Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Крестьяне России делились на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи составляли основную массу крестьянства. К середине XIX века их было 23 млн. человек обоего пола. Они разделялись на 2 подгруппы: собственно крестьяне, занимавшиеся сельским хозяйством на помещичьей земле, и дворовые, лишенные всяких средств производства и удовлетворявшие личные потребности помещика. Формами эксплуатации помещичьих крестьян были барщина и оброк. Нередко они переплетались между собой (смешанная повинность). В более тяжелом положении находились барщинные крестьяне, которые были сосредоточены в наиболее плодородных губерниях, так как барщина составляла 3-4 дня в неделю, а в отдельных случаях и больше. Барщина не освобождала крестьян от оброка (как денежного, так и натурального). Несколько лучше было положение оброчных крестьян, но и здесь размеры оброка непрерывно увеличивались. Крепостных крестьян помещик имел право продать или купить как с землей, так и без земли. Это была настоящая работорговля. Помещик был волен вершить над ними суд и определять наказание по своему усмотрению, переселять крестьян с одного места на другое, переводить в дворовые, лишив их земли.
Государственные крестьяне как юридически оформленное сословие возникло в начале XVIII века, в их состав вошли черносошные крестьяне, уральские, сибирские крестьяне (пашенные люди), жившие по окраинам пушкари, засечные сторожа, монастырские крестьяне после секуляризации церковного землевладения. Государственные крестьяне также были прикреплены к земле, но в данном случае земля была не личной, а государственной формой феодальной собственности, и крестьяне платили феодальную ренту не помещику, а государству. Государственные крестьяне составляли примерно 19 млн. человек обоего пола. По формам повинностей преобладали оброчные, но были и барщинные. Их положение было несколько лучше помещичьих, но они также были бесправны перед своим хозяином –государством.
Наконец, третья группа – удельные крестьяне, они являлись собственностью императорской фамилии (ранее именовались дворцовыми). Их количество было где-то около 2 млн. человек обоего пола. Все удельные крестьяне платили оброк в пользу царской фамилии, а также подушные подати и различные дополнительные сборы в пользу государства.
Передовая общественная мысль России требовала ликвидации крепостного права еще в конце XVIII века. В первой половине XIX в. само правительство осознало, что крепостное право – зло, и пыталось найти пути решения крепостного вопроса. Но отменили крепостное право лишь в 1861 г.
Император Александр II не был человеком либеральных убеждений. Однако здравый ум, способность быстро оценивать ситуацию, видеть главное, сыграли свою роль. Поворот, по своим последствиям сопоставимый с европейскими буржуазными революциями, совершился сверху, по инициативе и при решающей роли государственной власти.
Необходимо выделить глубинные причины, вынудившие монархию пойти на отмену крепостного права. Прежде всего, в связи с поражением в Крымской войне пришло понимание правящими кругами России, того, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Осознание угрозы для России быть отброшенной в ранг второстепенных держав, необходимость восстановить утраченный престиж на международной арене вынуждали Александра II встать на путь неотложных реформ.
Другая причина (экономическая) – нарастание кризиса крепостной системы. В основе его было неразрешимое противоречие. Большинство помещичьих хозяйств, втягиваясь в товарные отношения, не могли производить достаточное количество продуктов на продажу. Интенсивные пути расширения производства зерна, расширение посевных площадей были закрыты. Крестьянский пахотный клин сокращался. Это подрывало главный источник благополучия помещика - крестьянина-работника. А на пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда, встала система принудительного, крайне неэффективного крепостного труда. Именно этот конфликт лежит в основе кризиса крепостнической системы, а вовсе не ставший вдруг невыгодным барщинный принудительный труд. Бесплатный принудительный труд, расточительный для общества в целом, всегда выгоден тому, кто пожинает его плоды. Необходимо учесть, что симптомы несостоятельности существующей системы хозяйствования грозно заявили о себе в сфере особенно чувствительной для правительства, а именно в финансах, постоянно растущим дефицитом государственного бюджета.
И, наконец, вторая половина 50-х годов
ХIХ века в социальной сфере характеризовалась
усилением крестьянского
Осознание правительством и Александром
II кризиса николаевского
Подготовка крестьянской реформы. Для начала Александр II дает поручение Министерству внутренних дел изучить возможные пути решения крестьянского вопроса. 3 января 1857 года он создает Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Правительство опасалось официально произнести слово освобождение, поэтому подготовка реформы еще являлась секретом для общества. Комитет находился в непосредственном ведении царя и состоял из виднейших сановников, ярых крепостников. Это были А.Ф. Орлов, В.Ф. Адлерберг, Д.Н. Блудов, П.П. Гагарин и др. Они выдвинулись в николаевское время. Комитет действовал нерешительно, но логика событий заставила правительство активизироваться.
Рескрипт (письменный ответ) царя виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову 20 ноября 1857 года явился первой правительственной программой крестьянской реформы. Он был дополнен «Отношением» от министра внутренних дел к высочайшему рескрипту. В этих документах излагались мысли о реформе помещичьей деревни. Заявлялось об уничтожении крепостной зависимости крестьян, но не сразу, а постепенно, через установление переходного состояния на срок от 8 до 12 лет. В этот период крестьянская земля объявлялась собственностью помещика. Вотчинные права помещиков сохранялись. Однако крестьяне пользовались землей за отбывание ими барщины или оброка.
С момента опубликования
Отношение самих помещиков к готовящейся реформе было различным. Большинство выступило против реформы, за сохранение в неизменном виде крепостных порядков. Остальная часть помещиков соглашалась на реформу, но на различных условиях. Одни отстаивали вариант освобождения без земли и за выкуп личной свободы крестьянина. Таких помещиков называли вошедшим в обиход словечком «реаки» – сокращение слова реакционеры. Другие, хозяйство которых было сильно втянуто в рыночные отношения, выступали за более либеральный ее вариант – освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом (их называли эмансипаторами).
Александр II настойчиво добивался, чтобы дворянство выступило с инициативой освобождения крестьян. При этом император руководствовался не только стремлением показать крестьянам благородство их владельцев. Он считал, что будет лучше, если непопулярное для массы помещиков предложение будет исходить от них самих. Добровольность под нажимом была проявлена губернаторами 46 губерний России, которым были разосланы рескрипты царя, в которых губернаторам предписывалось составить из представителей помещиков губернские комитеты для подготовки местных проектов реформирования деревень.
Губернские комитеты были явлением новым, необычным явлением для учреждений тогдашней России. Формировались они следующим образом: на уездных дворянских собраниях избирались по три представителя от уезда. Кроме избранных членов в комитеты входили два члена от правительства, т.е. назначенные властями. Председательствовал в комитете губернский предводитель дворянства. Для выработки положений комитетам определялся полугодовой срок. Было открыто 46 губернских комитетов. Как и следовало ожидать, их состав был неоднородным. Вместе заседали в одном комитете и ярые консерваторы, и либералы. Первые, как правило, образовывали большинство, а вторые – меньшинство.
К началу 1859 г. в губернских комитетах завершилась работа по составлению проектов. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления единого законодательного акта об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект «Общего положения» для всех губерний. Другой – «Местные положения» (о поземельном устройстве крестьян применительно к разным регионам). Фактически эти комиссии слились в одну под общим названием Редакционные комиссии.
Это учреждение было нетрадиционным в системе абсолютной монархии, не зависимым даже от высших чиновников и государственного аппарата. Оно подчинялось лишь царю. Возглавил Комиссии генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Военный по роду деятельности он все же смог глубоко овладеть сутью крестьянской проблемы. Ростовцев в довольно короткий срок претерпел превращение из осторожного консерватора в ревностного прогрессиста и отчаянного эмансипатора. Это объясняют тем, что его потрясла просьба умирающего сына принять деятельное участие в освобождении крестьян. Но разумеется, здесь имела место совокупность факторов.
Ростовцев сформировал команду Редакционных комиссий: 17 человек – представители от министерств и ведомств и 21 – эксперты из сведущих людей. В целом он обеспечил реформаторское большинство для конструктивной работы, хотя в члены-эксперты попали и такие «крепостнические зубры», как Ф.И. Паскевич-Эриванский, П.П. Шувалов, А.Д. Желтухин. В составе Комиссий были видные ученые: ректор Киевского университета Н.Х. Бунге, ученый и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский, крупные чиновники С.М. Жуковский, Н.А. Милютин, А.К. Гирс, В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин и др. Лидером Комиссий по общему признанию был Н.А. Милютин, один из наиболее крупных государственных деятелей России периода буржуазных реформ. Все они обладали компетентностью, профессиональным подходом к сути предстоящей им работы, широким кругозором. Такую группу ярких личностей русское общество смогло выдвинуть в переломный момент истории страны, что особенно важно.
За год и семь месяцев существования Комиссии работали очень интенсивно. Было проведено 405 заседаний общего присутствия, в то время как Секретный и Главный комитеты за 1857 – 1858 годы заседали только 39 раз. К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. Основные его положения: в социально-политической сфере реформа сводилась к полной отмене крепостного права, наделению крестьян гражданскими правами и ликвидации вотчинной власти помещика, введению крестьянского общественного самоуправления на базе привычной сельской общины. В экономической области предлагалось сохранить за крестьянами усадебное устройство в рамках существующих размеров, передать в пользование крестьянам наделы с перспективой их выкупа, признав исключительность случаев отрезки от крестьянских наделов. За это крестьяне в переходный период (когда крестьяне уже не крепостные, но земля еще помещичья, не выкупленная) должны были нести определенные повинности, увеличить размер которых помещик уже не мог.
Теперь предстояло согласовать выработанный проект с губернскими дворянскими комитетами. Губернские комитеты избирали представителей для защиты своих проектов. Они должны были дать свои письменные отзывы на труды Комиссий. После этого начались заседания Редакционных комиссий для объяснений с авторами отзывов. Например, с депутатами первого призыва они шли целый месяц и имели характер очень острых столкновений.
Но Александр II по всем спорным вопросам, имеющим программный характер, утвердил мнение меньшинства, голосовавшего за проект Редакционных комиссий. Уступки большинству касались принятия предложения крупного землевладельца князя П.П. Гагарина о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ним) немедленно в собственность и бесплатно (в дар) четверть надела, прекратив с ним всякие отношения. Впоследствии этот надел крестьяне назвали «сиротским». Кроме того, Государственный совет добился дальнейшего понижения норм надела в черноземной полосе, где земля была особенно ценна. 19 февраля 1861 года «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест к народу. Реформа вступала в действие.