Становление государственности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Распад СССР. Политика перестройки в вопросе о форме государственного единства в целом сводилась в поддержке идеи децентрализации СССР: предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако политика предоставления на местах «столько суверенитета, сколько нужно» привела к размаху сепаратизма и национализма

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 51.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Становление государственности  Российской Федерации  

Распад СССР. Политика перестройки в вопросе  о форме государственного единства в целом сводилась в поддержке  идеи децентрализации СССР: предполагалось, что союзным республикам будут  предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако политика предоставления на местах «столько суверенитета, сколько нужно» привела к размаху сепаратизма и национализма. В итоге Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» был принят «вдогонку» решениям ряда республик об их суверенных правах, то же самое произошло и с Законом о выходе из состава СССР, принятым после того, как Литва заявила о своем выходе из Союза. 

Единство СССР с одной стороны, в большой  мере опиралось на единство правящей партии, а с другой – на плановую экономику и централизованное распределение ресурсов. Кризис КПСС и ее раскол, переход к рыночным принципам организации экономики на фоне надвигающегося социального краха предрешили судьбу СССР. 

Пытаясь остановить распад, руководство СССР предпринимает попытки заключения нового союзного договора, проводится референдум по сохранению единого Союза, однако руководство СССР уже потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался. В этих условиях ряд руководителей страны пытались в августе 1991 г. путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему развалу СССР: большинство союзных республик заявили о независимости. 

8 декабря 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией  было подписано Соглашение о  создании СНГ, предусматривавшее  роспуск Союза ССР. Окончательно  СССР прекратил существование  после встречи президентов 11 республик  в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. 

Становление государственности РФ. 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», где говорилось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. При этом некоторые положения противоречили Конституции СССР и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще: провозглашались верховенство Конституции РСФСР и возможность приостанавливать действие актов Союза ССР. Реализации положений Декларации были изложены в Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» от 22 июня 1990 г. Внесены изменения в Конституцию РСФСР. Позднее Верховный Совет РСФСР принял несколько законов для реализации норм, содержащихся в Декларации и постановлении, в частности Закон РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». 

В августе 1991 г. в процессе противостояния ГКЧП в  РСФСР был принят ряд документов, по которым некоторые союзные  полномочия переходили к республиканским органам. Фактически Российская Федерация стала суверенным государством на своей территории. После создания СНГ Российская Федерация стала правопреемницей СССР. 

53. Конституция  РФ1993 г. 

Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. 

Конституция закрепила  федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет  России, верховенство Конституции и  федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области. 

Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов  и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного  ведения. К исключительной компетенции  федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. 

Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом установила, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Конституция закрепляет основные обязанности граждан: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. 

Конституция определяет структуру федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда. Устанавливается система органов прокуратуры. 

Конституция устанавливает  законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов  власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. 

Отдельная глава  Конституции посвящена вопросу  внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма  изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.

54. Гражданское  законодательство России на современном  этапе  

В последние  годы существования СССР был принят ряд законов, направленных на постепенное  допущение рыночных отношений: Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР». В 1990 г. принимаются Законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР», установившие возможность существования в СССР собственности граждан и образование смешанных форм собственности, а также возможность существования предприятий, основанных на собственности граждан. 

24 декабря 1990 г. был принят Закона «О собственности  в РСФСР», который восстановил  понятие частной собственности, установил запрет для государства на ограничения или преимущества между частной и иными формами собственности, разрешил частную собственность на земельные участки. 25 декабря 1990 г. принимается Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», распространяющийся на лиц, преследующих цель получения прибыли. В июле 1991 г. принимаются Законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «О приватизации жилищного фонда», устанавливающие правовые основы перехода собственности из государственной в частную. Одновременно на территории России действовали Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 г., которые возродили деление имущества на движимое и недвижимое, ввели понятия коммерческих и некоммерческих организаций, установили общий срок исковой давности, возможность возмещения морального вреда. 

К середине 1990-х  гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства. Потребовалось создание единого кодифицированного акта, которым стал новый Гражданский кодекс РФ. В 1994 г. принимается первая часть ГК РФ, определявшая основные понятия: физические и юридические лица, объекты гражданских прав, право собственности и иные вещные права, их приобретение и прекращение. В 1995 г. принимается вторая часть ГК РФ, регламентирующая отдельные виды обязательств. Принятая в 2001 г. третья часть Кодекса содержит нормы наследственного и международного частного права. В 2006 г. принята четвертая часть ГК РФ, содержащая нормы авторского права. 

По отдельным  вопросам были приняты законы, конкретизирующие положения ГК РФ, например законы «Об  акционерных обществах», «Об обществах  с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. 

Проводимая с 1990 г. земельная реформа в России завершилась принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ, установившего правовые основы собственности и иных вещных прав на землю, классификацию земель по их назначению, механизм возникновения и прекращения прав на землю. Отдельные положения конкретизируются в соответствующих федеральных законах: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и т. д.

55. Уголовное  законодательство России на современном  этапе  

В начале 1990-х  гг. изменения, произошедшие в обществе, нашли свое отражение в УК РСФСР. Появились такие виды преступлений, как призывы к совершению преступлений против государства, повреждение трубопроводов, применение биологического оружия, воспрепятствование деятельности конституционных органов власти, выпуск в обращение неофициальных денежных знаков, организация или участие в незаконных вооруженных формированиях, похищение человека, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу. Вместе с тем отменяется ряд статей УК: исключаются диверсия, нарушение правил о валютных операциях, преступления против социалистической собственности, спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. 

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. в УК РФ отменяются статьи о нарушении правил паспортной системы и занятии бродяжничеством  и попрошайничеством, из видов наказаний исключаются условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка. Сокращается числосоставов преступлений, в качестве наказания за которые предусматривалась смертная казнь. В 1993 г. была устранена уголовная ответственность близких родственников за укрывательство преступлений. В 1994 г. изменилось понятие необходимой обороны: каждый получал право на необходимую оборону независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью. 

В 1996 г. принимается УК РФ. Кодекс расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, ввел специальные разделы, посвященные уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера, а также пересмотрел систему наказаний: были введены обязательные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, увеличен максимальный срок лишения свободы до 20 лет и введено пожизненное лишение свободы; был отменен ряд существовавших ранее наказаний. Устанавливалась классификация преступлений по их тяжести. Изменилась структура Кодекса: на первое место встали преступление против личности и против собственности, а затем преступления против общественной безопасности и порядка управления. 

В последующие  годы в УК РФ был внесен ряд изменений, при этом не все отличались последовательностью. С одной стороны, была введена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, прекращение подачи энергии, легализацию денежных средств, полученных преступным путем, организацию экстремистского сообщества и др. В то же время ряд преступлений был переведен из категории тяжких преступлений в менее тяжкие, исключено понятие неоднократности преступлений, существенно сужено понятие рецидива преступлений. 

56. Судебная реформа  и процессуальное законодательство в Российской Федерации  

Судебная реформа. В начале 1990-х г г. судопроизводство отказывается от исключительно коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных  дел. Были определены категории дел, которые рассматривались судьей единолично. Был введен суд присяжных, закрепленный позже в Конституции РФ. Первоначально суды присяжных вводились в качестве эксперимента в 10 субъектах РФ, в 2002 г. с принятием УПК РФ действие судов присяжных было распространено на всю территорию страны. 

Конституция РФ изменила принцип назначения судей. Судьи федеральных судов стали  назначаться Президентом России, а Конституционного, Верховного, Высшего  арбитражного судов – Советом  Федерации по представлению Президента. Изменился и срок их полномочий, судьи стали назначаться как на определенный, так и на неограниченный срок. 

В 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации», который установил две системы  судов – федеральные и субъектов  Федерации. К федеральным отнесены Конституционный суд России, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К судам субъектов Федерации отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Мировые судьи должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. 

Гражданский процесс. В 1992 г. судьям была предоставлена возможность  единолично рассматриватьряд категорий  дел, что ускорило процесс их рассмотрения. Расширяется принцип состязательности: каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. В 1996 г. суд освобождается от сбора доказательств. В 2002 г. принимается ГПК РФ, который закрепил все произошедшие изменения, а также ограничил права прокуратуры в гражданском процессе: прокуроры лишились права опротестовывать решения судов в порядке надзора, если прокурор не участвовал в деле. 

Информация о работе Становление государственности Российской Федерации