Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:46, дипломная работа
В первой половине XVII века на атлантическом побережье Северной Америки были основаны поселения, сформировавшие в будущем американское общество. Там же были заложены государственно-политические традиции, которые стали основой будущих Соединенных Штатов Америки. Эти традиции несколько различались в отдельных колониях, в зависимости от условий их первоначального образования, но все они заложили фундамент республики.
Введение
Глава 1. политическое устройство английских колоний/провинций и штатов в XVII-XVIII вв. (до 1781 г.)
1. королевские хартии: законодательная и исполнительная власть в колониях
2. принятие конституций штатов (1776-1781 гг.)
3. организация политической жизни в штатах: принципы и характер
Глава 2. от «декларации независимости» к «статьям конфедерации»
1. «декларация независимости» 1776 года
2. план союза колоний бенджамина франклина
3. «статьи конфедерации» 1781 года: принципы, характер, причины нежиснеспособности
глава 3. Причины и последствия принятия конституции сша 1787 года
Заключение
Список использованной литературы
Принцип
разделения властей, закрепленный в
конституциях штатов в период 1776-1781
гг., значительно отличался от классической
формулы Ш.Монтескье и его
Конституционный принцип разделения властей, заимствованный из английской теории и практики, сыграл огромную роль в формировании американской государственности. Он был положен в основу строительства ответственного и заинтересованного в нерушимости союза государственного аппарата, который был доказательством избавления от английского колониального гнета и гарантом независимости будущих Соединенных Штатов Америки.
Система «сдержек и противовесов» должна была обеспечить стабильность государственных и правовых институтов, непрерывность функционирования самой государственной власти. Чисто конституционный механизм системы «сдержек и противовесов» в последующие столетия был существеннейшим образом дополнен и включен в текст федеральной Конституции 1787 г.122
Принцип республиканизма. В XVIII столетии политическая теория, основу которой составляло признание святости общественного договора и частной собственности на средства производства, знала три формы государства. Это были: наследственная монархия; личная тирания или индивидуальная диктатура; республика. Их них последняя являлась исключением в историческом опыте человечества, а там, где она встречалась, была ограничена весьма узкими территориальными границами. Зарубежный историк-марксист Г.Аптекер указывает на тот факт, что Американская революция XVIII в. в силу ее народного характера имела своим результатом принятие республиканской формы – сначала правительствами штатов, а потом, в конституции, и национальным правительством123.
Под республиканской формой правления «отцы-основатели» подразумевали выборное ответственное правительственное, сменяемое в установленные сроки; «но еще большее, решающее значение имело то содержание, которое вкладывали в эту форму широкие массы народа. Сама республиканская форма отражает давление широких масс народа и заключает в себе возможности развития; вот почему ее принятие было важным фактом»124.
Влияние английских монархических тенденций в проекции на американскую действительность сформировало в штатах республику, как единственно возможную форму правления, которая способна, учитывая интересы народа, организовать четкую вертикаль и горизонталь власти и, таким образом, оформить американскую государственность. По утверждению А.А.Мишина, отныне все органы власти должны были создаваться на выборной основе, прежнее «смешанное правление» рухнуло - его невыборные монархическая и аристократическая ветви были уничтожены125.
Конституции штатов провозгласили законодательную власть выборной. Как гласит ст.2 конституции Джорджии «законодательная власть должна состоять из представителей народа»126. В.В.Согрин ссылается на Ш.Монтескье, который полагал, что законодательная власть должна воплощать «смешанное правление»: одна ее палата призвана защищать интересы привилегированного сословия, а другая - представлять народ. Исследователь утверждал, что законодательная власть по конституциям штатов соответствовала этой схеме127.
В большинстве штатов утвердилась двухпалатная система выборного органа (кроме Джорджии и Пенсильвании). Как считает А.А.Мишин, однопалатные законодательные собрания означали наиболее радикальный отход от английской конституционной практики XVIII в. и возрождение одного из самых демократических требований левеллеров эпохи Английской революции 1640-х гг.128 Нижние палаты выборных органов более демократичны, чем верхние, т.к. они многочисленнее верхних и имеют более широкий круг избирателей. Например, в Законодательный совет (верхняя палата) штата Нью-Джерси избираются по одному представителю от округа, а в Генеральную ассамблею (нижняя палата) – по 3 представителя129. Количество сенаторов Нью-Йорка не должно превышать 100, а членов Собрания штата (нижняя палата) должно быть не более 300130. Таким образом, нижние палаты законодательных собраний могли выражать интересы более широких слоев населения. К тому же для членов верхних палат были большие ограничения. Для сенаторов штата Северная Каролина действовал ценз оседлости (12 месяцев в своем округе) и необходимость в обладании участком земли в 50 акров. В то же время, чтобы стать членом нижней палаты Генеральной ассамблеи Северной Каролины (палаты общин) также действует ценз оседлости (12 месяцев в своем округе), но вместо владения землей необходимо было иметь обязанность платить налоги131. Отличалась и процедура выборов в верхние и нижние палаты законодательных собраний. Выборы в Собрание штата Нью-Йорка проводились ежегодно, а избрание сенаторов проводились по 4 классам (сенаторы 1 класса пребывали в должности 1 год, 2 класса – 2 года, и т.д.)132. В целом, по мнению В.В.Согрина, именно нижние палаты олицетворяли демократические перемены Американской революции133.
Одна из демократических черт конституционных преобразований революционной эпохи - расширение избирательного права за счет некоторого снижения имущественного ценза. В Пенсильвании к выборам были допущены все мужчины-налогоплательщики старше 21 года, в Нью-Йорке понижался вдвое имущественный ценз для электората, участвовавшего в выборах членов нижней палаты, в Нью-Джерси, Джорджии и Нью-Гэмпшире имущественный ценз более не связывал право голоса с владением недвижимой собственностью. В Мэриленде, Северной и Южной Каролинах имущественный ценз стал более либеральным. В Коннектикуте, Род-Айленде, Виргинии и Делавэре он сохранился без изменений, а в Массачусетсе был несколько повышен. В целом же конституции штатов способствовали расширению электората.
Наряду с имущественным и религиозным цензами, характерными для колониального периода, в конституциях штатов появились ценз оседлости и возрастной цензы.
Таким образом, европейские традиции на американской почве сформировали республиканское государство с выборной законодательной властью.
Принцип бикамерализма. Большинство законодательных собраний штатов согласно их основным законам строятся по традиционной для европейских парламентов бикамеральной системе. Только Пенсильвания и Джорджия имели однопалатные легистратуры. Однопалатными были и континентальные конгрессы, но их недолгий опыт полностью доказал их слабость и ограниченность. Как указывает В.И.Лафитский, именно однопалатная структура Палаты представителей Пенсильвании позволяла радикалам занять большинство мест в легистратуре, что привело к тому, что ни в одном из штатов демократические преобразования не были проведены с такой последовательностью, как там. Это не могло не вызвать ненависти многих современников американской революции, напуганных размахом революционного движения134. А.А.Мишин также считает, что опыт однопалатной законодательной ассамблеи Пенсильвании подтвердил опасения верхов относительно последствий «чистой» демократии135.
Принятие бикамеральной структуры было не случайным, это следовало из долгого колониального опыта. Огромное влияние на политическое мышление американцев оказала английская государственность, британская парламентская модель включала в себя палату общин и палату лордов. По мнению, В.В.Согрина, считалось необходимым ввести в законодательное собрание аристократический элемент, который служил бы «сдержкой и противовесом» чрезмерно демократической нижней палате136.
Верхние палаты имели больший срок полномочий, что должно было придать их политическому курсу большую стабильность. Если нижние палаты повсеместно переизбирались ежегодно (кроме Мэриленда, где устанавливался двухгодичный срок полномочий членов палаты представителей), то для верхних палат подобный минимальный срок был уже исключением. В Мэриленде сенаторы избирались на пять, Нью-Йорке и Виргинии - на четыре, Делавэре - на три, Южной Каролине - на два года. Во всех штатах, кроме Виргинии и Делавэра, имущественный ценз для кандидатов в верхние палаты был выше, чем для депутатов нижних палат. Например, в Нью-Джерси ценз в Законодательный совет (верхняя палата) составлял 1000 фунтов, а в Генеральную ассамблею (нижняя палата) – 500 фунтов137; в Северной Каролине для кандидатов в Сенат необходимо было обладать участком земли в 50 акров, в то время как для кандидатов в палату общин необходимо только иметь обязанность платить налоги138. Верхние легистратуры значительно уступали в численности нижним палатам.
Вышеперечисленные отличия, по мнению А.А.Мишина, должны были закрепить за высшими палатами функцию «исправления» демократических «перегибов» в деятельности нижних палат. И, тем не менее, верхние палаты революционного периода, как правило, проводили линию, мало чем отличавшуюся от курса нижних легистратур139. Именно принцип бикамерализма обеспечил участие широких слоев американского населения в процессе создания нового независимого государства в Северной Америке.
Импичмент. Конституции штатов предусматривают процедуру импичмента – отстранение от должности. Этим правом обладали законодательные собрания по отношению к другим должностным лицам государства, что еще раз доказывало преобладание законодательной ветви власти над исполнительной. Конституции Делавэра (ст. 23), Джорджии (ст. 49), Нью-Джерси (ст. 12), Нью-Йорка (ст. 20), Северной Каролины (ст. 23), Пенсильвании (ст. 22) раскрывают суть процедуры импичмента в каждом штате. В основном отстранение от должности направлено на губернатора (президента) как главу исполнительной власти. Ст. 20 конституция Нью-Йорка «предусматривает процедуру импичмента губернатора как отстранение от должности со стороны законодательной власти»140. Согласно ст. 23 конституции Делавэра президент подвергается процедуре импичмента, «если находится вне должности, либо в случае недобросовестного управления, либо коррупции, либо совершения преступления, что угрожает безопасности государства»141. Признание виновным влечет отстранение лица от всех занимаемых должностей. Процедура импичмента распространяется не только на личность губернатора (президента), но и на все другие должности. Это отражено в конституциях Джорджии, Нью-Джерси, Северной Каролины, Пенсильвании. Наиболее полно это зафиксировано в конституции Северной Каролины: «губернатор и другие должностные лица, совершившие правонарушение в отношении государства, нарушив какую-либо часть настоящей конституции, неправильное управление, или коррупция, могут быть подвергнуты преследованию по импичменту Генеральной ассамблеи»142.
Таким образом, процедура импичмента – это одна из функций законодательной ветви власти, ограничивающая полномочия исполнительной власти и других должностных лиц государства. Цель импичмента состоит в отстранении должностных лиц, которые проявили неспособность к реализации своих прав и выполнению возложенных на них обязанностей143.
Институт конституционной поправки. Создатели конституций штатов приложили максимум усилий для того, чтобы сделать основные законы более стабильными. С этой целью в текст некоторых конституций была включена процедура внесения поправок и изменений. Правом внесения поправок обладают исключительно законодательные собрания штатов. Например, ст. 21 конституции Нью-Джерси гласит, что «все законы штата должны быть и оставаться в полной силе, пока не изменены законодательным органом»144. Только конституции Делавэра, Джорджии, Пенсильвании и Нью-Йорка предусматривают порядок внесения поправки в конституции. Ст. 30 основного закона Делавэра предусматривает, что «ни одна из частей конституции не должны быть изменены или уменьшены без согласия пяти из семи частей Дома собраний, а также 7 из 9 членов Законодательного совета»145. Следовательно, для внесения поправок в конституцию необходимо абсолютное большинство голосов законодательного собрания, что естественно затрудняет данную процедуру. Ст. 63 конституции Джорджии предусматривает, что «никакие изменения не вносятся без ходатайства со стороны большинства областей, а также ходатайства каждого округа, которое должно быть подписано большинством избирателей округа в рамках данного государства»146. Особая система внесения поправки в основной закон существовала в Пенсильвании. Ст. 47 объясняет причины изменения законов штата: «либо неисправность статей, либо добавление статей, необходимых для сохранения прав и счастья человека». Для процедуры внесения поправок необходимо созвать конвенцию. За шесть месяцев до этого, нужно все измененные статьи обнародовать, чтобы «позволить народу рассмотреть изменения и поправки и проинструктировать своих делегатов на конвенции»147.
Рассмотренные
процедуры внесения конституционных
поправок говорят о стремлении американцев
надолго закрепить результаты, достигнутые
в результате борьбы с метрополией за
независимость, провозгласить основные
принципы государственного устройства
независимых штатов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Становление американской государственности