Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Николай I скончался в феврале 1855 года, его старший сын, царь Александр II продолжил Крымскую войну. В августе последовала бомбардировка Севастополя, город превратился в руины. Союзники взяли приступом Малахов курган (главное севастопольское укрепление). Русские войска взорвали уцелевшие укрепления и оставили город.
Крымская война закончилась в 1856 г. Парижским миром, по которому Россия отдала Турции Карс взамен возвращенного Севастополя, и отказалась от устья Дуная и части Бессарабии. Черное море было объявлено нейтральным, проливы были открыты для торговли, но закрыты для военных судов всех держав. Россия потеряла право покровительства над христианским населением Турции, которое было поставлено под протекторат всех европейских держав. Судоходство по Дунаю было объявлено свободным, Россия обязалась срыть все севастопольские укрепления. Россия, и Турция обязались не заводить на Черном море ни военного флота, ни укрепленных военных портов. Это условие было отменено на Лондонской конференции 1871 года. Турция была принята в систему европейских государств, которые признали необходимым сохранить ее в целости. Она обязалась уравнять своих христианских подданных в правах с мусульманами. Румыния и Сербия, находившиеся под исключительным покровительством России, должны были впредь состоять под общим покровительством всех великих держав.
Крымская война, столь дорого обошедшаяся русскому народу, тем не менее осталась важной страницей в истории России. После нее новый царь Александр II вынужден был начать многие важные реформы, продвигавшие страну к ускорению ее политического, экономического, правового развития.
Культура и наука в I половине XIX в.
В первой половине XIX в. население России увеличивается с 37 млн. человек до 74 млн. человек. Быстро росли города, прежде всего за счет жи¬лой застройки усадебного типа, а с конца XVIII – начала XIX вв. – и доходных домов. Интенсивно раз-вивались культура и просвещение. Это вызывало необходимость строитель-ства зданий учебных заведений, различных учреждений, институтов-пансионатов для дворянских и мещанских детей, теат¬ров, библиотек.
В условиях огромного для своего
времени строительства, изысканно-сложные
и пышные формы барокко XVIII в. оказались
неприемлемыми. Декоративность этого
стиля требовала слишком значи¬
Таким образом, материальные и отчасти идеологические причины обусловили кризис барокко, его отмирание. Архитекторы и строители искали более эко¬номичный стиль. Поэтому именно класси¬ческая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, ста¬ла идеалом, основой формирующегося в России клас¬сицизма.
Понятно, что античные формы приспосабливались к Российской действительности. Оштукатуренные фасады окрашивали весьма устойчивыми земляными красителями на известковом молоке. Обычно это были серые, желтые, оранжевые, красные и синеватые тона. На фоне окрашенных стен четко выделялись белые колонны, наличники и прочие архитектурные детали. Осуществлялось распространенное и ранее золочение церковных куполов, главок, шпилей и крестов. В суровых климатических условиях средней полосы России включение в архитектуру цвета позволяло лучше выразить плас¬тику зданий, композицию их фасадов. В данном художественном приеме нашла выражение нацио¬нальная традиция русского народа, его любовь к цвету, к жиз¬неутверждающему буйству красок. В первой половине XIX в. в архитектуре господствует высокий классицизм.
Планы большинства городов с 1762 по 1798 гг. утвержда¬лись в Комиссии по каменным строениям Санкт-Петербурга и Моск¬вы. В XIX в. с 1810 г. планировкой, благоустройством и частной застройкой городов по всей России занимался Исполни¬тельный департамент Министерства полиции, а строительством казенных и церковных зданий ведал Департамент госу¬дар-ствен¬нго хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.
В начале XIX в. во многих городах произошли опустоши¬тельные пожары, уничтожившие множество общественных и частных строений. Поэтому одним из важных требований была застройка городов строго по утвержденным планам. Однако это требование постоянно нарушали, и 15 мая 1810 г. был принят правительст¬венный Указ «О непроизведении нигде строений без планов». В указе все обязанности, связанные с планировкой городов, были возложены на архитектора Вильяма (Василия) Гесте (1763 – 1832). Он по сути возглавил все градостроительное дело в России. Все планы губернских и уездных городов, присы¬лаемые начальниками губерний в министерство, передавались для рассмотрения и исправления В. Гесте.
Проекты фасадов всех зданий и сооружений, строившихся в городах России, должны были присылаться в Пе¬тербург на утверждение императором. Поскольку их число все возрастало, то вопрос о разработке образцовых проектов стано¬вится в XIX в. чрезвычайно актуальным.
Для большинства типов казенных зданий ко второму десяти¬летию XIX в. уже имелись готовые образцовые проекты. В 1808 г. были утверждены 12 образцовых фасадов губернаторских домов, присутственных мест для губернских и уездных городов, винных и соляных магазинов, тюремных замков. Все их разрабо¬тал архитектор А.Д. Захаров (1761 – 1811). В 1824 г. был издан гравированный альбом «образцовых» церквей, составленный архитектором А.А. Михаиловым вторым (1773-1849). Военные сооружения в большинстве случаев строились по образцовым проектам, сос¬тавленным в Инженерном департаменте Военного министерства.
Составление проектов образцовых фасадов для частных строений было возложено на архитекторов Строительного комите¬та В.И. Гесте, Л.И. Русака, а затем и на В.П. Стасова. Они раз¬работали более 250 фасадов жилых домов, хозяйственных строе¬ний, оград и ворот. Среди этих проектов были фасады трехэтаж¬ных доходных домов, фабрик, заводских оград и ворот, торговых рядов, что было сигналом формирования новых капиталистических отношений в недрах феодальной России.
Авторами новых образцовых проек¬тов были уже новые архитекторы: А.А. Тон, Л.И. и И.И. Шар¬ле¬мани, Н.Н. Ефимов, К.А. Ухтомский, Ф.И. Русака и др.
Именно в XIX веке великая русская культура стала национальной. Она дала миру творения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Первая половина XIX века стала временем формирования русского литературного языка, расширяется русская научная терминология. В 1804г. при русских университетах были открыты словесные отделения.
Кстати, в формировании литературного языка, близкого к современному, велика заслуга Н.М. Карамзина. Он сблизил литературный язык с разговорным; его девизом стало: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут». Поскольку всякая культура, в том числе и русская, многослойна, то в XYIII веке сложилась языковая культура, ориентированная на церковно-славянский язык. Часть русских писателей – А.С. Шишков, Д.И. Хвостов, П.А. Ширинский-Шихматов (объединившиеся в общество «Беседа любителей русского слова» в 1811-1816), - выступали за сохранение старых, книжных форм XVIII века.
Последователи Н.М. Карамзина создали
объединение «Арзамас» (1815-1818) в которой
вошли В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков,
А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, С.С. Уваров.
Представители этого объединени
В 30-е годы XIX века получает развитие жанр повести (А.А. Бестужев, В.Ф. Одоевский, А.С. Пушкин) исторического романа (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.И. Лажечников, М.Н. Загоскин). В русской поэзии выдвинулось целое созвездье ярких поэтов: М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг и др.
Все более заметную роль стал играть в России первой половины XIX века театр. В начале века на сцене шли русские и переводные пьесы. В популярных комедиях И.А. Крылова, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, в трагедиях В.А. Озерова, П.А. Плавильщикова играли русские талантливые актеры И.А. Дмитриевский, В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова. Центрами театральной жизни дворян были Малый театр в Москве (с 1824) и Александрийский в Санкт-Петербурге (с 1832г).
В 1825г в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Театры существовали во многих городах России. При дворянских усадьбах существовали крепостные театры. Ставили «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя. В этих пьесах играл великий актер М.С. Щепкин.
Русская культура была многослойна и в дворянскую культуру вторгалась культура городская. Такие композиторы как А.А. Алябьев, А.Л. Гурилев, А.Е. Варламов писали романсы на стихи русских поэтов. В многочисленных дворянских домашних и публичных концертах выступали отечественные и зарубежные исполнители. Интересным показателем театрализованности повседневной жизни является то, что широко распространенные в дворянском быту начала XIX века любительские спектакли и домашние театры.
В XIX в. формируется национальная композиторская школа. Ее родоначальник - М.И. Глинка (1804-1857). Он создал великолепные произведения: оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в 1836, «Руслан и Людмила» в 1842, симфонические произведения и романсы. Его последователь, А.С. Даргомыжский (1813-1869) сочинил оперы «Русалка», «Каменный гость», оперу-балет «Торжество Вакха».
В живописи первая половина XIX века отмечена творчество художников – академиков К.П. Брюллова и А.А. Иванова, жанровыми художниками – А.Г. Венецианова, М.Н. Воробьев, П.А. Федотов. Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году. Портреты своих современников первой половины XIX века пишут О.А. Кипренский и П.А. Тропинин.
Столица России Санкт-Петербург украшается великолепными архитектурными сооружениями – Казанским собором (А.Н. Воронихин), зданием адмиралтейства (А.Д. Захаров), здание Главного штаба (К.И. Росси), ансамблем Александрийского театра, новым Эрмитажем, Исаакиевским собором.
Вторая столица России – Москва – украшается зданием Большого театра (О.И. Бове), Большим Кремлевским дворцом (К.А. Тон). Творением Тона является также здание храма Христа-Спасителя. + Благодарные потомки воздвигают памятники выдающимся деятелям России: в Москве были поставлены памятники А.В. Суворову (М.И. Козловский), на Красной площади – К. Минину и Д.М. Пожарскому (И.П. Мартос). В Санкт-Петербурге – героям Отечественной войны 1812года – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (В.А. Орловский). П.К. Клодт устанавливает конные статуи на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге и памятник И.А. Крылову в Летнем саду.
Восприняв и творчески переработав достижения западноевропейской науки, крупных успехов достигли русские ученые – математик Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский, П.В. Чебышев, открыта Пулковская обсерватория в Санкт-Петербурге, которую возглавил В.Я. Струве.
В области техники прославили нашу Родину профессор В.В. Петров (электрохимия и электрометаллургия), академик Б.С. Якоби (гальваника), П.Л. Шиллинг (телеграф), П.П. Амосов, П.А. Обухов (металлургия). Новые идеи в медицине выдвинули Н.И. Пирогов и А.Н. Филомафитский.
Знание об истории России обогатили труды профессора Московского университета Т.Н. Грановский, М. Погодин, С.М. Соловьев.
Центрами научной мысли в России стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей Российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество), спланировавшие ряд научных географических путешествий как русских так и иностранных ученых. Многие иностранные ученые были избраны в Российскую академию наук.
Лекция 11. Великие реформы 60-80-х гг. XIX в.
Передовая общественная мысль России требовала ликвидации крепостного права еще в конце XVIII века. В первой половине XIX в. само правительство осознало, что крепостное право – зло, и пыталось найти пути решения крепостного вопроса. Но отменили крепостное право лишь в 1861 г.
Император Александр II не был человеком либеральных убеждений. Однако здравый ум, способность быстро оценивать ситуацию, видеть главное, сыграли свою роль. Поворот, по своим последствиям сопоставимый с европейскими буржуазными революциями, совершился сверху, по инициативе и при решающей роли государственной власти.
Отмена крепостного права.
Каково же положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века, т.е. накануне коренных преобразований? Основой сельского хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству, крестьяне находились в личной зависимости от феодала. Главный признак крепостного права – прикрепление («крепость») крестьян к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу либо натуральные или денежные оброки в его пользу. Тип зависимости, выражаемый понятием крепостничество, утверждался на Руси постепенно (примерно с XI века). До конца XVI века крепостная форма эксплуатации (наиболее полная форма феодальной зависимости) охватывала лишь отдельные категории сельского населения. Завершающим этапом на этом пути стала вторая половина XVIII в. Крепостное право в России просуществовало значительно дольше, чем в любой европейской стране и приняло такие жестокие формы, что оно практически не отличалось от рабства.
Центром всей экономической жизни
в деревне было помещичье имение.
Земля, принадлежащая помещику, подразделялась
на две части: барскую запашку, которая
обрабатывалась крепостными, и крестьянскую,
находящуюся в пользовании