Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Как бы в ответ на отказ от отмены
или смягчения крепостного
Пугачевщина способствовала изживанию «либеральных иллюзий» императрицы и ужесточению внутренней политики. Важнейшими реформами явились «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».
Учреждение о губерниях (1775 г.) усилило аппарат местной власти и приблизило ее к населению. Вместо прежних 20 губерний было создано 50. Губернии делились на уезды, число которых увеличилось вдвое. И губерния, и уезд стали гораздо меньшими по масштабам административными единицами, нежели они были прежде. В связи с этим увеличилось число местных властей и возможность более прямого наблюдения за населением. В основе нового административного деления лежал статистико-демографический принцип: губерния заключала в себе 300 – 400 тыс. д.м.п. (душ мужского пола) уезд – 20 – 30 тыс. д.м.п.
Во главе каждой губернии был поставлен генерал-губернатор. Генерал-губернатор являлся представителем верховной власти на месте, был «государев наместник» и «оберегатель закона». Он имел право решать дела своей губернии непосредственно с монархом, а во время пребывания в столице заседать в Сенате. Иногда две-три губернии объединялись под властью такого наместника.
Новые органы местного управления построены были на принципах сословности, разделения власти и опеки над населением. Важнейшими из этих органов были: губернское правление, казенная палата, палаты гражданского и уголовного суда. Их дополняли еще два учреждения: приказ общественного призрения и совестной суд.
Губернское правление –
Палата гражданского суда и палата уголовного суда были высшими губернскими судебными учреждениями. Свободные сословия получали свои сословные судебные инстанции: для дворян существовал верхний земский суд в губернском городе и уездный суд в уездном. Для купечества и горожан – губернский магистрат в губернском городе и городовые магистраты в уездных. Для некрепостного сельского населения (однодворцы, черносошные, экономические и другие крестьяне) – верхняя земская расправа в губерниях и нижняя земская расправа в уезде. Для участия в суде соответствующие сословия избирали в свои суды заседателей.
Приказ общественного
Совестной суд был верховной судебной инстанцией для полюбовного решения дел и примирения тяжущихся сторон, для разбора дел, совершенных малолетними или невменяемыми лицами. Он также являлся и третейским судом.
Надзор за всеми учреждениями осуществляли назначенные правительством губернские прокуроры со своими помощниками – стряпчими. Губернский прокурор обо всех делах сообщал в две инстанции – соответствующему генерал-губернатору и своему прямому начальнику генерал-прокурору, находящемуся в столице.
В реформе 1775 г. принцип назначения на должности сочетался с принципом выборности, покоившемся на сословном начале. Ряд важнейших выборных местных должностей предоставлен был дворянству; дворяне выбирали капитан-исправников, весь состав верхнего земского суда и представителей в уездный суд, совестной суд и нижний земский суд. Губернская реформа усилила и укрепила местную власть дворянства.
Эта крупная областная реформа придала единообразие, стройность системе государственного управления, разделила административные, финансово-хозяйственные, судебные полицейские функции, которые ранее были объединены в ведении губернаторов и воевод. Реформа узаконила участие сословий в местном управлении, выборность дворянами уездных органов и должностных лиц, возложила на сословия новые обязанности, предоставив им и новые права. Перестроенное местное управление позволило оперативно реагировать на социальные неурядицы, обеспечить своевременный сбор податей. Было выстроено четкое вертикально-иерархическое подчинение капитану-исправнику, генерал-губернатору, монарху. Был обеспечен контроль низших ступеней высшими.
Ровно через десять лет, 21 апреля 1785г., были изданы грамоты дворянству и городам. И в их основе лежали пожелания дворянских и городских (преимущественно купеческих) депутатов и наказов Уложенной Комиссии. Эти грамоты значительно расширили сословные права и власть дворян, закрепили привилегированное положение дворянства и предоставили зажиточным слоям горожан важные права в городской жизни.
Грамота закрепила за дворянами исключительное право владеть землями с людьми и подтвердила прежде данные права и преимущества: свободу от обязательной службы, от уплаты личных податей, от телесных наказаний. Дворянское звание передавалось по наследству. Его обладатель мог быть лишен этого звания, чести, имущества и жизни только по решению суда равных ему лиц.
Уездные и губернские дворяне объединялись в уездные и губернские дворянские общества. Уездные дворяне раз в три года собирались для участия в уездном дворянском собрании, которое избирало уездного предводителя дворянства. Дворяне губернии, съехавшись в губернское дворянское собрание, выбирали из числа уездных предводителей губернского предводителя дворянства. Губернское дворянское собрание выбирало кандидатов на замещение местных административных должностей. Дворянство получило право представительствовать в своих сословных интересах перед генерал-губернаторами, Сенатом и императрицей. Жалованная грамота дворянству была венцом дворянских свобод и привилегий. Во-первых, интересы дворянства официально отождествлялись с государственными. Государство обеспечивало защиту чести, имущества, жизни дворянина, монопольное право на землю, крепостных, право на сословный суд. Дворяне получали также право распоряжаться своим имуществом, заводить фабрики, заводы, торги и т.д. Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные общества, своеобразные дворянские корпорации. Они защищали и реализовывали свои корпоративные интересы.
В-третьих, кроме государственного управления, создавалось параллельно ему особое дворянское самоуправление со своей системой органов, учреждений, действующих на уровне губернии, уезда.
Но, допустив уездные и губернские дворянские корпорации, Екатерина II, ревниво оберегавшая неограниченное самодержавие, не создала всероссийского дворянского объединения, которое неизбежно приобрело бы политическое значение. Самодержавие правило, опираясь на бюрократическую верхушку сановного дворянства.
Грамота на права и выгоды городам призвана была создавать преимущественное положение для городских торгово-промышленных людей. Она предоставляла горожанам право участия в городском управлении. Городские жители делились на шесть разрядов:
1) «настоящие городские
2) купцы всех трех гильдий;
3) цеховые ремесленники;
4) иногородние и иностранные гости, проживающие в данном городе постоянно;
5) «именитые граждане», к
6) «посадские», «которые
Разряды второй (купцы), третий (цеховые ремесленники) и шестой (посадские) составляли основную массу горожан. Цеховых ремесленников и посадских объединили под общим званием «мещан». Дворяне, имевшие дома в городах, получали права и в городском обществе. Они вошли в разряд «настоящих городовых обывателей» и в качестве таковых приобрели существенные права и в городском управлении.
«Общество городское» составляли все шесть разрядов. Раз в три года общее собрание «градского» общества, для участия в котором нужно было обладать цензом в 5 тыс. руб., избирало гласных в общую городскую думу – распорядительный орган городского управления, городского голову и лиц на должности в городском аппарате. Шестеро из этих гласных составляли так называемую «шестигласную думу». Шестигласная дума, избранная на очередное трехлетие, была исполнительным органом городского управления, собиравшимся еженедельно под председательством городского головы.
Правом быть избранными на городские должности пользовались от мещан только лица, имевшие не менее 5 тыс. руб. капитала. Благодаря такому имущественному цензу власть в городском управлении попадала в руки из купечества и зажиточных людей из других разрядов горожан. Грамота особо оговаривала права и преимущества каждого из шести разрядов городских обывателей. Гильдейские купцы освобождались от отбывания казенной службы. Купцы первой и второй гильдии освобождались от телесного наказания. Гильдейские купцы признавались свободными от отбывания рекрутской повинности; взамен рекрута они вносили соответствующую сумму.
Положение о ремесле, включенное в грамоту, давало право свободно заниматься ремеслом всем ремесленникам, записавшимся в тот или иной цех. Ни один из представителей шести разрядов горожан не мог быть лишен своего звания иначе как по суду.
Грамота городам дала горожанам
несравненно большие права
Внешняя политика России в середине XVIII в.
Внешняя политика России в середине XVIII в. в целом продолжала традиции Петра I, однако была менее активной, а намеченные планы часто не осуществлялись. После заключения Ништадтского мира международное положение России значительно укрепилось. Французский посланник в России Ж.Ж. Кампредон писал, что «при малейшей демонстрации флота, при первом движении войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская короны не осмелятся ни сделать враждебного России движения, ни шевельнуть с места свои войска... Он один из всех северных государей в состоянии заставить уважать свой флаг».
Большая часть европейских государств
отрицательно отнеслась к военно-
Англия опасалась возросшего военно-морского могущества России, боялась потерять посредническую роль в русской внешней торговле.
Франция не хотела усиления влияния России в европейских делах, особенно в Польше; усиленно распространяла ложные слухи об агрессивных намерениях России в отношении Германии.
Австрия занимала противоречивую позицию. С одной стороны, она была недовольна усилением России, с другой – стремилась использовать ее в качестве союзника против Турции и Франции.
И в тоже время каждое из государств было вынуждено считаться с могущественной Россией.
Основными внешнеполитическими проблемами России во второй четверти XVIII в. были следующие:
1. война за «польское наследство»
2. отношения с Турцией (русско-
3. балтийский вопрос (русско-шведская война 1741-1743 гг.)
4. общеевропейский конфликт (Семилетняя война 1756-1763 гг.)
Война за «польское наследство» велась между Россией, Австрией и Саксонией с одной стороны, и Францией – с другой. Поводом к ней послужила смерть Августа II в 1733 г. Нового короля польские магнаты и шляхта по традиции должны были избирать. Этим воспользовались ближайшие соседи Польши. Франция предложила на польский престол Станислава Лещинского (он состоял в родственных связях с французским королевским домом), Россия в союзе с Австрией – Фридриха Августа, саксонского курфюрста, сына скончавшегося Августа II.
В сентябре 1733 г. на сейме Франции удалось добиться избрания Лещинского. Теперь вдоль российской границы мог быть сформирован блок государств, послушных Франции – Швеция, Польша, Османская империя. Для России подобный вариант был крайне нежелателен. Противники Лещинского обратились к России и Австрии с просьбой оградить польскую «форму правления» от вмешательства Франции. Россия ввела в Польшу свои войска, и в 1735г. польским королем был утвержден Фридрих Август под именем Августа III. Влияние России на Польшу в результате этих событий значительно окрепло.
Однако война за «польское наследство» обострила русско-турецкие противоречия. Французские дипломаты с целью ослабления активности России на Западе постоянно подталкивали Турцию к конфликту, однако, пока шла ирано-турецкая война, открытого противостояния удавалось избежать. Тем не менее, осенью 1735г. отряд крымских татар (Крым являлся вассалом Турции) был направлен для завоевания территории по западному и южному побережью Каспийского моря. В ответ на это 40-тысячный российский корпус двинулся к Перекопу. Война продолжалась четыре года. По Белградскому договору (сентябрь 1739г.) Россия получала Азов (но должна была срыть его укрепления) и +небольшую территорию на Правобережной Украине – т.е. частично были отменены условия Прутского мира (1711г.). Выхода в Черное море у России по-прежнему не было.