Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:42, реферат
Заголовок, аналогичный тексту заголовка Судебника 1497 года, свидетельствует о том, что данный Судебник был утвержден на заседании Боярской Думы в июне месяце 1550 года. Точная дата принятия документа расходится в различных списках от 1 до 24 июня. Работа над Судебником связывается советскими исследователями с подготовкой и принятием в феврале 1549 года ряда законодательных актов об ограничении прав наместников вершить суд над детьми боярскими. Необходимость земского устроения обсуждалась Иваном IV на собраниях, в которых участвовали и служилые люди. На одном из них 28 февраля 1549 г. (известном как “Собор примирения”) была рассмотрена широкая программа реформ, направленных на укрепление социально-политических основ Русского централизованного государства. Главными целями этой программы были, во-первых, обеспечение защиты интересов широких слоев служилых людей путем предоставления им земель, и, во-вторых (в соответствии с требованиями торговых и посадских людей), коренная реорганизация системы косвенного "обложения и приостановление дальнейшего наступления вотчинного привилегированного землевладения на посады. Тогда же был решен вопрос и о подготовке нового свода законов, которым и стал впоследствии Судебник 1550 года515.
Статьи 76-81
Статьи конкретизируют
порядок возникновения
В ст. 76, развивающей
ст. 66 Судебника 1497 года по вопросу об
источниках холопства, оговаривается
особый порядок похоло-пления лиц, занимавших
должность тиуна, т. е. регламентирует
порядок оформления нового вида (докладного)
холопства. Докладное холопство
трактуется по-разному. В. И. Сергеевич
понимает под докладной грамотой
способ установления холопства вообще;
Н. П. Павлов-Сильванский—продажу “
Уточняя порядок
происхождения холопства от браков
между свободными и холопами, статья
вводит новый по сравнению с Судебником
1497 года источник холопства — по
приданом робе холоп. Женитьба холопа
какого-либо феодала на робе, входившей
в состав приданого жены этого
феодала, включала женившегося холопа
в число холопов жены упомянутого
феодала633.
Закрепленное статьей
положение о запрещении холопам-родителям
холопить своих детей, рожденных
на свободе, так же как запрещение
чернецам и черницам холопить детей,
рожденных до пострижения, оценивается
исследователями по-разному. Д. Г. Поляк
считает, что этим правительство
сохраняло за собой возможность
некоторого воспрепятствования росту
холопства. В то же время данная норма
могла служить барьером на пути произвольных
действий холоповладельцев634. Иного
мнения придерживается Б. А. Романов. Запрещение
родителям у полные... стояти, т. е.
присутствовать при самопродаже
детей определялось, по его мнению,
опасением как бы не сорвалась, из-за
вмешательства родителей, сладившаяся
было сделка самопродажи
Статья 77 существенно
ограничивает ст. 18 Судебника 1497 года о
выдаче отпускных грамот. Если в
конце XV — первой половине XVI вв. правом
боярского суда, включавшим выдачу
отпускных грамот, обладали по неполным
данным более 30 городов636, то Судебник
1550 года оставил это право лишь
за Москвой, Новгородом и Псковом. Одновременно
теряла юридическую силу отпускная,
хотя и написанная собственноручно
холоповладельцем, но оформленная без
боярского доклада. Значительная централизация
и ограничение прав наместничьего
суда в области отпуска холопов
отмечались всеми исследователями.
Эта мера представляется направленной
скорее на урегулирование исков холоповладельцев
друг к другу, чем на то, чтобы
«затормозить отпуск холопов на волю,
свести на нет их освобождение... сохранить,
упрочить и расширить институт холопства»638.
Этот вывод Е. И. Колычевой можно
принять лишь с поправкой В. М.
Панеяха на то, что уже статьи
Судебника 1550 года о холопах и
соответствующие законы этого и
последующего периода применялись
и при решении кабальных дел.
Уже к концу XVI в., отмечает В. М. Панеях,
слово холоп раскрыто таким образом,
что этот термин включает и зависимость
по служилой кабале638. Ограничение полного,
старинного, докладного холопства и
развитие холопства кабального означает
не расширение института холопства,
а преобразование его в новую
категорию феодально-зависимого населения639.
Данная тенденция была, по мнению А.
И. Яковлева и Б. Д. Грекова, характерна
для законодательства всего периода
конца XV — начала XVI вв. и не могла
не отразиться на нормах Судебника 1550
года640.
В ст. 78 впервые в
законодательстве регулируется бытовавший
на практике с конца XV в. институт кабального
холопства, идущего на смену холопству
полному. Закон устанавливает предельную
сумму, за которую можно закабалиться
— 15 рублей, чтобы кабальный человек
имел возможность хоть когда-нибудь
расплатиться. Старые кабалы, сумма
которых могла быть выше 15 рублей,
сохранялись, но должны были соответствующим
образом оформляться, после чего
вопрос о неправомерности кабалы
решался судом. С XVI в. служилые кабалы
записывались в специальные кабальные
книги, которые в Новгороде, например,
велись в Приказной избе, а в
пятинах — у губных старост. Копии
с кабал и пошлинные деньги
отправлялись в Москву в Казенный
приказ. В книгах фиксировались полный
текст служилых кабал, опрос закабаляемых
на предмет добровольного или
принудительного закабаления, выяснение
их прежней деятельности и описание
внешних примет закабаляемых. Последнее
было особенно необходимо для укрепления
владельческих прав на кабальных
людей и решения споров между
владельцами кабальных холопов.
Основным контингентом таких владельцев,
по данным В. М. Панеяха, были помещики
и дети боярские641. В случае возникавших
споров приказ Холопьего суда сопоставлял
предъявленную владельцем служилую
кабалу с кабальными книгами (И против
кабальных книг тот человек в
рожей и в приметы осматривай;
и по осмотру тот человек... против
кабалы рожей и в приметы сшолся).
Кабальный передавался
Для неразборчивого
приобретения дешевой рабочей силы,
взявшего кабалу, не проверив предварительно,
являлось ли лицо, вступающее в кабалу,
свободным человеком, что было особенно
необходимо в связи с обращением
в кабальное холопство гулящих
людей646, не только пропадали деньги,
но он же возмещал тот ущерб, который
нанес господину убежавший
Статья 79 новая и,
как представляется, связана со ст.
77, регулирующей выдачу отпускных грамот.
Передвижение холопского населения, характерное
для конца первой половины XVI в., обусловило
необходимость решения имевшего
место на практике казуса двойного
похолопления. В этом случае юридическая
сила сохранялась за той докладной
или полной, которая будет старее.
По мнению В. М. Панеяха, этот принцип
“старины” действовал и в спорах
по служилым кабалам649. Новый владелец
терял деньги, уплаченные по полной
или докладной, и возмещал снос старого
государя, т. е. иск прежнего хозяина,
если бежавший холоп причинил последнему
ущерб. По свидетельству В. Н. Татищева,
вопрос о сносе решался двояко.
Если новый владелец докажет, что
принял беглого по какому-либо письменному
уверению, не предполагая, что он беглый,
он не отвечает по иску прежнего холоповладельца
за причиненный ему бежавшим холопом
ущерб; в другом случае “в сносе
нельзя, как в убытках, просто верить,
но здесь надлежит тем беглецом розыскивать,
подлинно ли он то покрал и где девал”
и если владелец “принял заведомо
беглаго или без всякого
В ст. 80 расширяется
перечень случаев освобождения холопа,
вернувшегося из плена. Возвратившийся
из любого, а не только татарского, плена
холоп становится свободным. При
желании его вернуться к
В ст. 81, не имеющей
прецедента в прежнем законодательстве,
определяется правовое положение детей
боарьских служилых и их детей. Эта
категория, по мнению Б. А. Романова и
В.М. Панеяха, использовалась, как правило,
в качестве военных слуг. Именно
из них выставлял помещик, согласно
военной реформе 1556 года, установленную
со 100 четвертей доброй земли норму
боевых единиц “на коне и в доспехе
полном”652.
Вопрос о том, чьи
интересы защищала закрепленная статьей
норма, вызвал разногласия ученых. Основываясь
на сообщении С. Герберштейна о том,
что великий князь Василий III “через
год или через два делает набор
по областям и переписывает боярских
детей, чтобы знать их число и
сколько каждый имеет лошадей
и служителей”653, М. А. Дьяконов пытался
подтвердить этим свойственную дореволюционной
историографии теорию закрепощения
всех сословий, считая, что ст. 81 лишала
детей боярских возможности располагать
своей свободой654. С позиций защиты
государственных интересов в
области сохранения военного контингента
подошел к решению этого