Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:37, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы по всему курсу "Истории".
2. историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.
Исторические источники — эго все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
В разнос время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле .Ломоносов и Татищев, стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Карамзина («История государства Российского»),— необходимость для России мудрого самодержавия. В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были
выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники.
3. Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще
в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III—V вв. н. э. Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными
землями рабовладельческого мира. Историю этих регионов следует рассматривать в связи с крупнейшими государственными образованиями древности. На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались. крупные государства, оказывавшие влияние на ход мировой истории.
4. Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в се-
редине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от
германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине 1 тысячелетия до н. э .Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. ). О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германрих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово». Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) 1уннская держава распалась, и они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 . «Умом гордые» и голом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом. Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. с. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава— Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с сере дины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
5. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег, правивший в Новгороде, объединил Нов город и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших
на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще
долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
В 988 г., при Владимире
I, в качестве государственной религии
было принято христианство. Владимир, крестившись сам,
крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Распространение христианства зачастую
встречало сопротивление населения, почитавшего
своих языческих богов. Христианство утверждалось
медленно. На окраинных землях Киевской
Руси оно установилось много позднее,
чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства
имело большое значение для дальнейшего
развития Руси. Христианство с его идеей
вечности человеческой жизни утверждало
идею равенства людей перед Богом. Принятие
христианства укрепляло государственную
власть и территориальное единство Киевской
Руси. Оно имело большое международное
значение, заключавшееся в том, что Русь,
отвергнув «примитивное» язычество, становилась
теперь равной другим христианским странам,
связи с которыми значительно расширились.
Наконец, принятие христианства сыграло
большую роль в развитии русской культуры,
испытавшей на себе влияние византийской,
через нее и античной культуры. Принятие христианства в
православной традиции стало одним из
определяющих факторов нашего дальнейшего
исторического развития. Владимир был
канонизирован церковью как святой и за
заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
6.перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Сыну Владимира Мономаха Мстиславу Великому удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода. Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 — в XIV в.
МОНГОЛЬСКОЕ ИГО – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями-кочевниками с 1237 по 1480. Начало игу было положено в годы завоеваний русских территорий (битва на Калке 1223, покорение северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек. Датой формального установления ига считается 1243, когда отец Александра Невского – последний сын Всеволода Большое Гнездо, кн. Ярослав Всеволодович принял от завоевателей ярлык (удостоверяющий документ) на великое княжение во Владимирской земле, в котором он именовался «старшим всем иным князьям в Русской земле» Первым князем, получившим великое княжение без злополучного «ярлыка», на правах своей «отчины», был сын победителя ордынцев в Куликовской битве в.кн. Василий I Дмитриевич. Политическое объединение русских земель вокруг Москвы при Иване III Васильевиче создало условия для полной ликвидации ига, в 1476 он вообще отказался платить дань. В 1480 после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата («Стояния на Угре» 1480) иго было окончательно свергнуто.
7. В XIV в. выявились два центра, вокруг которых началось объединение русских земель. Одним из них стало Великое княжество Литовское. Второй центр объединения находился в Северо-Восточной Руси. К началу XIV в. главой ее по-прежнему считался великий князь владимирский. Однако после получения от ханов ярлыка на этот титул князья уже не ехали во Владимир, а оставались в своих княжествах. Хотя этот титул и не давал его обладателю возможности подчинить на деле других князей, но он приносил существенные преимущества. Постепенно борьба за Великое княжение Владимирское переросла в борьбу за первенство в Северо-Восточной Руси. Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII—XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны
и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали прежде всего Тверь и Москва. В конце XIII — начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. 5 его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя ею владения перешли к Моекве. В 1303 г . из состава Смоленскою княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала
одной из крупнейших в северо-восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна— у устья, с их при-
соединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из бо1атсйших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего.
Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение. Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя — «Калит а» («денежная сума», «кошель»). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель.
8. После смерти Василия II великим князем стал его старший сын Иван III Васильевич (1462 - 1505). Именно ему выпало завершить объединение русских земель вокруг Москвы. Безусловно, к 1462 году Московское княжество было самым сильным государственным образованием в северо-восточной Руси, но не единственным. Существовали Ростовское, Ярославское, Тверское, Рязанское княжества, а также Новгородская и Псковская республики. Кроме того, многие исконно русские земли входили в состав Великого княжества Литовского, и их возвращение было одной из насущных задач московской политики. Проще всего была ситуация с Рязанским княжеством: его князь был женат на родной сестре Ивана III и фактически находился в полной зависимости от Москвы. Присоединение Ростова и Ярославля также прошло достаточно легко - Ярославское княжество перестало существовать в 1463 г., а Ростовское - в 1474 г. Ликвидация их независимости не сопровождалась какими-либо вооруженными столкновениями - исследователи предполагают, что права на княжение были просто выкуплены Иваном III у местных князей. Более трудным делом было присоединение Новгорода. Новгородские правители осознавали, что сохранить независимость от усиливающейся с каждым годом Москвы будет делом нелегким. Внутреннее положение Новгорода осложнялось еще и тем, что среди самих новгородцев не было единства: часть населения считала, что следует подчиниться великому князю московскому. Кроме того, Псков, долгое время являвшийся пригородом Новгорода и его союзником, к середине XV в. оказался на стороне Москвы. Окончательно же Новгород был покорен в январе 1478 г. Предлогом для этого послужил вопрос о титуле Ивана III. Город был окружен московскими войсками и правительству Новгородской республики пришлось капитулировать. Символ независимости - вечевой колокол - был увезен в Москву, а управлять Новгородом стали наместники, назначаемые великим князем. Впоследствии большинство новгородских бояр было выселено из города, их земли конфискованы, и Новгород навсегда вошел в состав Русского государства. В результате войн с Литвой (14871494 гг., 15001503 гг.) и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы ему удалось расширить свои владения. Так, в составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское, Трубецкое и др.) и Чернигово-Северские земли.Завершение формирования единой территории. При сыне Ивана III Василии III были присоединены Псков (1510), после новой войны с Литвой Смоленск (1514), а в 1521 г. Рязань. Таким образом, основное содержание третьего этапа заключалось в присоединении к Московскому княжеству остальных территорий Северо - Восточной Руси и Северной Руси. Если Ивану III при восшествии на престол досталась территория в 430 тыс. км2, то его внуку- Ивану IV в 1533 г. в 6 раз больше.
9. Территория и население. К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на южной окраине страны — Диком поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью. Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн человек. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород)
и в центре страны (Москва). Однако его плотность даже в наиболее населенных землях России, по подсчетам историков, составляла лишь 1—5 человек на 1 кв. км. В Европе в то же время плотность населения достигала 10—30 жителей на 1 кв. км. Территория страны к концу правления Ивана IV увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XV столетия. В се состав вошли богатые и плодородные земли, но их еще нужно было осваивать. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более усиливался многонациональный состав населения страны. Сельское хозяйство. Экономика страны носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве натурального хозяйства Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси.
Около 1549 г. Иван IV приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную раду.
10. Решающее влияние на культуру оказывали церковь и религия Христианство сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда, богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала - «доброе» и «злое». Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье. С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный дохристианский свадебный обряд («веселие») сохранялся на Руси еще примерно в течение шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: «бесноватость» жениха или невесты. Возрождение русской культуры начинается во второй половине XIV в. Оно было неразрывно связано с освободительной борьбой против татаро-монгольской зависимости и движением за объединение земель. В исторической литературе на рубеже XV - XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Некоторые из них объясняются причинными связями, обусловленными деятельностью самих людей. Расширялись не только исторические, но и географические знания людей эпохи средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия. Формирование новой национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева (около 1360 - около 1430). В первой четверти XV в. он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице - Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения. Таким образом, развитие русской культуры XIV - начала XVI вв. было обусловлено процессом объединения Русского государства, проходило под влиянием идей возрождения России и формирования самосознания единства ее народов.