Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

В условиях войны усилились  негативные тенденции в армии - росла  дедовщина, от которой ежегодно гибнут, по данным Минобороны, около 500 человек, а по подсчетам правозащитников - от 2 до 5 тыс.; порядка 30 тыс. военнослужащих ежегодно становятся объектами побоев и издевательств со стороны старослужащих  и командиров; наблюдается массовое уклонение молодежи от призыва на военную службу, массовое дезертирство. От службы пытаются уклониться ежегодно около 20 тыс. призывников. В последние  годы ежегодно российскую армию незаконно покидают примерно 5 тыс. военнослужащих.

 

Внешняя политика

Самым значительным геополитическим  событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием "закона распада империй", ускорен социально-экономическим  и политическим кризисом советской  системы. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса  сверхдержавы, её роль в международных  делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства  дистанцировались от нее. К её рубежам  приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической  реформы в России, коррумпированности власти, экспорте "русской мафии" и др.

В феврале 1996 г. Россия сделала  свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую  ориентацию, готовность соблюдать права  человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции  по правам человека. Однако не все шло  гладко с выполнением взятых на себя обязательств.

Приоритетным направлением внешней политики России считалось  укрепление отношений с бывшими  союзными республиками, большинство  из которых объединены в СНГ (за исключением  республик Прибалтики). Однако большую  часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию  взаимоотношений с "ближним зарубежьем". На Москву давил комплекс "старшего брата", оттолкнувший от себя большинство  республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего  центра, от любой формы зависимости  от него. В результате произошла  экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья.

Зато интеграционный процесс  задействован в отношениях России и  Белоруссии, которые вошли в некий  союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные  отношения России с Украиной. История  оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими  силами в обоих государствах. На Украине они раздували "антимоскальские" настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.

Курс на обеспечение европейской  безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного  камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы  Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских  делах. Поставленная цель дальнейших радикальных  сокращений вооружений и недопущения  подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно  затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с  другими проблемами, а теперь США  объявили о своем намерении выйти  из него с целью создания космического щита.

На восточном направлений  внешней политики Кремль выступал с  инициативой заключения мирного  договора с Японией к 2000 г. Она  оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех  южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения  сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической  основе.

Главный успех во внешней  политике России состоял в том, что  Россия удержалась, не сползла в  полномасштабную конфронтацию с  Западом, когда вставали вопросы  о расширении НАТО, бомбардировке  Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения  с Западом.

Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы  остались. Но они не подкреплялись  объективным экономическим и  социальным потенциалом. Запад в  отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать  её не хотел Это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым  положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой  вопреки питаемым иллюзиям. Статус средней миролюбивой и уважаемой  державы был бы для России весьма привлекательным.

Высказывается и другая альтернатива. Американский исследователь 3. Бжезинский, предсказавший в свое время распад советской империи, в книге "Великая  шахматная доска" полагает, что  чрезмерная централизация политической системы, колоссальные размеры и  неоднородность страны не способствует "высвобождению творческого потенциала народа России". Выход он видит  в превращении России в конфедерацию, в которую войдут "Европейская  часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика", что позволит резко ускорить развитие страны, укрепить связи со странами Запада и Востока.

http://society.polbu.ru/valiullin_history/ch43_i.html

 

Первый период президентства В.В. Путина.

Передача власти от Ельцина

В полдень 31 декабря 1999 года президент Б. Н. Ельцин объявил в  телеобращении к россиянам о  своем уходе в отставку и о  том, что тогдашний председатель правительства В.В. Путин, согласно 92-й статье, п. 3 Конституции РФ, будет исполнять обязанности Президента Российской Федерации до выборов президента РФ. Уже в новогоднюю полночь Владимир Путин поздравлял соотечественников с Новым годом в качестве исполняющего обязанности президента.

Первым указом, подписанным  Путиным на посту исполняющего обязанности  Президента РФ, стал указ о предоставлении бывшему президенту (Ельцину) гарантий неприкосновенности, аналогичных гарантиям  неприкосновенности депутатов Государственной  Думы.

С началом второй чеченской  кампании федеральные силы делают ставку на «чеченизацию конфликта». На их сторону переходит муфтий Чечни Ахмад Кадыров. Во время парада 9 мая 2004 года, посвящённого празднованию Дня Победы, погиб в результате террористического акта. Его сын Рамзан Кадыров в 2007 году был назначен президентом Чечни.

 

Политика в  отношении «олигархов» и «дело  ЮКОСа»

 

В 2001 году Путин заявил: «мы  решили вопрос о равноудалённости от власти представителей крупного капитала. Считаю влияние олигархов на процесс принятия политических решений недопустимым».

Первым из «олигархов»  попал в опалу основатель телекомпании НТВ Владимира Гусинского, входившей  в холдинг Гусинского «Медиа-мост». Телекомпания имела значительный долг, перешедший впоследствии к уже сформированной к этому времени государственной  компании «Газпром». В результате смены  собственника Владимир Гусинский потерял  телеканал, руководство компании и  значительное количество журналистов  сменились.

13 февраля 2000 года Владимир  Гусинский был задержан в рамках  расследования по обвинению в  махинациях при приватизации 11 канала  петербургского телевидения, который, по версии следствия, был куплен Гусинским за 5 тыс. долл. при реальной стоимости 10 млн долл. Через несколько дней дело было закрыто, а сам Владимир Гусинский уехал в Испанию. В его защиту обращались ряд крупных российских предпринимателей (Ходорковский, Вексельберг, Потанин и др.), президент США Билл Клинтон, израильский политик Шимон Перес.

Борис Березовский ещё  в 1998 году был обвинён в финансировании терроризма в связи с тем, что  уплачивал выкуп чеченским сепаратистам за похищенных заложников. Позднее президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров отмечал: «в Чечне всем было известно, что под видом уплаты выкупов происходило ничем не прикрытое финансирование главарей бандгруппировок». По заявлению российского политика Александра Лебедя, Борис Березовский «заработал на первой чеченской войне полтора миллиарда долларов».

В апреле 1999 года Генеральная  прокуратура РФ начала дело о хищениях и незаконной предпринимательской  деятельности, связанной с авиакомпанией  «Аэрофлот» («дело Аэрофлота»). 6 апреля было вынесено постановление о заключении Бориса Березовского под стражу, однако, уже 14 апреля оно было отменено.

19 декабря 1999 года Борис  Березовский был избран депутатом  Госдумы от Карачаево-Черкессии  по одномандатному округу. В апреле 2000 года совет старейшин республики  обвинил его в неисполнении  предвыборных обещаний и в  махинациях, и начал сбор подписей  за отзыв его из депутатов.

17 июля 2000 года заявил  о сложении с себя депутатских  полномочий, о чём 19 июля подал  заявление.

В сентябре 2000 года Березовский  передал в управление 49 % акций  телеканала ОРТ группе журналистов  и представителей российской интеллигенции. Этот шаг был позитивно воспринят  Путиным, который заметил: «его можно  за это только похвалить. Важно только, чтобы это были независимые люди. Если мы будем свидетелями перекладывания акций из одного кармана в другой, если это будут управляемые господином Березовским люди, то, наверное, эффекта нужного мы не увидим».

В декабре 2000 года Борис Березовский  эмигрировал в Лондон, не дожидаясь  результатов расследования по «делу  Аэрофлота». Тогда же он основал  так называемый «Фонд гражданских  свобод».

24 января 2002 года официально  обвинён в финансировании терроризма.

После эмиграции в Лондон Борис Березовский неоднократно обвиняет ФСБ в попытках покушений  на себя, а также выдвигает другие обвинения: в причастности ФСБ к  терактам 1999 года и к гибели Александра Литвиненко.

Дело ЮКОСа

Дело Михаила Ходорковского  вызвало резонанс в России и за рубежом.

19 февраля 2003 года на  встрече представителей крупного  бизнеса с президентом России  М. Ходорковский обвинил в коррупции  государственную компанию «Роснефть», приведя в пример покупку небольшой  нефтяной компании «Северная  нефть» за баснословную по  тем временам сумму $600 млн.  В ответ Путин напомнил Ходорковскому,  что «ЮКОС» имел проблемы с  налогами (хотя и не уточнил  какие) и поинтересовался, как  нефтяная компания получила «сверхзапасы».

Одной из причин начавшегося  разгрома компании называли недовольство Путина финансированием Ходорковским и другими акционерами «ЮКОСа»  российских партий, оппозиционных действовавшей  на тот момент власти — «Яблока», СПС, КПРФ.

Сторонники Ходорковского  проводили разнообразные семинары, организовывали митинги и раздавали  стикеры, в которых агитировали в свою пользу, упоминая, в частности, предпринятые Ходорковским усилия по обеспечению «прозрачности» бизнеса ЮКОСа.

Дело вызвало резонанс, обеспокоенность судьбой Ходорковского  выражал в том числе и президент  США Джордж Буш. Дело ЮКОСа в конце 2004 было передано акционерами в суд  города Хьюстон штата Техас. После  саммита Путин-Буш в Братиславе весной 2005 судья выразил поддержку  Ходорковскому, однако, отказался рассматривать  дело, так как юрисдикция судов  Соединённых Штатов не может распространяться за пределы их территории, и нарушение  этого принципа создало бы в международном  праве прецедент с непредсказуемыми последствиями.

В 2005 году Ходорковский был  осуждён к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии  в Краснокаменске, Читинской области.

 

Социально-экономическая  политика

 

В 2000-е годы В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина.

В октябре 2001 года В. В. Путин  подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности  на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация  льгот (2005), реформа трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

В президентском послании Федеральному собранию в 2003 году В. В. Путин  поставил задачу добиться конвертируемости российского рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 года эта задача была выполнена.

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам