Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:29, научная работа
Актуальность и предмет исследования. Таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Одновременно шло становление таможенной службы, которая уже в XVII в. подключалась к решению задач торгового протекционизма, защищая мерами тарифного и нетарифного регулирования интересы формирующегося национального рынка.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ РУСИ
IX - НАЧАЛО XIII В.).
1.1. Роль внешней торговли в экономической жизни страны.
1.2. Великий Волжский путь.
1.3. Великий Днепровский путь.
1.4. Денежное обращение. Ростовщичество. Зарождение таможенной политики.
2. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РУСИ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
XIII - XV ВВ.).
2.1. Развитие торговли и рыночных отношений.
2.2. Деньги и денежное обращение.
2.3. Правовое регулирование торговли и таможенного дела.
2.4. Торговля и таможенное дело в Великом Новгороде.
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI В.
3.1. Общее состояние торговли.
3.2. Торговые отношения с европейскими странами.
3.3. Восточная и черноморская торговля.
3.4. Русско-английская торговля в Двинском устье.
3.5. Торговая и таможенная политика России в конце XVI — начале XVII в.
4. ТОРГОВАЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В.
4.1. Торговля с европейскими странами через Архангельск.
4.2. Балтийская торговля.
4.3. Торговые связи со странами Востока .".
4.4. Внешнеэкономический и таможенный потенциал Архангельской ярмарки.
4.5. Деньги и денежное обращение. Таможенный доход России.
4.6. Участие казны во внешней торговле.
4.7. Конкуренция русских торговых людей с иностранцами.
Начало политики торгового протекционизма.
5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
5.1. Классификация таможенных платежей.
5.2. Проезжие пошлины.
5.3. Торговые пошлины.-.
5.4. Платежи за предпродажное обслуживание.
5.5. Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII в.
5.6. Штрафные санкции в таможенном деле.
6. ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XVI - XVII ВВ.
6.1. Центральные финансовые органы Русского государства.
6.2. Организация местного финансового управления.
6.3. Служба таможенных голов и целовальников.
7. ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В XVI - XVII ВВ.
7.1. Торговое и таможенное законодательство в XVI первой половине XVII в.
7.2. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича.
7.3. Новоторговый устав 1667 г.
7.4. Развитие таможенного законодательства во второй половине XVII в.
Начиная с дореволюционного времени, значительный исследовательский интерес был прикован к проблеме конкурентной борьбы русских торговых людей с иностранцами, во многом обусловившей переход русского правительства к политике торгового протекционизма, которая проявилась в выравнивании условий торговли для иностранных гостей, ограничении их торговых привилегий, свободы перемещения по территории страны и приезда во внутренние города, а также в более высоком таможенном обложении по сравнению с московскими купцами и т.д. Ученые отразили поэтапный, последовательный и вместе с тем выборочный характер шагов правительства в выработке этой политики, показали ее необратимость начиная со второй половины 40-х годов XVII в.98 При этом не остался незамеченным и тот факт, что очередное купеческое челобитье 1648 -1649 гг. было поддержано дворянами от стольников до городовых дворян и детей боярских - выборных уложенного собора, одновременно направивших царю челобитную с просьбой ограничить деятельность иностранных купцов Архангельском. Таким образом, была установлена солидарность дворянства с отечественным торговым капиталом, который выступал посредником между поместно-вотчинным хозяйством и рынком.99
Важнейший вопрос таможенной
политики - таможенное обложение был
самым серьезным образом
95 Козинцева Р.И. Участие казны. С. 325 - 326.
96 Базилевич КВ. 1) Денежная
реформа Алексея Михайловича
(1654—1663) // ИАН. СССР. Серия VII. Отд.
обществ, наук. 1935. № С. 240; 2) Денежная
реформа Алексея Михайловича
и восстание в Москве в 1662
г. С. 52 - 55, 62 - 67, 69, 73; 3) Элементы меркантилизма
в экономической политике
97 Шасколъский И.П.
QO
См.: Шумилов М.М. История торговли. С. 334 - 354.
99 Мулюкин A.C. Приезд иностранцев. С. 171; Манъков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998. С. 137- 139. Р
систематизации различных таможенных пошлин и сборов. Так, Д.А.Толстой сводил все их многообразие к внутренним, внешним и транзитным таможенные пошлинам («по троякому образу ведения торговли»). При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, припуск, померное, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, годовщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др.100 По мнению В.И.Сергеевича, сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явка принадлежали к разряду фискальных пошлин; а мыт, гостиное, амбарное и тамга - к числу косвенных налогов.101
Принципиально иной критерий классификации был предложен Ю.А.Гагемейстером, Е.Г.Осокиным, С.Никольским, В.О.Ключевским, С.А.Шумаковым, которые свели все многообразие таможенных платежей в XIII - первой половине XVII в., во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости, и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам, которые взимались за право торговли и за совершение предварительных операций в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости.102
Разумеется, дореволюционные авторы не могли пройти мимо опубликованных Археографической комиссией многочисленных источников, свидетельствующих о фактах обложения торговли. При этом каждый из них стремился представить собственный типологический ряд проезжих и торговых пошлин, установить время и причины их появления, выяснить широкое и узкое значение той или иной пошлины, ее обычную ставку, форму оплаты, сходства и различия с другими платежами, а также принципы начисления и порядок взимания. Отмечая значение проделанной работы, вместе с тем следует указать, что некоторые важные платежи («проезд», «судовая подъемная грузовая», «большая тамга») остались не охвачены вниманием исследователей. В опубликованных трудах зачастую торговые пошлины недостаточно обособлены от одноименных сборов за предпродажное обслуживание, содержатся неверные определения «поместного» и «узольцового», нередко искажается размер обычной и повышенной ставки «тамги» и «пятна», отвергается факт существования различных
100 Толстой Д. История. С. 72, 76-77.
101 Сергеевич В.И. Лекции. С. 469 - 472.
102 Гагемейстер Ю. А. О финансах. С. 77; Осокин Е. 1) Внутренние таможенные пошлины. С. 2 - 4; 2) Несколько спорных вопросов. С. 546; Никольский С О внешних таможенных пошлинах. С. 52; Ключевский В. О. Сочинения. Т. 6. С. 163 - 165; Шумаков СЛ. Древнерусские косвенные налоги. С. 251.
подходов в порядке
взимания торговых пошлин, недостаточно
подчеркиваются переходный характер явки,
замыта и судовой пошлин, динамика
таможенного обложения и
В советский период весомый вклад в разработку указанной проблематики внесли К.В.Базилевич, А.Т.Николаева, Ю.А.Тихонов, А.Ц.Мерзон, А.Н.Копылов, А.В.Демкин. Их внимание привлекали не только статьи уставных таможенных грамот, но и записи таможенных книг о явке товаров, методах определения таможенной стоимости явленных товаров, процедурном порядке таможенного обложения и т.д. Так, К.В.Базилевичу удалось установить, что, во-первых, явленный товар во всех случаях подлежал количественной оценке со стороны представителей таможни, во-вторых, обычно в одной и той же таможне применялась как оценка по «продажной цене», так и «условная таможенная оценка», и, в-третьих, экспертная (условная) оценка таможни могла близко совпадать с рыночной ценой текущего года, а могла и значительно отличаться 'от последней.104 Одновременно исследовались вопросы формирования в первой половине XVII в. предпосылок к превращению многочисленных таможенных сборов периода удельной раздробленности в единую рублевую пошлину, ставшую с 1653 г. основным таможенным платежом, предпринимались попытки установить размеры таможенного обложения привозных иностранных товаров в Архангельске. Тем не менее, исследование вопросов таможенного обложения еще далеко от завершения.
К числу малоисследованных проблем таможенной политики следует отнести таможенное управление в Русском государстве. Из дореволюционных авторов значительный вклад в ее разработку внесли Д.А.Толстой, Н.И.Костомаров, Б.Н.Чичерин, П.Н.Милюков, М.Ф.Владимирский-Буданов и некоторые другие. Особенно плодотворно изучались вопросы о местном таможенно-финансовом управлении, откупном и верном способах осуществления таможенного дела, о правах, обязанностях и содержании деятельности таможенных откупщиков, голов и целовальников, механизмах вербовки и привлечения на таможенную службу купеческих представителей, о
103 См.: Шумилов М.М. История торговли. С. 202-235.
104 Базшевич КВ. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в. // ПИ. 1936. Вып. 2. С. 80 - 90.
продолжительности этой службы, о причастности к таможенному управлению и контролю воевод и взаимоотношениях воеводской администрации (приказных изб) с таможенными органами (таможенными избами), о характере и формах таможенной отчетности и т.д.105 Исследуя приказной строй России, П.Н.Милюков одним из первых попытался показать политику правительства в деле преодоления раздробленности финансового управления и сосредоточения его основных функций в Приказе Большой казны.106
В советский период историки
значительно продвинулись вперед в
выяснении причин, источников, времени
возникновения и компетенции
центральных органов
105 Толстой Д. История. С. 104, 116 - 122, 126 - 128; Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856. С. 191, 220 - 227, 230 - 239, 241 - 242, 249, 404, 405, 408 - 425, 436 - 447; Костомаров Н. Очерк торговли. С. 66, 77 - 78, 141, 149 - 150, 155, 160, 163; Лодыженский К. История. С. 17; Огородников С.Ф. Очерк истории. С. 117 - 118, 132, 133, 136, 141 - 143; Рудченко И.Я. Исторический очерк. С. 47 - 48, Кордт В.А. Очерк сношений. С. 281 - 282; Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. 2-е изд. СПб., 1905. С. 9 - 10, 86; Изюмов А.Ф. Размеры. С. 251 -253; Владгширский-Буданов М. Ф. Обзор истории. С. 199, 209, 211 - 212.
106 Милюков П.Н. Государственное хозяйство. С. 64-65, 113.
107 Богоявленский С.К. Приказные
судьи XVII века. М.; JL, 1946. С. 4, 24, 43; Садиков
П.А. Очерки по истории
- 280; Леонтьев А.К. Образование
приказной системы управления
в Русском государстве. М., 1961;
Устюгов Н.В. Эволюция
108 Чистякова Е.В. Новоторговый устав 1667 г. // АЕ. за 1957 г. М., 1958. С. 121
- 122; Копылов А.Н. Таможенная
политика. С. 333, 335; Белов М.И. Россия
и Голландия. С. 69; Демидова Н.Ф.
1) Государственный аппарат. С. 126
- 127, 132; 2) Служилая бюрократия в
России в XVII в. и ее роль
в формировании абсолютизма. М,
1987. С. 49 \ Захаров В.Н. Таможенное
управление. 54, 64-71. посадского самоуправления
представлена в статье В.Н.
Однако, увлекшись детализацией отдельных сюжетов, автор недостаточно обобщил результаты предыдущих исследований, и это не способствовало созданию цельного представления о таможенном управлении в России в XVII в. К числу бесспорных достижений историографии советского периода следует также отнести специальные работы К.В.Базилевича и А.Ц.Мерзона о документации и формах 110 отчетности таможенных органов.
В поле зрения отечественной
историографии постоянно
109 Захаров В. Н. Таможенное управление. С. 49 - 76.
110 Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг.; Мерзон А.Ц. Таможенные книги XVII в. М., 1957.
111 Кордт В.А. Очерк сношений.
С. 269; Мулюкин A.C. Приезд иностранцев.
С. 170 - 177, 199, 206; Шасколъский И.П.
112 Гагемейстер Ю.А. О
финансах. С. 77; Толстой Д. История.
С. 97; Осокин Е. 1) Внутренние таможенные
пошлины. С. 13 - 15; 2) Несколько спорных
вопросов. С. 555; Беляев И.Д. 1) Рецензия
на кн. Е.Осокина. С. 59 - 60; 2) Лекции.
С. 192; Костомаров Н. Очерк торговли.
С. 136- 138, 189; Аристов Н. Промышленность.
С. 222 - 223; Лодыженский К. История.
С. 8; Огородников С.Ф. Очерк
в-четвертых, уставные таможенные грамоты — основной источник таможенного права;114 в-пятых, Соборное уложение 1649 г. - вершина русского средневекового законодательства, важнейший правовой источник, регламентирующий взимание проезжих пошлин, а также правовой статус и техническое состояние путей сообщения.113
Как можно заметить, несмотря
на отсутствие в отечественной историографии
обобщающего исследования правовых
вопросов торговли и таможенного
дела России XVI - первой половины XVII в.,
историки уделяли им самое пристальное
внимание. Дореволюционные авторы самым
подробным образом исследовали
вопрос о праве частных земельных
собственников произвольно
Россия накануне «смутного времени». M., 1980. С. 25; Колычева Е.И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С. 142 - 160, 188; Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 12, 13, 16 - 21, 52 - 53; 111 - 123, 125 - 126, 129, 145 - 150, 159 - 161, 165 - 176; Манъков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998. С. 129, 154 - 155; Перхавко В.Б. Истоки. С. 6; Козлов С.А., Дмитриева З.В. Налоги в России. С. 42 - 43, 48.
I п
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории. С. 225, 227; Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы. XIV -XV веков. М.; Л., 1948. Ч. I. С. 402, 405.
114 Толстой Д. История.
С. 74; Осокин Е. Внутренние
115 Садиков П.А. Очерки
по истории опричнины. М.; Л., 1950.
С. 271; Тихонов Ю.А. Таможенная
Информация о работе История таможенного дела России IХ - ХVII вв