Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа
Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.
16 февраля 2008 года международные информагентства в связи со снятием Медведевым 4-х руководителей регионов[136] цитировали аналитиков, которые усматривали в таком шаге, а также некоторых иных[137], стремление Медведева выйти из «тени Путина»[138]. «Известия» от 16 февраля 2009 года в своём подзаголовке к материалу о увольнении губернаторов представляли кадровое решение как волю «премьера»[139], хотя в самой статье утверждалось: «Медведев демонстрирует, что вовсе не собирается „замораживать“ политические элиты и с течением времени „путинский“ региональный состав может запросто поредеть.»[139] Аналитические материалы в «НГ» от 19 февраля 2009 года были посвящёны циркулировавшим в политической среде мнениям «о некоторых расхождениях в тандеме [Медведев—Путин] именно по региональным начальникам»[140], а также некоторым другим вопросам кадровой политики"[141].
«НГ» от 2 марта 2009 года, анализируя
внутренние документы Правительства
и Администрации Президента в
связи с «отказом исполнить» Министерством
финансов, возглавляемым Кудриным,
поручения Президента от 19 октября
2008 года скорейшим образом изменить
систему налогообложения
Осенью 2009 года Медведевым был провозглашен курс на «модернизацию». Обоснованием новой политики послужила статья «Россия, вперёд!», где Президент, по сути, признал годы путинского правления топтанием на месте. Однако если сначала под «модернизацией» понималась только модернизация экономики, то со временем этот термин приобрел более широкий смысл. Где-то со второй половины 2010 года речь зашла уже о модернизации всей системы общественных отношений.
[править]Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции
Намечавшееся на 23 октября 2008 года оглашение ежегодного послания Президента России Федеральному собранию[144] было перенесено на неопределённый срок; сообщалось, что Медведев намерен внести в него антикризисные правки[145]. В тот же день СМИ сообщали, со ссылкой на мнение экспертов, что «мировой финансовый кризис уже начал отражаться на жизни граждан России»[146]
В послании Федеральному собранию,
зачитанном 5 ноября 2008 года в Георгиевском
зале Большого Кремлевского дворца (все
прежние зачитывались в Мраморном
зале Кремля), подверг критике США
и предложил внести поправки к
Конституции России (названные им
«корректировкой Конституции»[
11 ноября 2008 года Президент
Медведев, в соответствии со статьей
134 Конституции Российской
13 ноября 2008 года некоторые
российские СМИ сообщили, что,
по мнению некоторых депутатов
Государственной Думы, на съезде
«Единой России» 20 ноября того
же года В. Путин может
14 ноября 2008 года, в ходе
обсуждения проектов законов
о поправках, депутат
18 ноября Президент Медведвев, отвечая на вопросы журналистов в Ижевске, сказал, что задумался о необходимости изменений сроков полномочий главы государства и Госдумы ещё несколько лет назад; он также сказал: «Скажу откровенно, я считаю, что Россия не должна быть парламентской республикой, для нас это просто смерти подобно, но, тем не менее, это всё-таки укрепляет полномочия Госдумы и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются правительством.»[159]
19 ноября, во время прохождения
поправок к Конституции в
30 декабря 2008 года Закон
о поправках был подписан
Американская организация Freedom House утверждала, что увеличение срока президентских и парламентских полномочий сделало Россию «ещё более несвободной страной»[162][163].
[править]Внешняя политика
Основная статья: Внешняя политика России при Дмитрии Медведеве
См. также: Последствия войны в Южной Осетии (2008) и Международная реакция на провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии
Дмитрий Медведев объявляет
о признании Россией
17 июня 2008 года Д. А.
Медведев подписал Указ о
12 июля 2008 года Д. А.
Медведев утвердил новую
26 августа 2008 года Д.
А. Медведев подписал указы
«О признании Республики
Спустя пять дней, 31 августа
2008 года, в интервью трём российским
телеканалам в Сочи Медведев объявил
пять «позиций», на которых он намерен
строить внешнюю политику РФ[169].
Первая из названных им «позиций»
гласила: «Россия признаёт первенство
основополагающих принципов международного
права, которые определяют отношения
между цивилизованными
В своей статье «Следующей мишенью России может стать Украина» в газете Wall Street Journal от 10 сентября 2008 года директор программы исследований России и научный сотрудник American Enterprise Institute Леон Арон полагал, что «вторжение России в Грузию и продолжающаяся оккупация страны» не является единичным случаем, но «первым проявлением иной и глубоко настораживающей доктрины национальной безопасности и внешней политики.»[172][173] В журнале Newsweek от 1 сентября того же года старший научный сотрудник Института международных отношений Стэнфордского университета (Stanford’s Institute for International Studies) Йозеф Йоффе писал о новом внешнеполитическом курсе России при Президенте Медведеве:
«Сорок лет назад доктрина Брежнева провозгласила: „социалистические страны не могут перестать быть социалистическими“, и это стало предлогом для вторжения, сокрушившего „пражскую весну“. Получим ли мы сейчас доктрину Путина: „то, что принадлежало России, не может перестать ей принадлежать“?»[174][175]
Дмитрий Медведев с первым
президентом Намибии Сэмом
Дмитрий Медведев с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Душанбе, 2008 год.
Вследствие конфликта
Москвы с Вашингтоном из-за Грузии,
по мнению наблюдателей, «внешнеполитическая
активность Москвы заметно сместилась
в сторону Латинской Америки.»[
18 сентября 2008 года Госсекретарь
США Кондолиза Райс выступила
с посвящённой отношениям США
и России речью в
«Вторжение России в Грузию не достигло и не достигнет никакой долговечной стратегической цели. <…> Соединённые Штаты и Европа должны противостать такого рода поведению и всем, кто его поощряет.»[179][180]
Заочным ответом Медведева госсекретарю США, по мнению обозревателей, стали некоторые тезисы его выступления, которые он произнёс на следующий день в Кремле «на встрече с представителями общественных организаций»[65], на которой он обвинил НАТО в провоцировании конфликта на Кавказе и США — во вмешательстве во внутренние дела России, сказав, в частности:
«<…> актуальность заключения большого европейского договора после событий на Кавказе становится всё более высокой. И это понимают даже те, кто в кулуарных беседах, в личных беседах со мной говорил, что не надо этого ничего: НАТО всё обеспечит, НАТО всё решит. Что решило НАТО, что оно обеспечило? Только спровоцировало конфликт, не более того. <…> Открываю сегодня с утра „любимый“ Интернет, смотрю: наши американские приятели говорят, что мы будем и впредь оказывать поддержку в Российской Федерации учителям, врачам, учёным, профсоюзным лидерам, судьям. Последнее для меня вообще просто было чем-то выдающимся. Это что имеется в виду, они собираются наших судей взять на кормление что ли, коррупцию будут поддерживать? А если речь идёт о совместных программах, то они обычно реализуются с теми странами, с которыми существует близость восприятия основных мировых процессов. А то, если дальше так пойдет, они нам скоро президентов уже будут подбирать.»[65]
Президент России Дмитрий Медведев во время своего выступления на Конференции по мировой политике во французском городе Эвиан-ле-Бен 8 октября 2008 года
2 октября 2008 года, во время
встречи с канцлером Германии
А. Меркель в рамках форума
«Петербургский диалог», вновь
высказался за создание «
8 октября 2008 года, выступая
на Конференции по мировой
политике в Эвиане (Франция), подверг
критике проводимый
«Тогда, к сожалению, из-за стремления Соединённых Штатов Америки „затвердить“ своё глобальное доминирование был упущен исторический шанс на деидеологизацию международной жизни и строительство по-настоящему демократического миропорядка. <…> Расширение НАТО осуществляется с каким-то особенным азартом. Сегодня активно обсуждается приём в НАТО Грузии и Украины. <…> Альянс вплотную приближает свою военную инфраструктуру к границам нашей страны и проводит новые „разделительные линии“ в Европе — теперь уже по нашему западному и южному рубежам. И вполне естественно, что бы там ни говорили, что мы рассматриваем эти действия как действия, направленные против нас.»[92][184]
Дмитрий Медведев с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Баку, 2008 год.
Дмитрий Медведев с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Астана, 2008 год.
На торжественных мероприятиях завершающего этапа ралли «Шёлковый путь-2009». Президент России Дмитрий Медведев, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов (в центре) и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Дмитрий Медведев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов
Выступление содержало «конкретные
элементы» нового Договора о европейской
безопасности, который, по мысли Медведева,
призван «создать единую и надёжную
систему всеобъемлющей
В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года, впервые озвучил конкретные меры, которые «имеет в виду принять, в частности, для эффективного противодействия упорно навязываемой нынешней администрацией США новых элементов глобальной системы ПРО в Европе»: отказ от ликвидации трёх ракетных полков, намерение развернуть в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» и осуществлять радиоэлектронное подавление американской ПРО[147][185]. Заявления Медведева вызвали критику со стороны правительства США и других стран-членов НАТО[186]; премьер-министр Польши Дональд Туск сказал, в частности: «Я не придавал бы слишком большого значения такого типа декларациям.»[186] Критике военные планы Москвы подвергли также Европейский союз[187] и западные СМИ, некоторые из которых восприняли их как вызов избранному Президенту США Б. Обаме[188]. Обозреватели, писавшие о заявлениях Медведева как «попытке публично шантажировать Обаму»[189], отмечали, что тем самым Москва значительно затрудняет для него возможность отказаться от планов размещения ПРО[189]"[190] Политолог А. Гольц в связи с этим предполагал, что Медведев «вероятнее всего, преследовал цель максимально усложнить и обострить и без того напряжённые отношения России с Соединёнными Штатами в дни по избрании Обамы»[191], что выгодно для российской партии «силовиков»[191].
Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам