Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Реформа в области местного самоуправления коснулась и городов. К началу 60-х годов XIX века в России насчитывалось  около 700 городов. Основным законодательным  документом, регламентировавшим городскую  жизнь, была Жалованная грамота городам 1785 года, которая сильно устарела. 16 июня 1870 года было издано Городовое положение, по которому в 509 городах вводилось городское всесословное выборное самоуправление – городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган – городскую управу, состоящую из городского головы и двух и более членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели мужчины с 25-летнего возраста, которые обладали имущественным цензом, главным образом владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков и т.д.

В зависимости от размеров уплачиваемого  налога избиратели делились на три  курии. В первой курии находились наиболее крупные плательщики, на долю которых приходилась треть суммы налогов, уплачиваемых в городскую казну. Вторую курию, составляли средние плательщики, уплачивавшие также треть городских налогов, третью – мелкие плательщики, вносившие остальную треть налогов. Каждая курия избирала равное число членов городской думы (гласных), что обеспечивало преобладание в городских думах и управах представителей крупной торгово-промышленной буржуазии города и дворянства. Таким образом, рабочие, прислуга, служащие, составлявшие основную массу населения города, были устранены от участия в городском самоуправлении.

Городская дума подчинялась непосредственно  Сенату, городской голова в крупном  городе утверждался в своей должности  министром внутренних дел, а в  мелких – губернатором, губернатор осуществлял надзор за деятельностью думы.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов: благоустройство города, организация  рынков и базаров, попечение о  местной торговле и промышленности, о медицине и народном образовании и др.

Несмотря на ограниченность реформы  городского самоуправления, она явилась  все же шагом вперед, так как  заменила прежние феодальные, сословно-бюрократические  органы управления городов новыми.

Значительной и наиболее последовательной из буржуазных реформ явилась судебная. Её задача, как отмечалось в царском указе, состояла в том, чтобы «…водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». Судебные уставы 1864 года вводили бессословный, гласный суд, провозглашали принцип несменяемости судей, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства.

Устанавливалось два вида судов: мировые  и общие. Мировой суд создавался в уездах и городах для разбора  мелких уголовных и гражданских дел с упрощенным судопроизводством. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях или городских думах и утверждались Сенатом. Суд осуществлялся единолично мировым судьей, был скор в решении дел, прост, не облагался судебной пошлиной. Территория, подсудная мировому суду, составляла мировой участок, куда могли входить несколько волостей. Несколько мировых участков образовывали мировой округ. Всего было создано 108 округов. Решение мирового судьи могло быть обжаловано в более высокой инстанции – съезде мировых судей, который состоял из всех мировых судей данного округа.

Общий суд имел три инстанции: окружной суд (обычно один на губернию, составлявшую судебный округ), судебная палата (объединявшая несколько судебных округов) и, наконец, Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевший право кассации (пересмотра или отмены) судебных решений. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. После этого они могли быть уволены или даже временно отстранены от должности не иначе как только по решению суда.

В окружных судах и судебных палатах  вводилась должность присяжных  заседателей, которые принимали  участие в судебном процессе, устанавливали  виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определял суд. Присяжными заседателями могли быть лица, обладавшие значительным имущественным цензом. Ими не могли быть священники, военные и учителя народных школ. Решение, принятое судом с участием присяжных, считалось окончательным.

Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура. Реформа суда коснулась только 44 губерний и вводилась постепенно.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно  были осуществлены принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда. Так, сохранялся суд по делам духовным и военные суды. В связи с подготовкой судебной реформы в 1863 г. была произведена отмена телесных наказаний. Однако телесные наказания окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста) и для крестьян по приговорам волостных судов.

В 60-е гг. ХIХ века была проведена  серия финансовых реформ. Расстройство финансов в ходе Крымской войны потребовало упорядочить все финансовые дела. Реформы были направлены на централизацию финансов и коснулись главным образом аппарата финансового управления. В 1860 г. был впервые учрежден Государственный банк, который получил преимущественное право кредитования промышленных и торговых заведений. По закону 1864 г. единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Смета доходов и расходов государственного бюджета стала ежегодно проходить через Государственный совет. Гласность утверждения бюджета страны укрепила доверие к государственным финансам. В 1863 г. винные откупа были повсеместно отменены и заменены акцизной системой: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором. Эти меры благоприятствовали экономическому развитию пореформенной России, но не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.

Капиталистическое развитие требовало увеличения числа грамотных людей и специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Да и само осуществление буржуазных реформ также было невозможно без этого. Реформы в области образования начались в 1861 году и продолжались три года. Они провозгласили принципы светского образования и всесословной школы, предусматривали некоторую отмену дискриминации по признаку пола, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний. В пореформенной России существовало несколько типов начальных школ: государственные, частные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. В них обучали закону божьему для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий, грамоте (чтение и письмо), арифметике. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не устанавливалось преемственности.

Средняя школа получила свой устав  в ноябре 1864 года. В семилетние мужские  гимназии принимали детей всех сословий, но обучение было платным. Гимназии были двух типов: классические и реальные. В первых предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, во вторых – математике и естествознанию. Окончившие классические гимназии получали право продолжить образование в университете без вступительных экзаменов, а гимназисты реальных гимназий могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Создавались и прогимназии, которые приравнивались к первым четырем классам гимназии, но программа преподавания в них была отлична от гимназии (сокращены общеобразовательные дисциплины за счет введения курсов домоводства). Выпускники прогимназий могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии.

Школьная реформа способствовала расширению числа школ, гимназий и  росту числа учеников в них, но несмотря на это, подавляющее число людей в России продолжало оставаться неграмотным. По переписи 1897 года удельный вес грамотных людей составлял всего 22,3 % населения страны.

Реформа коснулась и высшего  образования. 18 июня 1863 года был утвержден  новый университетский устав. Он предоставлял советам университетов широкую автономию в вопросах научных, учебных и административно-финансовых. Устав предусматривал выборы ректоров, деканов, профессоров, правда, с последующим утверждением их в должности министром просвещения. Женщины в университеты не допускались.

В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию посредством  создания высших курсов по медицине, педагогике. Наиболее известные в Москве –  Лубянские женские высшие курсы (1869 г.), в Петербурге – Бестужевские (открытые по инициативе профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в1878 г.), Владимирские.

В 1861 – 1874 гг. была проведена серия  военных реформ. Они связаны с  именем Д.А. Милютина (братом Н.А. Милютина), который был поставлен во главе  военного министерства. Будучи человеком высокообразованным, обладавшим прогрессивными взглядами, он сначала добился сокращения срока солдатской службы с 20 до 12 лет, отмены телесных наказаний в армии. Далее была начата постепенная реорганизация системы военного управления (в стране создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру). В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, согласно которому в армии устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался военно-полевой суд. Проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии – для высшего командного состава, происходило перевооружение русской армии: в первую очередь замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным (винтовкой).

Но главной причиной военной  отсталости России была изжившая себя феодально-сословная структура армии, устаревший, введенный еще Петром I, рекрутский принцип ее комплектования. 1 января 1874 года Александр II подписал устав о воинской повинности и специальный манифест по этому вопросу. Согласно ему в стране вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота – соответственно 7 и 3 года. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет и окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а для имеющих высшее образование – до полугода. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец семьи, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы.

Подводя итог реформам, подчеркнем, что  они захватили и сферу духовную – печать, искусство. Все пришло в движение, только высшие органы государственной  власти монархия и всесильная бюрократия старой формации остались вне этого  общего процесса перестройки, реформирования. Это явилось причиной медлительности в проведении реформ, искажения их характера. И все же, какие бы изъяны – ограниченность, непоследовательность, незавершенность – не усматривались в реформах 60 – 70-х годов, это были поистине великие реформы, имевшие огромное значение для социально-экономического и культурного развития России.

 

Период контрреформ.

1 марта 1881 г. многолетняя охота  народовольцев за императором  Александром II завершилась успехом.  Осколком бомбы, заложенной студентом Гриневицким, Александр II был смертельно ранен. К власти приходит Александр третий. С.Ю. Витте, который ранее весьма тепло относился к будущему императору, вынужден был признать, что тот оказался человеком «ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования». Правда, у императора оказался «громадный характер» и «прекрасное сердце». Но этого было недостаточно для государственного деятеля. Консерватор, верный семьянин, Александр во всем придерживался патриархальных взглядов. Он вошел в историю России также и как царь-миротворец. За время его царствования Россия не участвовала ни в одном крупном международном конфликте. Характер же он направил на борьбу с реформами своего предшественника. На 80-90-е гг. ХIХ в. приходится период, названный в исторической литературе контрреформами. Действительно, эти меры ставили своей целью ограничить или пересмотреть проведенные буржуазные реформы. Если Александр III и признавал какие-либо преобразования, то только постепенные. И они должны были совершаться в строго очерченных каждый раз пределах.

Утверждённое в 1889 г. «Положение о  земских начальниках» носило продворянский  характер. В соответствии с ним, уезды  делились на 4-5 земских участков. Во главе каждого стоял земский  начальник, назначавшийся Министерством внутренних дел по представлению губернатора из числа местных дворян.

Принятое в 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских  учреждениях», как и закон о  земских начальниках, предусматривало  усиление позиций поместного дворянства на местах. С этой целью при выборах в земства создавалась особая курия дворян-землевладельцев. Крестьяне отныне могли выбирать лишь кандидатов в гласные земских собраний. Гласных же из числа этих кандидатов назначал губернатор, чьи права по отношению к земским органам были значительно расширены. Т.о. принципы всесословности и выборности земств оказались сильно урезанными.

В 1892 г. произошли изменения и  в городском самоуправлении. Путём  повышения имущественного ценза, дававшего  право избирать гласных в городские думы, было сокращено число избирателей. Так же, как и земства, органы городского самоуправления оказались в большей зависимости от центральных, коронных властей, чем ранее.

Александр III отказывался когда-либо ввести в России выборное представительное начало. Он был убеждён, что самодержавие в 60-70-х гг. XIX в. ослабило свои позиции. Он стремился усилить централизаторские тенденции в управлении, личный контроль за деятельностью государственного механизма. Однако контрреформы не удалось реализовать во всем объеме. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять объективный ход истории.

 

Лекция 12. Россия в начале XX в.

 

 

 

 

Начало ХХ века – это время  великих потрясений в истории  России. Противоречивые экономические, социальные, политические процессы сплелись к началу ХХ века в сложный узел. Распутать его обычными (эволюционными) средствами, т.е. в ходе постепенного развития, уже не представлялось возможным. Россия должна была догнать в своем развитии индустриальные страны, включиться в мировую экономическую систему и тем самым отстоять свои национальные интересы. Причем она должна была сделать это в очень сжатые сроки. Наконец, нельзя было допустить слишком большого отрыва Запада в военно-экономической области. Поставленные сложные задачи вели к напряжению всех сил страны, к усложнению социальных и политических проблем.

Решение этих вопросов требовало разработки определенной программы индустриализации страны. Еще в конце царствования Александра III основной упор был сделан на стабилизацию финансового положения. Главным разработчиком концепции финансового оздоровления был С.Ю. Витте, назначенный на пост министра финансов в 1892 году. Он начал свою деятельность при Александре, а продолжил при Николае II. Его программа включала в себя: жесткую налоговую политику, финансовую реформу (золотой рубль), развитие банковского дела, широкое привлечение в страну иностранного капитала, которое осуществлялось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия, либо через рынок ценных бумаг в других странах.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"