Во второй четверти XIX в. возникли
старейшие в нашей стране технические
заведения: Петербургский практический
технологический институт (1828 г., ныне
- Технологический институт им. Ленсовета),
Московское ремесленное училище
(1830 г., в настоящее время- Московский
государственный технический университет
1 им. Н.Э.Баумана). С 30-х годов при гимназиях
и уездных училищах открывались реальные
классы для изучения технических и коммерческих
наук, появились фабричные школы при некоторых
текстильных мануфактурах и фабриках,
в университетах фабрикантам читались
публичные лекции по технической химии,
технология производства и т. д. В 1822 г.
по инициативе Московского общества сельского
хозяйства в России была открыта Земледельческая
школа — первое в стране сельскохозяйственное
учебное заведение.
В дореформенной России подготовка
учителей для гимназий и университетов
осуществлялось только в одном
специальном учебном заведении
— Главном педагогическом институте
в Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе
учительской семинарии XVIII в. Преобразованный
в 1819 г. в университет Главный педагогический
институт был вновь восстановлен в 1829
г. На протяжении первой половины XIX в.
значение центров по подготовке преподавателей
для гимназий, средних и высших учебных
заведений сохраняли университеты. Специальных
учебных заведений для подготовки учителей
начальной школы в России не было.
Просвещение охватывает широкий
круг проблем, связанных и с
интересом к книге и ее распространением,
и с формированием системы
культурно- просветительных учреждений.
В дореформенной России интерес
к книге несомненно увеличивался, продолжала
расширяться и сама читательская среда.
Происходил рост книжных изданий (в конце
50-х годов печаталось около 2 тысяч книг),
появились крупные отечественные книгоиздатели
(братья И.И. и К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский,
В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин н др.). Расширялась
книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России
насчитывалось более 100 книжных лавок.
Число периодических изданий за полвека
также увеличилось более чем в 3,5 раза
(с 64 до 230 наименований), издавались общественно-литерарурные,
научные, ведомственные журналы. В 20-е
годы начал распространяться новый тип
изданий — литературно-художественный
альманах. С 1837 г. стала выходить газета
" Губернские ведомости" (до1917 г.).
Спрос на книгу, газету, журнал
усилился особенно в разночинской
среде. В одном официальном
документе конца 40-х годов подчеркивалось,
что "газеты читаются всеми
мелкими чиновниками и на Гостином
дворе, и в трактирах, и в
лакейских, рассыпаясь таким образом
между сотнями тысяч читателей".1
В 40-е годы широкую известность
получила издательская деятельность
А.Ф.Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет
более 70 собраний сочинений русских писателей
, среди них А.С.Пушкина , Н.В.Гоголя , В.А.Жуковского
, М.Ю.Лермонтова , И.А.Крылова . Упрощая
оформление , увеличивая тираж , Смердин
снижал розничные цены , делал книги доступными
"для небогатых людей " и тем способствовал
их распространению. Смердин впервые ввел
в практику книгоиздательского дела писательские
гонорары; до этого сочинительство считалось
развлечением и почти не оплачивалось.
Его заслугой было издание журнала "Библиотека
для чтения" (с 1834 г.), который продавался
в основном в провинции. Тираж журнала
- 5-6 тыс. - был довольно большим для того
времени.
Современники подчеркивали большую
роль журналов в общественно-культурной
жизни. "Они вбирают в себя
все умственное движение страны,
- писал Герцен, - ни в одной
стране, исключая Англию, влияние
журналов не было так велико".1
Для журналистики 30-40-х годов характерна
более четко выраженная общественная
позиция, в целом совпадающая с определенным
направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной,
официозной журналистике ("Москвитянин",
Северная пчела") противостояло демократическое
направление, выразителем которого в 20-е
— первой половине 30-х годов были "Московский
телеграф" и "Телескоп", а в последующий
период - "Современник" и " Отечественные
записки".
Развитие библиотечного дела
в этот период было связано
с открытием публичных библиотек
в некоторых губернских и уездных
городах. Эти библиотеки, как правило,
возникали благодаря усилиям
местной общественности, без поддержки
правительства. В середине 50-х годов примерно
из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е
годы, продолжали действовать немногим
более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные
условия, публичные библиотеки содействовали
распространению книг и журналов. Во многих
провинциальных городах они стали важными
культурными центрами.
Одной из форм распространения
книг, периодических изданий становится
почта. В середине 40-х годов
было положено начало городской
почте; наряду с письмами стала
осуществлятся пересылка газет. В 1857 г.
в России выпущены первые почтовые марки
(первая почтовая марка в Западной Европе
появилась в Англии в 1840 г. ).2
В этот период продолжает формироваться
система культурно- просветительных
учреждений. В атмосфере патриотического
подъема, вызванного событиями
Отечественной войны 1812 г., возникла
идея создания в России национального
музея, который должен был вести
просветительную работу. Этот проект
был реализован только с созданием
Исторического музея в Москве
уже в пореформенное время.
В 1852 г. был открыт для публики
Эрмитаж, существовавший со второй
половины XVIII в. как дворцовый
музей. По широте и ценности
художественных коллекций Эрмитаж
является одним из крупнейших
музеев мира. С 1856 г. начал собирать
произведения русской живописи
П.М.Третьяков (1832-1898).
Достаточно широкое развитие
получили художественные выставки.
Помимо академических выставок,
начало которых относится ко
второй половине XVIII в., с 20-х годов
XIX в. стали проводится выставки
Общества поощрения художеств В
Петербурге, с 30-х годов — Московского
училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1829 г. в Петербурге и Москве
устраивались всероссийские промышленные
выставки, в1846 г. была организована
первая сельскохозяйственная выставка.
Эти выставки освещались в печати и вызывали
интерес. НО эти выставки проводились
только в столицах.
2.2 Успехи научной мысли.
Общие социально- экономические
процессы предреформенного времени оказывали
благоприятное влияние на научную мысль.
В результате экспедиций русских путешественников
были сделаны важнейшие географические
открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции
М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена была
открыта Антарктида. Русские ученые исследовали
острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску,
нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано
Русское географическое общество, одно
из старейших географических обществ
мира. Оно внесло крупный вклад в изучение
географии России и других стран.
Настоящий переворот в научных
представлениях о природе пространства
совершил профессор Казанского
университета И.И.Лобачевский, открыв
новую геометрическую систему, получившую
название неевклидовой геометрии (1826).
Это открытие ученого создавало предпосылки
для обоснования математических концепций
современной физики.
Развитию технической мысли способствовал
рост промышленности. В области
электротехники физик, академик
Петербургской Академии наук
В.В.Петров (1761-1834), демонстрировавший в
1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул
идею о ее практическом применении для
сварки и плавлений металлов. П.Л.Шиллинг
(1786-1837) сконструировал и осуществил в1832
г. в Петербурге первую линию электромагнитного
телеграфа. Б.С.Якоби (1801-1874) успешно работал
в области создания электродвигателя
и основ гальванотехники. Практический
опыт, накопленный русской металлургией,
послужил основой для появления в этой
области крупных специалистов. Выдающимся
металлургом был П.П.Аносов (1799-1851). Сделанные
им открытия положили начало металлургии
высококачественной литой стали. Он раскрыл
утерянный в середине века секрет изготовления
булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском
металлургическом заводе крепостными
механиками Е.А и М.Е. Черепановыми (отец
с сыном), была построена паровая железная
дорога. Быстрое развитие текстильной,
в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности
содействовало успехам в химии. С именами
профессоров Казанского университета
Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886)
связано создание химической школы, давшей
науке много талантливых исследователей.
Русская наука первой половины
XIX в. имела значительные успехи
в развитии медицины, в частности
в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881), профессор
Медико-хирургической академии, стал основоположником
военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального
направления в этой области медицины.
В период Крымской войны он впервые применил
наркоз при операции на поле боя, неподвижную
гипсовую повязку. Четырехтомный атлас
Н.И.Пирогова " Типографическая анатомия"
получил мировую известность.
Общественные науки в первой
половине XIX в., несмотря на зависимость
от официальной идеологии и
политики, отразили в своем развитии
социально-экономические противоречия
предреформенного времени. Это нашло выражение
в обращении экономической науки к конкретному
исследованию процессов, происходивших
в экономике России. Интерес к отечественной
истории, усиливавшийся в это время, был
закономерным явлением национального
самосознания. " Никогда изучение русской
истории не имело такого серьезного характера,
какой приняло оно в последнее время, -
писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем
прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше
настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".
1
Событием не только в исторической
науке, но и общественно-культурной
жизни России в целом стали
первые восемь томов "Истории
государства Российского" Н.М.Карамзина
(1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии
писал, что эта книга "весьма содействовала
обращению умов к изучению отечества".
2 К первой половине XIX в. относится научная
деятельность крупнейшего ученого- медиевиста3
Т.Н.Грановского (1813-1855). В это время начинает
свою исследовательскую работу в области
российской истории С.М.Соловьев (1820-1879),
научные труды которого связаны с развитием
одной из ведущих школ отечественной историографии
— государственной школой.
С 1832 г. в Академии наук присуждались
Демидовские премии за научные
изобретения, фундаментальные работы
в различных областях знаний.
Это было значительной материальной
поддержкой и моральным вознаграждением
нелегкого труда ученых. Фонд
этой премии, существовавший до 1865
г., был учрежден одним из крупнейших
русских промышленников П.Н.Демидовым.
2.3 Общественно-политическая мысль.
XIX век- время серьезных изменений в сознании
людей, развития общественно- политической
мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние
и внешнеполитические события несомненно
влияли на этот процесс.
Отечественная война 1812 г. усилила
идейное размежевание в русском
обществе, привела к росту настроений
против существовавших в России
порядков, при которых русский
народ, отстоявший независимость
страны, продолжал оставаться в
крепостной зависимости. "Для
того ль освободили мы Европу,
чтобы наложить цепи на себя?
Для того ль дали конституцию
Франции, чтобы не сметь говорить
о ней, и купили первенство
между народами, чтобы нас унижали
дома?" - эти слова декабриста
А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных
людей России.1
Отношение к крепостничеству
и самодержавию было стержневым
вопросом идейной борьбы первой
половины XIX века. В общественном
сознании мысль о самодержавии
как наиболее приемлемой форме
политической власти в России
была очень распространенной. Попытки
М.М.Сперанского высказать идею об ограничении
самодержавной власти ("План государственных
преобразований" 1809 г.) оказались безуспешными.
Н.М. Карамзин в "Записке о древней и
новой Руси" (1811) писал, что "самодержавие
- есть палладиум России", оно "основало
и воскресило страну и всегда было главным
условием ее политического существования".
Один из деятелей декабристского движения
Г.С.Батенков, человек широко образованный,
автор проектов политического переустройства,
писал, что "не дозрели люди до республики,
по обширности государства, по опыту тысячи
лет и по нравам нашим республиканское
правление нам не свойственно, по крайней
мере - для перехода нужна монархия".
2
Декабристы первыми предприняли
попытку свергнуть крепостничество
и самодержавие в России революционным
путем. Большая роль в их
общественных воззрениях отводилось
просвещению как силе, способствующей
общественному прогрессу. Но в
отличие от просветителей XVIII
в. они считали прогресс несовместимым
с крепостным правом.
Вторая четверть XIX в. - время осмысления
политических и социальных вопросов,
поднятых декабристами, а также
поисков путей их решения.
Общественная мысль стремилась
к выработке понимания таких
проблем как роль народа в
общественном движении, Россия - Запад
и отношение к западноевропейскому
политическому и социальному
устройству. Наряду с главным
вопросом - отношением к крепостничеству
и самодержавию - решение этих
проблем вело к появлению различных
течений общественной мысли и
их размежеванию.