Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 08:46, реферат
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия — все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность — это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют.
Введение
1.История становления религии
2.Классификация сект.
3.Истинная вера — одна.
4.Ислам
5.Буддизм
6.Иудаизм
Заключение
Введение.
После многих десятилетий
атеизма и бездуховности
План:
Введение
1.История становления религии
2.Классификация сект.
3.Истинная вера — одна.
4.Ислам
5.Буддизм
6.Иудаизм
Заключение
Ранний этап становления человеческого общества
Палеоантропологические
и археологические находки 60-80-х
годов заставили внести существенные
коррективы в прежние представления
о времени существования
В
1960 г. английский археолог Л. Лики обнаружил
в древнем слое Олдовайского ущелья
на севере Танзании костные остатки
существа, во многом похожего на австралопитековых
обезьян, однако значительно превосходившего
их по объему своего мозга. Если средний
объем мозга австралопитековых
немногим превышал 500 см3, то объем мозга
у найденного Л. Лики существа достигал
почти 660 см3. Еще существеннее было
то, что Ноmо habilis (человек умелый),
как английский археолог назвал свою
находку, обладал, в от-личие от австралопитековых,
зачатками орудийной
Поскольку человека отличает от животного прежде всего сознательное изготовление орудий, то Ното habilis был назван рядом антропологов древнейшим известным современной науке представителем человеческого рода (некоторые ученые считают Ноmо habilis не человеком, а предчеловеком).
Не менее сенсационная находка была сделана в 1970 г. в Кооби-Фора, на восточном берегу озера Рудольф в Кении, где в слое, имеющем абсолютный возраст 2,6 млн. лет, были раскопаны древнейшие из до сих пор известных орудий труда. И хотя костных остатков человека вместе с этими орудиями обнаружено не было, не вызывает сомнения, что создателем их могло быть существо, близкое Ноmо hаbilis.
Таким образом, если 20-30 лет назад считалось, что человек существует на Земле не более 1 млн. лет, то теперь, после отмеченных выше находок в Восточной Африке, многие исследователи удревнили возраст человече-ского рода до 3 млн. лет.
Оказалось, что считавшиеся древнейшими из людей яванские питекантропы жили значительно позже существ типа Ноmо hаbilis (большинство питекантропов обитало 0,5 — 1 млн. лет назад, некоторые — несколько раньше).
В
более позднюю по сравнению с
Ноmо hаbilis эпоху существовали и другие
известные нам древнейшие люди (архантропы):
человек из Кооби-Фора (свыше 1,5 млн.
лет назад), чадантроп (1 млн. лет назад)
из Центральной Африки, атлантроп (500
тыс. лет назад) из Северной Африки,
гейдельбергский человек и
Все
эти формы сильно отличались от современного
человека по своей морфологии, особенно
по строению мозга. Мозг древнейших людей
сильно уступал мозгу людей
Эволюция человеческого рода привела к появлению 200 тыс. лет назад или несколько ранее более развитых форм — древних людей (палеоантропов), называемых часто неандертальцами по имени первой, ставшей хорошо известной находки. По сравнению с древнейшими людьми неандертальцы были, несомненно, существенно продвинуты в эволюционном отношении. Объем мозга у них приближался к объему мозга у современного человека. Однако строение мозга еще сохраняло многие примитивные черты, и способность палеоантропов к абстракции, хотя и повысилась по сравнению с архан-тропами, оставалась все же ограниченной
Время существования древнейших и древних людей приходится на археологическую эпоху нижнего палеолита (иногда последний этап этого периода выделяют в особую эпоху — средний палеолит).
Нижний палеолит 40-30 тыс. лет назад сменился верхним палеолитом, ознаменовавшимся возникновением новых, более совершенных приемов изготовления каменных орудий. На границе нижнего и верхнего палеолита или несколько ранее в основном завершился процесс биологического развития людей: появился человек современного вида - Ноmо hаbilis, представляющий собой качественно новую ступень в эволюции человеческого рода и намного превзошедший все предшествующие ему предковые формы.
Дорелигиозная эпоха
На какой же стадии столь длительной истории человеческого общества возникла такая форма общественного сознания, как религия?
Все
сколько-нибудь добросовестные ученые,
не находящиеся в плену
Так,
американский исследователь Э. О. Джеймс
и известный голландский
Возникновение религии
У
неандертальского человека способность
к абстрагированию заметно
Появлению веры в сверхъестественное в немалой степени способствовали и условия общественного бытия того времени Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой. Буквально на каждом шагу человека подстерегали смертельные опасности. В. И. Ленин отмечал, что первобытный человек был "подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 5, с. 103). В этой тяжелой борьбе он часто терпел поражение. Повышение же способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным важным для человека природным явлениям. Отсюда и начинается религия, которую Ф. Энгельс назвал "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328).
Таким
образом, условия жизни неандертальца,
вне всякого сомнения, весьма способствовали
возникновению у него веры в сверхъестественное.
Гораздо труднее ответить на вопрос:
были ли возросшие способности
Для решения этой весьма сложной проблемы обычно привлекается материал по так называемым неандертальским погребениям.
Неандертальцы,
в отличие от древнейших людей, хоронили
своих покойников. В настоящее
время обнаружено более 20 преднамеренных
захоронений неандертальской
Неандертальские погребения истолковываются различными исследователями неодинаково.
Некоторые
ученые видят в них только проявление
полуинстинктивной заботы о сочлене
своей орды, привязанности к нему
при одновременном
Однако
большинство ученых все же склонны
видеть в неандертальских погребениях
зачатки религиозного культа. Так, академик
А. П. Окладников, тщательно изучивший
всю имеющуюся литературу по захоронениям
неандертальцев, а также лично
исследовавший одно из погребений на
территории СССР (в гроте Тешик-Таш),
пришел к заключению, что неандертальцы
совершали над покойниками
Такая точка зрения представляется наиболее солидно аргументированной. Кстати, ряд археологических находок последних лет (в европейских пещерах Базуа, Регурду и др.) еще более склонил чашу весов в пользу предположения о наличии у неандертальцев зачатков религии.
Если для неандертальцев были характерны лишь какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших в них верованиях можно судить и по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.
Религии доклассового общества
Религии
доклассового общества очень разнообразны.
Одной из древнейших форм религии
был тотемизм. О сущности тотемизма
в науке еще не сложилось единого
мнения, и по этому поводу ведутся
оживленные дискуссии. Многие зарубежные
ученые не считают тотемизм религией.
Одни из них рассматривают тотемизм
в качестве средства организации
общества, другие полагают, что он был
попыткой первобытного человека классифицировать
вещи и явления. Советские ученые,
не отрицая большой социальной значимости
тотемизма, считают его религией.
В наиболее общем виде тотемизм -
это вера в таинственную родственную
связь меж- ду группой людей, с
одной стороны, и определенным видом
растений, животных или явлением природы
- с другой. Тотемизм самым тесным
образом связан с родовым строем,
и существует мнение, что эта форма
религии возникла как фантастическое
отражение в сознании людей складывающихся
родовых отношений. Обычно каждый род
был одновременно и отдельной
тотемической группой и назывался
по имени тотемного животного, растения
и т. д. Тотемистические верования
имеют несколько