Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

 

Говоря о перспективах МЕРКОСУР, присоединение новых стран  к союзу на правах ассоциированных  членов повысило его потенциал. Он вышел  на 4-е место в мире после НАФТА, ЕС и Японии. Впервые в Южной  Америке появилась интеграционная структура, за которой кроме благих пожеланий и деклараций об общности корней истории и культуры стояли бы реальные предпосылки к интеграции в виде относительно развитой инфраструктуры. МЕРКОСУР является не просто ещё одним  экономическим объединением, а долговременным стратегическим союзом, являющимся, по мнению Бразилии и Аргентины центральным  звеном национальных проектов и инструментов долгосрочного развития. МЕРКОСУР –  это способ коллективного противодействия  как «старым», так и «новым»  угрозам безопасности, порождённым  глобализацией [8,c,143].

 

Осью МЕРКОСУР является Аргентина  – Бразилия, на которых приходится 80% хозяйственного потенциала блока  и зонального товарооборота. МЕРКОСУР уже давно вышел за рамки чисто  экономической группировки. Особо надо отметить усилия блока в сфере безопасности. Страны МЕРКОСУР приступили к активному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом, создана рабочая группа по координации политики в этой области. Также в рамках блока созданы и успешно работают Союз мэров крупнейших городов, Союз профсоюзов стран. В области внешней политики действует координационный форум на уровне директоров политических департаментов МИД стран блока. Одной из острейших проблем стран, входящих в МЕРКОСУР, является совместная борьба с наркобизнесом [8,c.150].

 

На фоне «заторможенной интеграции»  в Латинской Америке особо  выделяется Чили, являющаяся страной  с наиболее динамично развивающейся  экономикой, устойчивой политической системой. Чили заключает международные  договоры типа СЭВ и ДСТ, которые  способствуют её экономическому развитию. Она не входит в качестве полноправного  члена ни в одну из имеющихся интеграционных группировок [5,с.46].

 

Заключение

 

Подводя итог рассмотрению общих проблем развития стран  Латинской Америки на рубеже 20 – 21 вв., хочется прежде всего заметить, что пробуксовка неолиберальной модели развития и её полный крах в  Аргентине не означает, что латиноамериканские страны станут отказываться от неё. Неплохим вариантом представляется некий  синтез принципов неолиберализма и  этатизма, базирующегося на абсолютизации  роли государства в развитии общества, который будет отвечать национально-историческим особенностям каждой из стран региона. Возможно, с помощью этой модели удастся, наконец, решить многие социальные проблемы общества, поднять уровень  качества жизни в латиноамериканских странах.

 

Значительных успехов  в рассматриваемый период добилась демократия на латиноамериканском субконтиненте. Однако значительная часть населения  с традиционным недоверием относится  к демократическим институтам и  считает, что только «твёрдая рука»  способна решить сложившиеся государственные  проблемы, устранить коррупцию и  политическое противоборство.

 

В то же время необходимо отметить ряд конкретных проблем, грозящих срыву светлого будущего стран Латинской  Америки, а именно: В Мексике «война с наркотиками» уносит все больше жизней. Будущее Плана «Колумбия» - инициативы по борьбе с наркокартелями, реализуемой при поддержке США - туманно. Аргентина, возможно, находится  на пороге нового экономического коллапса. Другие страны региона также ощущают  воздействие мирового финансового  кризиса. Президент Венесуэлы Уго  Чавес пытается устранить конституционные ограничения по срокам пребывания главы государства в должности, и использует нефтяные доходы страны для помощи антиамерикански настроенным популистам. В Никарагуа правящая Сандинистская партия недавно подтасовала результаты муниципальных выборов и запугивает оппозицию. На Кубе правящий коммунистический режим старается сохранить обветшавшую диктатуру и развеять надежды на переход к демократии.

 

В целом хочется отметить, что большинство стран Латинской  Америки пережили длительный период экономического и политического  прогресса, и это можно только приветствовать. В целом ситуация в регионе выглядит неплохо. Но возможно впереди его ждут бурные времена.

 

 

Список использованной литературы

 

Дабагян, Э. Политическая жизнь в Латинской Америке на рубеже веков //  Свободная мысль. -  2006. -  № 5. -  С. 126-140.

 

История государства и  права зарубежных стран. Ч.2 :  Учеб. для студ. юридич. вузов и факультетов /  Л.М.Гудошников, О.А.Жидков, Н.А.Крашенинникова и др. -  М. :  НОРМА-ИНФРА,  1998. – С.500-502.

 

История Латинской Америки :  вторая половина XX века /  редкол.: Е.А. Ларин (отв. ред.) [и др.]. -  М. :  Наука,  2004. – 607 с.

 

Конституционное право зарубежных стран :  учеб. для вузов /  М.В. Баглай [и др.]. -  М. :  Норма,  2005. – С.874-919.

 

Кузьмин, В.В. Латинская Америка: интеграция и двусторонние экономические  связи //  Латинская Америка. -  2008. -  № 2. -  С. 35-48.

 

Новейшая история стран  Европы и Америки. ХХ век :  Учеб. для вузов: В 3 ч. /  Под ред. А.М.Родригеса, М.В.Пономарева. -  М. :  ВЛАДОС,  2004-. - ( Учебник для вузов) Ч. 3 :  1945-2000. -  2004. – С.245-252.

 

Строганов, А.И.  Новейшая история стран Латинской Америки :  Учебное изд-е. -  М. :  Высшая школа,  1995. – С.356-395.

 

Челядинский, А.А.  Актуальные проблемы внешней политики стран Латинской Америки и Африки :  учеб.-метод. комплекс: в 2 ч. /  А.А. Челядинский. -  Мн. :  Междунар. гуманит.-эконом. ин-т,  2005- Ч. 1 :  Латинская Америка в современных международных отношениях. -  2005. – С.20-46, 137-153.

Южно-Африканская  Республика

Ю́жно-Африка́нская Респу́блика (ЮА́Р; африкаанс Republiek van Suid-Afrika, англ. Republic of South Africa) — государство в южной части Африканского континента. На севере граничит с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке — с Мозамбиком и Свазилендом. Внутри территории ЮАР находится государство-анклав Лесото[2].

ЮАР является одной из самых  национально разнообразных стран  Африки и имеет наибольшую долю белого, азиатского и смешанного населения  на континенте. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, а также  является самой экономически развитой в Африке и имеет относительно прочные мировые позиции[3].

Важнейшим пунктом в истории  и политике ЮАР стал расовый конфликт между чёрным большинством и белым  меньшинством. Своей кульминации  он достиг после того, как в 1948 году был установлен режим апартеида, просуществовавший до 1990-х годов. Инициатором введения дискриминационных  законов стала Национальная партия. Эта политика привела к долгой и кровопролитной борьбе, в которой  ведущую роль сыграли чёрные активисты, такие как Стив Бико, Десмонд Туту и Нельсон Мандела. Позже к ним присоединились многие белые и цветные (потомки смешанного населения), а также южноафриканцы индийского происхождения. Определённую роль в крахе апартеида сыграло также давление со стороны международного сообщества. В результате смена политической системы произошла сравнительно мирно: ЮАР — одна из немногих стран Африки, где ни разу не случалось государственного переворота[4].

«Новую ЮАР» часто называют «Радужной страной», этот термин был  придуман архиепископом Десмондом Туту (и поддержан Нельсоном Манделой) как метафора нового, разнокультурного и многонационального общества, которое преодолевает разделения, восходящие к эпохе апартеида[5].

Во времена апартеида  в ЮАР члены Африканского национального  конгресса использовали слово «Азания» для обозначения своей страны как альтернативу неприемлемому для них тогда официальному названию. Слово «Азания» также применялось в качестве названия ЮАР в официальной китайской дипломатической лексике в то время, когда ЮАР поддерживала дипломатические отношения с Тайванем (не признаваемым Китаем).

ЮАР — страна, разработавшая  ядерное оружие и впоследствии добровольно  от него отказавшаяся.

Создание Южно-Африканского Союза

После четырёхлетних переговоров 31 мая 1910 года был образован Южно-Африканский  Союз, куда вошли британские Капская  колония, Натал, Колония Оранжевой реки и Трансвааль. Он стал доминионом Британской империи. В 1914 году ЮАС вступил в Первую мировую войну. В 1934 году была образована Объединённая партия, в которую объединились Южноафриканская партия (пробританская) и Национальная партия (бурская). В 1939 году она распалась из-за возникших разногласий о том, следует ли Южной Африке вслед за Великобританией вступать во Вторую мировую войну — правая Национальная партия симпатизировала Третьему рейху и выступала за резкую расовую сегрегацию.

[править]Независимость ЮАР

В 1961 году Южно-Африканский  Союз стал независимой республикой (Южно-Африканской Республикой), которая  вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Выход был обусловлен и непринятием политики апартеида  в ЮАР другими членами Содружества (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года).

[править]Апартеид и его последствия

Основная статья: Апартеид

В 1948 году Национальная партия победила на выборах и провела  несколько очень строгих законов, ограничивающих права чёрного населения: конечной целью этой политики было создание «Южной Африки для белых», в то время как чёрных предполагалось вовсе лишить южноафриканского гражданства. В ходе апартеида чернокожие были фактически частично или полностью  лишены следующих прав:

Право на гражданство ЮАР (в большинстве случаев это  стало привилегией)

Право участвовать в выборах  и быть избранным

Право на свободу передвижения (неграм было запрещено выходить на улицу после заката, а также  появляться в «белых» районах  без особого разрешения властей, то есть, по сути, им было запрещено  посещать крупные города, поскольку  они находились в «белых» районах)

Право на смешанные браки

Право на медицинское обслуживание (это право у них не было формально  отнято, но им было запрещено пользоваться медициной «для белых», в то время  как медицина «для чёрных» была совершенно не развита, а в некоторых районах  отсутствовала вовсе)

Право на образование (основные образовательные учреждения находились в «белых» районах)

Право быть принятым на работу (за работодателями было официально закреплено право применять расовую дискриминацию  при приёме на работу)

Кроме того, во время апартеида  были запрещены коммунистические партии — за членство в коммунистической партии полагалось наказание в виде 9 лет лишения свободы. ООН неоднократно в своих резолюциях признавала апартеид «южно-африканским фашизмом» и  призывала Южную Африку прекратить политику расовой дискриминации. Тем  не менее Южно-Африканская республика не обращала внимания на эти требования. Мировое сообщество резко осуждало существовавший режим и накладывало  на ЮАР санкции, например, запрещало  Южной Африке участвовать в Олимпийских  играх. Одним из последствий апартеида  стал огромный социальный разрыв между  потомками европейцев, жившими по лучшим стандартами западного мира, и большинством, пребывавшим в  бедности (правда, далеко не такой глубокой, как во многих других государствах Африки). Всё это вызвало протесты, забастовки и волнения внутри страны, пики которых выпали на середину 50-х, начало 60-х, середину 70-х и 80-е годы, а также беспокойство международного сообщества, которое угрожало стране санкциями. В сентябре 1989 г. президентом  страны избран Фредерик де Клерк, который  начал предпринимать активные действия по ликвидации системы апартеида (белое население должно было отказаться от своего господствующего положения). Многие законы были отменены, из тюрьмы был выпущен Нельсон Мандела — и в 1994 году прошли первые воистину всеобщие выборы, победу на которых одержал Африканский национальный конгресс, до сих пор находящийся у власти.

Несмотря на отмену апартеида, миллионы чёрных южноафриканцев до сих  пор живут в бедности. Это связано  с тем, что из-за исторических причин по уровню образования, социальной ответственности  и производительности труда большинство  коренных чернокожих африканцев на текущем  этапе объективно неспособно соответствовать  стандартам развитого постиндустриального  общества. Крайне высок уровень уличной  преступности, в том числе процент  тяжких преступлений, однако, власти отказываются уступить пожеланиям общества и ввести смертную казнь. Правда, программа социального  жилья дала определённые плоды, улучшив  жилищные условия многих граждан, что  привело к увеличению собираемости налогов.

В начале XXI века в ЮАР  также очень остро встала проблема нелегальной миграции. После отмены апартеида и значительного ослабления контроля на внешних границах в страну хлынул поток нелегалов из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других стран  Восточной Африки. Всего в ЮАР (на начало 2008 года), по оценкам различных  экспертов, от 3 до 5 миллионов незаконных мигрантов. Массовый приток иностранцев  вызывает недовольство граждан ЮАР. Претензии к мигрантам заключаются  главным образом в том, что  они отбирают у граждан страны рабочие места, соглашаясь работать за более низкую зарплату, а также  совершают различные преступления.

В мае 2008 года в Йоханнесбурге  и Дурбане произошли массовые выступления южноафриканцев против мигрантов. Вооруженные дубинками, камнями и холодным оружием группы местного населения избивали и убивали  мигрантов. За неделю беспорядков только в Йоханнесбурге погибли более 20 человек, тысячи покинули свои дома. Мигранты были вынуждены укрываться от разъяренных местных жителей  в полицейских участках, мечетях  и церквях. Местная полиция фактически полностью утратила контроль над  ситуацией и была вынуждена обратиться к президенту страны с просьбой привлечь армию для наведения порядка. 22 мая 2008 года президент ЮАР Табо Мбеки санкционировал использование войск для подавления беспорядков в стране. Впервые после отмены апартеида армия ЮАР была применена против граждан собственного государства[11].

Религия

Религиозный состав населения  достаточно пёстрый — в стране нет абсолютного религиозного большинства, и проживают приверженцы различных  религий и мировоззрений: приверженцы  сионских церквей (10 %), пятидесятники (7,5 %), католики (6,5 %), методисты (6,8 %), голландские  реформаты (6,7 %), англикане (3,8 %), другие христиане (36 %), мусульмане (1,3 %), приверженцы  других религий (2,3 %), неопределившиеся (1,4 %), атеисты (15,1 %) (данные 2001 года).

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам