от традиционной формулы Ш.Монтескье и от конституционной практики после провозглашения независимости. В этот период была оформлена «смешанная форма правления», при которой большая часть властных полномочий концентрировалась в руках губернатора, представляющего исполнительную ветвь власти, в ущерб законодательным ассамблеям. Конституции штатов, принятые в период с 1776 по 1781 гг., решительно пересмотрели эту практику в направлении максимального ослабления исполнительной и возвышения законодательной власти. В отличие от «смешанной формы правления» система власти, закрепленная в конституциях независимых штатов, предполагала раздельное осуществление исполнительной, законодательной и судебной власти. Три ветви власти при этом должны были контролировать и уравновешивать друг друга при помощи системы «сдержек и противовесов»109.
Кроме конституции Нью-Гэмпшира, как самой первой конституции еще зависимой колонии, во всех остальных основных законах прослеживается принцип разделения властей. Например, ст.1 конституции Джорджии провозглашает, что «законодательная, исполнительная и судебная ветви являются самостоятельными и отдельными и не осуществляют полномочия, принадлежащие другой ветви власти»110. В текст основного закона Северной Каролины была включена Декларация прав человека, ст.4 которой гласит, что «законодательная, исполнительная и высшая судебная ветви власти должны всегда быть отдельными и отличными друг от друга»111. Ст.ст.2-4 конституции Пенсильвании выделяют три ветви власти и соотносят с ними Генеральную ассамблею, президента и Совет, а также суды112.
Законодательная власть в штатах была представлена однопалатными (Джорджия и Пенсильвания) и двухпалатными (все остальные штаты) представительными собраниями, избираемыми каждый год. Законодательным собраниям были переданы многие традиционные для колониального периода полномочия исполнительной власти: объявление войны и заключение мира, назначение должностных лиц, в том числе и членов исполнительных советов, казначея, генерального прокурора, судей и пр. Также законодательные собрания в большинстве штатов имели право избирать губернатора (президента) как главу исполнительной власти. К тому же именно представительным органам в Делавэре, Нью-Йорке, Пенсильвании, Северной Каролине принадлежит право импичмента.
В колониальный период исполнительная власть была представлена личностью губернатора. Конституции штатов заменили этот порядок принципом коллегиальной исполнительной власти. В каждом штате избирались Исполнительный (или Тайный в Делавэре и Южной Каролине) совет, губернатор (или президент в Делавэре, Пенсильвании и Южной Каролине), являвшийся не более как его председателем и осуществлял свои полномочия «по совету и с согласия» данного совета. В конституции Пенсильвании президент являлся всего лишь одним из членов Исполнительного совета. Ограниченность исполнительной власти выражалась еще максимально частых - ежегодных - выборах губернаторов (президентов) в большинстве штатов, в Южной Каролине - каждые 2 года, в Пенсильвании, Делавэре и Нью-Йорке - каждые 3 года. Еще одним ограничением власти губернаторов (президентов) является невозможность избрания на второй срок (кроме Джорджии, Южной и Северной Каролины). Большинство конституций штатов революционного периода лишали исполнительную власть права не только абсолютного, но и отлагательного вето. Также в конституциях штатов можно встретить и другие ограничения исполнительной власти. Например, ст.10 конституции Делавэра и ст.8 конституции Южной Каролины провозглашают, что «президент не имеет никакой власти отложить, прервать работу или распустить Генеральную ассамблею»113. Ст.19 конституции Нью-Йорка «обязывает губернатора сообщать законодательной власти на каждой сессии о состоянии государства»114.
Таким образом, на смену подавления законодательной власти исполнительной в соответствии с королевскими хартиями пришло преобладание законодательной ветви по принятым конституциям независимых штатов. В конституции Делавэра исполнительная власть характеризуется как «ограниченная и сдержанная» (ст.7)115. А.А.Мишин характеризует сложившуюся к концу XVIII в. в американских штатах форму правления как «чистая демократия» (из трех ветвей «смешанного правления» - монархической, аристократической и демократической - сохранялось реальное значение последней)116.
Судебная
ветвь власти по конституциям штатов
имела несамостоятельный
Информация о работе Становление американской государственности