Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Самым острым международным вопросом конца XVIII в. в Европе была буржуазная революция во Франции (началась в 1789 г.). Поначалу Екатерине II казалось, что это лишь временные затруднения, простой бунт черни, подобный восстанию Пугачева. Однако вскоре было созвано Национальное собрание Франции, которое вынесло решение о ликвидации сословных прав дворянства и ограничении власти короля. С этого времени французские события стали восприниматься как бунт против самой идеи власти, что было опасно для всей монархической Европы. В начале 1793 г. поступило известие о казни Людовика XVI.

Екатерина открыто помогала французским  эмигрантам, активно участвовала  в создании антифранцузской коалиции, рассчитывая втянуть во французские  дела Австрию и Пруссию. Лишь смерть императрицы помешала вступлению в  войну с Францией специально подготовленной 60-тысячной русской армии. Итогами внешней политики России во второй половине XVIII в. стали значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса великой державы.

 

Культура II половины XVIII века.

 

 

 

 

Середина – вторая половина XYIII в. - важнейший период в развитии русской культуры. Светская направленность все более пронизывает общественно-политическую мысль, способствует становлению естественных и точных наук. Активизируются процессы складывания новой русской культуры, национального музыкального искусства, профессионального театра.

Особенностью развития культуры данного  этапа является исключительно высокая  активность государственной власти в регулировании этого процесса. Не случайно с середины XVIII века в России распространяются идеи Просвещения, ядром которых является учение о «просвещенном монархе», способном при помощи законов под влиянием мудрых советников создать новое гуманное общество.

Складывается идеология абсолютизма. Она воплощается в т.ч. в законодательстве того времени: в нем последовательно обосновывалась необходимость дальнейшей централизации власти, усиления контроля над подданными.

Выразителями настроений основной массы дворянства были выдающиеся деятели  русской культуры 30-40 годов XVIII века: В.Н.Татищев, А. Д. Кантемир. В мировоззрении В.Н.Татищева преобладали рационализм, критическое отношение к богословским догматам. Хотя В.Н. Татищев признавал, что «все телесное» происходит от бога, он считал, что это еще требует доказательства человеческого разума. Поэтому развитие науки, просвещение он рассматривал как важнейшую государственную задачу. В.Н. Татищев положил начало научному исследованию истории России, с его именем связана постановка вопроса о происхождении крепостного права в России.

А.Д. Кантемир, талантливый писатель и дипломат, переписывался с Вольтером  и Монтескье, переводил на русский  язык произведения западно-европейских  авторов. В своих сатирических произведениях  Кантемир выступал против злоупотребления  дворянами своей властью над крестьянами, но критика Кантемира не затрагивала основ крепостничества. Распространение науки, просвещения, улучшения системы воспитания дворянской молодежи он связывал с деятельностью «просвещенного» монарха.

Основы русского Просвещения были заложены в трудах гениального русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он положил начало развитию просветительства как течения русской общественной мысли. Основной своей задачей Ломоносов считал борьбу против «духовной диктатуры» церкви. Он создал единую картину мира, развивающегося по естественным законам и не нуждающегося ни в «божественной воле», ни в «божественном толчке». Возможности человеческого разума он считал безграничными.

М.Ломоносов являлся сторонником  «просвещенного абсолютизма» как  единственной силы, которая в тех условиях могла обеспечить прогресс промышленности и торговли, науки и просвещения. В своем художественном творчестве он пропагандировал просветительские представления о благе государства и подданных, о значении науки и образования. Добиваясь независимости науки от церкви, Ломоносов требовал законодательно запретить преследование ученых со стороны Синода и духовенства, вмешательство церкви в науку. Благодаря усилиям М.В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, в котором вплоть до первой четверти XIX века не преподавалось богословие. Дело Ломоносова продолжали его ученики и последователи.

Одним из самых ярких деятелей просвещения  в России был Николай Иванович Новиков. Он издавал сатирические журналы  «Трутень», «Живописец». В них высмеивались пороки существующей политической системы – взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол, предрассудки и невежество помещиков. Причиной всех пороков, по мнению Н.И. Новикова, являлось крепостное право, унижавшее человеческое достоинство крестьян и растлевавшее дворян своей безнаказанностью. Эпиграф журнала «Трутень» – «Они работают, а вы их труд ядите» – стал своеобразным лозунгом антикрепостнической общественной мысли.

Идейным противником Н.И. Новикова выступала сама Екатерина II, редактировавшая журнал «Всякая всячина». Журнал императрицы, хотя и назывался сатирическим, но в «улыбательном духе» лишь легко критиковал человеческие слабости – стяжательство, скупость, расточительство, лживость и т.п. Екатерина стремилась, чтобы «улыбательный» тон стал основой для всей сатиры, чтобы критика не имела политического звучания.

Русские просветители верили во всесилие просвещения, придавали огромное значение воспитанию людей в духе высокой  нравственности. Именно развитие образования, подъем культуры, «правильное воспитание» приведут, по их мнению, к социальному прогрессу, созданию общества, основанного на принципах равенства и справедливости. Абсолютизм испытывал нужду в образованных людях для государственного аппарата и для армии, и в этом плане интересы верховной власти и просветителей совпадали.

В массе своей, просветители боялись  народных выступлений, стремились предотвратить  социальную революцию. Только во взглядах А.Н. Радищева присутствует идея революционного пути изменения социально-экономического строя и политических институтов. Перу Радищева принадлежит множество сочинений, наиболее известное из которых - «Путешествие из Петербурга в Москву». В этом произведении удивительно ярко показано положение крестьян, низведенных до состояния рабочего скота. Крестьяне «в законе мертвы», – подчеркивал Радищев. Их истязают, ссылают на каторгу, продают. Нищие, бесправные, голодные крестьяне, тем не менее, создают богатства «вертопрахам, распутникам, игрокам, щеголям», грабящим одновременно и государство, – т.е. дворянам, гордящимся своей родовитостью, судьям, чиновникам. В этой ситуации, полагал А.Н. Радищев, надежды на нравственное воспитание помещиков бессмысленны: освободить крестьян может только гибель угнетателей. Крепостничество опасно и для государства: оно более опустошительно, чем война, ибо войны кратковременны, а крепостничество «губит долговременно и всегда».

Одновременно с радикальными идеями А. Радищева в общественной мысли  существовало и консервативное направление. Наиболее ярким его представителем был Михаил Михайлович Щербатов – сторонник монархии, крепостного права, незыблемости дворянских привилегий. «Оставим лучше крестьян в России в том состоянии, в котором они пребывают, в течении нескольких столетий», – говорил М. Щербатов. Без присмотра помещиков крестьяне впадут «в обленчивость», займутся разбоем. Но самая большая опасность в результате освобождения крестьян – разорение дворянства, которое, в свою очередь, приведет к ослаблению государства. М.М. Щербатов внес также большой вклад в развитие русской исторической науки.

В последние десятилетия XVIII века и  в первые годы XIX века видную роль в  общественно-политической мысли играл  Н.М. Карамзин. Он принадлежал к той  части образованного дворянства, которая поддерживала идеи Просвещения, считала необходимым воспитывать и просвещать людей независимо от их сословного положения, изменить бесправное положение крестьян. Карамзин полагал, что уровень развития общества определяется уровнем его просвещения и правоответственности. Поэтому наиболее разумной формой власти для России является «просвещенная монархия», к который предъявляются большие требования. Крепостное право, по мнению Карамзина, не является злом само по себе; оно может быть основой благополучия крестьян, если помещик просвещен и гуманен. В идеале Карамзин видит помещика «заботливым отцом своих крестьян».

Ведущую роль в воспитании «спокойнейших  и здравомыслящих граждан» Карамзин отводил литературе. Именно она должна способствовать нравственному совершенствованию дворянства, разбудить в нем дух патриотизма, любовь к Отечеству, всему русскому, национальному. В начале XIX Н.М. Карамзин приступил к написанию своего основного труда «История государства Российского», центральной идеей которого являлась мысль о незыблемости самодержавия в России: «Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменною государственного устава она гибла и должна погибнуть».

В XVIII веке общественно-политическая мысль оказала огромное влияние  на развитие просвещения, науки, всех отраслей русской национальной культуры. В середине столетия воззрения русских мыслителей еще укладывались в рамки официальной идеологии; во второй половине помимо охранительных и либеральных появляются радикальные революционные идеи, развитие которых происходит уже в XIX веке.

Изменяющиеся условия жизни  – начало разложения феодально-крепостнической  системы хозяйства, складывание  капиталистического уклада, расширение международных контактов – вызывали потребность в грамотных, образованных людях. Учитывая эти тенденции, государство активно способствовало развитию светского образования.

Начальный этап становления светской школы приходится на период реформ первой четверти XVIII в. Второй период – 30-е – 50-е годы XVIII в. – характеризуется  возникновением закрытых сословных дворянских учебных заведений, созданием системы дворянского образования. В 1731 г. в Петербурге основан Корпус кадетов (с 1752г. переименован в Сухопутный шляхетный кадетский корпус); в 1758г. на основе гардемаринской роты, морской артиллерийской школы и морской академии возникает Морской корпус.

В 50-е годы, кроме того, развиваются  петербургские Артиллерийская и  Инженерная школа. Все эти заведения  имели замкнутый сословный характер. И дело здесь не в нежелании  дворян учиться вместе с простолюдинами. Просто дворянское государство заботилось об укреплении своей сословной базы, стремилось делать дворян более образованными «для совершенной пользы государственной».

Однако уже в 40-е годы появляются люди, считающие, что образование  должно служить общенациональным задачам подъема хозяйства и культуры.

Прорыв в системе сословного образования произошел в 1755г., когда  по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова был основан Московский университет. Елизавета подписала указ об открытии Московского университета 12 января (по старому стилю) 1755г. – в день святой великомученицы Татьяны. Татьянин день в настоящее время отмечается в России как день студенчества. По замыслу Ломоносова в университет могли поступать люди всех сословий, кроме крепостных крестьян. Предусматривались бесплатность обучения и даже казенное содержание наиболее талантливых студентов из податных сословий. Преподавание всех наук происходило на русском языке, отсутствовал богословский факультет. Большое внимание Ломоносов уделял комплектованию библиотеки, открытой для «любителей чтения», становлению физической и химической лабораторий, созданию минералогического кабинета. Исключительно важным было основание при университете гражданской типографии, где издавалась учебная и научная литература. С 1756г. в ней же издается первая в Москве газета «Московские ведомости». Впоследствии типографию арендовал Н.И. Новиков, развивший активную издательскую деятельность. При университете возникло и первое в стране научное литературное общество.

Закрытые сословные учебные заведения не могли удовлетворить растущие потребности государства в образованных людях, в специалистах. Определенную тревогу вызывала и растущая в стране социальная напряженность, грозившая мощным взрывом. Попыткой разрешить назревающие противоречия явилось создание закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых основное внимание уделялось воспитанию «нового человека». Третий период становления светской школы – 60-е – 80-е гг. XVIII в.

И.И. Бецкой, один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я.А. Каменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, по поручению императрицы разработал «Генеральное учрежде¬ние о воспитании обоего пола юношества». В соответствии с этим учреждением были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), воспитательные дома для разночинцев в Москве (1764 г.) и в Петербурге (1770 г.), Общество благородных девиц в столице (1764 г.) с отделением для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений особое значение в истории русской школы и просвещения имело Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6 – 9, 9 – 12, 12 – 15 и 15 – 18 лет. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричне¬вого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый возраст проводился раз в 3 года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, рисование, стихотворство, геральдику, архитектуру, музыку, танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.

Создание закрытых воспитательно-образовательных  заведений должно было обеспечить «правильное  воспитание», с тем, чтобы создать «новую породу людей» – просвещенных, гуманных дворян, купцов, промышленников и ремесленников. Просвещенные дворяне не озлобляли бы излишней жестокостью своих крестьян, купцы, промышленники и ремесленники достойно трудились бы на благо Отечества. Управлять таким обществом спокойно и приятно.

Однако созданные по проекту  Бецкого воспитательно-учебные заведения  охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более  масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф.Н. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных – дополнительно Закон Божий, русский язык, география, история, естествознание, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить – речь шла о создании общероссийской системы общеобразовательной школы.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"