Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, реферат
Распад СССР. Политика перестройки в вопросе о форме государственного единства в целом сводилась в поддержке идеи децентрализации СССР: предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако политика предоставления на местах «столько суверенитета, сколько нужно» привела к размаху сепаратизма и национализма
Становление государственности
Российской Федерации
Распад СССР.
Политика перестройки в вопросе
о форме государственного единства
в целом сводилась в поддержке
идеи децентрализации СССР: предполагалось,
что союзным республикам будут
предоставлены более широкие экономические
и политические права. Однако политика
предоставления на местах «столько суверенитета,
сколько нужно» привела к размаху сепаратизма
и национализма. В итоге Закон «О разграничении
полномочий между Союзом ССР и субъектами
Федерации» был принят «вдогонку» решениям
ряда республик об их суверенных правах,
то же самое произошло и с Законом о выходе
из состава СССР, принятым после того,
как Литва заявила о своем выходе из Союза.
Единство СССР
с одной стороны, в большой
мере опиралось на единство правящей
партии, а с другой – на плановую экономику
и централизованное распределение ресурсов.
Кризис КПСС и ее раскол, переход к рыночным
принципам организации экономики на фоне
надвигающегося социального краха предрешили
судьбу СССР.
Пытаясь остановить
распад, руководство СССР предпринимает
попытки заключения нового союзного договора,
проводится референдум по сохранению
единого Союза, однако руководство СССР
уже потеряло механизмы воздействия на
республики и процесс распада СССР продолжался.
В этих условиях ряд руководителей страны
пытались в августе 1991 г. путем введения
чрезвычайных мер восстановить прежнюю
форму государственного единства. Поражение
ГКЧП способствовало дальнейшему развалу
СССР: большинство союзных республик заявили
о независимости.
8 декабря 1991
г. Россией, Украиной и
Становление государственности
РФ. 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных
депутатов РСФСР принял Декларацию «О
государственном суверенитете РСФСР»,
где говорилось о решимости создать демократическое
правовое государство в составе обновленного
Союза ССР. При этом некоторые положения
противоречили Конституции СССР и ставили
под сомнение возможность существования
Союза вообще: провозглашались верховенство
Конституции РСФСР и возможность приостанавливать
действие актов Союза ССР. Реализации
положений Декларации были изложены в
Постановлении Съезда народных депутатов
РСФСР «О разграничении функций управления
организациями на территории РСФСР» от
22 июня 1990 г. Внесены изменения в Конституцию
РСФСР. Позднее Верховный Совет РСФСР
принял несколько законов для реализации
норм, содержащихся в Декларации и постановлении,
в частности Закон РСФСР «Об обеспечении
экономической основы суверенитета РСФСР».
В августе 1991 г.
в процессе противостояния ГКЧП в
РСФСР был принят ряд документов,
по которым некоторые союзные
полномочия переходили к республиканским
органам. Фактически Российская Федерация
стала суверенным государством на своей
территории. После создания СНГ Российская
Федерация стала правопреемницей СССР.
53. Конституция
РФ1993 г.
Конституция РФ
принята всенародным
Конституция закрепила
федеральное устройство государства,
состоявшее (на момент принятия Конституции)
из 89 равноправных субъектов Федерации.
Устанавливались единство и суверенитет
России, верховенство Конституции и
федеральных законов на всей ее территории,
единое гражданство. Допускается прием
в Российскую Федерацию и образование
новых членов, но не предусматривается
право выхода из ее состава. Статус субъектов
Федерации определяется Конституцией
и актом представительного органа субъекта
– Конституцией республики или Уставом
области.
Конституция разграничивает
компетенцию федеральных
Конституция закрепляет
широкий круг политических и социальных
прав и свобод граждан, при этом установила,
что человек, его права и свободы, являются
высшей ценностью, их признание, соблюдение
и защита являются обязанностью государства.
Конституция закрепляет основные обязанности
граждан: платить законно установленные
налоги и сборы, сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам, защищать Отечество.
Конституция определяет
структуру федеральных органов
законодательной, исполнительной и
судебной власти, а также общий порядок
их формирования. Главой государства является
Президент, высший представительный орган
– двухпалатное Федеральное Собрание,
высший исполнительный орган – Правительство
РФ, высший судебный орган – Верховный
суд. Предусмотрено создание органа конституционного
надзора – Конституционного Суда. Устанавливается
система органов прокуратуры.
Конституция устанавливает
законодательные основы местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления
отделены от государственных органов
власти, они самостоятельны в решении
вопросов, отнесенных к их компетенции.
Отдельная глава
Конституции посвящена вопросу
внесения поправок и пересмотру Конституции.
Предусматривается два
54. Гражданское
законодательство России на
В последние
годы существования СССР был принят
ряд законов, направленных на постепенное
допущение рыночных отношений: Законы
СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»,
«О государственном предприятии (объединении)»,
«О кооперации в СССР». В 1990 г. принимаются
Законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях
в СССР», установившие возможность существования
в СССР собственности граждан и образование
смешанных форм собственности, а также
возможность существования предприятий,
основанных на собственности граждан.
24 декабря 1990
г. был принят Закона «О
К середине 1990-х
гг. сложилась многоуровневая система
гражданского законодательства. Потребовалось
создание единого кодифицированного акта,
которым стал новый Гражданский кодекс
РФ. В 1994 г. принимается первая часть ГК
РФ, определявшая основные понятия: физические
и юридические лица, объекты гражданских
прав, право собственности и иные вещные
права, их приобретение и прекращение.
В 1995 г. принимается вторая часть ГК РФ,
регламентирующая отдельные виды обязательств.
Принятая в 2001 г. третья часть Кодекса
содержит нормы наследственного и международного
частного права. В 2006 г. принята четвертая
часть ГК РФ, содержащая нормы авторского
права.
По отдельным
вопросам были приняты законы, конкретизирующие
положения ГК РФ, например законы «Об
акционерных обществах», «Об обществах
с ограниченной ответственностью»,
«О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях» и др.
Проводимая с 1990 г. земельная реформа в России завершилась принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ, установившего правовые основы собственности и иных вещных прав на землю, классификацию земель по их назначению, механизм возникновения и прекращения прав на землю. Отдельные положения конкретизируются в соответствующих федеральных законах: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и т. д.
55. Уголовное
законодательство России на
В начале 1990-х
гг. изменения, произошедшие в обществе,
нашли свое отражение в УК РСФСР.
Появились такие виды преступлений,
как призывы к совершению преступлений
против государства, повреждение трубопроводов,
применение биологического оружия, воспрепятствование
деятельности конституционных органов
власти, выпуск в обращение неофициальных
денежных знаков, организация или участие
в незаконных вооруженных формированиях,
похищение человека, захват заложников,
незаконное помещение в психиатрическую
больницу. Вместе с тем отменяется ряд
статей УК: исключаются диверсия, нарушение
правил о валютных операциях, преступления
против социалистической собственности,
спекуляция, предпринимательская деятельность
и коммерческое посредничество.
После принятия
Декларации прав и свобод человека
и гражданина в 1991 г. в УК РФ отменяются
статьи о нарушении правил паспортной
системы и занятии
В 1996 г. принимается
УК РФ. Кодекс расширил круг обстоятельств,
исключающих преступность деяния, ввел
специальные разделы, посвященные уголовной
ответственности несовершеннолетних
и принудительным мерам медицинского
характера, а также пересмотрел систему
наказаний: были введены обязательные
работы, ограничение по военной службе,
арест, ограничение свободы, увеличен
максимальный срок лишения свободы до
20 лет и введено пожизненное лишение свободы;
был отменен ряд существовавших ранее
наказаний. Устанавливалась классификация
преступлений по их тяжести. Изменилась
структура Кодекса: на первое место встали
преступление против личности и против
собственности, а затем преступления против
общественной безопасности и порядка
управления.
В последующие
годы в УК РФ был внесен ряд изменений,
при этом не все отличались последовательностью.
С одной стороны, была введена уголовная
ответственность за невыплату заработной
платы, прекращение подачи энергии, легализацию
денежных средств, полученных преступным
путем, организацию экстремистского сообщества
и др. В то же время ряд преступлений был
переведен из категории тяжких преступлений
в менее тяжкие, исключено понятие неоднократности
преступлений, существенно сужено понятие
рецидива преступлений.
56. Судебная реформа
и процессуальное законодательство
в Российской Федерации
Судебная реформа.
В начале 1990-х г г. судопроизводство
отказывается от исключительно коллегиального
рассмотрения гражданских и уголовных
дел. Были определены категории дел,
которые рассматривались судьей
единолично. Был введен суд присяжных,
закрепленный позже в Конституции РФ.
Первоначально суды присяжных вводились
в качестве эксперимента в 10 субъектах
РФ, в 2002 г. с принятием УПК РФ действие
судов присяжных было распространено
на всю территорию страны.
Конституция РФ
изменила принцип назначения судей.
Судьи федеральных судов стали
назначаться Президентом
В 1996 г. был принят
Федеральный конституционный
Гражданский процесс.
В 1992 г. судьям была предоставлена возможность
единолично рассматриватьряд категорий
дел, что ускорило процесс их рассмотрения.
Расширяется принцип
Информация о работе Становление государственности Российской Федерации