История Российской культуры в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Содержание

1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2.1 Образование и просвещение.
2.2 Успехи научной мысли.
2.3 Общественно-политическая мысль
2.4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История Российской культуры в XIX веке.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

         С осмыслением важнейших социально  - политических вопросов связан  повышенный интерес в России  к немецкой классической философии.  Диалектика, идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.

        "Брожение умов" заставило правительство  искать пути усиления идеологического  влияния на умственную, идейную  жизнь общества. В середине 30-х  годов вырабатываются "коренные  начала" официальной идеологии  - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить  политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу  воспитания в обществе и стать  "последним якорем спасения" России. Это было также "решение"  вопроса о крепостничестве и  самодержавии с точки зрения  правительства. Положение теории "официальной народности" пропагандировались  в учебниках, лекциях профессоров,  в публицистике, литературе. Однако  безраздельно господствовать в  умах, на что рассчитывали сторонники  этой теории, она уже не могла.

         П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", было, по словам Герцена, подобно "выстрелу, раздавшемуся в темную ночь", оно "потрясло всю мыслящую Россию". Чаадаев пытался по-своему решить "проклятые вопросы" эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов (А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров) Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.

         Однако "Письмо" Чаадаева стало  катализатором умственного движения, заставляло задумываться над  вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.

         Мысль о необходимости социально-  политических преобразований прочно  входит в общественное сознание, формирующиеся в 30-40-е годы  течения общественной мысли - западничество, славянофильство,  утопический социализм, — различаясь  по степени радикализма, философской  основе, исходили из неизбежности  социальных преобразований для  дальнейшего движения общества  вперед.

        40-е годы XIX в. явились "замечательным  десятилетием" в развитии общественной  мысли и духовной культуры  в целом. Из тайных организаций  обсуждение животрепещущих вопросов  переносилось в более широкую  среду интеллигенции, университетского  студенчества, на страницы журналов. Одним из "условий общественной  жизни", как писал "Современник", становились публичные лекции  в университетах; своеобразным  общественно - культурными центрами  были литературные салоны в  столичных и некоторых провинциальных  городах. В одном из таких  широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.

         Западничество и славянофильство  были течениями раннего русского  либерализма и знаменовали собой  формирование либерально - буржуазной  идеологии в России. К западничеству (признается известная условность этого понятия) принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путем реформ.

         Славянофилы (А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др.) выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно - религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы составили единый либеральный лагерь.

         Существенно важным для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальном характере культуры, некритическом отношении к иностранным влияниям (А.С.Хомяков. "О возможности русской художественной школы". 1847 г.) .

         К 30-м годам относится развитие  идей утопического социализма. В  России он распространялся в  форме крестьянского или общинного  социализма (А.И.Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путей по преодолению ограниченности дворянской революционности (борьба для народа, но без народа) и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIX в. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.

         В общественном сознании продолжали  жить взгляды на просвещение  как средство обновления и  улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков показал на следствие: "Чувствуя вполне бедственное состояние рабства и невежества, более и более убеждался в том, что одно лишь общее просвещение может сделать государство благополучным". Белинский в конце 40-х годов XIX в. в своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что "Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности".1

         Многие защитники идеи просвещения  народа отнюдь не выступали  за коренные преобразования в  России. Московское общество сельского  хозяйства, например, тоже ставило  вопрос о необходимости предоставления  крестьянам элементарного сельскохозяйственного  образования, по его инициативе  в 1845 г. был создан Комитет  грамотности. Но его члены не  были сторонниками ни политических, ни социальных изменений. Революционные  демократы общественные преобразования  считали необходимыми, а путь  их видели не только в просвещении,  но и в революционном свержении  существующего общественного строя. 
 
 

        2.4. Художественная культура  

         Для художественной культуры  первой половины XIX в. были характерны  быстрая смена идейно - художественных  направлений по сравнению с  предшествующим временем, одновременное  сосуществование разных художественных  стилей.

         В художественном сознании первых  десятилетий XIX в. происходил постепенный  отход от нормативности просветительской  идеологии, лежавшей в основе  эстетики классицизма, когда мотивами  действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.

         Основное направление в художественной  культуре первых десятилетий  XIX в. — романтизм. В России  он возник в переломную эпоху  Отечественной войны 1812 г. Сутью  романтического искусства было  стремление противопоставить реальной  действительности обобщенный идеальный  образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

         Внимание к отечественной истории  было характерно для художественной  культуры в целом. К исторической  тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная  история была предметом раздумий  А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философского письма" П.Я.Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться ... Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя ... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал"1 .

         В русской литературе возникновение  романтизма связано с именем  В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады ("Людмила", " Светлана" и др.), исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце, составили целый период нравственного развития нашего общества. Воздействие Жуковского на читающую публику было безмерно велико и безмерно благодетельно", как писал В.Г.Белинский. 2 Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", бело характерной чертой романтической поэзии.

         К.Ф.Рылеев (1795-1826), осуждавший Жуковского за мистицизм, "мечтательность, неопределенность в какую-то туманность", сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями ("Думы", поэмы "Войнаровский", "Наливайко"). Призывая собратьев по перу употребить все усилия, чтобы "осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин", Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовность пожертвовать жизнью "для пробуждения спящих россиян". Имея в виду себя и своих единомышленников - декабристов, поэт устами руководителя крестьянско-казацкого восстания конца XVI в. Северина Наливайко восклицал:

        "Известно мне: погибель ждет

         Того, кто первый восстает

         На утеснителей народа;

         Судьба меня уж обрекла.

         Но где, скажи, когда была

         Без жертв искуплена свобода ?"1

         В русле романтического движения  закладывались основы русского  исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н.И.Гнедича.

         Важнейшая проблема национальной  культуры, в частности литературы, - народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия.  Поиск сущности народности первоначально  связывался с растущим интересом  к отечественной истории. По  мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д.

         Идейные искания 30-40-х годов  все более находили отражение  в глубоком осмыслении понятия  "народность". Если официальная  народность исходила из "беспредельной  преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей  культуры народность означала "верность  изображения картин русской жизни"

         Развивая и углубляя понятие  народности литературы, классики  русской критики в качестве  необходимого ее условия считали  соответствие изображаемого писателем  в своих произведениях жизненной  праве. По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественное произведение должно призывать к борьбе за ее изменение. Этот тезис стал одним из главных положений революционно - демократической эстетики.

         В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романизма к реализму. В литературе этого движение связанно с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Информация о работе История Российской культуры в XIX веке