Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:42, реферат
Заголовок, аналогичный тексту заголовка Судебника 1497 года, свидетельствует о том, что данный Судебник был утвержден на заседании Боярской Думы в июне месяце 1550 года. Точная дата принятия документа расходится в различных списках от 1 до 24 июня. Работа над Судебником связывается советскими исследователями с подготовкой и принятием в феврале 1549 года ряда законодательных актов об ограничении прав наместников вершить суд над детьми боярскими. Необходимость земского устроения обсуждалась Иваном IV на собраниях, в которых участвовали и служилые люди. На одном из них 28 февраля 1549 г. (известном как “Собор примирения”) была рассмотрена широкая программа реформ, направленных на укрепление социально-политических основ Русского централизованного государства. Главными целями этой программы были, во-первых, обеспечение защиты интересов широких слоев служилых людей путем предоставления им земель, и, во-вторых (в соответствии с требованиями торговых и посадских людей), коренная реорганизация системы косвенного "обложения и приостановление дальнейшего наступления вотчинного привилегированного землевладения на посады. Тогда же был решен вопрос и о подготовке нового свода законов, которым и стал впоследствии Судебник 1550 года515.
КОММЕНТАРИЙ
Заголовок
Заголовок, аналогичный
тексту заголовка Судебника 1497 года,
свидетельствует о том, что данный
Судебник был утвержден на заседании
Боярской Думы в июне месяце 1550 года.
Точная дата принятия документа расходится
в различных списках от 1 до 24 июня.
Работа над Судебником связывается
советскими исследователями с подготовкой
и принятием в феврале 1549 года
ряда законодательных актов об ограничении
прав наместников вершить суд
над детьми боярскими. Необходимость
земского устроения обсуждалась
Иваном IV на собраниях, в которых
участвовали и служилые люди. На
одном из них 28 февраля 1549 г. (известном
как “Собор примирения”) была рассмотрена
широкая программа реформ, направленных
на укрепление социально-политических
основ Русского централизованного
государства. Главными целями этой программы
были, во-первых, обеспечение защиты
интересов широких слоев
Порядок его принятия
трактуется исследователями различно.
Так, С. О. Шмидт полагает, что данный
Судебник был принят в июне —
июле 1550 года на “третьем Соборе примирения”,
явившемся, по его мнению, фактически
первым Земским собором. Н. Е. Носов,
относя время созыва Земского собора
к февралю — марту 1549 года, связывает
принятие Судебника с заседанием
Боярской Думы в июне 1550 года и последующим
утверждением его Стоглавым собором,
состоявшимся в 1551 году. Он считает, что
антицерковная тенденция
Бесспорной остается,
однако, оценка Судебника 1550 года как
законодательного акта сословно-представительной
монархии517.
В заголовке отражены
также изменения, происшедшие в
политической обстановке и, соответственно,
в государственных органах.
Выделение новых
должностей дворцового аппарата и великокняжеской
канцелярии обусловило введение некоторых
из них в состав судебных органов.
В заголовке упомянут более широкий
круг должностных лиц, чем в заголовке
Судебника 1497 года.
Дворецкий ведал
вопросами поземельной
Казначей ведал
взиманием торговых и таможенных
пошлин и разного рода штрафов. Он
же осуществлял суд над всеми
посадскими, холопами и другими жителями
волостей по делам о долгах, правеже,
спорах между жителями разных городов.
Казначеи назначались обычно не из
представителей княжеской, боярской знати,
а из близких великим князьям
людей, хорошо знавших финансовое дело
и разбирающихся в вопросах внешнеполитических
сношений Русского государства.
Заголовок, как достаточно
убедительно показал И. И. Смирнов520,
свидетельствует о возросшем
значении дьяков и приказов, которые
теперь входили в состав центрального
суда. То, что всяким приказным людем
поручались те или иные отрасли управления,
говорит об увеличении административного
аппарата и развитии учреждений общегосударственного
значения. Не ограничиваясь перечислением
состава центрального суда, заголовок
упоминает судебные инстанции на
местах — наместников, волостелей,
тиунов и иных судей.
Статья 1
В ст. 1 определяется
порядок боярского суда, дополняется
состав судей представителями как
высшей (казначей, дворецкий), так и
служилой бюрократии (дьяк), сохраняется
без изменений декларация Судебника
1497 года о запрещении посулов и
необходимости справедливого
Статьи 2—7
Статьи являются
логическим продолжением и развитием
ст. 1, Они конкретизируют порядок
отправления правосудия и впервые
устанавливают ответственность
судей за вынесение неправильного
решения, т. е. формулируют понятие
должностного преступления.
Статья 2, имея в своей
основе ст. 19 Судебника 1497 года, не ограничивается
указанием на необходимость пересмотра
неправильного судебного
В_ст_3_впервые намечается
состав должностного преступления, а
именно — вынесение неправильного
решения в результате получения
взятки. В этом случае судьи несут
материальную и уголовную ответственность.
Они обязываются возместить истцу
сумму иска и все судебные пошлины
в троекратном размере. Что касается
уголовной ответственности, то, в
соответствии с феодальным правом-привилегией,
наказание в отношении высших
должностных лиц определял
Согласно ст. 5, подьячий
подвергался за то же преступление
торговой казни.
Торговая казнь
в ст. 5 и ст. 6 понималась М. Ф. Владимирским-Будановым
как битье кнутом521. Б.А.Романов, оспаривая
эту позицию, к сожалению, не уточняет
различия между торговой казнью и
наказанием кнутом522. Если ст. ст. 2—5 впервые
в законодательстве отграничивают
судебную ошибку от преступления по должности,
наказуемого в зависимости от
ранга должностного лица, то в ст.
ст. 6—7 также впервые вводится наказание
за ложное обвинение должностных
лиц в неправосудии и предоставляется
право на обращение с челобитья-ми
в вышестоящую инстанцию, т. е. к
государю.
В ст. 6 предусматривается
ответственность за ложное обвинение
судей в умышленном неправосудии.
Жалобник, совершивший фактически ябедничество,
наказывался сверх вины (т. е. помимо
вынесенного ему приговором наказания)
дополнительно битьем кнутом и тюремным
заключением. Ябедничество наказывалось
строже, чем умышленное неправосудие523.
Это способствовало ограничению
потока челобитных524.
Статья 7 является уточнением
и развитием ст. 2 Судебника 1497 года.
По мнению В. И. Сергеевича, начиная
с XVI в. из состава Боярской Думы назначались
специальные лица для расследования
того или иного дела, что положило
начало созданию ряда приказов — Разрядного,
Поместного и др. Таким образом, каждому
судье были теперь известны в точности
пределы его компетенции, т. е. приказы
уже определились525. Именно поэтому,
считает М. Ф. Владимирский-Буданов,
ст. 7 не только обязывает судей давать
управу жалобщику своего приказа
или направлять его в соответствующий
приказ по подсудности, а о наиболее
важных делах докладывать государю,
но и устанавливает
Одновременно с
ответственностью судей за отказ
в правосудии, статья вводит наказание
для жалобщика, который бьет челом
не по делу, т. е. приносит жалобу на судей,
отказавших ему в иске ввиду его
незаконности. Вынесенное с соблюдением
установленной подсудности
Статьи 8—10
В ст. ст. 8—10 определяется
размер пошлин, которые полагались
должностным лицам. Подьячим запрещалось
брать пошлины за составление
записки (ст. 8). Хотя в ст. 10 так же,
как и в аналогичной ей ст. 5
Судебника 1497 года, не определяется порядок
взимания пошлин в случае примирения
на поле до начала поединка, на практике
пошлина взималась с обеих
сторон. Стояв у поля истей, с ответчиком
да помирятся, и им (неделыцикам) с
обеих пошлин имати 10 денег528. Ограничение
пошлин имело своей целью не столько
“внешне прокламировать возможность
населения обращаться со своими жалобами
к центральной власти”529, сколько
предоставить ей право сосредоточения
в своих руках и окончательного
решения судебных дел. Нововведением
статей является установление ответственности
должностных лиц за превышение установленных
пошлин. Это, по мнению М. Ф. Владимирского-Буданова,
в точном смысле — лихоимство, т.
е. взимание позволенных пошлин свыше,
лишек таксы. Взятый лишек в суде
или на любой стадии проведения поля
возвращался должностными лицами в
тройном размере. По показаниям иностранцев,
судьи и дьяки, изобличенные в
лихоимстве, могли быть подвергнуты
телесному наказанию, сопровождавшемуся
бесчестьем. Виновному привязывали
к шее кошелек, серебро, мягкую рухлядь,
жемчуг, даже соленую рыбу, или другую
вещь, взятую им в подарок530.
За ложное обвинение
должностных лиц в произвольном
увеличении пошлины предписывается
жалобника казнити торговою казнью
да вкинути в тюрму, т. е. подвергнуть
тому же наказанию, что и при оговоре
в неправосудии (см. ст. 6).
Статьи 11—12
Статьи 11—12, имея в
своей основе статьи 6—7 Судебника 1497
года, перераспределяют виды и суммы
пошлин за организацию поединка. Пошлины
за поле получали непосредственные организаторы
его — окольничий, дьяк, недельщик.
При этом размер пошлин, по сравнению
со ст. 10, предусматривавшей примирение
у поля, увеличивался вдвое. Вводилось
также дополнительное вознаграждение
окольничему (3 рубля) за доспехи побежденного.
Согласно ст. 11, результаты
судебного поединка были окончательными
лишь в заемном деле или в бою.
Поле начиналось по заявлению стороны.
Неявка одной из сторон или бегство
с поля вели к прекращению дела.
О бегстве с поля говорится
в правой грамоте митрополичьим
крестьянам Юрьевского уезда от 19 марта
1525 года, по которой истцы, стоявшие
7 дней у поля, выиграли дело потому,
что боец ответчика на первой срок
у поля стал был да от поля збежал
не ведает куде531. Пошлины в этих
случаях взимались как при
мировой сделке. Но по сравнению
со ст. 10 здесь брались еще избные
пошлины. Последний термин трактуется
по-разному. М. Ф. Владимирский-Буданов
предлагает читать избойные, взимаемые
с победителя, аналогично древнему
помойному532. По мнению А. Г. Поляка, избные
пошлины в данном случае ничем
не отличаются от пошлин полевых533.
Статья 12, определяя
порядок решения полем наиболее
опасных дел (поджог, убийство, разбой,
воровство), сохраняет положение
ст. 7 Судебника 1497 года о том, что
побежденный, кроме удовлетворения
иска, подвергается наказанию по усмотрению
судьи.
Новым является положение,
предусматривающее для
Статья 13
В ст. 13 (повторяющей
ст. 68 Судебника 1497 года о порядке
проведения поля) подчеркивается обязанность
окольничих идьяков обеспечить равенство
сторон в поединке. В этих целях
статья усиливает репрессивные меры
в отношении опричных, посторонних
людей, отказ которых покинуть поле
влечет для них тюремное заключение.
Нельзя не обратить
внимания на то, что в ст. ст. 8—13 (наряду
с ответственностью должностных
лиц за неправосудие и лихоимство)
предусматривается
Статья 14
Являясь законодательной
новеллой, ст. 14 развивает норму предыдущей
статьи о необходимости равенства
сил поль-щиков. Никакие другие (социально-правовые)
различия, как правильно отметил
М. Ф. Владимирский-Буданов, не принимались
во внимание. “Когда, при великом
князе Василии Ивановиче, дети боярские
не хотели биться с крестьянами, требуя,
чтобы противники выставили детей
же боярских, то суд принял это за
отказ от поля и обвинил детей
боярских”534. В обеспечение равенства
сил статья вводит правило: А битися
на поле бойцу з бойцом или небойцу
с небойцом. Исключения, вероятно, имевшие
место на практике, допускались только
при том условии, если небоец вступал
в поединок с бойцом по своей воле
или даже инициативе.