Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Уже в июне 1861 года на местах начали действовать 1714 мировых посредника. Они назначались губернатором из дворян, но не были подчинены их корпоративной организации – дворянскому собранию. Они считались независимыми проводниками реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами. Они осуществляли и надзор над сельским самоуправлением, а также выполняли судебные функции по некоторым гражданским и уголовным делам. В мировые посредники первого созыва пошли многие либерально настроенные дворяне. Некоторые из них оставляли учебу в столичных университетах и воспринимали свою миссию как служение народу. Своей деятельностью они помогли сдержать помещичье своеволие в самый напряженный момент классового противостояния в деревне. Недаром масса помещиков видела в них узурпаторов своих прав, нередко ходатайствовала об отстранении наиболее ненавистных из них, предпринимала попытки на уровне правительства ликвидировать этот институт.
Итак, 19 февраля 1861 года по Манифесту крестьяне сразу обретали личную свободу. Бывшие крепостные получали статус свободных сельских обывателей. С этих пор на них распространялись общие положения гражданских законов. Имущественно бесправный крепостной получил право приобретать на свое имя собственность. Вводилось выборное крестьянское самоуправление, сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, давать разрешение на прием или увольнение из общины.
Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 года) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Правда, несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, холстом и пр.). До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т.е. были обязаны за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину и оброк. Закон не определял срок этого положения, и он растянулся на целых 20 лет. В 1881 году временнообязанные крестьяне (их было еще 15 %) были переведены на обязательный выкуп.
Конкретные экономические
Важное место в реформе 1861 года занимал земельный вопрос. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
Право на надел получали все крестьяне, пользовавшиеся землей и приписанные по ревизии к данному селению, а также дворовые. «Положение» указывало, что размер надела устанавливается по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такое соглашение не могло состояться, размер надела определялся законодательно. Вся территория европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались высшая и низшая норма (треть от высшей). В степной – единая норма. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превысил высшую норму и прирезку, если не достигал низшей. В результате этих отрезков крестьяне потеряли 1/5 часть своих земель, а в черноземных губерниях до 30-40%. Добавим, что обычно отрезались наиболее ценные для крестьян угодья.
Выкуп – заключительный акт процесса. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временнообязанных они переходили в разряд крестьян-собственников. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали всю выкупную сумму. Выкупная сумма должна была быть такого размера, чтобы помещик, положив ее в банк, получал в виде процента доход, равный сумме ежегодного оброка, выплачиваемого крестьянами.
Разумеется, крестьяне были не в
состоянии сразу выплатить
Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 года, обманувших надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной – летом 1861 года. С точки зрения крестьян требование выкупных платежей за надельную землю было вопиющей несправедливостью. Русские крестьяне, как известно, полностью отвергали правительственную трактовку земельной собственности. По их понятиям, предъявлять претензии на владение пахотной землей столь же абсурдно, как претендовать на владение солнечным светом или Волгой. Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, но является собственностью Бога, царя, т.е. ничьей. Исходя из этого, пахотная земля принадлежала крепостным крестьянам, которые ее обрабатывали, несмотря на то, что сами они принадлежали помещику. Они говорили помещикам: «Мы ваши, а земля наша».
Крестьяне считали обнародованные законы поддельными документами, которые составили помещики и чиновники с целью скрыть настоящую волю. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских волнений, более половины которых были усмирены с применением военной силы.
В 1863 году была завершена аграрная реформа в удельной деревне. Поземельное устройство государственных крестьян было определено законом 1866 г. Условия реформы были более благоприятными, нежели у помещичьих крестьян: наделы удельных крестьян оказались в полтора, а государственных в два раза выше, несколько меньше были и выкупные платежи.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформ 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась гранью, отделявшей феодальную эпоху от капиталистической.
Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела.
Отмена крепостного права
в России вызвала
Одна из таких реформ нашла свое отражение в изданном 1 января 1864 года «Положении о губернских и уездных земских учреждениях». После отмены крепостного права остро встал вопрос децентрализации власти: крестьянская реформа поставила население России в новые условия, которые требовали преобразования местного управления.
Земской реформе в правящих кругах
империи придавали
Земства утверждались как всесословные выборные органы местного самоуправления, вводимые на уровне губерний и уездов. Земские учреждения избирались на трехлетний срок по буржуазному принципу имущественного ценза. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Первая курия уездных землевладельцев (преимущественно помещики – дворяне, а также богатые крестьяне – землевладельцы), вторая курия городских избирателей (главным образом городская торговая и промышленная буржуазия), третья – крестьянская, состоящая из представителей сельских обществ. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей – многоступенчатыми: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а последние – депутатов в уездное земство. Депутаты земских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Выборы гласных в губернские земские собрания проходили на уездных земских собраниях.
В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных – созывались на сессии один раз в год, они избирали исполнительные органы – земские управы, состоящие из председателя и нескольких членов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения не получали, члены же земских управ, которые действовали на постоянной основе, за свою службу имели определенное жалованье. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства.
Земские гласные были равноправны. Таким образом, в одном земском собрании или управе порой могли оказаться и крестьянин, и князь, имея по закону равные правовые возможности определять функционирование земств. Это способствовало изживанию крепостнических убеждений и настроений, производя своеобразную «революцию» в мировоззрении россиян.
На службе в земских учреждениях по найму содержались земские врачи, учителя, статистики, страховые агенты и прочие служащие, имевшие профессиональную подготовку. Они составляли так называемый «третий элемент» в земстве (первым считались гласные земских собраний, вторым – члены земских управ). К началу ХХ в. общая численность служащих по найму в земстве составляла около 85 тыс. человек.
Земства были лишены каких бы то ни было политических функций и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, благотворительных заведений, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание местных тюрем. Однако и в пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора (уездные земства) и Министерства внутренних дел (губернские земства). Создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа. Вводились запрещения на любые контакты между земствами разных губерний из-за опасения складывания единой оппозиции. Сами земства не обладали исполнительной властью: для выполнения своих постановлений они вынуждены были обращаться к местной полиции, которая не зависела от земств.
Земские учреждения вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение о земских учреждениях» 1864 г. распространялось на 34 губернии. Но и в этих губерниях земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 г. они были введены в 19 губерниях, к 1867 г. – ещё в 9, а в 1868 – 1879 гг. – в остальных 6 губерниях. Таким образом, введение земств растянулось на 15 лет.
И, тем не менее, земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в повышении агрокультуры, ветеринарного дела, здравоохранения и просвещения. Земства содержали на своем жаловании по найму земских врачей, которые оставили о себе добрую память. Медицинские учреждения на селе были целиком созданы земствами. На земские средства была открыта сеть фельдшерских курсов для села. Земские врачи стали внедрять оспопрививание. Благодаря санитарным мероприятиям они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. За полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ, в которых получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали выстраиваться учебные планы и школ Министерства народного просвещения.
Широкое признание получила земская статистическая служба. Земские статистики обследовали по преимуществу крестьянские хозяйства. При этом они применяли новейшие достижения статистической науки. Русская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений.
Введение земств и практическая работа земских учреждений способствовали усилению хозяйственной активности в стране, дальнейшему развитию общественно-политической жизни России.