Коментарии по судебнику 1550

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:42, реферат

Описание работы

Заголовок, аналогичный тексту заголовка Судебника 1497 года, свидетельствует о том, что данный Судебник был утвержден на заседании Боярской Думы в июне месяце 1550 года. Точная дата принятия документа расходится в различных списках от 1 до 24 июня. Работа над Судебником связывается советскими исследователями с подготовкой и принятием в феврале 1549 года ряда законодательных актов об ограничении прав наместников вершить суд над детьми боярскими. Необходимость земского устроения обсуждалась Иваном IV на собраниях, в которых участвовали и служилые люди. На одном из них 28 февраля 1549 г. (известном как “Собор примирения”) была рассмотрена широкая программа реформ, направленных на укрепление социально-политических основ Русского централизованного государства. Главными целями этой программы были, во-первых, обеспечение защиты интересов широких слоев служилых людей путем предоставления им земель, и, во-вторых (в соответствии с требованиями торговых и посадских людей), коренная реорганизация системы косвенного "обложения и приостановление дальнейшего наступления вотчинного привилегированного землевладения на посады. Тогда же был решен вопрос и о подготовке нового свода законов, которым и стал впоследствии Судебник 1550 года515.

Работа содержит 1 файл

КОММЕНТАРИЙ 1550.docx

— 91.35 Кб (Скачать)

Статьи 76-81 

Статьи конкретизируют порядок возникновения холопства, регулируют споры холоповладльцев  о принадлежности им одного и того же холопа, предусматривая в целом  ограничение роста холопства. Расширение В. М. Панеяхом этой группы статей путем  включения в нее ст. ст. 82 и 83, объединенных общностью содержания и образующих как бы уложение о холопстве, представляется неточным. Статьи 82 и 83 определяют правовое положение не холопов, а свободных  людей. Именно это противопоставление добровольной службы всем видам холопства  подчеркивает сам же В. М. Панеях в  своей последующей работе, характеризуя ст. ст. 82 и 83628. Эти статьи отражают развитие института русского гражданского права, в частности, обязательства из договоров, отделяя договор займа от договора личного найма. 

В ст. 76, развивающей  ст. 66 Судебника 1497 года по вопросу об источниках холопства, оговаривается  особый порядок похоло-пления лиц, занимавших должность тиуна, т. е. регламентирует порядок оформления нового вида (докладного) холопства. Докладное холопство  трактуется по-разному. В. И. Сергеевич  понимает под докладной грамотой способ установления холопства вообще; Н. П. Павлов-Сильванский—продажу “на  ключ”. Впервые докладное холопство  как самостоятельную категорию  выделил В. О. Ключевский629. Исследование докладных актов XVI в., проведенное  Е. И. Колычевой, показывает, что наиболее ранняя московская докладная относится  к 1484 году. Впервые о докладных  людях упоминает в своей духовной от 1510 года князь Д. Т. Синей. Докладная  грамота фигурирует затем во всех правительственных актах, фиксирующих  холопью зависимость630. Этот вид  холопства, уходящий своими корнями  в глубокую древность, но юридически оформленный лишь с конца XV в., являлся  наиболее недолговечной категорией. Юридическое оформление докладного холопства прекращается уже в  первой четверти XVII в. в связи с  резким сокращением количества привилегированных  слуг-министериалов631. Начало ограничения  докладного холопства и отразил  Судебник. В отличие от ст. 66 Судебника 1497 года, освобождавшей от холопства  только по городскому “ключу”, ст. 76 исключает  похолопление по сельскому “ключу”, если оно не санкционировано государственной  властью, т. е. не оформлено докладной. Яэ, господине, человек вольной государя царя и великого князя, — говорится  в одной докладной от 9 февраля 1588 года, — взял есми у Фомы у Незамахи... два рубля денег, а в тех  деньгах даю(сь) на ключь в его  село Пличино, а по ключю и в  холопи. А на докладе были дети боярские... да Иван Ноэарьев... тот на него и  энахоръ, что продался сам. А отца и матери у него в животе нет. А  иному он не холоп никому632. 

Уточняя порядок  происхождения холопства от браков между свободными и холопами, статья вводит новый по сравнению с Судебником 1497 года источник холопства — по приданом робе холоп. Женитьба холопа какого-либо феодала на робе, входившей  в состав приданого жены этого  феодала, включала женившегося холопа в число холопов жены упомянутого  феодала633. 

Закрепленное статьей  положение о запрещении холопам-родителям  холопить своих детей, рожденных  на свободе, так же как запрещение чернецам и черницам холопить детей, рожденных до пострижения, оценивается  исследователями по-разному. Д. Г. Поляк  считает, что этим правительство  сохраняло за собой возможность  некоторого воспрепятствования росту  холопства. В то же время данная норма  могла служить барьером на пути произвольных действий холоповладельцев634. Иного  мнения придерживается Б. А. Романов. Запрещение родителям у полные... стояти, т. е. присутствовать при самопродаже  детей определялось, по его мнению, опасением как бы не сорвалась, из-за вмешательства родителей, сладившаяся  было сделка самопродажи несовершеннолетнего635. 

Статья 77 существенно  ограничивает ст. 18 Судебника 1497 года о  выдаче отпускных грамот. Если в  конце XV — первой половине XVI вв. правом боярского суда, включавшим выдачу отпускных грамот, обладали по неполным данным более 30 городов636, то Судебник 1550 года оставил это право лишь за Москвой, Новгородом и Псковом. Одновременно теряла юридическую силу отпускная, хотя и написанная собственноручно  холоповладельцем, но оформленная без  боярского доклада. Значительная централизация  и ограничение прав наместничьего  суда в области отпуска холопов  отмечались всеми исследователями. Эта мера представляется направленной скорее на урегулирование исков холоповладельцев друг к другу, чем на то, чтобы  «затормозить отпуск холопов на волю, свести на нет их освобождение... сохранить, упрочить и расширить институт холопства»638. Этот вывод Е. И. Колычевой можно  принять лишь с поправкой В. М. Панеяха на то, что уже статьи Судебника 1550 года о холопах и  соответствующие законы этого и  последующего периода применялись  и при решении кабальных дел. Уже к концу XVI в., отмечает В. М. Панеях, слово холоп раскрыто таким образом, что этот термин включает и зависимость  по служилой кабале638. Ограничение полного, старинного, докладного холопства и  развитие холопства кабального означает не расширение института холопства, а преобразование его в новую  категорию феодально-зависимого населения639. Данная тенденция была, по мнению А. И. Яковлева и Б. Д. Грекова, характерна для законодательства всего периода  конца XV — начала XVI вв. и не могла  не отразиться на нормах Судебника 1550 года640. 

В ст. 78 впервые в  законодательстве регулируется бытовавший на практике с конца XV в. институт кабального холопства, идущего на смену холопству  полному. Закон устанавливает предельную сумму, за которую можно закабалиться — 15 рублей, чтобы кабальный человек  имел возможность хоть когда-нибудь расплатиться. Старые кабалы, сумма  которых могла быть выше 15 рублей, сохранялись, но должны были соответствующим  образом оформляться, после чего вопрос о неправомерности кабалы решался судом. С XVI в. служилые кабалы записывались в специальные кабальные  книги, которые в Новгороде, например, велись в Приказной избе, а в  пятинах — у губных старост. Копии  с кабал и пошлинные деньги отправлялись в Москву в Казенный приказ. В книгах фиксировались полный текст служилых кабал, опрос закабаляемых на предмет добровольного или  принудительного закабаления, выяснение  их прежней деятельности и описание внешних примет закабаляемых. Последнее  было особенно необходимо для укрепления владельческих прав на кабальных  людей и решения споров между  владельцами кабальных холопов. Основным контингентом таких владельцев, по данным В. М. Панеяха, были помещики и дети боярские641. В случае возникавших  споров приказ Холопьего суда сопоставлял  предъявленную владельцем служилую кабалу с кабальными книгами (И против кабальных книг тот человек в  рожей и в приметы осматривай; и по осмотру тот человек... против кабалы рожей и в приметы сшолся). Кабальный передавался владельцу, предъявившему на него служилую кабалу642. Служилые кабалы подлежали, как правило, ежегодной перерегистрации для  выявления и фиксирования беглых холопов. При перерегистрации в 1597—1598 гг. старых служилых кабал обнаружилось, что беглыми являлись 30,8% кабальных людей от общего количества кабальных холопов643. Кабалы давались только на вольных людей, оставляя их юридически вольными и после заключения договора, тем более, что в отличие от займа, обязательства по служилой кабале прекращались либо со смертью господина, либо, естественно, кабального холопа. Ни права, ни обязанности по служилой кабале не переходили по наследству. Специфической особенностью кабального человека, подчеркивает В. М. Панеях, является его право освободиться от зависимости по истечении года посредством выплаты долга, а в начале XVI в. и до истечения года, если кабальный возвращал не только долг, но и 20% от него. Так, ранние рязанские кабалы свидетельствуют, что в 4-х из 9 случаев кабальный человек прежде служил другому лицу и освободился от него, внеся долг644. Это право было отменено лишь уложением 1597 года, которое выделяет на первый план не заемную, а служилую кабалу (см. комментарий к ст. 82). Анализируя статью, Б. А. Романов особое внимание уделяет ее второй части, запрещавшей брать кабалу на полного или на докладного или на старинного холопа. Старинными, старыми холопами, считает Павлов-Сильванский, именовались как холопы по рядовым или духовным, так и вообще все потомки рабов, служивших по крепостям своих отцов645. 

Для неразборчивого приобретения дешевой рабочей силы, взявшего кабалу, не проверив предварительно, являлось ли лицо, вступающее в кабалу, свободным человеком, что было особенно необходимо в связи с обращением в кабальное холопство гулящих  людей646, не только пропадали деньги, но он же возмещал тот ущерб, который  нанес господину убежавший холоп. По мнению Б. А. Романова, появление  этой нормы свидетельствовало о  наличии внутриклассовой борьбы, которую вели между собой феодалы  за рабочие руки647. Во всяком случае эта норма Судебника отражала рост товарно-денежных отношений, законодательно подтверждая втягивание в орбиту феодально-крепостнической эксплуатации новых широких контингентов свободного населения. По данным Е. И. Колычевой, уже  в середине XVI в. количество полных грамот резко сократилось, и к 80 годам  полное холопство вытесняется кабальным. То же подчеркивает и В. М. Панеях648. 

Статья 79 новая и, как представляется, связана со ст. 77, регулирующей выдачу отпускных грамот. Передвижение холопского населения, характерное  для конца первой половины XVI в., обусловило необходимость решения имевшего место на практике казуса двойного похолопления. В этом случае юридическая  сила сохранялась за той докладной  или полной, которая будет старее. По мнению В. М. Панеяха, этот принцип  “старины” действовал и в спорах по служилым кабалам649. Новый владелец терял деньги, уплаченные по полной или докладной, и возмещал снос старого  государя, т. е. иск прежнего хозяина, если бежавший холоп причинил последнему ущерб. По свидетельству В. Н. Татищева, вопрос о сносе решался двояко. Если новый владелец докажет, что  принял беглого по какому-либо письменному  уверению, не предполагая, что он беглый, он не отвечает по иску прежнего холоповладельца  за причиненный ему бежавшим холопом  ущерб; в другом случае “в сносе  нельзя, как в убытках, просто верить, но здесь надлежит тем беглецом розыскивать, подлинно ли он то покрал и где девал” и если владелец “принял заведомо беглаго или без всякого уверения, то принявший правильно все платить  повинен”650. Вместе с тем новому владельцу предоставлялось право  бити челом о суде со своим знахорем. М. Ф. Владимирский-Буданов пишет, что  при заключении полной грамоты на холопство или служилой кабалы лицо, принимающее другого в холопы, должно было удостовериться через сторонних  людей в том, что продающий  себя не состоит еще в холопстве  у кого-либо. Эти третьи, удостоверяющие лица — знахари — становились  поручителями, к которым обманутый  мог предъявить регрессный иск651. 

В ст. 80 расширяется  перечень случаев освобождения холопа, вернувшегося из плена. Возвратившийся из любого, а не только татарского, плена  холоп становится свободным. При  желании его вернуться к прежнему господину, старая крепость должна быть подтверждена юридически (И того холопа явити бояром, а дьяку подписати  на старой крепосте, и пошлины имати  з головы по алтыну). Вместе с тем, охраняя интересы господствующего  класса, статья вносит существенное дополнение. Холоп, попавший за границу не в результате пленения, а, возможно, путем бегства  за рубеж или с поля боя, независимо от того, один он очутился за границей или с хозяином, остается по возвращении  на родину холопом своего старого  господина. Исключение составляет тот  случай, когда сам господин даст ему вольную. 

В ст. 81, не имеющей  прецедента в прежнем законодательстве, определяется правовое положение детей  боарьских служилых и их детей. Эта  категория, по мнению Б. А. Романова и  В.М. Панеяха, использовалась, как правило, в качестве военных слуг. Именно из них выставлял помещик, согласно военной реформе 1556 года, установленную  со 100 четвертей доброй земли норму  боевых единиц “на коне и в доспехе  полном”652. 

Вопрос о том, чьи  интересы защищала закрепленная статьей  норма, вызвал разногласия ученых. Основываясь  на сообщении С. Герберштейна о том, что великий князь Василий III “через год или через два делает набор  по областям и переписывает боярских детей, чтобы знать их число и  сколько каждый имеет лошадей  и служителей”653, М. А. Дьяконов пытался  подтвердить этим свойственную дореволюционной  историографии теорию закрепощения всех сословий, считая, что ст. 81 лишала детей боярских возможности располагать  своей свободой654. С позиций защиты государственных интересов в  области сохранения военного контингента  подошел к решению этого вопроса  М. Ф. Вла-димирский-Буданов. В доказательство он приводит последующие акты 1558 и 1642 гг., согласно которым негодные для  службы сыновья дворян могли давать на себя служилую кабалу, тогда как  всех служилых, перешедших в другие службы или в холопство, или во дворы бояр и дворян, предписывалось поворотить назад в службу. На будущее  время выход из служилого состояния  был совсем воспрещен655. Б. А. Романов, справедливо подчеркивая, что ст. 81 запрещает похолопление детей  боярских служилых и тех, которые  не служивали, т. е". не достигли еще  призывного возраста, отмечает полное равнодушие законодателя в отношении  тех, кого государь от службы отставит. Если будет известно, что сына боярского  служилого сын лет болши пя-тинадцати, а будет службы государевой не служит и в десятке не написан, он (в случае похолопления) подлежит суду, согласно ст. 78, т. е. как и остальные кабальные люди. Это приводит Б. А. Романова к выводу, что ст. 81 не имеет в виду защиту интересов дворянства656. Иное, и как нам представляется, более правильное толкование дают И. И. Смирнов и А. Г. Поляк, полагая, что смысл статьи в защите интересов мелкопоместной служилой массы от покушений на их свободу со стороны боярского контингента, т. е. ст. 81, как и весь Судебник в целом, направлена на укрепление социальных позиций помещиков657. 

Информация о работе Коментарии по судебнику 1550