Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:29, научная работа
Актуальность и предмет исследования. Таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Одновременно шло становление таможенной службы, которая уже в XVII в. подключалась к решению задач торгового протекционизма, защищая мерами тарифного и нетарифного регулирования интересы формирующегося национального рынка.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ РУСИ
IX - НАЧАЛО XIII В.).
1.1. Роль внешней торговли в экономической жизни страны.
1.2. Великий Волжский путь.
1.3. Великий Днепровский путь.
1.4. Денежное обращение. Ростовщичество. Зарождение таможенной политики.
2. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РУСИ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
XIII - XV ВВ.).
2.1. Развитие торговли и рыночных отношений.
2.2. Деньги и денежное обращение.
2.3. Правовое регулирование торговли и таможенного дела.
2.4. Торговля и таможенное дело в Великом Новгороде.
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI В.
3.1. Общее состояние торговли.
3.2. Торговые отношения с европейскими странами.
3.3. Восточная и черноморская торговля.
3.4. Русско-английская торговля в Двинском устье.
3.5. Торговая и таможенная политика России в конце XVI — начале XVII в.
4. ТОРГОВАЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В.
4.1. Торговля с европейскими странами через Архангельск.
4.2. Балтийская торговля.
4.3. Торговые связи со странами Востока .".
4.4. Внешнеэкономический и таможенный потенциал Архангельской ярмарки.
4.5. Деньги и денежное обращение. Таможенный доход России.
4.6. Участие казны во внешней торговле.
4.7. Конкуренция русских торговых людей с иностранцами.
Начало политики торгового протекционизма.
5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
5.1. Классификация таможенных платежей.
5.2. Проезжие пошлины.
5.3. Торговые пошлины.-.
5.4. Платежи за предпродажное обслуживание.
5.5. Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII в.
5.6. Штрафные санкции в таможенном деле.
6. ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XVI - XVII ВВ.
6.1. Центральные финансовые органы Русского государства.
6.2. Организация местного финансового управления.
6.3. Служба таможенных голов и целовальников.
7. ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В XVI - XVII ВВ.
7.1. Торговое и таможенное законодательство в XVI первой половине XVII в.
7.2. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича.
7.3. Новоторговый устав 1667 г.
7.4. Развитие таможенного законодательства во второй половине XVII в.
Как можно заметить, на протяжении веков происходили изменения в составе участников внешней торговли и товарном ассортименте. Торговля все больше перемещалась в северо-западный и северный регионы страны. Русский рынок постоянно был привлекателен как для западноевропейских, так и для восточных купцов, вывозивших меха, обработанные кожи, воск, ворвань, хлеб и другие товары сельскохозяйственного производства, лесных и морских промыслов. При этом торговля со Шведским королевством и странами Востока имела ту особенность, что российский экспорт в значительной степени состоял из готовой промышленной продукции (полотно, холст, кожаные изделия, рукавицы, мыло, ножи, пилы, плуги и т.д.).
Формирование
Таможенная политика
формирующегося в России военно-служилого
государства была тесно связана
с общим курсом внешней политики
страны. Многочисленные примеры свидетельствуют
и о том, что государственная
власть зачастую действовала на опережение
естественного хода событий, прибегая
к принуждению, а иногда и к
поощрительным мерам, стремясь к
созданию в известных местах самых
благоприятных условий для
Известно, что в ходе Ливонской войны (1558 - 1583) торговле Новгорода был снова причинен колоссальный ущерб. При этом важно отметить, что главной причиной подрыва новгородской торговли стал опричный погром 1570 г. В следующем году были ликвидированы податные привилегии сурожан - самой богатой и влиятельной группы новгородского купечества. Около 60 гостей-сурожан и их детей было переведено в Москву. Последствия опричного лихолетья, мора и Ливонской войны оказались для новгородского посада поистине катастрофическими. Лишь в самом конце XVI - начале XVII в. наметился новый подъем новгородской торговли.
Стремясь утвердиться на берегах Балтийского моря, Россия во второй половине XVI в решилась на завоевание ливонских гаваней. В самом начале Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая до 1581 г. имела значение морских ворот России на Западе. Стремясь создать исключительные условия для «нарвского мореплавания», Иван IV предоставил купечеству Нарвы самые широкие привилегии: право самоуправления, свободу вероисповедания, возможность беспошлинно закупать основные товары на рынках России. В 1581 г. шведы захватили Нарву, а затем и все побережье Финского залива, что фактически привело к нарушению сложившихся к тому времени торговых связей по Балтийскому морю. Надо ли удивляться, что русское правительство приветствовало появление у Колы и в устьях Северной Двины фламандцев, голландцев, ганзейских немцев и французов, которые в 60 - 70-е годы XVI в. ходили к Нарве. Стремясь привлечь их к участию в беломорской торговле, оно стало решительнее пресекать монопольные притязания Московской компании, призывая английскую королеву не препятствовать приходу «некомпанейских» англичан и других торговых иноземцев к русским северным пристаням.
После того как в Архангельске завершилось строительство таможенной избы, важни, частных дворов для приема русских и иноземных гостей (1584 - 1586), т.е. были созданы все необходимые условия для нормального ведения торговых операций и контроля за ними со стороны русской администрации, центр мурманской торговли был перенесен из Колы в Архангельск. С 1586 г. в Коле разрешалось торговать лишь треской, палтусом, рыбьим жиром и ворванью. Таким образом, двухсторонний товарный поток, который в 70-х - первой половине 80-х годов шел через Колу, переместился в Архангельск. В первые десятилетия XVIII в. та же участь постигла и сам северный город. Петр Великий не остановился перед самым жестоким государственным принуждением ради переноса центра внешней торговли страны из Архангельска в новую русскую столицу -Петербург.
Содержание национального торгового законодательства и сама международно-договорная практика свидетельствуют о том, что известное дистанцирование России от стран Запада и связанное с этим экономическое отставание страны не смогли помешать ее участию в процессе международного разделения труда. Более того, обычно России удавалось строить отношения с торговыми партнерами на основе равенства и взаимной заинтересованности, избегая при этом роли «младшего партнера». Поэтому было бы неверно говорить о полуколониальной зависимости национального рынка и безоговорочной пассивности русского купечества. Как Россия, так и ее важнейшие торговые партнеры обычно проявляли взаимную сдержанность в отношениях и стремились договориться в интересах сохранения и дальнейшего укрепления достигнутого уровня сотрудничества.
В силу целого ряда причин Россия заметно уступала ведущим европейским державам в торговом и военном судостроении. Развивалось исключительно внутреннее судоходство. Значительные расстояния, бездорожье и произвол местных властей сдерживали предпринимательскую инициативу. Государство и приказная администрация мало поощряли купеческую самодеятельность. Богатых купцов в стране было сравнительно немного. Однако даже у них постоянно ощущалась нехватка оборотных средств. Верхушка торгового сословия фактически была обособлена от посадского большинства, занимавшегося мелкой розничной торговлей, что препятствовало формированию единства купеческих интересов. Тем не менее, участие гостей и других привилегированных купеческих корпораций в заграничной торговле постоянно возрастало.
Наряду с московскими купцами, участниками внешнеэкономических связей в XVII в. становились торговые люди многих провинциальных городов. Росла согласованность их действий перед лицом высшей государственной бюрократии и иностранных конкурентов. Во второй половине XVII в. правительство вынуждено было считаться с их требованиями и проводить политику торгового протекционизма, направленную на вытеснение иностранцев с внутреннего рынка. Поощряя развитие торговли с восточными странами, оно в то же время запрещало вывозить туда железо, сталь, цветные металлы, оружие и военное снаряжение, стремясь не допустить усиления в военном отношении кочевых народов и государств на своих южных, юго-восточных и восточных границах.
Национальное таможенное законодательство прошло путь от Правды Русской и договорных грамот удельного периода до уставных таможенных грамот Московского государства, от гостиного права, регулирующего отношения купцов - участников внешнеэкономической деятельности, до права таможенного, в предмет которого входит весь комплекс общественных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средства через таможенную границу. Событием чрезвычайной важности стало принятие единых для всей страны законодательных актов - Соборного уложения 1649 г., Торгового устава 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г., на основе которых внешняя торговля и таможенная система России развивались в последующие 50 -100 лет.
Разительные перемены произошли в таможенном обложении. На смену «случайным» таможенным платежам периода Киевской Руси пришла целая совокупность торговых и проезжих пошлин, многие из которых продолжали затем взиматься в едином Русском государстве. Наконец, в 1653 г. была введена единая рублевая пошлина, знаменовавшая собой решительный шаг в развитии приказной системы по пути централизации государственного управления.
Таможенная служба, сложившаяся еще в условиях золотоордынского господства, во второй половине XVII в. оформилась в единую таможенную службу Русского государства. Несмотря на «общественный» характер деятельности голов и целовальников, диктат местной воеводской администрации, сосуществование «верного» и «откупного» способов осуществления таможенной деятельности, фискальная инициатива и функции по сбору таможенных пошлин в масштабах всего государства, ранее распыленные между многочисленными московскими приказами, все больше переходили к Приказу Большой казны. Одновременно росли доходы от таможенной деятельности, повышался удельный вес таможенных сборов в структуре государственных доходов.
Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Шумилов, Михаил Михайлович, 2000 год
1. Архивные источники
2. Российский государственный архив древних актов
3. Ф. 96. Сношения России со Швецией.
4. Ф. 396. Столбцы Оружейной палаты.
5. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
6. Ф. 558. Собрание М.П.Погодина.
7. Ф. 885. Эрмитажное собрание.2. Опубликованные источники
8. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841 1843. Т. I -V.
9. Акты, собранные в библиотеках
и архивах Российской империи
Археографической экспедицией
10. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XVI в. М., 1952. Т. 1.
11. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н.Валка. М.; Л., 1949.
12. Дополнения к актам
историческим, собранные и изданные
Археографической комиссией.
13. Духовные и договорные
грамоты князей великих и
14. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV -XVI вв. / Подг. к печати Л.В.Черепнин. М.; Л., 1950.
15. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI -первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986.
16. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI -первой половины XVII века. Комментарии. Л., 1987.
17. История таможенного дела и таможенной политики России (907 -1811 гг.). Хрестоматия / Под общей ред. Н.М. Блинова. М., 1995. Ч. 1.
18. Источники истории Вологды
и Вологодской губернии (список
с писцовой книги города
19. Карелия в XVII веке. Сборник документов (составлен Р.Б.Мюллер). Петрозаводск, 1948.
20. Книги Московской большой таможни 1693 1694 гг. Новгородская, Астраханская, Малороссийская / Автор введения С.И.Сакович.1. М., 1961.О
21. Коваленко Г.М. Таможенная запись 1615 г. о взымании пошлин в Невском устье. Новгород, 1998.
22. Кологривов С.Н. Материалы для истории сношений России с иностранными державами в XVII в. СПб., 1911.
23. Кордт В.А. Очерк сношений
Московского государства с
24. Мулюкин A.C. Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права XVI XVII веков. СПб., 1909. Приложение 6.
25. Новоторговый устав 1667 года // Российское законодательство X XX вв. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. Т. 4.
26. Памятники русского права / Под ред С.В.Юшкова М., 1952 1963. Вып. I-VII.
27. Переписная книга Новой Немецкой слободы. 1665 года // Переписные книги города Москвы 1665 1676 гг. М., 1886.
28. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. СПб,. 1830. Т. I IV.
29. Полное собрание русских летописей. Л., 1977. Т. 33.
30. Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С.Лихачева. СПб., 1996.
31. Посольство Кунрада
фон Кленка к царям Алексею
Михайловичу и Федору
32. Правда Русская. Тексты / Под ред Б.Д.Грекова. М.; Л., 1940. Т. I.
33. Приходно-расходные книги Московских приказов // РИБ. М., 1912. Т. 28.
34. Российское законодательство X XX веков. В 9 т. М., 1984. Т. 1.
35. Русско-шведские экономические отношения в XVII веке. Сборник документов. / Сост. М.Б.Давыдова, И.П.Шаскольский, А.И.Юхт. М.; Л., 1960.
36. Саранская таможенная книга за 1692 г. / Под ред. А.И.Яковлева. Саранск, 1951.
37. Сборник материалов
по истории Кольского
38. Сборник князя Хилкова. СПб., 1879. № 65, № 82.
39. Сборник Муханова. 2-е изд. СПб., 1866.33.Сборник РИО. 1883. Т. 38.
40. Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987.
41. Собрание государственных
грамот и договоров,
42. Статейный список приезда
и пребывания в России
43. Судебники XV XVI веков
/ Подг. текстов Р.Б.Мюллер и Л.В.
44. Таможенная книга города Вологды 1634 1635 гг. / Сост. и автор введения Е.Б.Франдузова, отв. ред. М.Я.Волков. М., 1983.
45. Таможенное дело России.
Сборник документов и
46. Таможенные книги Великого
Новгорода 1610/11 и 1613/14 годов / Авторы
введения В.А.Варенцов и Г.М.
47. Таможенные книги Московского государства XVII в. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633 — 1636, 1650 1656, 1675- 1680 гг. / Под ред. А.И. Яковлева. М.; Л., 1950 -1951. Т. I-III.
48. Толстой Ю. Первые
сорок лет сношений между
49. Торговая книга// ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. III.
50. Торговые книги // Временник МОИДР. 1850. Кн. 8. Материалы. 45.Экономические связи между Россией и Швецией в XVII веке:
51. Документы из советских архивов. Москва; Стокгольм, 1978.
52. Экономические связи между Россией и Швецией в XVII веке. М., 1981 -1982. Вып. I-III.
53. Щербачев Ю.Н. Русские акты Копенгагенского архива. СПб., 1897.
54. Свидетельства очевидцев и современников
55. Барберини Рафаэль. Путешествие в Московию в 1565 году. Пер. Любич-Романович. 1843.
56. Гаркави А.Я. Сказания
мусульманских писателей о
Информация о работе История таможенного дела России IХ - ХVII вв