Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Будучи человеком религиозным  и считая себя главой православной церкви, Павел заботился о положении  духовенства. При нем были вновь  открыты 2 духовные академии – в  Санкт-Петербурге и Казани, а также 8 семинарий. Считая, что «свобода веры» – лучшее средство сохранить мир между представителями разных религиозных конфессий, Павел I повелел прекратить гонения на старообрядцев. Он предписал относиться к ним «ласково, с доброхотством и человеколюбием».

Павел I преследовал лишь секты, не признававшие гражданской власти или отличавшиеся изуверством (типа духоборов и скопцов). Благосклонно отнесся Павел I к католикам. Он принял на себя духовное покровительство над Мальтийским духовным рыцарским орденом и разрешил в Петербурге образовать особое его приорство (управление).

Позиция Павла I по отношению к светскому  просвещению была разрушительной. В  самом начале царствования он запретил въезд иностранцев в Россию, боясь  «заразы французской революции». В страну был также запрещен ввоз книг, изданных за границей, а обучавшиеся там студенты были возвращены в Россию. Павел I преследовал всякие проявления либерализма. Причем это была война не только с идеями, но даже со всякими внешними проявлениями свободы, отступлениями от нормы. Отсюда его война против круглых шляп и сапог с отворотами, которые носились во Франции, против фраков и трехцветных лент. Мирные люди подвергались взысканиям, чиновники прогонялись со службы, частные лица подвергались аресту, многие – высылке из столицы, порой весьма дальней. Такие же взыскания налагались за нарушение старинного этикета, соблюдение которого было обязательно при встречах с императором. Встреча с царем стала считаться несчастьем, завидев его, подданные спешили укрыться за ворота и заборы.

Особенно тяжело гнет павловского  времени отразился на армии, начиная  с солдат и кончая офицерами и  генералами. Бесконечная муштра, суровые  наказания за малейшие погрешности  во фрунте, самая неудобная одежда, обязательное ношение париковт–  все это усложняло трудность и без того тяжелой солдатской службы, продолжавшейся тогда 25 лет.

Внешняя политика Павла I была направлена против Франции. Успехи Бонапарта в  Италии, захват Ионических островов существенно  изменили карту Европы и нарушили политическое равновесие. Павел I вступил в союз с Англией и Австрией. К этой коалиции было привлечено также королевство Сардиния.

В Европе России предстояло действовать  против французских армий в союзе  с австрийцами и англичанами. Павел I, следуя совету австрийского императора, назначил опального А.В. Суворова главнокомандующим соединенными армиями России и Австрии. А.В. Суворов с радостью принял это предложение. Этот поход А.В. Суворова ознаменовался блестящими победами в северной Италии над французами и знаменитым переходом через Альпы.

Но когда северная Италия была освобождена  от французов, Австрия отказалась поддержать А.В. Суворова, который намеревался  идти на Париж и сразиться с  самим Наполеоном. «Австрийская измена»  привела к поражению русского отряда генерала Римского-Корсакова. Павел пришел в негодование и отозвал армию. Война России с Францией фактически прекратилась. Был отозван и русский корпус из Голландии.

Павел I вступил с Наполеоном в  переговоры о мире и о союзе  против Англии. Одновременно он наложил  эмбарго (арест) на все английские суда, запретив ввоз и вывоз товаров не только из Англии, но и из Прусии, которая была ее союзником. Одновременно Павел I отправил 40 полков донских казаков на завоевание Индии, не снабдив их фуражом и картами местностей.

Павел I подготовил 10 марта 1801 года декрет, запрещающий торговлю с Англией, что грозило экономической катастрофой для страны. Среди дворянства созрел заговор против Павла I. Вечером 11 марта заговорщики под предводительством адъютанта Преображенского полка Аргамакова убили императора. Так закончился последний акт царствования ПавлаI.

Александр I (1801-1825 гг.). В начале своего царствования Александр I проявил большое  реформаторское рвение. На первом плане  были внутренние реформы, из которых  важнейшими стали вопросы государственного строительства. В этой работе он опирался на две «партии», сложившиеся при царском дворе. Первая состояла из «екатеринских вельмож», старых чиновников, составлявших авторитетную основу центральных правительственных учреждений. С другой стороны Александр I решил выдвинуть к руководству страны партию «молодых друзей царя». Среди таковых были А.А. Чарторыйский, П.А. Строгонов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, которые образовали так называемый «Негласный комитет», где обсуждался проект будущей Конституции России.

Первые указы Александра I подтвердили  законы Екатерины II. Были подтверждены дворянские привилегии, установленные  в 1875 и привилегии для городов. Сохранялось  крепостное право, подтверждалось получение  титулов, званий и имущества только законным путем. Дворяне освобождались от обязательной службы, уплаты налогов, телесных наказаний и получали право свободного выезда за границу. Была восстановлена старая военная форма, что очень понравилось офицерству. Были отменены ограничения на экспорт и импорт. Ненавистная Тайная экспедиция была упразднена, в полиции были запрещены пытки, освобождено свыше 12 тыс. заключенных и амнистированы беглецы, скрывавшиеся при Павле I за границей. Был затронут и крестьянский вопрос. Академии наук России, которая тогда издавала в т.ч. ведомости и публичные объявления, было запрещено принимать объявления о продаже крестьян без земли.

В 1801г. по указу Александра I была прекращена вековая практика раздачи помещикам  земель с крестьянами. Тем самым  была установлена преграда для расширения сферы крепостных отношений. Помещикам было запрещено ссылать своих крестьян на каторгу.

Александр I пробовал решить проблему ограничения крепостничества без  опасности для трона, возбуждения  враждебности со стороны помещиков  или социального переворота в деревне. Поэтому он делал шаги, чтобы облегчить положение крепостных и уменьшить исключительное право дворян владеть землей и крестьянами.

Важнейшим актом этого времени  был указ 20 февраля 1803 года «О вольных  хлебопашцах». Этот закон разрешал помещику отпускать своих крепостных на волю в одиночку или целыми селениями с земельными наделами. Помещики и крестьяне заключали при этом договор, который шел на утверждение Александру I. Крестьяне, освобожденные таким путем, получали наименование «вольных хлебопашцев». Их землей казна не могла уже распоряжаться, как она распоряжалась землей казенных крестьян.

Всего в царствование Александра I на основании этого указа было заключено 160 сделок при общем числе  освобожденных в 47, 153 души мужского пола. Это был первый шаг. Другой шаг касался правил, утвержденных 20 февраля 1804 г. об устройстве крестьян прибалтийских губерний Российской империи. Крестьянам предоставлялись личные гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление наследственных владельцев земельных участков, барщина ограничивалась двумя днями в неделю, помещики не могли произвольно увеличивать оброк.

Особое внимание Александр I уделил управлению землями империи с  нерусским населением. На юге Российской империи быстро росла иностранная иммиграция колонистов.

Колонисты обеспечили быстрое экономическое  развитие юга России. Были установлены  торговые льготы сначала в Крыму (при Павле I), а затем в г. Одесса (при Александре I), разрешался беспошлинный привоз иностранных товаров и  вывоз русских товаров. Город Одесса, основанный при Екатерине II, рос и развивался в крупный торговый город и порт.

Другим важным вопросом национальной политики Александра I был европейский  вопрос. После трех разделов Польши в XVIIIв. (при Екатерине II), Россия оказалась страной с многочисленным европейским населением.

Главнейшей задачей Александра I в области государственного строительства  было создание эффективной системы  управления Российской империей. Для  этой цели он привлек молодых способных  реформаторов М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева.

«Гений российской бюрократии»  – М.М. Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. Он покинул родительский дом в восемь лет - отец отвез его  во Владимир, где определил на учебу  во епархиальную семинарию. Эти годы были периодом расцвета для Владимирской семинарии. Там изучали не только богословские науки, но и историю, физику, географию, математику. Сперанский обучался в философском классе. 16 декабря 1788 года М. Сперанского, как способнейшего ученика, направляют на учебу в Александров-Невскую семинарию в Санкт-Петербург. После окончания ее М.М. Сперанский был преподавателем математики и физики. Но в январе 1897 года он отказывается от духовной карьеры и избирает путь чиновника.

В течение 1802-1804 гг. из-под пера Сперанского вышла целая серия политических проектов: «О коренных законах государства», «О постепенном усовершенствовании общественного», «О силе общего мнения», «Еще раз о свободе и рабстве», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей эпохи Александра I. Причем Сперанский сделал себя сам, без какой-либо протекции. Он напряженно учился, штудировал лучшие политические, экономические и юридические сочинения российских и зарубежных авторов, предлагал на разных уровнях свои проекты переустройства российского государства и общества. В итоге за 4 года из дом. секретаря кн. Куракина он возвысился, исключительно в силу своих дарований, в государственные секретари Александра I.

В этот период Россия обретает новые  черты государственного управления. В 1802 году по разработанному «Негласным комитетом» проекту Александр I учредил  министерства: финансов, народного  просвещения и юстиции. По инициативе самого Александра I было добавлено министерство по коммерции. Одновременно было утверждено новое государственное учреждение – Сенат – высший судебно-административный орган, имевший право принимать законы и следить за действиями исполнительных органов в государстве. Кроме того, было формально установлено право возвращения закона царю Александру I на досмотрение, если Совет сенаторов сочтет его «неподходящим».

Важным было также стремление Александра I укрепить просвещение в государственном  устройстве, провести реформу системы образования в России.

В 1803 г. Александр I создал новую общеобразовательную  структуру, включавшую сельские школы  и университеты. Страна была разделена  на шесть образовательных округов. Во главе каждого стоял университет, который нес ответственность и наблюдение за школами на своей территории. Школьное просвещение было устроено следующим образом: приходские школы в каждом селе с одним годом обучения, уездные школы с двумя годами обучения; губернские школы (гимназии) с четырьмя годами обучения и университеты в шести больших городах. Во главе министерства просвещения был поставлен граф Л.В. Завадовский. В помощь ему был образован комитет - главное управление училищ. Из него были назначены и попечители над шестью учебными округами. Попечителем Московского округа, куда входила и территория Владимирской губернии, был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель царя Александра I.

О росте значения образования, просвещения  в это время говорят цифры  ассигнований на нужды школ. При  Екатерине I самый большой бюджет на нужды образования составлял 780 тыс. рублей в год. В 1804 году было отпущено на нужды просвещения 2 млн. 800 тыс. рублей. Это была огромная сумма, если принять в расчет стоимость тогдашней жизни. По сметам 1803-1806 гг. правительство Александра I на каждый из 6 университетов тратило по 120 тыс. руб., на каждую из 42 гимназий – по 65 тыс. руб., на каждое из 405 училищ – по 1600 руб. Помимо государственных в это время возникли и частные учебные заведения – Демидовский лицей в г. Ярославле и гимназия высших наук имени Безбородко в г. Нежин (Украина).

В 1804 году был издан новый университетский  устав, который был основан на принципе уважения к науке и к  свободе преподавания. Он давал автономию  университетским советам, которая  была впоследствии ограничена, а потом отменена при Николае I в середине 50-х гг. Выдавались щедрые пособия на издание книг и журналов, пенсии лицам, посвятившим себя научным занятиям. Например, Н.М.Карамзину, историку и писателю Александр I назначил сумму в 2777 рублей в год, которая давала ему в то время возможность безбедно существовать и заниматься сочинением «Истории государства Российского».

Однако Европа стала главной  заботой Александра I. Во Франции  в 1802 году Наполеон объявил себя пожизненным  консулом, а потом в1804-м – императором. Франция начала революционную экспансию против Италии и Германии, стремясь к гегемонии в Европе. В 1805 году Австрия выступила против Франции, Россия присоединилась к ней. Но война была для них неудачна. При Аустерлице (ноябрь 1805 г.) русские и австрийские войска были наголову разбиты Наполеоном. Австрия запросила мира, но Россия вместе с Пруссией решила продолжить борьбу. В битвах при Йене и Ауэрштедте Пруссия потерпела поражение, Наполеон взял Берлин. Русские войска при Прейсиш-Эйлау (зима 1807 г.) отразили наступление Наполеона, но летом 1807 года Наполеону удалось разбить русских при Фридланде, и русская армия, оставив Пруссию, отступила на правый берег Немана. Александр склонился к миру. В 1807 году был заключен Тильзитский мирный договор. Наполеон вернул Пруссии 1/2 ее владений. Белосток уступили России. Александр согласился принять «континентальную блокаду», т.е. прекратить торговлю с Англией и прервать с ней сношения.

В обмен на дружбу Наполеон предоставил  России усилиться за счет Турции и Швеции. Война с Турцией началась в 1806 г. В 1811 г. генерал М.И. Кутузов одержал над турками решительную победу при Рущуке. Мирный Бухарестский договор 1812 года закрепил передачу России Бессарабии. В Сербии образовалось автономное княжество.

Война со Швецией 1808-1809 гг. была успешна  для России. Согласно мирному договору в г. Фридрихсгаме Швеция уступила России всю Финляндию и Аландские  острова.

М.М.Сперанский после Тильзитского мира стал докладчиком и советником царя по всем делам управления и законодательства. Александр поручил ему руководство комиссией по составлению законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования. В основу своего плана Сперанский положил принцип разделения властей. Александр одобрил план Сперанского. 1 января 1810 года Государственный совет был разделен на четыре департамента: законов; военных дел; гражданских и духовных; государственной экономики

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"