Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:29, научная работа
Актуальность и предмет исследования. Таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Одновременно шло становление таможенной службы, которая уже в XVII в. подключалась к решению задач торгового протекционизма, защищая мерами тарифного и нетарифного регулирования интересы формирующегося национального рынка.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ РУСИ
IX - НАЧАЛО XIII В.).
1.1. Роль внешней торговли в экономической жизни страны.
1.2. Великий Волжский путь.
1.3. Великий Днепровский путь.
1.4. Денежное обращение. Ростовщичество. Зарождение таможенной политики.
2. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РУСИ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
XIII - XV ВВ.).
2.1. Развитие торговли и рыночных отношений.
2.2. Деньги и денежное обращение.
2.3. Правовое регулирование торговли и таможенного дела.
2.4. Торговля и таможенное дело в Великом Новгороде.
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVI В.
3.1. Общее состояние торговли.
3.2. Торговые отношения с европейскими странами.
3.3. Восточная и черноморская торговля.
3.4. Русско-английская торговля в Двинском устье.
3.5. Торговая и таможенная политика России в конце XVI — начале XVII в.
4. ТОРГОВАЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII В.
4.1. Торговля с европейскими странами через Архангельск.
4.2. Балтийская торговля.
4.3. Торговые связи со странами Востока .".
4.4. Внешнеэкономический и таможенный потенциал Архангельской ярмарки.
4.5. Деньги и денежное обращение. Таможенный доход России.
4.6. Участие казны во внешней торговле.
4.7. Конкуренция русских торговых людей с иностранцами.
Начало политики торгового протекционизма.
5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
5.1. Классификация таможенных платежей.
5.2. Проезжие пошлины.
5.3. Торговые пошлины.-.
5.4. Платежи за предпродажное обслуживание.
5.5. Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII в.
5.6. Штрафные санкции в таможенном деле.
6. ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XVI - XVII ВВ.
6.1. Центральные финансовые органы Русского государства.
6.2. Организация местного финансового управления.
6.3. Служба таможенных голов и целовальников.
7. ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В XVI - XVII ВВ.
7.1. Торговое и таможенное законодательство в XVI первой половине XVII в.
7.2. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича.
7.3. Новоторговый устав 1667 г.
7.4. Развитие таможенного законодательства во второй половине XVII в.
1) К вопросу о денежном
обращении у восточных славян
в X -XII вв. (по мусульманским источникам)
// Вестник Ленинградского
37 Фроянов И.Я. 1) Киевская
Русь: Очерки отечественной
38 См.: Фроянов И.Я. 1) Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Д., 1974. С. 157; 2) Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX - начала XIII столетия. СПб., 1992. С. 48; 3) Рабство и данничество. С. 81 - 86.
J.9 Фроянов И.Я. Рабство и данничество. С. 102.
40 Перхавко В.Б. Хлеботорговля в Древней Руси // ОИ. 1996. № 4. С. 17. Ранее Г.В.Вернадский допускал, что в XII в. Русь могла экспортировать в Византию зерно
Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь. С. 131).
41 Новосельцев А.П., Пашуто
В.Т. Внешняя торговля Древней
Руси. С. 104, 107; Рыбаков Б.А. Путь
из Булгара в Киев // МИА. 1969. №
169. С. 189 - 196; Свердлов М.Б. Транзитные
пути. 542 - 543; Кропоткин В.В. 1) Караванные
пути в Восточной Европе // Кавказ
и Восточная Европа в
исследований, значительно продвинувших историческую науку к пониманию характера ранних русско-скандинавских42 и русско-булгарских экономических связей,43 а также торговых отношений Руси с Хазарским каганатом,44 со странами Востока43 и Византией.46
В освещении таможенной проблематики
удельного периода (XIII -XV вв.) дореволюционные
авторы проявляли повышенный интерес
к изучению правовых начал жизни
общества, выяснению истоков, оснований
и характера удельно-княжеской
власти, взаимных отношений князей,
степени политической сплоченности
Северо-Восточной Руси и ее зависимости
от Золотой Орды, причин перехода от
«удельного» строя к «
Характеризуя правовое регулирование торговли и таможенного дела, М.Ф.Владимирский-Буданов сформулировал важный в методологическом отношении вывод о формировании в XIII - XV вв. постоянного торгового и таможенного союза государств СевероВосточной Руси, в который входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород47 Анализ договорных грамот великих и удельных князей позволил Е.Г.Осокину обосновать тезис о преобладании в таможенной
42 Алексеев Л. В. Смоленская
земля в IX - XIII вв. Очерки истории
Смоленщины и Восточной
43 Волжская Булгария и Русь; Биляр - столица домонгольской Булгарии. Сб. статей / Отв. ред. Ф.Ш.Хузин. Казань, 1991; Путь из Булгара в Киев. Сб. статей / Отв. ред. А.Х.Халиков. Казань, 1992.
44 Артамонов М.К История хазар. Л., 1962; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы. М., 1990.
45 Плетнева С.А. Печенеги,
торки и половцы в южнорусских
степях // Труды Волго-Донской
46 Литаврин Г.Г., Янин В.Л.
Некоторые проблемы русско-
47Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории. С. 131. практике удельного периода консервативных начал, когда князья взаимно обязывались придерживаться прежних правил таможенного обложения, как они существовали при их прадедах, дедах и отцах.48 Одновременно отмечалось, что порой князья не останавливались перед введением новых таможенных пошлин и сборов из-за увеличения денежных требований со стороны ордынских ханов, или вследствие прямого их повеления.49 Великие князья обычно не препятствовали удельным князьям вносить частичные изменения и дополнения в местное пошлинное обложение. Однако законную силу такие нововведения приобретали лишь с одобрения великого князя. Сбор мыта, справедливо полагали Н.Я.Аристов и И.Я.Рудченко, главным образом, шел в пользу удельных князей, но право последних на введение новых пошлин постоянно ограничивалось их договорами с великими князьями.30
В историографии дореволюционного периода также предпринимались попытки определить влияние монгольских завоевателей на формирование русской таможенной системы, включая пошлинное обложение,31 и льготы православного духовенства, освобожденного от уплаты дани и торговых пошлин согласно ханским ярлыкам, которые выдавались русским митрополитам.52 Историку С.М.Соловьеву удалось установить, что после утверждения на Руси господства Золотой Орды монгольские ханы для собственной выгоды благоприятствовали русской торговле, и что «вступление России в число зависящих от Орды владений очень много способствовало развитию восточной торговли; время от Калиты до Дмитрия Донского должно считать самым благоприятным для восточной торговли».33 Многоплановое изучение волжской торговли было продолжено в трудах
48 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 8.
49 Гагемейстер Ю.А. О финансах. С. 76; Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 549.
50 Аристов Н. Промышленность. С. 222; Рудченко И.Я. Исторический, очерк. С. 9.
51 Осокин Е. Несколько спорных вопросов. 540 - 546; Беляев И.Д. Рецензия на кн. Е.Осокина. С. 57. Фактически вывод И.Д.Беляева о том, что к моменту монгольского нашествия на Руси уже существовала сложившаяся таможенная система, получил поддержку в советской" историографии (Тихонов Ю.А. Таможенная политика русского государства с середины XVI в. до 60-х годов XVII в. //ИЗ. 1955. Т. 53. С. 259).
52 Григорьев В. О достоверности
ярлыков, данных ханами
53 Соловьев С.М. Сочинения. Кн. II. С. 541 - 542. В дальнейшем это мнение разделял и Г.В.Вернадский, отмечавший, что «сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода» (Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. С. 217).
И.Козловского, В.И.Покровского, В.А.Бутенко, П.П.Мельгунова и некоторых других авторов.34
Предметом изучения дореволюционной
историографии стали также
54 Аристов Н. Промышленность. С. 256; Козловский И. Краткий очерк. С. 16 - 17; Покровский В. История. С. 566 - 567; Мелъгунов П.П. Очерки. С. 123 - 126, 131 - 132; Бутенко В.А. Краткий очерк. С. 14, 21 -22 и др.
35 Аристов Н. Промышленность.
С. 205 - 206, 233 - 234; Соловьев С.М. Сочинения.
Кн. II. С. 535; Покровский В. История.
С. 567; Мулюкин A.C. Приезд иностранцев.
С. 27; Бутенко В.А. Краткий очерк.
С. 16Довнар-Заполъский М.В.
36 Соловьев С.М. Сочинения. Кн. II. С. 537; Василевский В.Г. Древняя торговля. С. 148; Покровский В. История. С. 567; Мелъгунов П.П. Очерки. С. 129- 139.
57 Гагемейстер Ю.А. О финансах. С. 36, 64, 209 - 215, 239; Славянский М. Историческое обозрение торговых сношений Новгорода с Готландом и Любеком. СПб., 1847. С. 15 - 29, 71, 72; Аристов Н. Промышленность. С. 202 - 204, 211 -213, 228; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 18; Беляев И.Д. Рецензия на кн. Е.Осокина. С. 56; Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С. 463; Бестужев-Рюмин КН. Русская история. С. 350; Соловьев С.М. Сочинения. Кн. II. С. 40 - 41; 534 - 535, 542 - 543; Бережков М.Н. О торговле Руси с Ганзой до конца XV в. СПб., 1879; Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 20 -22; Ключевский В О. 1) Краткое пособие. С. 71 - 84; 2) Сочинения. Т. 2. С. 51 - 98; Удинцев В.А. История. С. 13; Никитинский А.И. История экономического быта Великого Новгорода. М., 1893; Мелъгунов П.П. Очерки. С. 56 - 105; Мулюкин A.C. Приезд иностранцев. С. 11 - 12; Платонов С.Ф. Учебник. С. 62 - 71; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории. С. 59, 88, 1 14, 382: Довнар-Заполъский М.В. История. С. 145, 151 - 157; 181; Спицын A.A. Торговые пути. С. 252; Любавский М.К. Лекции. С. 183.
Отмечая незначительность таможенного обложения в Новгородской земле, дореволюционные авторы пытались установить размер проезжей пошлины с немецких судов, взимаемой в Гостинополье, и «весчей пошлины» с русских отпускных товаров в самом Новгороде.08 Они же стремились к - выяснению причин новгородско-ганзейской конфронтации, резко обострившейся в XV в.39
Советская историография
большое внимание уделяла выяснению
размеров ущерба, причиненного монгольским
нашествием экономическому потенциалу
и международным контактам
В советский период историки продолжали изучение экономических связей западных русских городов с Ганзейским союзом и Ливонским орденом. Особое внимание при этом уделялось договору Смоленска с немцами 1229 г., на долгие годы обеспечившему право беспошлинного приезда со своим товаром и свободу торговли для русских купцов в городах Германии, а для немецких - в Смоленске, Витебске и Полоцке.
58 См.: Гагемейстер Ю.А. О финансах. С. 47, 145; Аристов Н. Промышленность. С. 228, 230, 232, 233; Славянский М. Историческое обозрение. С. 72; Никитинский А.Vi. История. С. 135; Мельгунов П.П. Очерки. С. 80 - 81.
59 Семенов А. Изучение. С. 12 - 13; Висковатов A.B. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. СПб., 1994. С. 15; Никольский С О внешних таможенных пошлинах; М., 1865. С. 46; Никитинский А.И. История. С. 140 - 143, 256 - 257, 260 - 264, 273, 283 - 284; Мулюкин A.C. Приезд иностранцев. С. 13.
60 Лимонов Ю.А. Из истории
восточной торговли Владимиро-
61 Насонов А.Н. Монголы
и Русь (История татарской политики
на Руси). М.; Л., 1940; Зимин A.A. Народные
движения 20-х годов XIV века и
ликвидация системы
СПб., 1999. С. 13. fi)
Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. Тверь, 1997. С. 203 - 205, 219,222-223.
63 Кулишер КМ. История. С. 98 - 114; Усачев H.H. К оценке внешнеторговых связей Смоленска в XII - XIV вв. // Международные связи России до XVII в. С. 204 - 224; Казакова H.A. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV - начало XVI в. Л., 1975; Алексеев Л.В. Смоленская земля. С. 91 - 93.
Исследователей по-прежнему привлекали торговые сношения Руси с Византией (с 1453 г. - с Турцией), заметно оживившиеся с начала XIV в. Черноморская торговля производилась в основном через Кафу (Феодосию) и Сурож (Судак) - опорные пункты Генуи и Венеции в Крыму, куда вели Донской и Днепровский пути. Еще один торговый маршрут из Руси в Византию пролегал через Килию - порт в Килийском гирле Дуная - и Белгород, расположенный в Днестровском лимане Черного моря. По общему мнению, захват турками итальянских колоний в Северном Причерноморье и Приазовье в третьей четверти XV в. нанес сокрушительный удар по черноморской торговле Венеции и Генуи. Прекратились прямые русско-итальянские контакты в Крыму. Хотя торговля по Черноморско-Донскому пути продолжалась, ее условия сделались менее благоприятными, и это вынуждало Москву вести длительные переговоры с турецким султаном о положении русских купцов в Кафе.64
В начале 20-х годов И.М.Кулишеру
удалось довольно основательно рассмотреть
различные аспекты торговой и
таможенной политики Новгорода в XII
- XV вв. Опираясь главным образом
на правовые источники (русско-немецкие
договоры и статуты Немецкого
двора в Новгороде), этот автор
попытался представить
Информация о работе История таможенного дела России IХ - ХVII вв