Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

В русском дворянстве, позднее в интеллигенции, всегда были люди недовольные таким положением вещей, стремившиеся разбудить русский народ, избавить его от крепостничества, рабского мышления, повысить его образование и культуру.
В.В. Розанов в 1908 г. писал о том, что нужно не только обучать народ, но и понимать его душу, жить и чувствовать по-народному.
Цель этой работы показать основные направления развития национальной русской культуры в свете общественно-политической, социальной жизни.

Содержание

I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
1. Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
2. Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
3. Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
4. Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
5. Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Первая половина XIX в. — время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. Большую   известность   получили   работы   историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.

Н.М. Карамзин по поручению Александра I написал историю России. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского».

Первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры, которая прошла большой путь развития  от классицизма и сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критического реализма, утвердившегося в 40–50-х годах.

Именно литература  определила название этого времени  как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

В начале века появились написанные в духе классицизма пьесы Озерова, читатели восхищались «Бедной Лизой» Н. Карамзина, виднейшего представителя отечественного сентиментализма. Бурные события первой половины века, накопившиеся проблемы внутри страны не могли не вызвать к жизни романтизм с его особым интересом к личности, и противопоставлением реальному миру мира идеального. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

В.А. Жуковский в своих балладах  воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к реальной действительности.

Основоположником критического реализма в русской литературе стал, величайший национальный поэт А.С. Пушкин. Связанный дружескими узами со многими декабристами, Пушкин отразил в своем творчестве зарю освободительного движения. Вольнолюбивые стихи и эпиграммы на тогдашних правителей России знала наизусть вся молодежь. Его роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», лирические стихи читались по всей России, становились известны в Польше и Чехии, во Франции и Англии.

40-е годы — эпоха «гоголевского периода» русской литературы. Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор» под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни.

В 40-х годах крепнет  демократическая направленность литературы. Н.А. Некрасов священным долгом художника полагал гражданственную смелость во имя любви к народу. Этому девизу служило творчество и отнюдь не склонного к радикализму молодого И.С. Тургенева. В печатавшихся с 1847 г. «Записках охотника» Тургенев показал высокую мораль подавленного несправедливым строем крепостного человека.  Цензор, допустивший ее к печати, был уволен, а Тургенев, провинившийся еще и некрологом Гоголю, выслан в деревню.

В первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается  словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство  дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные политические позиции. В литературе закладывались основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

IV. Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.

Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX в. люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала «разночинцами». Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживало свой отрыв от народа, стремилось помочь ему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX в.

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы.

Значительно шагнуло вперед среднее  образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам.

Политика правительства в сфере  просвещения характеризовалась  значительными колебаниями. Университетская  реформа 1863 г. вернула университетам  автономию. Однако среднее образование  уже в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские  курсы. В 1887 г. министр народного  просвещения издал получивший скандальную  известность «циркуляр о кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства  усиленно создавались церковные  школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в  мире (после Германии и Франции) страной  по количеству названий выпускаемой  литературы.

Главным рупором общественного  мнения была периодическая печать. Тон задавали «толстые» (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа радикальных органов — «Современника» (руководители — Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов) и «Русского слова» во главе с Д.И.Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868 г. «Отечественные записки» (руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность.

Солидная база, созданная развитием  науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н Лебедева.

Величайшим научным открытием  стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию. В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики  обосновал возможность космических полетов.

Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии  и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли  религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен». Он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).

Художественная литература второй половины XIX — начала ХХ в. опиралась на традиции «золотого века» русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого (1828-1910) — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в  духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман «Отцы и дети» отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков, поприщем М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг. известность приобрели произведения А.П.Чехова и В.М.Гаршина, отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. отразился на развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали «Товарищество передвижных выставок»: следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины («Сельский крестный ход на Пасху» и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Обращение к российской истории  было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

Большую роль в художественной жизни  России играла деятельность богатых  предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление