Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г. при Берг-коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в Горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.
Созданием общероссийской системы образовательной школы, государственного народного образования начался четвертый этап в развитии просвещения (закончился в 1804 г. с очередной реформой).
Большой шаг вперед делает русская наука. Развиваются географические знания, оказывая существенное влияние на представление человека о мире и о своем месте в нем.
Две камчатские научные экспедиции Витуса Беринга (1725 – 1730гг. и 1733 – 1743гг.) позволили собрать обильный материал по исследованию Северной Азии, Камчатки и Сибири. Особое значение имело плавание В. Беринга и А. Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел», проложившее тысячекилометровый морской маршрут от Камчатки к берегам Америки. Научные географические экспедиции дали возможность Академии наук уже в 1745г. издать «Атлас российский» на 19 больших картах. ( В это время из всех европейских государств только Франция имела подобный атлас).
Во второй половине XVIII в. по мере развития
капиталистического уклада все больше
возрастает потребность в экономико-
Большую роль в развитии науки и
внедрении научных достижений в
хозяйстве сыграло Вольное
Интереснейшие достижения имелись в технической мысли России в середине – второй половине XVIII в. А.К. Нартов, начавший свою деятельность еще при Петре I, создал станки для сверления оружейного ствола, предложил новые способы отливки пушек, создал оригинальный станок для чеканки монет. К сожалению, целая серия созданных им токарных станков не нашла применения в промышленности.
И.И. Ползунов сконструировал первую в мире паровую машину, которая за два месяца работы на горных заводах Алтая дала прибыль в 12 тыс. рублей. Машина была заброшена из-за течи котла, который после смерти изобретателя не смогли починить.
Самоучка, сын мелкого торговца из Нижнего Новгорода И.П. Кулибин создал целый ряд оригинальных приборов, машин, часовых механизмов. В их числе – повозка-самокат, прообраз велосипеда; механические протезы ног; судно-водоход, поднимающееся против течения. Кулибин разработал проект уникального одноарочного моста через Неву, создал сеялку и прожектор (Кулибинский фонарь). Сохранились совершенно уникальные часы изумительной точности, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы луны, время восхода и захода солнца.
Важнейшее изобретение было сделано уральским мастером К.Д. Фроловым – первая гидравлическая машина, с помощью которой работали лесопильня, рудоподъемник, рельсовая внутризаводская система самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток.
В это же время Р. Глинков изобрел гребнечесальный прибор для обработки льна, заменявший труд девяти человек.
Значительный шаг вперед сделали естественные науки и медицина. Широко известны имена С.Я. Румовского (астрономия), М.В. Севергина (основоположник минералогии), Д.И. Виноградова (технология и химия производства фарфора). Вклад в развитие науки сделали и ученые – иностранцы, трудившиеся в Российской академии: гениальный математик Л.Эйлер (работы в области теории движения Луны, интегрального исчисления), Д. Бернулли (теория стрельбы, расширение газов).
Следует отметить, что становление и развитие русской науки происходило в рамках бурного развития в XVIII в. мирового естествознания.
Новым явлением в русской культуре XVIII в. стало развитие театрального искусства и музыки. Правда, русский театр и музыка еще не занимали заметного места в европейском искусстве.
Первый русский профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле мещанином Ф.Г. Волковым. Вслед за этим появились любительские театры при московском университете и шляхетском корпусе Петербурге. К 50-80 гг. относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах и городских особняках. Одним из самых известных является театр Шереметевых в селе Останкино, где раскрылся талант выдающейся крепостной актрисы П.И. Ковалевой – Жемчуговой. В XVIII в. были подготовлены первые театральные традиции, заложены основы русской драматургии, благодаря произведениям Ломоносова, Сумаркова и особенно Фонвизина и Крылова.
Значительную эволюцию претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, появляются печатные песенники. К 70-м годам относится формирование русской национальной оперы. Появляются оперы «Мельник-колдун», «Обманщик и сват» И.Е Фомина и «Санкт-Петербургский гостиный двор» Пашкевича, в которых отчетливо прослеживается связь с русскими народными песнями. Талантливым композитором и скрипачом был И. Хандошкин; украинский композитор Д. Бортнянский писал сонаты и церковные хоры.
В изобразительном искусстве
Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Большую роль в подготовке российских художников сыграла Академия художеств, открытая в 1757 году. Среди портретистов этого периода, безусловно, выделялись Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
Ф. Рокотов писал парадные портреты многих знатных людей, в том числе Екатерины II и Павла I. Широко известны его портреты А.И. Воронцова, В.Е. Новосильцевой и др. Настоящую славу ему принесли неофициальные, интимные, полные психологизма портреты, как, например, портрет поэта В.И. Майкова.
Д. Левицкий стремился передать в портретах сущность и внутренний мир изображаемых. Кисти Д. Левицкого принадлежит знаменитый портрет Д. Дидро, а также серия портретов смольнянок – выпускниц Смольного института благородных девиц. В каждом из портретов он смог отобразить непосредственность и обаяние девушек. Портрет богатейшего заводчика П.А. Демидова, прославившегося своими чудачествами, изображает человека в халате с колпаком на голове на фоне горшков с цветами и лейки.
Продолжателем традиций Левицкого
был В.Л. Боровиковский. Он начинал
церковным живописцем, и на него
обратила, внимание Екатерина II. Боровиковский
мастерски изображая
Основоположником жанра
Пейзажная живопись становится самостоятельным жанром в конце XVIII в. Родоначальником пейзажа стал С.Ф.Щедрин, специализировавшийся на парковых ландшафтах и видах Петербурга. Крупным пейзажистом был М.М. Иванов (виды Украины, Крыма, Закавказья).
Бытовой жанр в живописи еще не стал крупным самостоятельным течением, его расцвет придется на XIX в. В XVIII веке в этом жанре работал крепостной художник князя Потемкина М. Шибанов, создавший картины из крестьянской жизни: «Крестьянский обед», «Сговор» и др.
Следует отметить и достижения русских скульпторов XVIII столетия. Самым талантливым является, безусловно, Ф.И. Шубин. Ему принадлежат исключительно реалистичные портреты М.И. Ломоносова, Павла I. М.И. Козловский, родоначальник классицизма, создал скульптурные портреты Екатерины II в образе Минервы, А.В. Суворова в Петербурге в римских доспехах и одежде. Всемирную известность получили и скульптурные композиции Петергофа.
Славе российского ваяния способствовало и творчество Э.Фальконе, чей «Медный всадник» стал неотъемлемой частью Петербурга.
Бурное развитие архитектуры было вызвано градостроительством и переходом к регулярной планировке городов. Изменения в быту и культурной жизни дворянской аристократии и царского двора вызвали строительство зданий для правительственных учреждений в столицах и губернских городах, особняков и загородных резиденций.
В середине XVIII в. господствующим стилем в русской архитектуре было барокко, отличающееся пышностью декора, обилием лепнины и скульптуры, торжественностью. Наиболее яркими произведениями барокко являются созданные В. Растрелли ансамбли Зимнего дворца и Смольного монастыря, дворец в Петергофе. В. Растрелли, итальянец по происхождению, приехал в Россию 16-летним мальчиком вместе с отцом; он глубоко понял особенности национальной русской культуры. Настоящей лебединой песней архитектора является Зимний дворец в Петербурге. Дворец поражает сочетанием своей мощи, грандиозности, устремленностью вверх и разнообразием декора.Сам Растрелли говорил, что дворец построен « для славы российской».
Во второй половине XVIII в. на смену барокко в Россию приходит классицизм, возрождающий приёмы и формы античной архитектуры. Архитектуру России в этот период прославили выдающиеся мастера В.И Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Особенно щедро архитектура классицизма представлена в Москве.
До настоящего времени одним
из красивейших зданий столицы является
дом Пашкова. Построенное на холме,
здание отличается изяществом, совершенством
пропорций, прекрасно вписывается
в находящийся рядом
Более удачно сложилась судьба творений М.Ф. Казакова Им созданы здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Голицинская больница (ныне I Городская больница). В этих и других произведениях проявилась приверженность Казакова к купольным ротондам, являвшимся декоративным завершением всех его зданий.
В творчестве И.Е. Старова нашел новое выражение классицизм Петербурга. Лучшей постройкой является дворец Г.А. Потемкина, более известный как Таврический. В отличие от своих предшественников Старов сделал стены дворца совершенно гладкими. Величие зданию придают широко распахнутые крылья. Кроме Таврического дворца Старовым построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского.
Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Ими созданы замечательные сооружения: Академия наук, Ассигнационный банк (итальянец Д. Кваренги), дворец в Павловске (шотландец Ч. Камерон).
Можно отметить, что итоги культурного развития России в середине второй половины XVIII века были весьма значительны.
В этот период был все более заметным становится процесс формирования русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения традиционной культуры, созданной многовековой деятельностью народа, и в первую очередь – крестьянства, и новой культуры, созданной, главным образом, привилегированными слоями общества.
Лекция 10. Россия в первой половине XIX века.
Царствование Павла I. На рубеж XVIII и XIX веков приходится царствование Павла I (1796-1801 гг.). Как это нередко бывает, следующий император России выступает политическим оппонентом предыдущего или прямо отвергает достижения своего предшественника. Так было с Павлом I, который занял Российский престол после своей матери.
Взойдя на престол, Павел I приказал освободить всех политических заключенных, арестованных при Екатерине II. Получили свободу Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Т. Костюшко и многие жертвы Тайной канцелярии.
Важное место в