Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:34, реферат
С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа 19-20 вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно- культурной жизни 19-20 вв. и др.
Цель работы: изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.
Задачи: выявить основные направления развития культуры конца 19 начала 20 веков. Выявить влияние социальных, экономических и политических факторов на культурную и социальную жизнь.
Введение
Просвещения
Наука
Литература
Живопись
Театр и музыка
Кинематограф
Архитектура
Заключение
Список использованных источников и литературы
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра: «Философия и история»
Культура России конца XIX - начала XX вв.
Проверил: преподаватель
Дмитриева Т.В.
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Просвещения
Наука
Литература
Живопись
Театр и музыка
Кинематограф
Архитектура
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем.
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития.
С конца 1940-х гг. как самостоятельная
отрасль историографии
С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа 19-20 вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно- культурной жизни 19-20 вв. и др.
Цель работы: изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.
Задачи: выявить основные направления развития культуры конца 19 начала 20 веков. Выявить влияние социальных, экономических и политических факторов на культурную и социальную жизнь.
Георгиева Т.С. "Русская культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшее образование).
В книге увлекательно рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшем становлении. Редкие архивные материалы дают удивительную картину самобытной жизни русских людей, их необычайного мастерства. Достойное место в книге занимает творчество русских талантливых писателей, ученых, художников, архитекторов и т.д., известных и полузабытых, заслуженно поднятых из небытия, составляющих нашу национальную гордость. Книга живо передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.
Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.-576 стр.
Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.
В.В. Долгов "Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней". Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 196 с. В учебном пособии дана краткая история русской культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня. Книга содержит систематизированную информацию об основных этапах развития русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и бытового уклада.
Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с. Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-400 с.
Принципиальная
позиция авторов состоит в
признании за культурой собственных
законов развития. Авторы считают
необходимым сохранить
Просвещение
Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX — начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин — 29, а среди женщин — только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.
Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.
Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и не был принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.
На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г. в стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.
Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либерально-буржуазную направленность.
Наука
В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума — оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному из основоположников сравнительной патологии и микробиологии — были присуждены Нобелевские премии.
Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевый парашют.
Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. "Повальное" увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: "Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист".
Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, "приспосабливание" к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой "марксистский период" был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В. Розановым,
С.Н. Булгаковым, В. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.
Социальные потрясения начала
XX в. поставили перед русской
Авторы, примыкавшие к
либеральному лагерю, призывали общество
к социальному компромиссу и
предостерегали от попыток решения
назревших проблем через
Литература
Конец XIX — начало XX столетий
вошли в историю русской
В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский и др. Начал свою литературную деятельность А.М. Горький.
Истоки новых течений в русской литературе "серебряного века", получивших название модернизма, уходят корнями еще в 80-е годы. В 90-е годы более или менее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новой формой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. В начале XX столетия появилась плеяда младших символистов: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие. Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения, как футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский. Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему, развивали традиции символизма.
Поиск новых художественных форм и путей развития литературы сопровождался ожесточенными спорами. Вопросы о том, как назвать новые течения и охарактеризовать их суть широко дискутировались в прессе. По этому поводу существовали различные точки зрения: их называли модернистами (от фр. Modern — новый, новейший) или декадентами (от фр. Decadence — упадок). Все эти новые течения были очень противоречивы, подлинное творчество и искания соединялись в них зачастую с подражанием и модой. Современники отмечали, что слишком многие вдруг превратились в эстетов, мистиков, оккультистов, презирали этику, пренебрежительно относились к науке.
Живопись
Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты "Девочка с персиками","Девушка, освещенная солнцем", К. Коровина, 3. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, О.К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.
И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, "питающемуся фантазией". Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.
Это можно наблюдать на
примере творчества М.А. Врубеля. Мир
его картин проникнут фантастически-
Информация о работе Культура России конца XIX - начала XX вв