Центром художественной жизни
Москвы стало открытое в 1832
г. Училище живописи, ваяния и
зодчества, сыгравшее важную роль
в утверждении принципов реализма
в русском искусстве. (В 1918 г.
училище было реорганизовано
во 2-ые Свободные художественные
мастерские, позднее преобразованные
в Московский художественный
институт им. Сурикова и Московский
архитектурный институт).
Родоначальником критического реализма
в русском изобразительном искусстве
был П.А.Федотов (1815-1852). Появление маленьких
жанровых картин Федотова на академической
выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию.
Его творчество тесно связано с литературой
и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных,
на первый взгляд, событиях мастер сумел
выразить большие социальные проблемы.
Впервые в русской жанровой живописи появились
картины, где критиковались отдельные
стороны общественной жизни ("Свежий
кавалер", 1846; "Сватовства майора",
1848). Драматизм, метафоричность, свойственная
художественной манере Федотова, особенно
проявились в его последней картине "Анкор,
еще анкор!"(1851-1852). П.А.Федотов завершил
эволюцию русской живописи первой половины
XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.
3.
Вывод.
К середине XIX в., в канун буржуазных
реформ, в России завершился один
из внутренних этапов в историко-культурном
процессе (XVIII- первая половина XIX вв.).
Основным его содержанием было
развитие национальной культуры,
когда в полную силу выявились
ее характерные черты и особенности:
гуманизм и сопричастность общественной
жизни, гражданственность и интерес
к "маленькому человеку".
В рассматриваемый период произошло
становление современного литературного
языка, определилась более тесная
связь художественной культуры
с идейными исканиями и общественно-политической
мыслью.
Одной из особенностей русской
национальной культуры была ее
открытость, способность к усвоению
элементов культуры других народов,
но при этом сохранились национальная
самобытность и цельность. Этому
несомненно способствовало длительное,
многовековое хозяйственное и культурное
общение русского народа с другими народами,
входившими в состав Российской империи.
Особенностью России как многонационального
государства было отсутствие
границ, которые отделяли бы центр
от окраин и обособляли отдельные
национальные регионы. Хозяйственные
и культурные связи русского
и других народов существовали
длительно и постепенно.
Через взаимные культурные контакты
происходил процесс овладения
русским языком национальной
интеллигенцией, приобщение народов
России к духовным богатствам
русской культуры. Одновременно
обогащался и идейно-художественный
мир русских писателей, художников,
композиторов благодаря познанию
культуры других народов.
В рассматриваемый период культурный
потенциал был сосредоточен в
дворянском сословии. Дворянство
было основным носителем профессиональной
культуры. Высоко оценивая интеллектуальный
уровень дворянской культуры 30-50-х
годов, Н.А.Бердяев связывал с именами
Чаадаева, братьев И. и П. Киреевских, Хомякова,
Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова,
Гоголя развитие русской философии, гуманитарных,
исторических знаний, искусства и литературы.
Вместе с тем к концу крепостной
эпохи в общественно-культурной
жизни России все более отчетливо
проявилось несоответствие между
уровнем духовной культуры и
возможностями овладения культурными
ценностями. В обществе были весьма
ограничены средства широкого
распространения просвещения, народного
образования.
В первой половине XIX в. общественно-культурная
жизнь наиболее разнообразной
и полнокровной была лишь в
столицах. Провинция, по мнению
одного из современных исследователей,
"еще находилась в состоянии
глубокой умственной спячки"1
.
Список литературы.
1. Культура России IX-XX в. - В.С.Шульгин,
Л.В.Кошман, Москва 1995 г.
2. История русской культуры - Т.И.Балакина,
Москва 1995 г.
3. Пособие по истории Отечества
- А.С.Орлов А.Ю.Полунов, Москва 1994 г.
4. Организация науки в России
в первой половине XIX века- Г.Е.Павлова,
Москва 1990 г.
5. Очерки русской культуры первой
половины XIX века - В.В.Познанский, Москва
1970 г.
6. Литературно-общественное движение
в русской провинции - О.Г.Ласунский,
Воронеж 1985 г.
7. Советский энциклопедический словарь,
Москва 1982 г.