Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

Избирательный штаб Дмитрия  Медведева возглавил руководитель Администрации Президента Сергей Собянин, ушедший в отпуск на время работы в нём. Основными темами и лозунгами кампании стали:

повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами;

закладывание в основу государственной политики принципа «свобода лучше, чем несвобода»…(выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» 15 февраля 2008);

«…главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного  развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии, — десятилетия  нормальной жизни и целенаправленной работы» (выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008);

следование идеям Концепции - 2020 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также сотрудничество и помощь бизнесу;

возвращение России статуса мировой державы и её дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам, повсеместное отстаивание российских интересов.

2 марта 2008 года избран  на пост Президента Российской  Федерации. Оставаясь членом Правительства,  являлся избранным Президентом  Российской Федерации вплоть  до официального вступления в  должность Президента Российской  Федерации.

3 марта 2008 года Президент  Владимир Путин подписал указ  № 295 «О статусе вновь избранного  и не вступившего в должность  Президента Российской Федерации». В соответствии с Конституцией вступление Медведева в должность Президента Российской Федерации произошло через 2 месяца после официального подведения итогов выборов - 7 мая 2008 года.

В своей инаугурационной  речи заявил, что приоритетной задачей  на новой должности считает «дальнейшее  развитие гражданских и экономических  свобод, создание новых гражданских возможностей». Подтвердил этот курс подписанием своих первых указов, которые напрямую касаются социальной сферы. В частности, первым документом стал федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 года, что не было исполнено. Следующим указом «О мерах по развитию жилищного строительства» в рамках модернизации соответствующей инфраструктуры предусмотрено создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Его основной целью будет содействие развитию преимущественно индивидуальному жилому строительству: оно рассматривается как переходное звено в процессе формирования рынка доступного жилья и будущего использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в качестве площадей для последующей застройки объектами частной собственности, что тоже не решило проблемы. Кроме того, в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики Указом «О федеральных университетах» планируется продолжить формирование сети федеральных вузов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В рамках указа Президент поручил Правительству рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета, наряду с уже созданными Сибирским и Южным федеральными университетами.

Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого вскоре после инаугурации  Медведева, о том, что он уже является Президентом, знали 86 % россиян; 10 % считали  Президентом В. В. Путина; 1 % опрошенных считал Медведева Председателем Правительства.

Военный конфликт с Грузией

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Согласно ряду сообщений в нескольких российских газетах, а также утверждениям грузинской разведки, обнародованным спустя месяц, в сентябре 2008 года, отдельные подразделения российской 58-й армии перебрасывались в Южную Осетию начиная с раннего утра 7 августа 2008 года. Однако согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложными. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия. Утром 8 августа Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа.

8 августа 2008 года Президент  Медведев заявил:

«Сегодня ночью в Южной  Осетии грузинские войска, по сути, совершили  акт агрессии против российских миротворцев  и мирных жителей. <…> Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание.» 

Позднее Медведев отмечал:

«В конечном счете, до какой-то поры у нас еще оставались надежды  на то, что это все-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально  заработали ракетные орудия, начали стрелять танки, и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе  миротворцев, я ни минуты не колебался  и отдал приказ на поражение и  ответные действия». 

9 августа Президент Медведев  как Верховный главнокомандующий  Вооруженных сил РФ начал совещание  с министром обороны А. Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по принуждению грузинской стороны к миру.» Никакой информации о официальном документе (указе или приказе Верховного главнокомандующего), на основании которого начала действия 58-я армия и другие подразделения, обнародовано не было; в заявлениях официальных лиц отсутствовало также какое-либо упоминание о таком документе. Согласно заявлению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника А. Ноговицына от 9 августа 2008 года, Россия не находилась в тот момент в состоянии войны с Грузией: «Все подразделения 58-й армии, прибывшие в Цхинвали, направлены сюда на оказание помощи российскому миротворческому батальону, понесшему большие потери в результате обстрелов его позиций частями грузинской армии.»

Пресс-конференция  Медведева и Саркози в Кремле, 12 августа 2008 года

12 августа Медведев объявил,  что принял решение завершить  операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день на совместной пресс-конференции с Президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками» и оскорбительно высказался о руководстве Грузии.

Военные действия Российской Федерации на территории сопредельного  государства вызвали негативную оценку и критику большинства  западных государств. Возможное нарушение  российского законодательства при  применении Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны (102-я статья Конституцией России и др.) позволили бывшему помощнику Президента Российской Федерации Георгию Сатарову в конце августа высказать предположение:

«Медведев, как президент  и как верховный главнокомандующий, ввёл войска в зону грузино-осетинского  конфликта без санкции Совета Федерации — это грубейшее  нарушение Конституции. Поэтому  я могу предложить такой сюжет: Путин  даёт возможность Медведеву насовершать кучу ошибок, а потом устраивает импичмент и организует новые президентские выборы, для него это не составит никакого труда. Если бы Путин был настоящим товарищем, он бы не оставил Медведева в этой ситуации в одиночестве.» 

Встреча Дмитрия  Медведева с Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем в Кремле, 14 августа 2008 года

В ходе российско-грузинского  вооружённого конфликта Дмитрий  Медведев дважды встречался в официальной  обстановке с президентом непризнанной Абхазии и один раз — с президентом  непризнанной Южной Осетии. 26 июня Медведев принял в Кремле президента Республики Абхазия Сергея Багапша[44], а 14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) встретился в Кремле с  президентом Республики Абхазия  Сергеем Багапшем и президентом  Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик.

Как выяснилось в октябре 2008 года, на основании анализа спутниковых  снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили  в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.

Анализ  внутриполитической ситуации вследствие конфликта

Сопоставление поведения  Медведева и Путина во время конфликта в Грузии заставило западных обозревателей задаться вопросом, «кто же главный в Кремле»[48] и прийти к ответу: «Текущий конфликт подтвердил то, что становилось всё яснее в последние недели: Путин продолжает оставаться главным.»[49] Комментатор газеты Financial Times Филип Стивенз в номере от 29 августа 2008 года называл Медведева «номинальным президентом России» (Dmitry Medvedev, Russia’s notional president)[50]. К такому же выводу приходили журнал Русский Newsweek от 1 сентября 2008 года[51] и журнал «Власть» от того же числа[52]. Последний также отмечал:

«Ещё одним заметным следствием грузинского конфликта можно  считать окончательное крушение надежд на либерализацию внутриполитического  курса, появившихся у определенной части российского общества после  избрания президентом Дмитрия Медведева.»[52]

Комментаторы российского  журнала The New Times от 1 сентября 2008 года выражали аналогичную оценку ситуации в стране: «Внутри страны, как кажется, выбор между реформами и мобилизацией сделан в пользу последней. Конечно, члены правящего дуумвирата полагают, что возможен некий третий путь, этакая „мобилизационная модернизация“ в условиях „лёгкой“ изоляции от ключевых государств и институтов западного мира. И — в отсутствие институтов внутри страны. Разумеется, это иллюзия.»[53]

Примечательно, что анализируя политическую и экономическую ситуацию в стране после конфликта с  Грузией Андерс Аслунд в своей статье от 3 сентября ни разу не упоминает Д. Медведева и говорит о В. Путине как единственном руководителе России: «8 августа выделяется как фатальный день для России. Он знаменует величайшую ошибку премьер-министра Владимира Путина. <…> Путин превращает Россию в бандитское государство. <…>»[54] Из того же исходил экономист Джуди Шелтон, автор вышедшей в 1989 году книги «Приближающийся крах СССР» (The Coming Soviet Crash), в статье «The Market Will Punish Putinism», опубликованной в Wall Street Journal от 3 сентября 2008 года: Путину «предстоит усвоить одну вещь: иногда невидимая рука рынка наносит ответный удар.»[55][56] Французский журнал Le Point от 31 августа 2008 года писал, что «в Кремле, как и в аппарате президента, „шефом“ до сих пор называют Владимира Владимировича Путина. И во время грузинского кризиса „разруливал“ ситуацию именно премьер-министр, а не Дмитрий Медведев.»[57][58] Обозреватель «Эхо Москвы» Евгения Альбац в сентябре того же года говорила, что, «хотя Медведев и получает внимание прессы, он выглядит пресс-секретарем Путина.»[59][60][61] Бывший заместитель секретаря Совета безопасности РФ (1996—1997) Б. А. Березовский в ноябре 2008 года сказал: «<…> нет никакого тандема, есть шут и диктатор, который как был у власти, так и остался. То, что происходит сейчас, великое мошенничество.»[62]

Политолог Лилия Шевцова  в газете «Ведомости» от 17 сентября писала: «Война России с Грузией  в 2008 г стала последним аккордом в формировании антизападного вектора  государства и одновременно завершающим  штрихом в консолидации новой  системы. В 90-е эта система существовала как гибрид, в котором сочетались несочетаемые вещи — демократизм  и единовластие, экономические реформы  и экспансия государства, партнерство  с Западом и подозрение по отношению  к нему. Отныне российская система  приобретает однозначность, и уже  нет сомнений относительно её качеств  и её траектории. <…> Августовские события подтвердили одну простую истину: внешняя политика в России стала инструментом осуществления внутриполитической повестки дня. <…> Августовская война делает бессмысленным обсуждение вопроса, кто правит Россией и каковы отношения внутри правящего тандема Медведев — Путин. Медведев надел путинский френч и стал военным президентом, и именно ему пришлось закрыть эпоху в развитии страны, начатую Михаилом Горбачевым.»[63]

Financial Times от 20 сентября 2008 года отмечала изменения, произошедшие, по её мнению, в социальном контракте между российским имущим сословием и властной группировкой: «Путинизм зижделся на понимании того, что, если крупные воротилы будут играть по правилам Кремля, они будут процветать. Недавний военный авантюризм подорвал эту великую сделку. <…> Олигархи перенесли сильный удар в результате падения рынка; пакет мер помощи пришёл только после того, как обеспокоенная бизнес-элита пожаловалась Кремлю. <…> После недавней встряски лояльность олигархов не является более само собою разумеющейся.»[64]

Речь Президента Медведева 19 сентября 2008 года в Кремле «на встрече  с представителями общественных организаций»[65], по мнению политолога В. Никонова[66], «была адресована группам элит внутри страны», обеспокоенным перспективой милитаризации общественного сознания. Президент, в частности, сказал: «Никакие новые внешние обстоятельства — а уж тем более давление на Россию извне — не изменят нашей стратегической линии на построение свободного, прогрессивного и демократического государства и общества. Все задачи, касающиеся развития экономики, расширения предпринимательской, творческой и личной свободы будут решаться в безотлагательном порядке, без ссылок на то, что страна находится в особом положении, „вокруг враги“.»[65]

Согласно данным опроса ФОМ, проведённого 23 — 24 августа 2008 года[67], по мнению 80 % опрошенных россиян в  различных регионах страны, «современную Россию можно назвать великой  державой»; 69 % считали, что внешняя  политика России «весьма эффективна»; подавляющее большинство участников опроса — 82 % — заявили, что «Россия  должна стремиться к тому, чтобы  стать самой влиятельной страной  в мире.»[67] Анализируя данные опроса ФОМ, FT от 23 сентября 2008 год писала: «Российское  общество, в массе своей поддержавшее войну, стало бастионом жесткой  политики. По результатам опросов  можно предположить, что это способно помешать тем немногочисленным политикам, которые пытаются восстановить связи  с Западом, поддержать экономическую  и политическую интеграцию с западом  в интересах западных стран.»[68][69]

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам