История
Российской культуры в XIX веке.
Содержание
№ стр.
1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2.1 Образование и просвещение.
2.2 Успехи научной мысли.
2.3 Общественно-политическая мысль
2.4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы
1.
Введение.
Всю историю российской культуры
XIX века можно поделить на первую
половину века (предреформенная Россия)
и вторую половину века( пореформенная
Россия).
На общественно - культурную жизнь
России первой половины XIX в. огромное
влияние оказали два события
в истории страны — Отечественная
война 1812 г. и движения декабристов.
Они сыграли определяющую роль
в развитии общественного сознания,
повлияли на политику правительства
в сфере культуры. Эти события
не прошли бесследно для многих
областей художественной культуры.
Эпоха 1812 г. — важный этап
в развитии национального самосознания.
Общая идейная атмосфера предвоенных
лет и периода Отечественной
войны вызвала небывалый патриотический
подъем в стране. Успешное завершение
в войне воспринималось современниками
как, национальная победа, предотвратившая
иноземное порабощение. "Война
1812 г. пробудила народ русский к жизни
и составляет важный период в политическом
его существовании." "1812 г. — эпоха,
с которой начиналась новая жизнь для
России и дело не только во внешнем величии
и блеске, но прежде всего во внутреннем
развитии в обществе гражданственности
и образования, которые были результатом
этой эпохи".
С ростом национального самосознания
связан интерес к собственной
истории, особенно возросший в
это время. Фактом огромного
культурного значения стала "История
государства Российского" Н.
М. Карамзина, первые 8 томов которой
увидели свет в 1818 г. Карамзин
стал первым историком, которого
стада читать публика.
Эпоха 1812 г. породила также
довольно широкое распространение
религиозных исканий среди части
светских и духовных деятелей
в России. Правительство в лице
Александра I придерживалось в это
время в своей конфессиональной
политике принципа веротерпимости ко
всем религиям наравне с православием.
Еще при Павле I была разрешена
деятельность Ордена иезуитов, стремившихся
к распространению католицизма
в России. Александр I покровительствовал
миссионерской деятельности Британского
библейского общества, занимавшегося
распространением Библии. В декабре
1812 г. была разрешена деятельность
петербургского Библейского общества.
В это время Библия издавалась
на русском, французском языках,
языках народов России (прежде
тексты Библии существовали только
на церковнославянском языке).
Однако претензии Библейского
общества выступать в роли
верховного арбитра в вопросах
религии, вмешаться вдела православной
церкви вызывали недовольство и протест
со стороны и церковных иерархов, и некоторых
политических деятелей (А. А. Аракчеева,
архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.).
В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское
общество прекратило свое существование.1
Несколькими годами ранее была запрещена
деятельность иезуитов в России (1820), по
распоряжению правительства закрыты масонские
ложи (1822).
Выступление дворянских революционеров
в декабре 1825 г. было, несомненно,
важной вехой в общественно- культурной
жизни страны. "Декабристы пробудили
душу у нового поколения".2 Стремление
осмыслить и понять идеи дворянских революционеров,
принять или отвергнуть их способствовало
активизации духовной жизни интеллектуальных
слоев русского общества, появлению новых
ориентиров в официальной идеологии.
Для общественной мысли XVIII —
начала XIX вв. принадлежность России
к Западной Европе была фактом
очевидным. Теперь, после событий
14 декабря 1825 г., осознание этой
духовно- интеллектуальной связи стало
восприниматься резко критически со стороны
официальных властей. В правительственных
документах (Манифест 13 июля 1826 г., "Донесение
следственной комиссии") декабризм
объявлялся "заразой, принесенной извне",
а противопоставление России Западной
Европе возводилось в принцип официальной
идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной,
православной России над "гниющим"
Западом стала одной из составных частей
теории официальной народности. В социально
— экономической жизни страны во второй
четверти XIX в. все более определенно обозначались
процессы, свидетельствовавшие о кризисе
феодально — крепостнической системы,
дальнейшем развитии капиталистического
уклада, углублении социальной дифференциации.
Массовое применение техники,
связанное с промышленным переворотом,
т.е. переходом мануфактуры в
фабрику, было качественно новым
моментом в развитии производительных
сил. К этому времени относится
зарождение отечественного машиностроения.
На заводах изготовлялись паровые
двигатели, рабочие машины и
механизмы, главным образом для
технических предприятий. В 1831
г. В России возникло первое
механическое заведение для производства
сельскохозяйственных машин.
Паровые двигатели стали использоваться
на транспорте. В1815 году на Неве
появился первый пароход. С
конца 30-х годов началось железнодорожное
строительство. Открытое в 1851
г. железнодорожное сообщение
между Москвой и Петербургом
имело большое значение для
развития внутренних экономических
связей.
Но все же в первой половине
XIX в. основным видом транспорта
оставался гужевой и водный, а
главными путями сообщений — грунтовые
дороги и реки. Железнодорожных путей
в России к 1861 г. насчитывалось всего около
1,5 тыс. верст, что для огромных пространств
страны было очень незначительно.
Идеи национальной самобытности,
используемые официальной идеологией,
стали применяться в культурной
политике правительства, прежде
всего по отношению к системе
образования и просвещения. Для
ограждения России от потрясений
Западной Европы и их последствий
предполагалось "умножать, где только
можно, число умственных плотин". Так
считал министр народного просвещения
С. С. Уваров в начале 30-х годов.
Уже в последнее десятилетие
царствования Александра I в школьном
образовании усилилось влияние
церкви и религии. В 1817 г.
было создано Министерство духовных
дел и народного просвещения
во главе с С.Н. Голицыным
— председателем петербургского
Библейского общества. В 1819 г.
во всех российских университетах
учреждались кафедры " богопознания
и христианского учения" и вводился
курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия
в учебном плане Московского университета
отличало его от других европейских университетов.
В начальных школах было запрещено изучение
книги "О должностях человека и гражданина",
из курса уездных училищ исключены начала
естественной истории и технологии, сократились
курсы географии и истории. "Науки, изощряющие
ум, не составляют без веры и безнравственности
благоденствия народного, обучать грамоте
весь народ принесло бы более вреда, чем
пользы, науки полезны только тогда, когда
как соль употребляются в меру, смотря
по состоянию (т. е. сословию) людей"1
В этих словах был сформулирован принцип
сословности образования, ставший главным
в политике правительства Николая I по
отношению к школе.
Одним из средств борьбы с
распространением в обществе
прогрессивных идей становилась
цензура. Изданный в 1826 г. цензурный
устав получил у современников
название "чугунного". Цензор мог
по своему усмотрению сокращать
текст, заменять слова и выражения.
С этого времени вплоть до
конца николаевского царствования
усиливалось открытое гонение
на передовую литературу и
журналистику, а годы, последовавшие
за революционными событиями
1848 г. в Западной Европе, получили
печально известное название "эпохи
цензурного террора". Запрещалось
к изданию все, что в малейшей
степени, по мнению властей,
могло повредить существовавшим
в России порядкам, "ослабить
должное к власти почтение".
В цензурных циркулярах 50-х годов
указывалось, что "в книгах
для простого народа" нельзя
допускать критики правительства, церкви,
описывать "бедствия крепостного крестьянства",
следовало "избегать говорить о народной
воле, о требованиях к нуждам рабочих классов".
2. Предреформенная Россия
(Первая половина XIX века.)
2.1. Образование и просвещение.
В 20-50-е годы изменилось отношение
правительства к задачам, которые
должна была решать школа в
системе просвещения. Если в
начале XIX в. приоритетным было
общее образование, то теперь
школа прежде всего способствовала восприятию
нравственности, основанной на религиозных
чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе
учебных заведений целью обучения считалось
"при нравственном образовании доставлять
юношеству средства к приобретению нужнейших
по состоянию каждого познаний".
В этот период усиливается
сословность в системе образования,
нарушается преемственность обучения
в общеобразовательной школе,
что прежде декларировать в
правительственных постановлениях.
Типы школ сохранялись, но каждый
из них становился сословно-обособленным.
Приходские одноклассные училища предназначались
для детей "самых низших сословий",
в них обучали закону божьему, грамоте
и арифметике. Уездные трехклассные училища
создавались для детей "купцов, ремесленников
и других городских обывателей", в их
программе были русский язык, арифметика,
начала геометрии, история и география.
В гимназиях, которые имели семь классов,
получали образование главным образом
дети дворян, чиновников, богатых купцов.
Рескрипт правительства 19 августа 1827 г.
еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне
не должны допускаться в гимназии и университеты,
они могут обучаться только в школах, где
"предметы не выше тех, кои преподаются
в училищах уездных" 1 . Все эти меры
правительства были направленны на укрепление
сословных различий. В одном из циркуляров
попечителям учебных округов министр
народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал,
что "при возрастающем повсюду стремлении
к образованию наступило время пещись
о том, чтобы чрезмерным стремлением к
высшим предметам учения не поколебать
некоторым образом порядок гражданских
сословий" 2 . Однако помимо идеологической
направленности, в деятельности Министерства
народного просвещения было немало сделано
для улучшения системы образования: увеличилась
численность училищ и гимназий, проведена
университетская реформа (1835).
Жизнь вносила коррективы в
принципы сословности образования.
С развитием экономики, увеличением
сфер жизни, требующих грамотных,
образованных людей, возрастал
авторитет знания и необходимость
их приобретения. В 30-е годы
появилось много ведомственных
школ ( Министерства финансов, Государственных
имуществ, Военного, Духовного ведомств
и др.). В 40-50-е годы было создано около 3
тыс. волостных училищ Министерства государственных
имуществ. Это была наиболее многочисленная
сельская школа в дореформенной России.
К первой половине XIX в. относятся
попытки участия общественности
в распространении образования.
В 1819 г. было создано "Общество
учреждения училищ по методу
взаимного обучения", которое
стремилось организовать систему
ланкастерских школ. Первоначально
правительство поддерживало эту
инициативу общественности. Но после
того , как ланкастерские школы стали использоваться
декабристами ( М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский
) для целей революционной пропаганды,
они были закрыты.
Общественной организацией был
Комитет грамотности, созданный
в 1845 г. при Московском обществе
сельского хозяйства. Задачей
его было всестороннее распространение
грамотности на религиозно-православной
основе среди сельского населения.
В целом следует отметить известный
рост начальной школы. Так,
если в начале XIX в. в стране
существовало 158 училищ ( 32 гимназии
и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х
годов в каждой губернии было в среднем
около 130 начальных школ. Однако подавляющее
большинство училищ было сосредоточено
в городах. Дореформенная школа была явлением
городской культуры.
К середине XIX в. в начальных
училищах обучалось примерно 0,7 %;
в столицах, в некоторых губернских
городах - 3-5 % всех жителей. Правда,
эта общая картина состояния
грамотности может быть несколько
скорректирована с учетом различных
общественных форм обучения (
школы, содержавшиеся на общественные
капиталы, частные пансионы, школы грамотности,
в том числе среди крестьян-старообрядцев
). Однако принципиально изменить средний
показатель грамотности в дореформенной
России эти данные не могут.
Университеты, число которых было
прежним, продолжали оставаться
основной формой высшей школы
в России. Помимо университетов
существовали и другие высшие
учебные заведения: Медико-хирургическая
академия и Главный педагогический
институт в Петербурге, Лазаревский
институт восточных языков в Москве, духовные,
военные, технические училища и академии,
многие из которых носили характер закрытых
учебных заведений.