Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г. при Берг-коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в Горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.

 

Созданием общероссийской системы  образовательной школы, государственного народного образования начался четвертый этап в развитии просвещения (закончился в 1804 г. с очередной реформой).

Большой шаг вперед делает русская  наука. Развиваются географические знания, оказывая существенное влияние  на представление человека о мире и о своем месте в нем.

Две камчатские научные экспедиции Витуса Беринга (1725 – 1730гг. и 1733 – 1743гг.) позволили собрать обильный материал по исследованию Северной Азии, Камчатки и Сибири. Особое значение имело плавание В. Беринга и А. Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел», проложившее тысячекилометровый морской маршрут от Камчатки к берегам Америки. Научные географические экспедиции дали возможность Академии наук уже в 1745г. издать «Атлас российский» на 19 больших картах. ( В это время из всех европейских государств только Франция имела подобный атлас).

Во второй половине XVIII в. по мере развития капиталистического уклада все больше возрастает потребность в экономико-географическом изучении самой страны. Были изданы сотни комплексных региональных исследований природы и населения страны: промыслов, рыболовства, агротехники, заводов, этнографических данных и т.п.

Большую роль в развитии науки и  внедрении научных достижений в  хозяйстве сыграло Вольное экономическое  общество, созданное в 1765г. по инициативе М.Ломоносова. В «Трудах» ВЭО публиковались статьи по организации и рациональному ведению хозяйства, давались советы по выращиванию наиболее продуктивных для каждого региона культур и разведению скота. В конкурсах, проводившихся ВЭО, принимали участие не только русские, но и зарубежные ученые.

Интереснейшие достижения имелись  в технической мысли России в  середине – второй половине XVIII в. А.К. Нартов, начавший свою деятельность еще  при Петре I, создал станки для сверления  оружейного ствола, предложил новые  способы отливки пушек, создал оригинальный станок для чеканки монет. К сожалению, целая серия созданных им токарных станков не нашла применения в промышленности.

И.И. Ползунов сконструировал первую в мире паровую машину, которая  за два месяца работы на горных заводах Алтая дала прибыль в 12 тыс. рублей. Машина была заброшена из-за течи котла, который после смерти изобретателя не смогли починить.

Самоучка, сын мелкого торговца из Нижнего Новгорода И.П. Кулибин  создал целый ряд оригинальных приборов, машин, часовых механизмов. В их числе – повозка-самокат, прообраз велосипеда; механические протезы ног; судно-водоход, поднимающееся против течения. Кулибин разработал проект уникального одноарочного моста через Неву, создал сеялку и прожектор (Кулибинский фонарь). Сохранились совершенно уникальные часы изумительной точности, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы луны, время восхода и захода солнца.

Важнейшее изобретение было сделано  уральским мастером К.Д. Фроловым –  первая гидравлическая машина, с  помощью которой работали лесопильня, рудоподъемник, рельсовая внутризаводская система самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток.

В это же время Р. Глинков изобрел  гребнечесальный прибор для обработки  льна, заменявший труд девяти человек.

Значительный шаг вперед сделали естественные науки и медицина. Широко известны имена С.Я. Румовского (астрономия), М.В. Севергина (основоположник минералогии), Д.И. Виноградова (технология и химия производства фарфора). Вклад в развитие науки сделали и ученые – иностранцы, трудившиеся в Российской академии: гениальный математик Л.Эйлер (работы в области теории движения Луны, интегрального исчисления), Д. Бернулли (теория стрельбы, расширение газов).

Следует отметить, что становление  и развитие русской науки происходило  в рамках бурного развития в XVIII в. мирового естествознания.

Новым явлением в русской культуре XVIII в. стало развитие театрального искусства и музыки. Правда, русский  театр и музыка еще не занимали заметного места в европейском  искусстве.

Первый русский профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле мещанином Ф.Г. Волковым. Вслед за этим появились любительские театры при московском университете и шляхетском корпусе Петербурге. К 50-80 гг. относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах и городских особняках. Одним из самых известных является театр Шереметевых в селе Останкино, где раскрылся талант выдающейся крепостной актрисы П.И. Ковалевой – Жемчуговой. В XVIII в. были подготовлены первые театральные традиции, заложены основы русской драматургии, благодаря произведениям Ломоносова, Сумаркова и особенно Фонвизина и Крылова.

Значительную эволюцию претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская  народная песня, появляются печатные песенники. К 70-м годам относится формирование русской национальной оперы. Появляются оперы «Мельник-колдун», «Обманщик и сват» И.Е Фомина и «Санкт-Петербургский гостиный двор» Пашкевича, в которых отчетливо прослеживается связь с русскими народными песнями. Талантливым композитором и скрипачом был И. Хандошкин; украинский композитор Д. Бортнянский писал сонаты и церковные хоры.

В изобразительном искусстве после  петровских реформ значительно усилилась  светская направленность. Особого мастерства достигли портретисты. Портреты, выполненные русским художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Появлялись также пейзажные полотна, картины с историческими и бытовыми сюжетами.

Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Большую роль в подготовке российских художников сыграла Академия художеств, открытая в 1757 году. Среди портретистов этого периода, безусловно, выделялись Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Ф. Рокотов писал парадные портреты многих знатных людей, в том числе  Екатерины II и Павла I. Широко известны его портреты А.И. Воронцова, В.Е. Новосильцевой  и др. Настоящую славу ему принесли неофициальные, интимные, полные психологизма портреты, как, например, портрет поэта В.И. Майкова.

Д. Левицкий стремился передать в  портретах сущность и внутренний мир изображаемых. Кисти Д. Левицкого  принадлежит знаменитый портрет  Д. Дидро, а также серия портретов  смольнянок – выпускниц Смольного  института благородных девиц. В каждом из портретов он смог отобразить непосредственность и обаяние девушек. Портрет богатейшего заводчика П.А. Демидова, прославившегося своими чудачествами, изображает человека в халате с колпаком на голове на фоне горшков с цветами и лейки.

Продолжателем традиций Левицкого  был В.Л. Боровиковский. Он начинал  церковным живописцем, и на него обратила, внимание Екатерина II. Боровиковский  мастерски изображая человеческие чувства, был близок к сентиментализму. Хрестоматийную известность приобрел его портрет М.И. Лопухиной – мечтательной, поэтичной. Одним из лучших образцов жанра стал портрет Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде без всяких царских регалий.

Основоположником жанра исторической живописи стал А. Лосенко. Известны его картины «Владимир и Рогнеда», «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». Традиции Лосенко продолжил Г.И. Угрюмов, изобразивший «Торжественный въезд в Псков Александра Невского», «Взятие Казани», «Призвание Михаила Федоровича на царство».

Пейзажная живопись становится самостоятельным жанром в конце XVIII в. Родоначальником пейзажа стал С.Ф.Щедрин, специализировавшийся на парковых ландшафтах и видах Петербурга. Крупным пейзажистом был М.М. Иванов (виды Украины, Крыма, Закавказья).

Бытовой жанр в живописи еще не стал крупным самостоятельным течением, его расцвет придется на XIX в. В XVIII веке в этом жанре работал крепостной художник князя Потемкина М. Шибанов, создавший картины из крестьянской жизни: «Крестьянский обед», «Сговор» и др.

Следует отметить и достижения русских скульпторов XVIII столетия. Самым талантливым является, безусловно, Ф.И. Шубин. Ему принадлежат исключительно реалистичные портреты М.И. Ломоносова, Павла I. М.И. Козловский, родоначальник классицизма, создал скульптурные портреты Екатерины II в образе Минервы, А.В. Суворова в Петербурге в римских доспехах и одежде. Всемирную известность получили и скульптурные композиции Петергофа.

Славе российского ваяния способствовало и творчество Э.Фальконе, чей «Медный  всадник» стал неотъемлемой частью Петербурга.

Бурное развитие архитектуры было вызвано градостроительством и  переходом к регулярной планировке городов. Изменения в быту и культурной жизни дворянской аристократии и  царского двора вызвали строительство  зданий для правительственных учреждений в столицах и губернских городах, особняков и загородных резиденций.

В середине XVIII в. господствующим стилем в русской архитектуре было барокко, отличающееся пышностью декора, обилием  лепнины и скульптуры, торжественностью. Наиболее яркими произведениями барокко являются созданные В. Растрелли ансамбли Зимнего дворца и Смольного монастыря, дворец в Петергофе. В. Растрелли, итальянец по происхождению, приехал в Россию 16-летним мальчиком вместе с отцом; он глубоко понял особенности национальной русской культуры. Настоящей лебединой песней архитектора является Зимний дворец в Петербурге. Дворец поражает сочетанием своей мощи, грандиозности, устремленностью вверх и разнообразием декора.Сам Растрелли говорил, что дворец построен « для славы российской».

Во второй половине XVIII в. на смену  барокко в Россию приходит классицизм, возрождающий приёмы и формы античной архитектуры. Архитектуру России в  этот период прославили выдающиеся мастера  В.И Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Особенно щедро архитектура классицизма представлена в Москве.

До настоящего времени одним  из красивейших зданий столицы является дом Пашкова. Построенное на холме, здание отличается изяществом, совершенством  пропорций, прекрасно вписывается  в находящийся рядом кремлевский  ансамбль. К сожалению, судьба крупных проектов Баженова была трагической. Загородный дворец в Царицино, над которым архитектор работал девять лет, был разрушен по приказу Екатерины II – так она отомстила за близость зодчего к Н.И. Новикову; строительство Кремлевского дворца также было прекращено, хотя большая модель дворца была одобрена. Творчество В.И. Баженова отличалась новизной, «непохожестью» на архитектуру середины столетья; он широко применял новые круглые архитектурные объемы, гирлянды, элементы русской «псевдоготики».

Более удачно сложилась судьба творений М.Ф. Казакова Им созданы здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Голицинская больница (ныне I Городская  больница). В этих и других произведениях  проявилась приверженность Казакова к купольным ротондам, являвшимся декоративным завершением всех его зданий.

В творчестве И.Е. Старова нашел  новое выражение классицизм Петербурга. Лучшей постройкой является дворец Г.А. Потемкина, более известный как  Таврический. В отличие от своих  предшественников Старов сделал стены дворца совершенно гладкими. Величие зданию придают широко распахнутые крылья. Кроме Таврического дворца Старовым построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского.

Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Ими созданы замечательные сооружения: Академия наук, Ассигнационный банк (итальянец Д. Кваренги), дворец в Павловске (шотландец Ч. Камерон).

Можно отметить, что итоги культурного  развития России в середине второй половины XVIII века были весьма значительны.

В этот период был все более заметным становится процесс формирования русской  национальной культуры, вбирающей в  себя достижения традиционной культуры, созданной многовековой деятельностью  народа, и в первую очередь – крестьянства, и новой культуры, созданной, главным образом, привилегированными слоями общества.

 

Лекция 10. Россия в первой половине XIX века.

 

 

 

 

Царствование Павла I. На рубеж XVIII и XIX веков приходится царствование Павла I (1796-1801 гг.). Как это нередко бывает, следующий император России выступает политическим оппонентом предыдущего или прямо отвергает достижения своего предшественника. Так было с Павлом I, который занял Российский престол после своей матери.

Взойдя на престол, Павел I приказал освободить всех политических заключенных, арестованных при Екатерине II. Получили свободу Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Т. Костюшко и многие жертвы Тайной канцелярии.

Важное место в законодательстве Павла I заняла новая система престолонаследия. В апреле 1797 года «Акт о порядке престолонаследия» и «Учреждение об императорской фамилии» восстановили принцип наследования престола только по мужской линии. Женщины могли получить это право лишь в случае пресечения всех мужских линий династии. В апреле 1797 года манифестом Павла I были введены трехдневная барщина для крестьян и установлен воскресный отдых. Была запрещена продажа дворовых крестьян без земли. Губернаторам было приказано следить за отношениями помещиков к крепостным. Принимались меры против жестокого обращения помещиков с крестьянами. Одновременно Павел I подавлял крестьянские восстания и раздавал казенных крестьян помещикам. Если Екатериной II за 34 года царствования было роздано не более 800 тыс. крестьян, то Павел I всего за четыре года раздал помещикам 530 тыс. душ обоего пола.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"