Культура России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель работы:
• исследовать процесс развития культуры XIX в.;
• охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
• рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
• раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…....... 3
1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
2. Развитие культуры России XIX века
2.1. Развитие науки и просвещения……………… ……………… ……..…..……...9
2.2. Путешественники и развитие географических знаний…….... ……..…….. 13
2.3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
2.4. Театр XIX века………………………………… ………………………....………....18
2.5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
2.6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23
Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27
Литература……………………………………………………………..…………..…………28

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...…....... 3

  1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
  2. Развитие культуры России XIX века
    1. Развитие науки и просвещения………………   ………………    ……..…..……...9
    2. Путешественники и развитие географических знаний……....  ……..…….. 13
    3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
    4. Театр XIX века…………………………………   ………………………....………....18
    5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
    6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
  3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23

Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27

Литература……………………………………………………………..…………..…………28

Приложения

Приложение  А - копия фотографии «Императорский Казанский университет».……… ……….....29

Приложение  Б — копия документа «Первый рукописный  вариант  периодического закона Д. И. Менделеева 18 февраля 1869 года».……………………………….…………...………………..……. 30

Приложение  В — копия карты «Кругосветное  плавание  Крузенштерна и Лисянского на кораблях "Надежда" и "Нева"(1803-1806)»………………………..………………………………………….......31

Приложение  Г — копия портрета «А.С. Пушкин. Портрет работы О.А. Кипренского»………......32

Приложение  Д—  копия обложки журнала «"Современник", 1837 года»……………….……….....33

Приложение  Е— копия фотографии «Театр XIX века»…………………………………….………. 34

Приложение  Ж— копия афиши «Первое представление «Ревизора» в Большом театре в Москве»........35

Приложение  З— копия  фотографии «П.И. Чайковский»………………………….……….….…… 36

Приложение  И— копия фотографии  «Храм  Христа Спасителя»………………………….……….37

Приложение  К— копия фотографии «Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857»…………………………………………………………………………………………….……… 38 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Культуру XIX в. называют «золотым веком», так  как своими достижениями российская культура обогатила мировую. На XIX столетие приходятся вершинные явления в  архитектуре, живописи, музыке, театре. Это время  подъема  отечественного просвещения, величайших научных достижений. В этом столетии русская культура достигает невиданной высоты и играет заметную роль в развитии всей мировой цивилизации.

  Культура - одна из форм общественной жизни. Её развитие есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности - духовной или материальной. Являясь совокупностью знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития, культура составляет его интеллектуально-нравственный, духовный потенциал.

  Изучение  культуры во многом способствует всестороннему  изучению жизни общества и более  глубокому осознанию человеком  многообразия мира. Это важно для  формирования в общественном сознании бережного отношения к культурному наследию, понимая важности его сохранения.

    Объектом данного исследования  является история российского  государства в XIX в. 

  Предметом данного исследования является процесс развития культуры                   России в   XIX в.

  Цель работы:

  • исследовать процесс развития культуры XIX в.;
  • охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
  • рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
  • раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.

        

      При написании реферата я перед собой ставила следующие задачи:

  • исследовать особенности и основные направления в развитии русской              культуры  XIX в.;
  • охарактеризовать развитие науки и просвещения;
  • рассмотреть развитие географических знаний;
  • раскрыть ведущую роль литературы в культуре XIX в.;
  • описать основные течения и направления в русском искусстве;
  • показать влияние русской культуры на развитие европейской культуры.
 

    Работа может быть использована для углубления знаний по данной теме, для подготовки к практическим, семинарским занятиям по дисциплине «История».

  Реферат состоит из трех глав, где раскрываются особенности и основные направления развития культуры XIX века, развитие науки, образования и художественной культуры, влияние русской культуры на развитие мировой культуры в целом. 

1.ОСОБЕННОСТИ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

  Культура - результат творчества человека в различных сферах его деятельности, совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития.1

  Развитие  русской национальной культуры составляло основное содержание историко-культурного  процесса XIX столетия. Оно происходило в условиях, когда наряду с экономической интеграцией, развитием буржуазных форм общественного сознания продолжала существовать и сословность как одна из особенностей социальной жизни, присущая России. Правительство в своей политике исходило из необходимости сословности, однако сама жизнь часто разрушала эту идеологическую направленность.

  Особенностью  отечественной культуры были ее способность  к усвоению элементов других национальных культур при сохранении национальной целостности и самобытности. Этому способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с народами, входившими в состав Российской Империи.

  Это оказывало благотворное влияние  и на культуру народов России, и  на русскую культуру в целом. Через взаимные контакты национальная интеллигенция овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур народов России. Интенсивно расширялись и личные контакты деятелей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями.

  Каждый  новый период в истории культуры органически связан с предшествующем временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом особенно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса - преемственность культуры как основы формирования культурного наследия.

  Конец XVIII и первая половина XIX в. в России отмечены мощным подъемом культуры во всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление подъем нашел, прежде всего, в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема следует видеть в прогрессивном воздействие идей Великой французской революции - идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически-воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни пробуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества.2

  Велика  зависимость культурного подъема  и от многих экономических перемен  в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений. Они стали  факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей и политику. Они не прошли бесследно также и для многих областей художественной культуры.

  Крепостничество в этот период являлось огромным препятствием на пути общественно-экономического и  культурного развития страны. Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

  Наряду  с общественно-политическими событиями, не менее важным фактором, определившим содержание историко-культурного процесса этого времени, был уровень социально-экономического развития страны. Кризис феодально-крепостнической системы, проявившийся после выступления дворянских революционеров в декабре 1825 г., дальнейшее развитие капиталистического уклада в экономике, углубление социальной дифференциации и начавшийся в последние пореформенные десятилетия промышленный переворот свидетельствовали о серьезных изменениях в социально-экономическом строе феодального общества на пути его движения к капитализму. Они во многом определили характер идейных споров и направления в развитии общественной мысли в дореформенный период.3

  В середине XIX века в России произошли  радикальные и успешные преобразования. С 1861 по 1866 гг. были проведены крупные реформы (крестьянская, университетская, судебная, земская, банковская и др.). Перемены в общественно-политической и экономической жизни связаны с темпами и содержанием национального сознания, а значит - сменой культурное модели.4

  Буржуазные  реформы середины XIX столетия были рубежом  в социально-экономической жизни  России и обозначали начало капиталистического периода в ее истории. Эти реформы  оказали влияние на многие стороны  общественно-культурной жизни, социальный и духовный облик населения. Эти факторы способствовали расширению культурного пространства, общественно-культурной среды.5

  После отмены крепостного права общество искало пути перестройки всех систем, и в связи с этим появилась  необходимость более активного  включения массы вчерашних крепостных в сферу профессиональной культуры. Школа, распространение грамотности становились, таким образом, приоритетными факторами в культурном развитии общества.

  Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический  прогресс, увеличивая потребность в высокообразованных людях. Это диктовалось расширением сферы приложения общеобразовательных и специальных знаний в экономике, науке, различных административных и общественных структурах.

  В России, пожалуй, впервые создавались реальные предпосылки, становления основ гражданского общества, сферы реализации различных общественных интересов, не связанных с государством.

  В политике правительства в области  культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

    Направления в литературе и искусстве, определившиеся в первой половине XIX в., получили свое развитие во второй половине этого века. Творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и на пореформенную эпохи. Эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали в себе живую связь эпох, являлись хранителями традиций своих предшественников и старших современников. Тем самым в истории русской культуры весь XIX в. характерен своей «цельностью».

  Вторая  половина XIX в. - это новый период в историческом развитии русской  художественной культуры. Искусство становится теперь все более социальным по проблематике и в значительно большей мере демократическим по идейной направленности формам. В нем получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. В нем отчетливо сказываются проявления критического реализма.

Информация о работе Культура России 19 века