Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

16 февраля 2008 года международные  информагентства в связи со  снятием Медведевым 4-х руководителей  регионов[136] цитировали аналитиков, которые усматривали в таком  шаге, а также некоторых иных[137], стремление Медведева выйти из  «тени Путина»[138]. «Известия» от 16 февраля 2009 года в своём подзаголовке к материалу о увольнении губернаторов представляли кадровое решение как волю «премьера»[139], хотя в самой статье утверждалось: «Медведев демонстрирует, что вовсе не собирается „замораживать“ политические элиты и с течением времени „путинский“ региональный состав может запросто поредеть.»[139] Аналитические материалы в «НГ» от 19 февраля 2009 года были посвящёны циркулировавшим в политической среде мнениям «о некоторых расхождениях в тандеме [Медведев—Путин] именно по региональным начальникам»[140], а также некоторым другим вопросам кадровой политики"[141].

«НГ» от 2 марта 2009 года, анализируя внутренние документы Правительства  и Администрации Президента в  связи с «отказом исполнить» Министерством  финансов, возглавляемым Кудриным, поручения Президента от 19 октября 2008 года скорейшим образом изменить систему налогообложения угольной отрасли (ввести дифференцированную ставку налога)[142], делала вывод, что в конфликте Медведева с Кудриным Путин «непублично, судя по всему, стал на сторону министра финансов»[143].

Осенью 2009 года Медведевым был  провозглашен курс на «модернизацию». Обоснованием новой политики послужила  статья «Россия, вперёд!», где Президент, по сути, признал годы путинского правления  топтанием на месте. Однако если сначала  под «модернизацией» понималась только модернизация экономики, то со временем этот термин приобрел более широкий смысл. Где-то со второй половины 2010 года речь зашла уже о модернизации всей системы общественных отношений.

[править]Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции

 

Намечавшееся на 23 октября 2008 года оглашение ежегодного послания Президента России Федеральному собранию[144] было перенесено на неопределённый срок; сообщалось, что Медведев намерен  внести в него антикризисные правки[145]. В тот же день СМИ сообщали, со ссылкой на мнение экспертов, что  «мировой финансовый кризис уже начал  отражаться на жизни граждан России»[146]

В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца (все  прежние зачитывались в Мраморном  зале Кремля), подверг критике США  и предложил внести поправки к  Конституции России (названные им «корректировкой Конституции»[147]), которые продлевали бы полномочия президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно; новое предложение президента было «воспринято продолжительными овациями»[148][149]. Президент «предостерёг» тех, «кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки»: «Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия.»[147] По сведениям неназванного «источника, близкого к администрации президента» газеты «Ведомости» от 6 ноября[150], «план продления сроков полномочий был сформирован ещё в 2007 году под Путина» и предусматривал возвращение последнего в Кремль уже на более длительный срок[150]; источник предположил, что при таком сценарии «Медведев может досрочно сложить с себя полномочия, мотивировав это изменением Конституции»[150]. Аналогичные мнения высказывали источники в правительстве журнала Русский Newsweek от 10 ноября[151]. Пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков сказал для газеты «Ведомости»: «Оснований для того, чтобы Путин вернулся на президентский пост уже в следующем году, я не вижу, потому что в 2009 г будет продолжаться срок действующего президента.»[150] Вечером 7 ноября лидер партии «Единая Россия», Председатель Правительства РФ В. Путин на встрече с руководством партии, в которой также приняли участие Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ В. Сурков и глава аппарата Правительства РФ С. Собянин[152], заявил: «Думаю, что „Единая Россия“ должна поддержать позицию Президента, и за счёт своего политического ресурса обеспечить прохождение Президентских предложений через федеральный парламент, а при необходимости и через законодательные собрания регионов.»[152][153] Предложение вызвало протесты оппозиции и правозащитников[154]

11 ноября 2008 года Президент  Медведев, в соответствии со статьей  134 Конституции Российской Федерации  и статьей 3 Федерального закона  «О порядке принятия и вступления  в силу поправок к Конституции  Российской Федерации», внёс в  Госдуму проекты законов о  поправках к Конституции РФ: «Об  изменении срока полномочий Президента  Российской Федерации и Государственной  Думы» и «О контрольных полномочиях  Государственной Думы в отношении  Правительства Российской Федерации»[155].

13 ноября 2008 года некоторые  российские СМИ сообщили, что,  по мнению некоторых депутатов  Государственной Думы, на съезде  «Единой России» 20 ноября того  же года В. Путин может вступить  в партию и стать Председателем  ГД; не исключалась возможность  перевыборов в Госдуму[156][157].

14 ноября 2008 года, в ходе  обсуждения проектов законов  о поправках, депутат Государственной  Думы Виктор Илюхин (КПРФ) отметил: «Возникает вопрос: почему сегодня? Почему такая спешка? У президента впереди ещё 3,5 года правления, а мы должны сегодня решать вопрос о продлении полномочий?»[158]

18 ноября Президент Медведвев, отвечая на вопросы журналистов в Ижевске, сказал, что задумался о необходимости изменений сроков полномочий главы государства и Госдумы ещё несколько лет назад; он также сказал: «Скажу откровенно, я считаю, что Россия не должна быть парламентской республикой, для нас это просто смерти подобно, но, тем не менее, это всё-таки укрепляет полномочия Госдумы и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются правительством.»[159]

19 ноября, во время прохождения  поправок к Конституции в Госдуме  во втором чтении, наряду с  фракцией КПРФ, голосовавшей против, в голосовании не участвовала  фракция ЛДПР вследствие отказа  со стороны комитета по конституционному  законодательству ГД представить  на обсуждение конституционные  инициативы ЛДПР[160].

30 декабря 2008 года Закон  о поправках был подписан Медведевым  и вступил в силу на следующий  день[161].

Американская организация  Freedom House утверждала, что увеличение срока президентских и парламентских полномочий сделало Россию «ещё более несвободной страной»[162][163].

[править]Внешняя политика

 

Основная статья: Внешняя  политика России при Дмитрии Медведеве

См. также: Последствия войны  в Южной Осетии (2008) и Международная  реакция на провозглашение независимости  Абхазии и Южной Осетии

 

 

Дмитрий Медведев объявляет  о признании Россией независимости  Абхазии и Южной Осетии

17 июня 2008 года Д. А.  Медведев подписал Указ о безвизовом  режиме пересечения границы РФ  негражданами Латвии и Эстонии, бывшими гражданами СССР[164]. С 27 июня 2008 года безвизовый режим начал действовать[165].

12 июля 2008 года Д. А.  Медведев утвердил новую Концепцию  внешней политики России.[166]

26 августа 2008 года Д.  А. Медведев подписал указы  «О признании Республики Абхазия»  и «О признании Республики  Южная Осетия», согласно которым  Российская Федерация признала  и ту и другую республику  «в качестве суверенного и  независимого государства», обязалась  установить с каждой из них  дипломатические отношения и  заключить договор о дружбе, сотрудничестве  и взаимной помощи[167][168]. Признание  Россией независимости регионов  Грузии вызвало осуждение большинства  стран Запада; не было поддержано  ни одним другим государством  СНГ.

Спустя пять дней, 31 августа 2008 года, в интервью трём российским телеканалам в Сочи Медведев объявил  пять «позиций», на которых он намерен  строить внешнюю политику РФ[169]. Первая из названных им «позиций»  гласила: «Россия признаёт первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения  между цивилизованными народами.»[169] Пятая «позиция» провозглашала: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские, добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями.»[169] Итальянская газета La Repubblica от 3 сентября в своей статье «Новая Ялта: сегодняшние правители и сферы влияния» интерпретировала последнюю «позицию» Медведева как притязание России на зону, которая «распространяется на часть бывших советских территорий, в которых проживают русские меньшинства.»[170] За день до этой статьи Дмитрий Медведев высказал своё отношение к руководству Республики Грузия: «Что касается грузинских властей — для нас действующий режим обанкротился, Президент Михаил Саакашвили для нас не существует, он „политический труп“.»[171]

В своей статье «Следующей мишенью России может стать Украина» в газете Wall Street Journal от 10 сентября 2008 года директор программы исследований России и научный сотрудник American Enterprise Institute Леон Арон полагал, что «вторжение России в Грузию и продолжающаяся оккупация страны» не является единичным случаем, но «первым проявлением иной и глубоко настораживающей доктрины национальной безопасности и внешней политики.»[172][173] В журнале Newsweek от 1 сентября того же года старший научный сотрудник Института международных отношений Стэнфордского университета (Stanford’s Institute for International Studies) Йозеф Йоффе писал о новом внешнеполитическом курсе России при Президенте Медведеве:

«Сорок лет назад доктрина Брежнева провозгласила: „социалистические  страны не могут перестать быть социалистическими“, и это стало предлогом для вторжения, сокрушившего „пражскую весну“. Получим ли мы сейчас доктрину Путина: „то, что принадлежало России, не может перестать ей принадлежать“?»[174][175]

 

 

Дмитрий Медведев с первым президентом Намибии Сэмом Нуйома. Виндхук, 2009 год.

 

 

Дмитрий Медведев с президентом  Афганистана Хамидом Карзаем. Душанбе, 2008 год.

Вследствие конфликта  Москвы с Вашингтоном из-за Грузии, по мнению наблюдателей, «внешнеполитическая  активность Москвы заметно сместилась в сторону Латинской Америки.»[176] Визит делегации РФ во главе с  вице-премьером Игорем Сечиным в середине сентября 2008 года преследовал не только вопросы экономического сотрудничества, но и развитие союзнических отношений с Венесуэлой и Кубой, что, с точки зрения Москвы «станет достойным ответом на активизацию США на постсоветском пространстве.»[177] Газета «Ведомости» от 18 сентября цитировала мнение российского эксперта: «Развитие военного сотрудничества с Венесуэлой — ответный шаг Москвы на поддержку Грузии американцами.»[178]

18 сентября 2008 года Госсекретарь  США Кондолиза Райс выступила  с посвящённой отношениям США  и России речью в вашингтонском  представительстве фонда German Marshall Fund, сказав, в частности:

«Вторжение России в Грузию не достигло и не достигнет никакой  долговечной стратегической цели. <…> Соединённые Штаты и Европа должны противостать такого рода поведению  и всем, кто его поощряет.»[179][180] 

Заочным ответом Медведева  госсекретарю США, по мнению обозревателей, стали некоторые тезисы его выступления, которые он произнёс на следующий  день в Кремле «на встрече с  представителями общественных организаций»[65], на которой он обвинил НАТО в провоцировании конфликта на Кавказе и США — во вмешательстве во внутренние дела России, сказав, в частности:

«<…> актуальность заключения большого европейского договора после  событий на Кавказе становится всё  более высокой. И это понимают даже те, кто в кулуарных беседах, в личных беседах со мной говорил, что не надо этого ничего: НАТО всё  обеспечит, НАТО всё решит. Что решило НАТО, что оно обеспечило? Только спровоцировало конфликт, не более  того. <…> Открываю сегодня с утра „любимый“ Интернет, смотрю: наши американские приятели говорят, что мы будем и впредь оказывать поддержку в Российской Федерации учителям, врачам, учёным, профсоюзным лидерам, судьям. Последнее для меня вообще просто было чем-то выдающимся. Это что имеется в виду, они собираются наших судей взять на кормление что ли, коррупцию будут поддерживать? А если речь идёт о совместных программах, то они обычно реализуются с теми странами, с которыми существует близость восприятия основных мировых процессов. А то, если дальше так пойдет, они нам скоро президентов уже будут подбирать.»[65] 

 

 

Президент России Дмитрий  Медведев во время своего выступления  на Конференции по мировой политике во французском городе Эвиан-ле-Бен 8 октября 2008 года

2 октября 2008 года, во время  встречи с канцлером Германии  А. Меркель в рамках форума  «Петербургский диалог», вновь  высказался за создание «нового  юридически обязывающего договора  о европейской безопасности»[181][182]. Затрагивая тему глобального финансового кризиса, высказал мнение, что «система, которая сложилась, сегодня не выполняет никаких задач по поддержанию международной финансовой системы в сбалансированном состоянии»[182]. Медведев также подчеркнул невозможность возвращения мира к холодной войне[183]

8 октября 2008 года, выступая  на Конференции по мировой  политике в Эвиане (Франция), подверг  критике проводимый правительством  США глобальный внешнеполитический  курс «после 11 сентября 2001 года»  и после «свержения режима  „Талибана“ в Афганистане», когда, по его мнению, «началась череда односторонних действий»[92], отметив, в частности:

«Тогда, к сожалению, из-за стремления Соединённых Штатов Америки  „затвердить“ своё глобальное доминирование был упущен исторический шанс на деидеологизацию международной жизни и строительство по-настоящему демократического миропорядка. <…> Расширение НАТО осуществляется с каким-то особенным азартом. Сегодня активно обсуждается приём в НАТО Грузии и Украины. <…> Альянс вплотную приближает свою военную инфраструктуру к границам нашей страны и проводит новые „разделительные линии“ в Европе — теперь уже по нашему западному и южному рубежам. И вполне естественно, что бы там ни говорили, что мы рассматриваем эти действия как действия, направленные против нас.»[92][184] 

 

 

Дмитрий Медведев с президентом  Азербайджана Ильхамом Алиевым. Баку, 2008 год.

 

 

Дмитрий Медведев с президентом  Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Астана, 2008 год.

 

 

На торжественных мероприятиях завершающего этапа ралли «Шёлковый  путь-2009». Президент России Дмитрий  Медведев, Президент Туркменистана  Гурбангулы Бердымухамедов (в центре) и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

 

 

Дмитрий Медведев и Президент  Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов

Выступление содержало «конкретные  элементы» нового Договора о европейской  безопасности, который, по мысли Медведева, призван «создать единую и надёжную систему всеобъемлющей безопасности»[92][184].

В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года, впервые  озвучил конкретные меры, которые  «имеет в виду принять, в частности, для эффективного противодействия  упорно навязываемой нынешней администрацией США новых элементов глобальной системы ПРО в Европе»: отказ  от ликвидации трёх ракетных полков, намерение  развернуть в Калининградской области  ракетных комплексов «Искандер» и осуществлять радиоэлектронное подавление американской ПРО[147][185]. Заявления Медведева вызвали  критику со стороны правительства  США и других стран-членов НАТО[186]; премьер-министр Польши Дональд  Туск сказал, в частности: «Я не придавал бы слишком большого значения такого типа декларациям.»[186] Критике военные планы Москвы подвергли также Европейский союз[187] и западные СМИ, некоторые из которых восприняли их как вызов избранному Президенту США Б. Обаме[188]. Обозреватели, писавшие о заявлениях Медведева как «попытке публично шантажировать Обаму»[189], отмечали, что тем самым Москва значительно затрудняет для него возможность отказаться от планов размещения ПРО[189]"[190] Политолог А. Гольц в связи с этим предполагал, что Медведев «вероятнее всего, преследовал цель максимально усложнить и обострить и без того напряжённые отношения России с Соединёнными Штатами в дни по избрании Обамы»[191], что выгодно для российской партии «силовиков»[191].

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам