Культура России 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение
Общая оценка русской культуры 18 века
Просвещение
Русская наука. М. В. Ломоносов
Музыка 18 века
Народное творчество 18 века
Культура дворянства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культура России 18 века.docx

— 42.41 Кб (Скачать)

Донской Государственный  Технический Университет 

 

 

 

 

Кафедра: История и культурология

 

 

 

 

 

Культура  России  XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка  ГРС12

Хачатрян Карина

Проверил 

Воскобойников С.Г.

Ростов-на-Дону 2012 г. 
Содержание

  • Введение
  • Общая оценка русской культуры 18 века
  • Просвещение
  • Русская наука. М. В. Ломоносов
  • Музыка 18 века
  • Народное творчество 18 века
  • Культура дворянства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение 

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени  великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных  идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших  идейных и общественно-исторических  сдвигов, острейшей борьбы с  феодально-монархическими устоями  и религиозным догматизмом. Распространение  материалистического мировоззрения  и утверждение духа свободолюбия  нашли яркое отражение в философии,  науке, литературе, в просветительской  деятельности крупнейших философов,  ученых, писателей этого времени  - Дидро и Гольбаха, Вольтера и  Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,  Ломоносова и Радищева. 
 
 В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. 
 
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. 
 
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

 

Общая оценка русской  культуры 18 века

О значении сдвигов, происшедших  в русской культуре, говорит тот  факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области  устной традиции         и приобретает значение высокого профессионального искусства. 
 
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. 
 
Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения. 
 
Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. 
 
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки. 
 
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:  

§  первая четверть века, связанная с реформами Петра;  
 
§  эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;  
 
§  последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

 

Музыка 18 века

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно  ограничивается в основном простейшими  жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с  танцами; музыка звучит и на торжественных  празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной  музыки.

В честь Петра I и его  полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом  отношении панегирические канты  были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

Они породили особый стиль  торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью  пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились  на русской почве, а некоторые  из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным  был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения  при дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели  искусством игры на клавикордах, скрипке  и флейте. При дворе входят в  моду галантные песни любовно-лирического  содержания ("арии"), исполнявшиеся  под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые  театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование  в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти  и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром  музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального  самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича  Ломоносова - первого русского ученого  мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и  его ближайших современников  В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого  зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова  и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного  искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные  жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные  инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более  широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах  знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские  музыканты овладевают исполнительским  мастерством. Тем самым развивающиеся  традиции бытового и концертного  музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим  развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре  ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских  композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным  явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр  был разделен на две самостоятельные  группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической  и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста  исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись  в конце века такие даровитые  русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется  значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит  далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной  жизни России по-прежнему принадлежит  оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает  новое направление: меняется и оперный  репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для  развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная  жизнь достигла в период 1770 - 1780-х  годов, в эпоху деятельности передовых  русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково  и Останкино.

Театр Шереметьева был  в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние  театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских  композиторов. На этой сцене шли  лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в  быту крепостнической России пользовался  особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые  оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали  в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более  систематический характер приобретает  концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у  публики. Одновременно устраивались и  сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования  и театрально-концертной жизни

создали прочную Основу для  дальнейшего роста музыкальной  культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся  все более широкие слои населения, и даже представители крепостного  сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

 

Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту  эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом  музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о  социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного  крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в  конце XVIII века выступает галерея  типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная  направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Информация о работе Культура России 18 века