В развитии русской национальной
литературы и культуры в целом
роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно
выразил это Гоголь: "При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о русском национальном
поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное
и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в его развитии,
в каком он, может быть, явится через двести
лет". 1
Как человек и художник Пушкин
формировался в переломную эпоху
русской истории, в период становления
дворянской революционности (первое
стихотворение Пушкина "К другу
стихотворцу" было напечатано
в1814 г.). Его творчество — закономерный
итог в художественном осмыслении
жизненных проблем, стоявших перед
Россией со времени Петра I
до декабристов. С Пушкина началось
последующее развитие русской
литературы. С его творчеством
связаны утверждение современного
литературного языка, начало реализма
в литературе как художественного направления.
"Евгений Онегин" Пушкина был первым
русским реалистическим романом, "в
высшей степени народным произведением"
(В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием
роман был опубликован в 1833 г. Универсализм
Пушкина проявился не только в литературе,
он был самобытным мыслителем и вдумчивым
историком ("Руслан и Людмила", 1817-20;
"Цыганы", 1824-25; "Борис Годунов",
1824-25; "История пугачевского бунта",
1833-34 и др.)
Важной вехой на пути от
романтизма к реализму было
творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее
трудное время - погибшие надежды и наступившее
после событий 14 декабря 1825 г. разочарование.
Неприятие поэтом окружающей действительности
приобретало ярко выраженный социальный
характер. его роман "Герой нашего времени"
(1841), сохраняя романтические черты, явился
одним из первых произведений литературы
критического реализма. В творчестве поэта
переплетались личные, гражданские, философские
мотивы (стихотворения "Бородино",
1837; "Родина", 1841; поэма "Мцыри",
1840; "Демон", 1829-41; драма "Маскарад",
1835-56 и др.).
Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в
русской литературе. "Мертвы души"
(№-й том вышел в 1842 г.) — одно из ярких
реалистических изображений русской жизни
того времени. В.Г.Белинский оценил его
так "творение чисто русское, национальное,
выхваченное из тайников народной жизни".
Загадочный Гоголь — писатель - фантаст,
близкий Гофману, причем не только в ранних
романтических произведениях ("Вечера
на хуторе близ Диканьки"), но и более
зрелых (Петербургские повести). Роднят
произведения Гоголя с творчеством выдающегося
немецкого писателя - романтика причудливая
фантазия, порой доходящая до мистического
гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира
на российскую действительность. Суть
его трагедии в религиозных исканиях и
в мучительном осмыслении проблемы "Церковь
и культура".
Оставаясь глубоко гуманистической,
литература все более приобретает
характер учительства и сострадательности.
Социальность русской литературы,
ее сопричастность общественной
жизни — общепризнанная особенность
и характерная черта. Одним
из открытий писателей "натуральной
школы" (ранние произведения И.А.Гончарова,
Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева Ф.М.Достоевского
и др.) был "маленький человек" с его
нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания
русской литературы становилась
судьба крепостного крестьянина
(повести Д.В.Григоровича, очерки из
крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов
"Записки охотника" И.С.Тургенева).
Новый, невиданный ранее мир русского
купечества открыл читателю и зрителю
А.Н.Островский.
Художественная литература как
одна из форм общественного
сознания завоевала в духовной
жизни общества преобладающее
влияние, заменяя частично в
условиях самодержавной России
открытые публицистические выступления.
Ее социально действительный
характер, воздействие "на понятия
и нравы общества" отмечали
многие современники.
В первой половине XIX в. активизируется
собирательская и исследовательская
деятельность в области русского
фольклора. Много занимались этим
славянофилы. Собрание народных
песен П.В.Киреевского, составившее
11 томов, является наиболее полным сводом
русского фольклора.
Состояние театрально - сценического
искусства было показателем "общественного
просвещения и духа времени".
Несмотря на монополию императорских
театров, начало которой было
положено в 1803 г., драматическую
цензуру, влиявшую на репертуар,
театр играл все более заметную
роль в общественно- культурной жизни.
Центром театральной культуры
в Москве был Малый театр.
В 1824 г. произошло окончательное
разделение труппы бывшего Перовского
театра на драматическую и балетную.
Драматические спектакли были перенесены
в здание, построенное архитектором О.И.Бове
и получившее название Малый театр. Большой
театр с 1825 г. предназначался только для
оперных и балетных спектаклей. В Петербурге
имелось несколько театров, наиболее известный
из них — Александрийский (архитектор
К.И.Росси), открытый в 1832 г. исторической
драмой М.В.Крюковского "Князь Пожарский".
В отличие от московского Малого театра,
где были сильны демократические традиции,
театр северной столицы Российской империи
носил официально- парадный характер.
Театры существовали также во многих губернских
городах.
Расцвет романтизма на сцене
связан с творчеством замечательного
русского актера П.С.Молчалова (1800-1848),
прославившегося игрой в пьесах Шиллера
и Шекспира. Вершиной его творчества стала
роль Гамлета. Успех Молчалова в этой области
объяснялся современным прочтением пьесы.
Герой Молчалова воспринимался зрителями
как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в.
Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя,
особенно А.Н.Островского способствовала
утверждению реалистической драмы в театральном
репертуаре.
Реформатором актерского искусства,
основоположником реализма на
русской сцене был великий
актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал
правду на русской сцене,- писал о нем Герцен,
он первым стал не театрален на театре".
1 Метод игры Щепкина явился основной сценичной
школой актерского искусства в течение
многих последующих десятилетий.
Театр первой половины XIX в. воспитал
плеяду замечательных русских
актеров, которыми и доныне
по праву гордится русская
сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов,
М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период
начинается становление режиссуры, искусства
оформления спектакля.
Музыка этого времени, опираясь
на лучшие традиции народности
и демократизма, испытала на себе
сильное воздействие эпохи 1812
года. Композиторы стали чаще
обращаться к героико- патриотическим,
национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса
"Иван Сусанин". 1815). Видным представителем
романтизма в музыке был А.Н.Верстовский
(1799-1862). Постановка наиболее известной
его оперы "Аскольдова могила", созданной
из либретто М.Н.Загоскина, состоялась
в 1835 г.
В обществе усилился интерес
к камерным и публичным концертам.
Внимание многих композиторов, писателей,
художников привлекали музыкальные
вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского,
в литературном салоне З.А.Волконской.
Огромным успехом пользовались летние
концертные сезоны в Павловске, которые
стали устраиваться с 1838 г., когда сюда
была проведена железная дорога из Петербурга.
Неоднократно в этих концертах выступал
австрийский композитор и дирижер, знаменитый
"король вальсов" И.Штраус.
В истории русского музыкального
искусства особая роль принадлежит
М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано
возникновение русской музыкальной классики,
национальной школы в музыке. Событием
в культурной жизни России была постановка
оперы Глинка "Жизнь за царя" (1836).Оперу
довольно сухо встретила высокосветская
публика, "кучерская музыка" не вызвала
ее симпатий. Но многие передовые люди
России восторженно приветствовали спектакль.
В числе поклонников оперы были Пушкин,
Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков.
Глинка — родоначальник основных
жанров отечественной профессиональной
музыки. Он "создал национальную
русскую оперу, национальную инструментальную
музыку.... русский национальный романс",-
писал о нем В.В,Стасов. 1 Глинка
— композитор, для которого высшими принципами
искусства были идейность и народность.
"Создает музыку народ,- говорил он А.Н.Серову
(композитор и музыкальный критик),- а мы,
художники, только ее аранжируем". 2
Для творчества А.С.Даргомыжского
(1813-1869) наряду с принципами реализма и
народности становится характерным большая
социальная, драматическая напряженность,
горячее сочувствие " маленькому человеку"
(опера "Русалка", 1856). Даргомыжский
выступил новатором в музыке, привнеся
в нее новые приемы и средства музыкальной
выразительности (мелодичный речитатив
в опере "Каменный гость").
Изобразительное искусство не
представляло единства в идейно-
художественном отношении.
Блестящих успехов достигла архитектура
русского ампира. В первой трети
XIX в. она продолжала традиции
классицизма и была связана
с именами А.Д.Захарова (1761-1811), одного
первых зачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина
(1759-1814), К.И.Росси (1775-1849). Для зодчих этого
времени становится характерным синтез
архитектуры и скульптуры. В это время
создаются монументальные ансамбли Петербурга,
формируются площади северной столицы
— Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского
острова.
В Москве стиль русского ампира
имел некоторую особенность: более
мягкий, интимный характер, что свойственно
зданиям и ансамблям, созданным
О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).
В 30-е годы в связи с признаками
распада художественной системы
классицизма архитектура все
более приобретала функционально-
утилитарный характер. Начавшееся строительство
доходных домов постепенно стало вытеснять
дворянские особняки, которые сохранили
стилевое единство.
В это время получает распространение
"русско-византийский" стиль. Одним
из ведуших архитекторов этого стиля
был К.А.Тон (1794-1881) — автор проектов Храма
Христа Спасителя, Большого Кремлевского
дворца, Оружейной палаты.
Освобождение от идейно- эстетических
установок классицизма в живописи было
связано с растущим интересом к человеческой
личности, к жизни простых людей. Новое
понимание человека, его внутреннего мира
получило наибольшее выражение в романтическом
портрете. Одним из ярких представителей
романтизма был замечательный портретист
начала XIX в. О.А.Кипренский (1782-1836). Художник
утверждает новый взгляд на человека как
на внутренне независимую личность (портрет
П.А.Оленина, 1813), подчеркивает романтические
черты русской женщины (портрет Хвостовой,
1814). Кипренский создал прекрасный портрет
А.С.Пушкина (1827).
Развитие романтизма, а затем
и реализма в изобразительном
искусстве означало серьезные
перемены в академической живописи.
В 30-50-е годы идейные каноны
академизма, основанные на иерархической
ценности жанров, все более устаревали.
Сохранялся приоритет исторической
живописи; бытовой жанр как полноправный
еще не признавался. Идейно-художественные
установки академизма вступали
в противоречие с требованиями
жизни и общественными задачами
искусства.
Наиболее ярким представителем
классицизма был К.П.Брюллов (1799-1852).
Но он принес в живопись новые романтические
черты. Национальным своеобразием русского
романтизма в исторической живописи был
некоторый "трагический палет". В
картине Брюллова "Последний день Помпеи"
впервые в качестве героя на широком историческом
фоне представлен народ, хотя и в идеализированном
виде. Брюллов — блестящий мастер парадных
портретов ("Всадница", 1832). В последний
период своего творчества он достиг в
портретах большого психологизма ("Автопортрет",
1848).
А.А.Иванов (1806-1858) — крупнейший художник
XIX в., в творчестве которого было сильное
философское, религиозно-нравстенное
начало. Художник верил в высокое предназначение
просвещения, способного указать народу
путь к усовершенствованию и социальному
обновлению. Главным делом всей его жизни
стало монументальное полотно "Явление
Христа народу", над которым он работал
20 лет (1837-1857). Художник стремился выразить
веру в духовное возрождение человечества;
каждый образ на картине по-своему индивидуален
и неповторим.
Новые реалистические тенденции
в живописи развивались наиболее
плодотворно вне стен Академии.
Рождение бытового жанра связано
с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847).
Его картины были открытием в русской
живописи 20-х годов ("На пашне. Весна",
"На жатве. Лето", "Захарка" и
др.): художник изображал повседневную
жизнь крестьян, показывал их человеческое
достоинство и красоту труда. Венецианов
создал свою школу в русской живописи,
которая стала значительным явлением
в художественной культуре 20-40-х годов
и способствовала распространению бытового
жанра. У Венецианова было много учеников,
получивших специальное образование в
училище, открытом им в имении Сафонково
(Тверская губерния).
В первой половине XIX в. в г.
Арзамасе возникла первая в
России частная художественная
школа, основанная А.В.Ступиным. Арзамасская
школа (1802-1862) способствовала развитию
демократической жанровой живописи.