Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гавела в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история2.docx

— 125.40 Кб (Скачать)

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой  структуры. В частности, были исключены  положения о том, что полицейские  могут беспрепятственно проникать  в помещения граждан, на принадлежащие  им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями  и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция  законности» полиции («требования  сотрудника полиции, обращенные к гражданам  и должностным лицам, и предпринимаемые  им действия считаются законными  до тех пор, пока в предусмотренном  законом порядке не будет установлено  иное»), хотя, по мнению оппозиционных  политиков, данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, 10 декабря 2010 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении, а 28 января 2011 года — в заключительном чтении. За принятие закона высказались  только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было. 7 февраля 2011 года президент  Медведев подписал закон «О полиции». Первоначально планировалось, что  новый закон вступит в силу уже с 1 января 2011 года, но позднее  срок был перенесен на 1 марта. Таким  образом 1 марта 2011 года милиция в  Российской Федерации официально прекратила своё существование, и с 1 января 2012 года вся символика милиции становится недействительной.

Закон предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников  внутренних дел, которая началась 1 марта 2011 года и должна была закончится 1 мая 2011 года. Но Медведев подписал указ о продлении сроков переаттестации, и завершена 1 августа 2011 года. Переаттестация сотрудников началась с руководителей центрального аппарата и территориальных органов МВД, а затем её начали проходить старший, средний и младший начальствующий состав органов внутренних дел. Сотрудники не прошедшие аттестацию или отказавшиеся от её прохождения, были уволены из рядов МВД. После прошедшей реформы Д.А.Медведев этой темы не касался.

[править]Инновационная деятельность. Сколково

 

 

 

Ночной вид кампуса  школы Сколково

В ежегодном послании Президента России Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года Д. А. Медведев заявил: «… надо завершить разработку предложений  по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который  был бы сфокусирован на поддержку  всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой  долины и других подобных зарубежных центров»[248].

31 декабря 2009 года Д.  А. Медведев издал распоряжение  № 889-рп «О рабочей группе  по разработке проекта создания  территориально обособленного комплекса  для развития исследований и  разработок и коммерциализации  их результатов»[249].

Руководителем рабочей группы в начале года был назначен первый замруководителя администрации президента, зампредседателя комиссии по модернизации Владислав Сурков.

18 марта 2010 года на встрече  со студентами-победителями Олимпиад  Д. А. Медведев объявил о  планах создать в Сколкове на основе Московской бизнес-школы управления «Сколково» ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий[250][251].

23 марта Д. А. Медведев  в ходе проходившего в Ханты-Мансийске  заседания президентской комиссии  по модернизации объявил, что  инновационный центр в Сколкове с российской стороны возглавит глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг[252].

Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном  центре „Сколково“» был подписан президентом Медведевым 28 сентября 2010 года[253] По замыслу президента проект «Сколково» направлен на создание благоприятной среды для концентрации международного интеллектуального капитала, способного генерировать инновации[253].

Медведев возглавил попечительский совет фонда, объяснив это необходимостью популяризации идей Сколково в России и зарубежом: «Надо, чтобы „Сколково“ стало не только хорошим брендом, но и идеологией, которая пронизывает жизнь нашего общества». Президент сообщил, что лично занимается продвижением проекта за рубежом, разговаривая о нём с иностранными лидерами[254].

Позже, 18 мая 2011 года, Дмитрий  Медведев провел пресс-конференцию  на территории Московской школы управления «Сколково». Выбор места встречи с журналистами президент объяснил необходимостью модернизации страны: «Но мне особенно приятно говорить об этом здесь, в Сколкове, потому что это… особая площадка, имеющая знаковое, серьёзное значение, потому как именно здесь развиваются новые технологии, именно здесь был создан Сколковский университет, Сколковская школа, здесь будет инновационный центр…Сколково будет именно таким важнейшим звеном модернизации, важнейшим, но, конечно, не единственным»[255].

[править]Восстановление выборов глав субъектов Российской Федерации

 

В сентябре 2004 года Президент  России В. В. Путин выступил с инициативой  изменения порядка наделения  полномочиями высших должностных лиц  субъектов Федерации, предложив  утверждать их в должности решениями  законодательных органов по предложению  Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.

2 мая 2012 года Медведев  подписал федеральный закон, предусматривающий  возвращение прямых выборов глав  регионов. Согласно указанному закону  первые выборы высших должностных  лиц должны пройти 14 октября 2012 года в тех субъектах Российской  Федерации, где срок истечения  полномочий действующих высших  должностных лиц истекает с  1 июня по 31 декабря 2012 года[256].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0

Президентские выборы 2012 года

24 сентября 2011 года в ходе  съезда партии Единая Россия  было объявлено, что на президентских  выборах в 2012 году выставит  свою кандидатуру Владимир Путин,  а правительство в случае его  победы возглавит Дмитрий Медведев. Медведев принял предложение  Путина возглавить партию «Единая  Россия» на думских выборах[1]. Делегаты аплодировали этому  заявлению стоя. Медведев тут  же отреагировал, сказав, что аплодисменты  являются доказательством популярности  Путина в народе[2].

На выборах президента России 4 марта 2012 года Владимир Путин  победил в первом туре[3]. По заявлениям кандидата в президенты России Геннадия Зюганова, лидеров партии «Яблоко», партии «Другая Россия», ассоциации «Голос» и иных общественных организаций, на результат выборов повлияли массовые нарушения при их проведении и  во время предвыборной кампании, и  выборы нелегитимны[4][5][6][7].

7 мая вступил в должность  президента России[8]. 8 мая Государственная  Дума дала согласие Президенту  России Владимиру Путину на  назначение Дмитрия Медведева  Председателем Правительства (его  кандидатуру поддержали «Единая  Россия», ЛДПР и 5 депутатов  из фракции «Справедливая Россия», 54 cправоросса и КПРФ проголосовали против)[

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

2 Развитие стран Африки  и Латинской америки на рубеже 20-21 веков.

Латинская Америка на рубеже столетий. Общие проблемы развитие

Введение

 

Переходя к рассмотрению общих проблем развития латиноамериканских стран в последние 2 десятилетия, хочется отметить, что несмотря на все трудности и кризисные  явления, их роль в мировой политике, экономике, торговле и особенно культуре заметно возросла. Повысилось значение стран Латинской Америки в  системе международных отношений, стало существенным их влияние при  решении крупнейших мировых проблем. В этом отношении особенно значительна  роль Бразилии и Мексики, которые  входят в двадцатку самых развитых стран мира. Также хочется отметить всё более усиливающуюся интеграцию стран внутри субконтинента, что  позволяет говорить о том, что  при решении мировых проблем  страны Латинской Америки скорее всего будут выступать единым фронтом.

Экономическая обстановка в  регионе

 

Неолиберальные преобразования принесли неодназначные результаты для региона. В результате неолиберальной модернизации в экономике стран Латинской Америки произошли далеко не самые прогрессивные структурные изменения. Первая волна неолибиральных реформ обнаружила их существенные промахи и вызвала поток критики. 80-е гг. стали называть «потерянным» («долговым», «инфляционным») десятилетием [6,с.245]. Неолиберальные реформы здесь включали в себя приватизацию большинства госпредприятий; финансовую стабилизацию и дисциплину; налоговую реформу; реформу банков и установление положительной ставки процента (то есть более высокой, чем темп инфляции); либерализацию финансовых рынков. Отказ от регулирования рынков капитала и рабочей силы; устранение препятствий для иностранных капиталовложений; законодательную защиту прав собственности. Однако, в отличие от стран Восточной Азии, которые освоили наукоёмкие (пусть и заимствованные) технологии в массовом производстве, Латинская Америка в основном модернизировала старые технологические уклады и традиционные для своей экономики отрасли [8,с.25].

 

Вместе с тем после  «потерянного 10-летия» начался рост ВВП и промышленного производства, в 90-е гг. увеличиваются доходы на душу населения, в том числе и  у самых бедных слоёв общества. Инфляция, бушевавшая на континенте с  небольшими перерывами в течении  десятилетий, сведена к минимальной  величине. После оттока капиталов  в 80-е гг. вновь пошли иностранные  инвестиции. По темпам экономического роста на протяжении 90-х гг. развитые страны Латинской Америки лишь немного  уступали Китаю, Индии [8,с.24].

 

Суть современной модели развития латиноамериканских стран  – это приоритетная ориентация на внешние факторы – экспортную выручку и зарубежные инвестиции. Однако в потоке этих инвестиций велика доля (до 50%) «горячих денег», которые  не спешат создавать новые рабочие  места и развивать новые технологии, зато могут уйти за границу при  малейших признаках неблагополучия. Так произошло в Мексике в 1994 г., где отток спекулятивных капиталов  опустошил валютные резервы страны и привёл к финансовому кризису  и экономическому спаду в 1995 г. В  том же году пережила спад производства и Аргентина (на 4,6% ВВП) [8,с.27].

 

Латиноамериканская экономика  не может существовать без регулярной финансово-инвестиционной подпитки извне. Жизнь и благополучие «в кредит»  характерны для большинства стран  региона, как малых, так и крупных. Огромная внешняя задолженность  стран Латинской Америки постоянно  растёт – в начале 90-х гг. она  составляла примерно 400 млрд долл., а  к середине 2000 г. увеличилась до 770 млрд долл. Соотношение внешнего долга  к ВВП составляло в Мексике 35%, Аргентине, Бразилии 45%, Эквадоре –  около 100%. Значительный регулярный отток  средств в счёт обслуживания внешнего долга является главной причиной дефицитов госбюджетов, развития инфляции, нехватки средств для технологической  модернизации. Необходимость производить  систематические погашения задолженности  вынудила многие страны осуществлять массовую приватизацию. Выручка от продажи госсобственности становилась  дополнительным источником реальных валютных доходов. Однако и этого явно недостаточно [6,с.245].

 

«Потерянное 10-летие» 80-х  гг. показало, что финансы могут  стать главным тормозом на пути экономического роста и модернизации в глобализированном мире. Поэтому именно финансовые проблемы оказались в центре реформирования большинства стран региона в 90-е гг. Финансово-экономическая стратегия Латинской Америки на 90-е гг. базировалась на «Вашингтонском консенсусе» -- согласительном документе, подготовленном Институтом международной экономики в США. В задачи консенсуса входило преодоление инфляции, сокращение бюджетного дефицита, укрепление национальных валют Латинской Америки. Главное заключалось в том, что «Вашингтонский консенсус», как и другие стабилизационные программы, ориентировали Латинскую Америку на регулярные выплаты внешнего долга [6,с.246].

 

2001 – 2003 гг. были противоречивыми  для экономики большинства стран  континента. Особенно бурно растёт  экономика Мексики, ежегодно более  чем на 7%. Темпы роста в остальных  составляли примерно 4%. Средний уровень  инфляции в начале XXI в. по региону  составил более 5%. Сокращение  экономического роста в США  неблагоприятно влияет на латиноамериканский  экспорт, особенно для крупных  стран континента.

 

Переход в новое, постиндустриальное общество оказался для большинства  стран континента неблагоприятным. Темпы роста в 2001 г. составили  лишь 0,5%, а в расчёте на душу населения наблюдалось падение. В 2003 г. общий спад экономики равнялся 0,5%, а в подушевном исчислении – 2%. В Аргентине и Уругвае, когда-то самых процветающих в Южной Америке – 11%. Рыночная открытость не только не ослабила напряжённость, но ещё больше её увеличила. Стал очевидным факт, что чем меньше страны втянуты в глобальные рыночные отношения, тем слабее у неё спад в кризисные периоды (касаемо мирового кризиса 1999 г.). Примером является Бразилия [8,с.28].

 

Одним из прямых последствий  неолиберальных реформ в Латинской  Америке стало заметное обогащение верхушки общества, которое достигалось  в основном благодаря приватизации. Рост доходов самых бедных слоёв  населения во многих странах континента, особенно в Аргентине и Мексике, отставал от роста доходов богатых, а в самое последнее время  и вовсе сменился их падением. Латинская  Америка стала менее социально  защищённой. 20% наиболее обеспеченных слоёв населения Латинской Америки  получают доходов в 20 раз больше, чем 20% наиболее обездоленных (в странах  Западной Европы – в 6 раз). В регионе  насчитывается 225 млн. бедняков и 90 млн. нищих [8,с.30].

 

Единственным прибежищем для множества людей в странах  континента стал «неформальный сектор» (мелкое кустарное производство, уличная  торговля). Он создаёт большую долю всех новых мест в Латинской Америке, компенсируя сокращение занятости  в формальном секторе. Между тем, рост «неформального сектора» -- прямой результат ослабления государства. Расширение теневой экономики сопровождается снижением эффективности управления, распространением коррупции и преступности, хотя в некоторых странах (Бразилия, Чили) кое-какие положительные изменения  в этом отношении произошли.

Информация о работе Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.). Переход к рыночным реформам