История Российской культуры в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Содержание

1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2.1 Образование и просвещение.
2.2 Успехи научной мысли.
2.3 Общественно-политическая мысль
2.4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История Российской культуры в XIX веке.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

       История Российской культуры в XIX веке.

       Содержание  

         № стр. 

        1. Введение.  

        2. Предреформенная Россия.  

        2.1 Образование и просвещение.  

        2.2 Успехи научной мысли.  

        2.3 Общественно-политическая мысль  

        2.4 Художественная культура  

        3. Вывод  

         Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Введение. 

         Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую  половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия).

         На общественно - культурную жизнь  России первой половины XIX в. огромное  влияние оказали два события  в истории страны — Отечественная  война 1812 г. и движения декабристов.  Они сыграли определяющую роль  в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства  в сфере культуры. Эти события  не прошли бесследно для многих  областей художественной культуры.

         Эпоха 1812 г. — важный этап  в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных  лет и периода Отечественной  войны вызвала небывалый патриотический  подъем в стране. Успешное завершение  в войне воспринималось современниками  как, национальная победа, предотвратившая  иноземное порабощение. "Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании." "1812 г. — эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи".

         С ростом национального самосознания  связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в  это время. Фактом огромного  культурного значения стала "История  государства Российского" Н.  М. Карамзина, первые 8 томов которой  увидели свет в 1818 г. Карамзин  стал первым историком, которого  стада читать публика.

         Эпоха 1812 г. породила также  довольно широкое распространение  религиозных исканий среди части  светских и духовных деятелей  в России. Правительство в лице  Александра I придерживалось в это  время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

         Еще при Павле I была разрешена  деятельность Ордена иезуитов, стремившихся  к распространению католицизма  в России. Александр I покровительствовал  миссионерской деятельности Британского  библейского общества, занимавшегося  распространением Библии. В декабре  1812 г. была разрешена деятельность  петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась  на русском, французском языках, языках народов России (прежде  тексты Библии существовали только  на церковнославянском языке).

         Однако претензии Библейского  общества выступать в роли  верховного арбитра в вопросах  религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование.1 Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822).

         Выступление дворянских революционеров  в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. "Декабристы пробудили душу у нового поколения".2 Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

         Для общественной мысли XVIII —  начала XIX вв. принадлежность России  к Западной Европе была фактом  очевидным. Теперь, после событий  14 декабря 1825 г., осознание этой  духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., "Донесение следственной комиссии") декабризм объявлялся "заразой, принесенной извне", а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над "гниющим" Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально — экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально — крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

         Массовое применение техники,  связанное с промышленным переворотом,  т.е. переходом мануфактуры в  фабрику, было качественно новым  моментом в развитии производительных  сил. К этому времени относится  зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые  двигатели, рабочие машины и  механизмы, главным образом для  технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое  механическое заведение для производства  сельскохозяйственных машин.

         Паровые двигатели стали использоваться  на транспорте. В1815 году на Неве  появился первый пароход. С  конца 30-х годов началось железнодорожное  строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение  между Москвой и Петербургом  имело большое значение для  развития внутренних экономических  связей.

         Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта  оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений — грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

         Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной  политике правительства, прежде  всего по отношению к системе  образования и просвещения. Для  ограждения России от потрясений  Западной Европы и их последствий  предполагалось "умножать, где только можно, число умственных плотин". Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.

         Уже в последнее десятилетие  царствования Александра I в школьном  образовании усилилось влияние  церкви и религии. В 1817 г.  было создано Министерство духовных  дел и народного просвещения  во главе с С.Н. Голицыным  — председателем петербургского  Библейского общества. В 1819 г.  во всех российских университетах  учреждались кафедры " богопознания и христианского учения" и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги "О должностях человека и гражданина", из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. "Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей"1 В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.

         Одним из средств борьбы с  распространением в обществе  прогрессивных идей становилась  цензура. Изданный в 1826 г. цензурный  устав получил у современников  название "чугунного". Цензор мог  по своему усмотрению сокращать  текст, заменять слова и выражения.  С этого времени вплоть до  конца николаевского царствования  усиливалось открытое гонение  на передовую литературу и  журналистику, а годы, последовавшие  за революционными событиями  1848 г. в Западной Европе, получили  печально известное название "эпохи  цензурного террора". Запрещалось  к изданию все, что в малейшей  степени, по мнению властей,  могло повредить существовавшим  в России порядкам, "ослабить  должное к власти почтение". В цензурных циркулярах 50-х годов  указывалось, что "в книгах  для простого народа" нельзя  допускать критики правительства, церкви, описывать "бедствия крепостного крестьянства", следовало "избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов". 
 
 

        2. Предреформенная Россия

        (Первая половина XIX века.)

        2.1. Образование и просвещение.  

         В 20-50-е годы изменилось отношение  правительства к задачам, которые  должна была решать школа в  системе просвещения. Если в  начале XIX в. приоритетным было  общее образование, то теперь  школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось "при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний".

         В этот период усиливается  сословность в системе образования,  нарушается преемственность обучения  в общеобразовательной школе,  что прежде декларировать в  правительственных постановлениях.

         Типы школ сохранялись, но каждый  из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей "самых низших сословий", в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где "предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных" 1 . Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий" 2 . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).

         Жизнь вносила коррективы в  принципы сословности образования.  С развитием экономики, увеличением  сфер жизни, требующих грамотных,  образованных людей, возрастал  авторитет знания и необходимость  их приобретения. В 30-е годы  появилось много ведомственных  школ ( Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России.

         К первой половине XIX в. относятся  попытки участия общественности  в распространении образования.  В 1819 г. было создано "Общество  учреждения училищ по методу  взаимного обучения", которое  стремилось организовать систему  ланкастерских школ. Первоначально  правительство поддерживало эту  инициативу общественности. Но после  того , как ланкастерские школы стали использоваться декабристами ( М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский ) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

         Общественной организацией был  Комитет грамотности, созданный  в 1845 г. при Московском обществе  сельского хозяйства. Задачей  его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.

         В целом следует отметить известный  рост начальной школы. Так,  если в начале XIX в. в стране  существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

         К середине XIX в. в начальных  училищах обучалось примерно 0,7 %; в столицах, в некоторых губернских  городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта общая картина состояния  грамотности может быть несколько  скорректирована с учетом различных  общественных форм обучения ( школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев ). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.

         Университеты, число которых было  прежним, продолжали оставаться  основной формой высшей школы  в России. Помимо университетов  существовали и другие высшие  учебные заведения: Медико-хирургическая  академия и Главный педагогический  институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.

Информация о работе История Российской культуры в XIX веке