Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

В русском дворянстве, позднее в интеллигенции, всегда были люди недовольные таким положением вещей, стремившиеся разбудить русский народ, избавить его от крепостничества, рабского мышления, повысить его образование и культуру.
В.В. Розанов в 1908 г. писал о том, что нужно не только обучать народ, но и понимать его душу, жить и чувствовать по-народному.
Цель этой работы показать основные направления развития национальной русской культуры в свете общественно-политической, социальной жизни.

Содержание

I. Введение (постановка темы, обоснование темы)
II. Основная часть
1. Основные тенденции и направления в развитии культуры России в XVIII–XX вв.
2. Тема вольности в русском искусстве и общественно-политической мысли.
3. Крепостное право как иго умов и драма сердец у творцов русской культуры.
4. Отголоски вольнолюбия и крепостничества в культуре России второй половины XIX — начале XX вв.
5. Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.
III. Заключение
IV. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

В 1860-х гг. заметно развивались музыка и театр. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название «Могучая кучка», данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х гг., заметно  сказался на развитии художественной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского  собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем. М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, а также П.И.Чайковский создавали религиозные музыкальные произведения.   Творчество   Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использозовались элементы русского зодчества XVII в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов, 1890-1892). Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX–XX вв. — «серебряного века» русской культуры.

Художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX–XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения: символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Поэты-символисты — А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, поэты-акмеисты — Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, поэты-футуристы — Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала ХХ в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Творчество А.Н. Островского, пьесы которого бичевали общественные пороки, неразрывно связано с Малым театром в Москве.

На рубеже XIX–XX вв. модернистские  поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся  вокруг журнала «Мир искусства». Они пропагандировали индивидуализм,  свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. В начале ХХ в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Активно развивалось театральное  искусство. Репертуар формировался в основном на драматических произведениях  классиков — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр. В начале ХХ в. началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. В мае 1896 г. Состоялась первая демонстрация кинофильма. С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале ХХ в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

V. Бунт и рабство — два начала русской души в ХХ — начале ХХI вв.

Культура России всего двадцатого века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате коллективизации. Культуры пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур не было. Советская культура сложилось на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей.

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В социалистическом обществе, в идеале, должна была сформироваться новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения. Это должно было способствовать решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.

Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской.

Для того периода характерен классовый  подход в отборе и оценке художественных средств творчества деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции.  РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году обе организации были распущены.

Политика Советского государства  и большевистской партии в области культуры получила название «культурная революция». Важнейшими ее задачам стали: формирование народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, всеобщее обязательное обучение, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян.

Российская интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава страны, по-разному восприняла революционные события. Многие отказывались вначале от какого-либо сотрудничества с советской властью, и государство перешло к репрессиям. Большая группа ученых, деятелей искусства была выслана из России. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима писатели И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский. Часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть и встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов). Политика Советского государства состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечению ученых к решению задач социалистического строительства.

В начале 30-х годов были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединились в единый творческий союз. В 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. В числе руководителей Союза писателей в 30-е годы находились А.М. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. Таким образом ликвидировалась свобода художественного творчества. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы. Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины — чаще всего пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе — героические сюжеты

Однако художественная практика 30-40-х  годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингизхан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет  советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи  для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Индустриализация и рост городского населения способствовала развитию градостроительства и становлению  советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки, школы, Дворцы культуры. Велись поиски новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом таких поисков стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве, то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве.

В послевоенные годы значительно усилилось  вмешательство партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Главный идеологический удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве. Такое вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие  деформации в развитии духовной жизни общества.

С конца 60-х годов некоторых отраслях отечественной науки с конца 60-х годов наметилось отставание. Развитие науки сдерживалось отсутствием необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации, неразвитостью научного приборостроения, а также слабой материальной базой. В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы: проводились исследования в области электроники и лазерной техники, космические исследования, было построено несколько атомных реакторов.

В 50-е — 60-е годы не ослабел контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции. Вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Гонения и запреты породили новый поток эмиграции: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, писатели. Из них многие лишены советского гражданства.

Два крупнейших писателя реалистического  направления, работавшие в эмиграции — А.Солженицын и Г.Владимов. А.Солженицын, вынужденно выехав за рубеж, создает в изгнании роман-эпопею «Красное колесо», в котором обращается к ключевым событиям русской истории ХХ века, самобытно трактуя их. Эмигрировавший незадолго до перестройки (в 1983), Г.Владимов публикует роман «Генерал и его армия», в котором также касается исторической темы: в центре романа события Великой Отечественной Войны, отменившие идейное и классовое противостояние внутри советского общества, замордованного репрессиями 30-х годов.

Особое место в литературе «третьей волны» занимает творчество В.Аксенова и С.Довлатова. Творчество Аксенова, лишенного советского гражданства в 1980 г., обращено к советской действительности 50-70-х годов, эволюции его поколения. Роман «Ожог» дает феерическую панораму послевоенной московской жизни, выводит на авансцену культовых героев 60-х — хирурга, писателя, саксофониста, скульптора и физика. В роли летописца поколения Аксенов выступает и в Московской саге.

В творчестве Довлатова — редкое, не характерное для русской словесности соединение гротескового мироощущения с отказом от моральных инвектив, выводов. В русской литературе ХХ века рассказы и повести писателя продолжают традицию изображения «маленького человека».

Вторая половина 60-х — начало 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, оппозиционных настроениях населения, падении авторитета СССР на международной арене.

Культура 70-80-х годов ХХ века в  СССР сохранила многие черты, свойственные культуре советского периода, но приобрела  и свои собственные, вытекающие из особенностей времени. Реально стало существование  официальной и неофициальной, диссидентской культуры. Противоречивость культуры осознавалась большинством членов общества. Это находило выражение в двух противоречивых тенденциях в литературе и искусстве. С одной стороны, обращение к революционной романтике, попытки найти там моральную опору, с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности, попытки найти идеал в экзотических вероучениях, увлечение христианством. Официальная культура становилась более догматичной, утрачивала стремление к поиску, обновлению. Особенно это нашло отражение в борьбе чиновников от культуры с теми произведениями, которые, по их мнению, не соответствовали эталонам.

К 70-м годам влияние идеологии  заметно возросло, так как выросло  уже несколько поколений воспитанных  в советское время в советской системе образования, но при этом с середины 70-х можно проследить процесс отторжения ценностей «развитого социализма» и рядовыми гражданами, и деятелями культуры. Вместе с тем и 70–80-е годы обогатили русскую культуру. В этот период возрастает интерес к исторической, военной, мемуарно-биографической, научной прозе. Так называемые «деревенщики» В.Распутин, В.Астафьев, Б.Носов талантливо осмыслили проблемы русского народа. Советские кинофильмы занимали призовые места на престижных кинофорумах.

Информация о работе Культура России в XVIII — начале XXI веков: жажда свободы и рабское мышление