Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

13 ноября 2008 года, находясь  в Таллине на совещании министров  обороны стран-членов НАТО, министр  обороны США Роберт Гейтс отверг  ранее сделанное Медведевым предложение[192] отказаться от размещения ракет  на западных рубежах России  при условии неразмещения элементов ПРО США в Польше и Чехии; Гейтс также, в частности, заявил: «Говоря откровенно, я не уверен, для чего будут нужны ракеты в Калининграде. В конце концов, единственная реальная перспективная угроза на рубежах России — Иран, и я думаю, что ракеты „Искандер“ не могут достичь Ирана оттуда. Данный вопрос, очевидно, — между нами и русскими. То, почему они угрожают нацеливать ракеты на европейские страны, представляется для меня загадкой.»[193][194] Накануне Гейтс заверил коллег из Балтии, Украины и других стран-соседей России, что Америка твердо стоит на страже их интересов[195].

15 ноября 2008 года Д. А.  Медведев на саммите «двадцатки»  в Вашингтоне предложил полностью  перестроить все институты финансовой  системы; новая структура, по словам президента РФ, должна быть «открытая, прозрачная и равномерная, эффективная и легитимная»[196]; также сделал ряд иных предложений в своём выступлении[197]. В связи с выступлениями Медведева в Вашингтоне обозреватель радио «Эхо Москвы» Ю. Латынина писала 17 ноября: «Что сказал Медведев в Вашингтоне? Обсуждать это бессмысленно. В Вашингтоне произошло то, что нас выперли из „восьмёрки“. При Ельцине „семёрку“ расширили до „восьмёрки“, но после доктора в „Мечеле“, танков в Грузии и лопнувшего российского пузыря нас на совещание „семёрки“ не позвали, а позвали на совещание „двадцатки“, вместе с ЮАР, Индонезией и Саудовской Аравией. Нас с треском отчислили за неуспеваемость, но на общее собрание пригласили. Что можно ожидать от ученика, который отчислен за неуспеваемость? Что он встанет и скажет: „Я подтянусь по математике“. А он встал и сказал: „У меня есть идея, как реорганизовать работу деканата“. Это настолько смешно, что у меня есть подозрение, что шута из Медведева делают нарочно.»[198]

4 декабря 2008 года на  заседании Совета глав МИД  ОБСЕ в Хельсинки официальные  представители США и Британии  отвергли выдвинутую Медведевым  в июле того же года инициативу  о создании новой архитектуры  общеевропейской безопасности[199],сославшись на адекватность уже существующих структур[200][201].

 

 

Президенты Обама и  Медведев в Москве 6 июля 2009 года

В связи с вступлением 20 января 2009 года в должность Президента США Барака Обамы, российско-американский политолог Николай Злобин в «Ведомостях» от 28 января 2009 года отмечал: «Внешняя политика Обамы не будет основываться на личной психологии, симпатиях и  антипатиях, как это было у техасца  Буша, в том числе в дружбе с  Путиным. Обама не примет стиля „пацанских“ отношений и норм в политике. Он будет её проводить, исходя из рациональных расчётов, а не эмоций и „понятий“.»[202]

В связи с прошедшей  в Риме 13 — 14 февраля 2009 года встречей министров финансов стран G7[203], на которую  был приглашён А. Кудрин, сообщение  агентства Reuters констатировало, что прежние амбиции Москвы в отношении «Семёрки» были подорваны кризисом и падением цен на нефть[204].

В начале марта 2009 года в  российской и американской прессе была создана интрига вокруг направленного  ранее Президентом США Обамой Медведеву письма, объявленного газетой  New York Times «секретным»[205], в котором якобы содержалось предложение о неком «размене», который мог предусматривать отказ новой администрации США от развётрывания ПРО в Европе[206][207][208]. 3 марта того же года Медведев, комментируя свой обмен посланиями с президентом США, сказал: «Если говорить о каких-то разменах или обменах, то могу вам сказать, что таким образом вопрос не ставится, это непродуктивно.»[209] Аналогичная точка зрения была высказана и Президентом Обамой[210]. Редакционная статья в FT от 7 марта, перечисляя ряд символических уступок, сделанных России новою администрацией США, полагала их адресатом премьера Путина, заключая: «Мир хочет знать, желает ли Владимир Путин оставаться в роли непредсказуемой и иррациональной фигуры, или же он — взрослый человек, который подлинно стремится решить большие проблемы мира.»[211]

В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР  Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после  которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в  энергетике примерно на 100 млрд долларов США[212]. Это крупнейшая сделка в истории  отношений России с Китаем[212].

6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев  проводил переговоры с Бараком  Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России[213], и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

 

 

Барак Обама и Д. А. Медведев после подписания договора СНВ-III в  Пражском Граде, 8 апреля 2010 года.

28 ноября 2009 года Д. А.  Медведев, президент Белоруссии  А. Г. Лукашенко и президент  Казахстана Н. А. Назарбаев  в Минске подписали договор  о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с  1 января 2010 года единого таможенного  пространства. В июле 2010 года начал  действовать Таможенный союз  Белоруссии, Казахстана и России.[214] По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году[215][216][217].

8 апреля 2010 года президент  России Д. А. Медведев и президент  США Барак Обама в Праге  подписали Договор о сокращении  стратегических наступательных  вооружений сроком на 10 лет[218]. Д.  А. Медведев заявил, что подписание  договора «упрочило не только  безопасность России и США,  но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США.»[219] Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России»[220]. По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений»[221].

В апреле 2010 года Д. А. Медведев провёл переговоры с президентом  Украины В. Ф. Януковичем, по итогам которых были подписаны Харьковские  соглашения о продолжении базирования  российского Черноморского флота  в Крыму после 2017 года.[222]

 

 

Заявление Президента в связи  с ситуацией, которая сложилась  вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе

23 ноября 2011 года Дмитрий  Медведев обратился к гражданам  России, где выразил беспокойство  относительно планов НАТО о  размещении систем ПРО в Европе. Он сказал, что Россия готова  защищать свои интересы и будет  готова ответить. Между тем Россия  «не закрывает двери переговоров»  для Европы и готова к диалогу  с учетом российской национальных  интересов.[223][224]

[править]Военное строительство

 

См. также: Реформа Вооружённых  сил России 2008—2009

 

 

Президент РФ Дмитрий Медведев на подмосковном полигоне «Выстрел» (близ Серпухова) ведёт огонь из пулемёта Ма́ксима

В сентябре 2008 года правительством было принято решение о корректировке 3-летнего бюджета в части значительного  увеличения военных расходов: рост финансирования расходов на оборону  в 2009 году будет самым значительным в новейшей истории России — почти 27 %[225].

Военный эксперт В. Мухин  полагал в начале октября 2008 года, что, несмотря на увеличение военных  расходов, «в ближайшую бюджетную  трёхлетку деньги на модернизацию армии  не заложены»[226].

Одним из «параметров» формирования новых Вооружённых Сил Российской Федерации, по концепции, утверждённой Президентом 15 сентября 2008 года, на период до 2012 года должно быть создание Сил  быстрого реагирования[227][228].

8 сентября 2008 года министр  обороны А. Сердюков заявил, что  численность Вооружённых сил  Российской Федерации к 2012 году  сократится до 1 миллиона человек  — с 1 миллиона 134 тысячи 800 человек[229]; ранее сообщалось, что началось  значительное сокращение центрального  аппарата министерства обороны,  включая ключевые управления  Генштаба[230]. Министр выдвинул задачу: «теперь Вооружённые силы Российской  Федерации будут состоять прежде  всего из частей постоянной  готовности»[228].

14 октября 2008 года министр  обороны А. Сердюков детализировал  грядущие реформы: предстоит значительное  сокращение числа высших и  старших офицеров при одновременном  росте количества младших офицеров, реорганизация структуры управления  и радикальное изменение в  системе военного образования[231]. В частности, «для улучшения  оперативного управления войсками»  предусматривается переход от  традиционной четырёхзвенной структуры  (военный округ—армия—дивизия—полк) к трёхзвенной (военный округ—оперативное  командование—бригада)[231][232]. Количество генералов к 2012 году должно сократиться с 1100 до 900[231]; численность младших офицеров (лейтенантов и старших лейтенантов) — возрасти с 50 тысяч до 60 тысяч[231]. 1 ноября 2008 года депутаты Госдумы от КПРФ обратились к Медведеву с требованием отказаться от предложенной концепции реформы вооружённых сил, назвав её «дорогостоящей и непродуманной кадровой реформой»[233]; депутат Госдумы, лидер Движения в поддержку армии Виктор Илюхин заявил: «Мы убеждены: это окончательный этап уничтожения вооружённых сил»[233][234].

29 ноября 2008 года газета  «Коммерсантъ» сообщала[235], что 11 ноября того же года начальник  Генерального штаба Николай Макаров  подписал директиву «О недопущении  разглашения сведений о реформировании  Вооружённых сил Российской Федерации»; издание также ссылалось на  свои «источники в Минобороне», свидетельствующие, что рапорт об увольнении был подан начальником ГРУ генералом армии В. В. Корабельниковым, а также рядом других высокопоставленных генералов. Информация о увольнениях была в тот же день опровергнута временно исполняющим должность начальника пресс-службы и информации Минобороны России полковником А. Дробышевским[236]

 

 

Дмитрий Медведев с Главнокомандующим  ВМФ России Владимиром Высоцким и  министром обороны Анатолием  Сердюковым

«Российская газета» от 22 января 2009 года утверждала, что перестройки, которая началась в армии, «не  знала ни советская, ни российская история» и что по существу «у нас создаются  совершенно новые Вооружённые силы»[237].

17 марта 2009 года министр  Анатолий Сердюков, выступая на  расширенном заседании коллегии  Минобороны России с участием  Президента Д. А. Медведева,  заявил, что утверждена Концепция  развития системы управления  Вооружёнными силами на период  до 2025 года[238]; Медведев в своём  выступлении, в частности, сказал, что «на повестке дня — перевод  всех боевых частей и соединений  в категорию постоянной готовности»[239].

18 марта 2009 года сообщалось, что начальнику ГРУ Генерального  штаба ВС России Валентину  Корабельникову продлён срок  пребывания на военной службе  на один год; также, вновь  были опревергнуты сообщения, что генерал Корабельников якобы написал рапорт с просьбой уволить его из Вооруженных сил в знак несогласия с сокращениями в военной разведке; его отсутствие на состоявшемся накануне расширенном заседании коллегии Минобороны с участием Президента Российской Федерации объяснялось тем, что он находится в отпуске[240]. Корабельников был освобождён от должности и уволен с военной службы Указом Президента № 399 от 14.04.2009. Осенью 2012 года указом Путина с поста министра обороны был снят близкий друг Медведева Сердюков.Снятие Сердюкова было связано с коррупцией в министерстве обороны.

[править]Оценки уровня коррупции в России

 

Согласно опубликованному 23 сентября 2008 года докладу за 2008 год  международной неправительственной  организации по борьбе с коррупцией «Transparency International»[241], Россия является одной из стран с высоким уровнем коррупции; Россия в 2008 году заняла 147-е место в рейтинге (уровень коррупции оценивался по десятибалльной шкале, при этом десять баллов — самый низкий уровень) — её индекс составил 2,1 балла, что на 0,2 балла меньше чем в прошлом году, когда страна заняла 143-е место. Высшие российские чиновники в сентябре 2008 года давали схожие оценки уровня коррупции в стране[242][243].

Выступая на заседании  Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 года Президент Медведев во вступительном слове сказал, в  частности: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует  саму жизнь в нашем обществе.»[244]

В 2010 году Россия заняла 154-е  место из 180 с индексом 2,1 балла. Генеральный  директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод — за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу — Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана»[245].

[править]Реформа МВД

 

6 сентября 2008 года указом  № 1316 «О некоторых вопросах  Министерства внутренних дел  Российской Федерации»[246] Медведев ликвидировал Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, а также всю региональную систему УБОПов. По мнению некоторых экспертов, был нанесён удар по борьбе с организованной преступностью[247].

24 декабря 2009 Президент  РФ подписал Указ «О мерах  по совершенствованию деятельности  органов внутренних дел Российской  Федерации», предусматривающий в  том числе:

Сокращение до 1 января 2012 года численности МВД на 20 %.

Рассмотрение вопроса  об увеличении ассигнований для выплаты  вознаграждения сотрудникам милиции, представить предложения по реформированию системы денежных выплат, оптимизировать количество профильных образовательных  учреждений и др.

Пересмотр порядка отбора кандидатов для службы с учетом их морально-этических качеств и  повышения профессионализма, исключить  дублирование функций органов внутренних дел и др.

6 августа 2010 года президент  России Дмитрий Медведев на  совещании по вопросам реформирования  МВД предложил уже на следующий  день предоставить законопроект  «О полиции» для всеобщего  обсуждения в Интернете. Тогда  же Медведев предложил переименовать  милицию в полицию: «Нам нужны  профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и  слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла  пора вернуть органам правопорядка  их имя — полиция».

7 августа 2010 года в  открытом доступе с возможностью  комментирования был опубликован  проект закона «О полиции», призванный  заменить ФЗ «О милиции».

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 % россиян  считали, что переименование милиции  в полицию ничего не изменит, и  в работе ведомства все останется  по-прежнему. В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции  общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам