Культура России в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев (эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА РОСИИ В 20 ВЕКЕ.docx

— 35.44 Кб (Скачать)

                  КУЛЬТУРА РОСИИ В 20 ВЕКЕ

Результаты культурной революции, как позитивные, так и негативные, сказались не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.

Историки, изучающие  советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев (эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам. Раннебольшевистская культурная политика строилась на радикализме: отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры. Так же осуждались мещанство, умеренность, утверждался безусловный приоритет общества и коллектива над индивидом и т. д. Вслед за Маяковским партийная интеллигенция стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины.

В середине 30-х годов  наблюдается поворот вспять - переход  от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, преданность службе и профессиональная карьера, ценность классического образования. Происходят перемены в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и журналы 30-х годов широко обсуждают проблему культурности человека, в Москве был открыт институт косметики и гигиены Главпарфюмера и появились журналы мод.

Забота о внешности  и личной гигиене вышла на первый план: женщины стали беспокоиться о своих прическах, парфюмерии и  нарядах, мужчины – о воспитании галантных манер. Популярная ранее  военная форма уступила место  одежде гражданского типа. В 1936 году Советский  Союз по выпуску парфюмерии превзошел  Францию и занял третье место  в мире после США и Великобритании. Появились ранее не виданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и т.д. А в те годы рабочий  класс государства, пополнявшийся  главным образом за счет беднеющей  деревни, жил в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены, правила приличествующего поведения, хорошая одежда многим была внове.

В стране развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее по времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. стахановцев преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже автомобили.

Кампания за чистоту  тела проходила под лозунгом: «Давайте бороться за чистоту тела, за чистое носильное, постельное белье, за чистый носовой платок, за чистую салфетку, за общий культурный внешний вид». Главными показателями культурности советского человека считались в то время образцовое поведение на производстве (соблюдение дисциплины, высокая производительность труда и культура рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская взаимопомощь, активное участие в субботниках и агитационной деятельности). «Белый воротничок н чистая кофточка - это необходимый рабочий инструмент, который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в газетах.

В 1936 году развернулось так называемое «движение общественниц» - плановая мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в частности уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня смерти Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампания, на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи. Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен достоянием трудящихся, образцом гражданственности, выразителем национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном.

В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического  самообразования. Разворачивается массовое соревнование за то, кто больше книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции московского комитета ВЛКСМ весной 1936 году, секретарь комитета представил образец культурного и образованного человека - 20-летнего слесаря ленинградского завода «Электроаппарат» Нину Елкину, которая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов, Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов, Чапыгина, Б. Ясенский».

Однако культурный подъем, как выяснил В.В. Волков, длился очень недолго. В конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой!» появился новый: «Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и предполагал воспитание большевистской сознательности. Культура растворилось в более широкой концепции политического самообразования. Модная одежда, хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага. Если в середине 30-х годов молодежь призывали овладевать хорошими манерами и обращаться друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х ситуация изменилась: внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на первый план вышли твердые убеждения и партийная сознательность.

.

Центром научной  мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы ее филиалы  и научно-исследовательские институты. В 30-е годы возникли академии наук в союзных республиках.

К концу 30-х годов  в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работников.

Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших  успехов в развитии многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую  науку ценными исследованиями в  области изучения высшей нервной  деятельности человека и животных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды (Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.

Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым  этапом в развитии дарвинизма. И. В. Мичурин доказал возможность управлять развитием растительных организмов.

Исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В. Бызова и др. в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука и этилового спирта. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы современной физики полупроводников, играющих первостепенную роль в техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х годах внесли большой вклад в изучение атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Н. Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций. Группа геологов под руководством академика И.М. Губкина обнаружила богатейшие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд крупных географических открытый, в особенности в изучении Крайнего Севера. Большую услугу науке оказал длившийся 274 дня дрейф на льдине в районе Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренкелем, П.П. Шершавым и Е.К. Федоровым. Более скромными были достижения общественных наук, н основном служивших целям идеологического обоснования партийной политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (октябрь 1931 г.) и «О работе Комакадемии» (март 1931 г.), письма И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931 г.), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Одним из направлений индокринации масс стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее, по сравнению с 20-ми годами, характеризовавшимися вульгарно-классовым, во многом космополитическим отношением к истории (школа М. Н. Покровского и др.) для приумножения исторических знаний создается более благоприятная атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 г. эти факультеты уже имелись в 13 университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде).

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук с 12 институтами.

Серьезнейшим достижением  науки было введение стандартов, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд капиталистических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

Не стояло на месте  и театральное искусство. По декрету  Совнаркома (1917) театры передавались в  ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный  В. И. Лениным Декрет СНК об объединении  театрального дела, провозгласивший  национализацию театра.

Старейшие русские  театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане «созвучия революции» («Посадник» А. К. Толстого, 1918, «Старик» Горького, 1919, оба в Малом театре). Монументальные и патриотические образы «Мистерия-буфф» Маяковского (поставлена Мейерхольдом в 1918 г.) положили начало созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной романтики, способствовали развитию агитационного театра. Большое значение в процессе развития театральной культуры имели творческое взаимодействие и соревнование старейших русских театров, выделенных в группу академических, таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и вновь организованных - 3-я студия МХАТ, Театр РСФСР Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический театр - в Петербурге, Театр «Красный факел» и др. Большой драматический театр был основан в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, А.А. Блока, М. Горького, А.В. Луначарского как театр героического репертуара. Его председателем и руководителем стал А.А. Блок. Спектакли ставили режиссеры Н.Н. Арбатов, Р.В. Болеславский, А.Н. Лаврентьев, оформляли художники А.И. Бенуа, А.В. Добужинский, В.А. Щука. Музыку для театра писали композиторы Б.В. Астафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н.Ф. Монахов, В.В. Максимов, В.Я. Сафронов и др.

На развитие театра этого времени огромное воздействие  оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А. Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с огромным успехом продолжали выступать актеры старшего дореволюционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М. Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М. Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П. Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов, Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М. Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также множество новых театров и театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские театры.

В период, когда  закладывались основы художественной советской культуры, важную роль сыграла  деятельность музыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Василенка, А.Ф. Гедике, М.Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В. Николаева, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссовского, Б.Ф. Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Борецкого.

В декрете СНК  РСФСР «О Московской и Петроградской  консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые  выдвигается понятие «государственное музыкальное строительством. В ведение  государства были переданы Большой  и Мариинский театры, Синодальное  училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Николаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В 30-к годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий Дох» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на современную тематику, написанных в послевоенные годы, выделяются «Виринея» С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щедрина (пост. 1961).

В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А.Н. Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин, В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и др.

Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские  композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего  элемента хореографической драматургии. Горский, руководивший труппой Большого театра до 1922 г., ставил классику («Щелкунчик», 1919) и новые спектакли («Стенька Разин» А.К. Глазунова, 1918; «Вечно живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.). Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в балетах «Красный мак» («Красный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция 1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) - глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди композиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян («Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворение мира», 1971), Р. Щедрин («Анна Каренина», 1972).

Информация о работе Культура России в 20 веке