Культура 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Работа содержит 1 файл

культура 20 века.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

XX век –  век  предупреждений, явно обнаруживший  непригодность того образа жизни,  который ведет сегодня человечество. 

Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции  позволили совершить переворот  в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в  себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества. На всех континентах разбуженное  человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в  обществе, в духовной сфере. Рождается  «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни  и судьбы. 

Все большую роль играют информационные процессы, а  технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может  приобщиться каждый человек. Возникает  перспектива развития коллективного  интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через  СМИ или интернет стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время  культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и  понимается как его достоинство. В XX веке уже с первых его десятилетий  вызревали основные тенденции, которые  и определили культуру XX века как  переходную, где происходит глубинная  переоценка ценностей. Переходность культуры XX века, постепенная смена культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах. 

Покажем это на некоторых  примерах. Культура XX века – культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. 

Они проявляются  не только в том – что и как  отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей  части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в  новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания  возможности воплотить новые  идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития реализма рубежа ХIХ-XX вв. 

или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает из абстракционизма  или неоклассики 30-х годов и  т.д. Более того, ни один из существующих в культуре XX в. даже самых крупных  рядов стилевой революции не исчерпывает  собой всего его развития и  не охватывает это развитие в целом. Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. 

Происходит становление  единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Культура XX столетия едина в  своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния  национальных культур.                                                                                               1. Основные тенденции развития культуры XX в.    В современной культуре широкое распространение  получили  гуманистические принципы и идеалы. 

Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.  Суть современного гуманизма заключается  в его универсальности: он адресуется  каждому  человеку, провозглашает  право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.  Гуманистическая ориентация культуры XX в. Проявляет себя в различных  «мирах» современного общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и т. 

д. Эта тенденция  определила, например, становление  политической культуры в передовых  странах. Так, ценности современной  политической культуры впервые зафиксированы  в «Декларации прав человека и  гражданина» (1789 г.).    Идею всеобщего  равенства выдвигало еще христианство. 

Христос учил: перед  Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея равенства носит  скорее мистический характер. Ведь люди равны не в  реальной жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно  Христу, так как существующие неравенства  социальной, классовой жизни, имущественные  различия предопределены Богом.  Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем  столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней  социокультурная система - наука. 

Еще в XIX в. появляются  первые признаки того, что наука  стала, мировой, объединив  усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в  дальнейшем интернационализация научных  связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале  XX в. привело  к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых  промышленных странах, и объединению  их в новую экономическую систему. 

   Техногенное  отношение к природе как к  средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей  становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций  в развитии культуры.  Оптимистическое  миросозерцание, обусловленное успехами  научной мысли, воплощенной в  мировой промышленности и технике,  преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.  Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры. 

В работах известных  космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. 

Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.    С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стояшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,- В.Л. Вернадским.  Основной труд В. 

И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от  слова «ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. 

  Появление ноосферы  связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный  процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.      Важнейшее основание для возникновения ноосферы -  объединение человечества. 

Для B.И. Вернадского  равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом.  Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению. 

  Главной же  причиной создания ноосферы является  наука,  становящаяся мощнейшей  геологической и космической  силой. С этим процессом связан  триумф жизни и прекрасное  гармоническое будущее людей.  Эволюция  живого вещества, его  усложнение и усиление сил  разума во Вселенной есть процессы  неизбежные.  В культуре XX в. развилось  противоречие,  проявившееся в  противостоянии двух установок:  сциентистской и антисциентистской. 

  В основе сциентизма  лежит представление о научном  знании как о наивысшей культурной  ценности. Наука как  абсолютный  эталон способна решить все  проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, -  экономические, политические, моральные и т.д.  Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждали: науке   все подвластно. 

Но не все в  мире - наука. Например, существует сфера  искусства, вера, человеческие чувства  и   отношения.     Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Его утверждение: «Наука - чума XX века». 

  Однако культура XX в. отразила тот кризис, в  который медленно входила техногенная  цивилизация. Современное  производство, породившее новый тип цивилизации,  индустриальное общество, привело  к действительному господству  безличных экономических технологических,  политических структур над живой  человеческой деятельностью, индивидуальным  «Я» подлинной культуры.  Способ  организации социальной жизни,  который Л. Мэмфорд отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в. 

Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной  деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы  жизни, навязанные ему социумом,  и  перестает  жить  самобытной  свободной  жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного  бытия,  порождает бессубъектные  социокультурные формы.  «Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все,  связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. 

Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего  целенаправленной обработке. Поэтому  тот, кто раньше был субстанцией  целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством».  Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустриализма, исключающая  уникальность человеческого «Я», культурного  контекста в развитии  социума, инженерное мышление с ее стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в  социальном познании.  В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. 

Культура этой цивилизации  сложилась на основе особых отношений  человека и природы, человек  стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой  стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.  Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку  для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. 

Техногенная цивилизация  основана на таком взаимоотношении  между человеком и природой, при  котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития,  который  можно выразить одним словом: больше.  Цель состоит в том, чтобы накапливать  все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все  человеческие проблемы, в том числе социальные,   культурные и другие. Техногенной  цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как  объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины  экономического кризиса кладет конец такому представлению. 

Отсюда идейное  и научно-теоретическое  движение последних десятилетий, поставившее  проблему  создания новой экологической  культуры.Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми.А.Печчеи. 

«Человеческая революция» заключается не в  отказе от угрожающего  жизни на Земле научно-технического прогресса, а в коренном перевороте во всей системе отношений «человек-социум». Общество трансформируется коренным образом. Свобода и независимость индивида оказывается принципом развития возникающей цивилизации и культуры. В социокультурных  реалиях конца XX в. очерчиваются контуры будущего господства человека и его культуры над бытием. 

Информация о работе Культура 20 века