Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат
XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
XX век –
век предупреждений, явно обнаруживший
непригодность того образа
Это век парадоксов,
возвестивший о вселенском неблагополучии.
Успехи научно-технической революции
позволили совершить переворот
в производстве, быту, в сознании
людей. Но цивилизация несет в
себе разрушительный заряд, угрожающий
самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное
человечество бурлит, бунтует, ставит
глобальные эксперименты на природе, в
обществе, в духовной сфере. Рождается
«массовая культура», и одновременно
растут значимость отдельной личности,
ценность уникальной человеческой жизни
и судьбы.
Все большую роль
играют информационные процессы, а
технико-технологические
Покажем это на некоторых
примерах. Культура XX века – культура
переломная, а не просто новый период
ее истории. Эта культура кризисна в
изначальном смысле слова, неправильно
было бы видеть в ней только линейно восходящее
движение. Старое и новое не располагаются
в истории культуры в элементарной последовательности,
а действуют во взаимном пересечении.
В культуре XX века с чрезвычайной и во
многом определяющей силой проявляются
особенности, присущие именно и исключительно
переломному времени.
Они проявляются
не только в том – что и как
отражает искусство (ниже речь пойдет
в основном об искусстве как важнейшей
части искусства), не только в развитии
охранительных тенденций и в
новаторстве, отвергающим художественный
опыт прошлого, вплоть до отрицания
возможности воплотить новые
идеи в изобразительной форме, - но
и в общем потрясенном
или же неореализм конца
40-х годов, не проистекает из абстракционизма
или неоклассики 30-х годов и
т.д. Более того, ни один из существующих
в культуре XX в. даже самых крупных
рядов стилевой революции не исчерпывает
собой всего его развития и
не охватывает это развитие в целом.
Многообразие ликов культуры XX столетия,
различие способов отношения человека
к миру и к себе подобным не должно
скрывать сущностных моментов развития
мировой культуры.
Происходит становление
единой общечеловеческой культуры, существующей
и развивающейся через
Разумеется, гуманизм
- достаточно многообразное понятие.
Суть современного гуманизма заключается
в его универсальности: он адресуется
каждому человеку, провозглашает
право каждого на жизнь, благосостояние,
свободу. Иными словами, это не элитарный,
а демократический гуманизм.
Гуманистическая ориентация культуры
XX в. Проявляет себя в различных
«мирах» современного общества - экономическом,
нравственном, политическом, художественном
и т.
д. Эта тенденция
определила, например, становление
политической культуры в передовых
странах. Так, ценности современной
политической культуры впервые зафиксированы
в «Декларации прав человека и
гражданина» (1789 г.). Идею всеобщего
равенства выдвигало еще
Христос учил: перед
Богом все равны, ибо каждый человек,
независимо от своего социального положения,
обладает бессмертной душой. Однако
христианская идея равенства носит
скорее мистический характер. Ведь
люди равны не в реальной жизни,
а в загробной. На земле же каждый
должен смиренно нести свой крест, подобно
Христу, так как существующие неравенства
социальной, классовой жизни, имущественные
различия предопределены Богом. Другим
важнейшим итогом развития культуры,
воспринятой в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное
познание мира и связанная с ней
социокультурная система - наука.
Еще в XIX в. появляются
первые признаки того, что наука
стала, мировой, объединив усилия ученых
разных стран. Возникла, развилась в
дальнейшем интернационализация научных
связей. Расширение сферы применения
науки в конце XIX - начале XX в. привело
к преобразованию жизни десятков
миллионов людей, живших в новых
промышленных странах, и объединению
их в новую экономическую систему.
Техногенное
отношение к природе как к
средству удовлетворения не
В работах известных
космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского,
Тейяра де Шардена были поставлены принципиально
новые проблемы космической роли человечества,
единства человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии
человечества.
Эти идеи возникли прежде
всего на отечественной почве, ибо для
русской культуры характерно представление
о человеке как о личности активной, ищущей
и одновременно укорененной во всеобщем,
в целом. С наибольшей научной
доказательностью и философской обоснованностью
эти идеи были развиты выдающимся русским
мыслителем, ученым-естествоиспытателем,
стояшим у истоков современной геохимии
и биогеохимии,- В.Л. Вернадским. Основной
труд В.
И.Вернадского - «Научная
мысль как планетное явление» - отличается
энциклопедичностью в обобщении, синтетическим
подходом к эволюции Земли как к единому
геологическому биогенному социальному
и культурному процессу. Осознавая пути
эволюции и мировой культуры, мыслитель
приходит к выводу о том, что деятельность
человека не есть некое отклонение в эволюционном
развитии. Под влиянием объединенного
человечества биосфера закономерно перейдет
в качественно новое состояние - ноосферу
(от слова «ноос» - разум). Человек и
его разум не просто конечный результат
эволюции, но одновременно и начало нового
движения, создающего сферу разума, которая
и будет являться определяющей силой эволюционного
развития в будущем.
Появление ноосферы
связано прежде всего с реальным процессом
экспансии разума, сознания в эволюционный
процесс. Человек осуществил полный захват
биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого
космического тела, которым владеет человечество,
полностью преобразился. Все природные
стихии: вода, земля, воздух захвачены
человеком. Важнейшее
основание для возникновения ноосферы
- объединение человечества.
Для B.И. Вернадского
равноправие, братство, единение всех
людей является прежде всего не нравственно-культурным
требованием, прекраснодушным пожеланием,
а природным фактом. Возникает общечеловеческая
культура; современные средства передвижения
и передачи информации сближают людей;
научная и техническая мысль все более
интернационализируются. Несмотря на
войны, межнациональные конфликты, человечество
с необходимостью придет к единению.
Главной же
причиной создания ноосферы
В основе сциентизма
лежит представление о научном
знании как о наивысшей
Но не все в
мире - наука. Например, существует сфера
искусства, вера, человеческие чувства
и отношения. Антисциентизм
появился как реакция на преувеличение
роли науки. Для него характерно принижение
значения научного знания, обвинения науки
в том, что она вызвала возможные кризисы:
экономический, экологический, национальный.
Его утверждение: «Наука - чума XX века».
Однако культура
XX в. отразила тот кризис, в
который медленно входила
Человек с присущей
ему индивидуальностью и
Человек сам становится
одним из видов сырья, подлежащего
целенаправленной обработке. Поэтому
тот, кто раньше был субстанцией
целого и его смыслом - человек, -
теперь становится средством». Вполне
естественной выглядит в данной ситуации
направленность социального познания
эпохи индустриализма, исключающая
уникальность человеческого «Я», культурного
контекста в развитии социума,
инженерное мышление с ее стандартами,
технологиями, измерениями становится
образцовым в социальном познании.
В XX в. полностью обнаружились кризисные
явления техногенной цивилизации, возникшей
на развалинах средневековья.
Культура этой цивилизации
сложилась на основе особых отношений
человека и природы, человек стремился
вырваться из зависимости от природы и
высшими ее ценностями признавалось господство
человека над природой, прогресс, обновление,
наращивание технологических и научных
знаний. Развитие техники и технологии
как орудия господства человека над природой
стали главными целями общественного
развития. В результате возникла ситуация,
когда постоянное наращивание материального
богатства на основе обновления техники
превратило человека в простое орудие
эффективной экономической деятельности.
Сложившийся первоначально в Европе, а
потом распространившийся по всему миру
тип научно-технической культуры очень
много дал человеку для развития его
свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны.
Техногенная цивилизация
основана на таком взаимоотношении
между человеком и природой, при
котором природа является объектом
человеческой деятельности, объектом
эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.
Ей присущ тип развития, который
можно выразить одним словом: больше.
Цель состоит в том, чтобы накапливать
все больше материальных благ, богатств
и на этой основе решать все человеческие
проблемы, в том числе социальные,
культурные и другие. Техногенной
цивилизации присуще
Отсюда идейное
и научно-теоретическое движение
последних десятилетий, поставившее
проблему создания новой экологической
культуры.Экологический кризис намечает
границы существующему типу экономического
развития. Речь идет о необходимости новых
отношений с природой и между людьми.А.Печчеи.
«Человеческая революция»
заключается не в отказе от угрожающего
жизни на Земле научно-технического
прогресса, а в коренном перевороте
во всей системе отношений «человек-