С осмыслением важнейших социально
- политических вопросов связан
повышенный интерес в России
к немецкой классической философии.
Диалектика, идея развития, становилась
знамением антифеодальных сил. В 30-40-е
годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля
были широко известны в среде интеллектуальной
молодежи, изучались в университетских
кружках.
"Брожение умов" заставило правительство
искать пути усиления идеологического
влияния на умственную, идейную
жизнь общества. В середине 30-х
годов вырабатываются "коренные
начала" официальной идеологии
- самодержавие, православие, народность,
- которые должны были сохранить
политическую и социальную стабильность,
составить нравственную основу
воспитания в обществе и стать
"последним якорем спасения"
России. Это было также "решение"
вопроса о крепостничестве и
самодержавии с точки зрения
правительства. Положение теории
"официальной народности" пропагандировались
в учебниках, лекциях профессоров,
в публицистике, литературе. Однако
безраздельно господствовать в
умах, на что рассчитывали сторонники
этой теории, она уже не могла.
П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг
официальную идеологию уничтожающей критике.
Его "Философическое письмо", опубликованное
в 1836 г. в журнале "Телескоп", было,
по словам Герцена, подобно "выстрелу,
раздавшемуся в темную ночь", оно "потрясло
всю мыслящую Россию". Чаадаев пытался
по-своему решить "проклятые вопросы"
эпохи, поставленные декабристами, смог
пробудить общественное мнение о судьбах
России. Но в отличие от официальных политиков
и идеологов (А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров)
Чаадаев нигилистически оценивал историю
России, пессимистически смотрел на ее
настоящее, а будущее видел только в приобщении
к европейской цивилизации на основе католической
религии. Именно тезис - только через католицизм
возможен путь к социальному и культурному
возрождению - был отвергнут фактически
всем мыслящим русским обществом.
Однако "Письмо" Чаадаева стало
катализатором умственного движения,
заставляло задумываться над
вопросами, которые он поставил.
Чаадаев создал философскую концепцию
русской истории, и его идеи восприняли
и пытались интерпретировать многие из
последующих русских мыслителей.
Мысль о необходимости социально-
политических преобразований прочно
входит в общественное сознание,
формирующиеся в 30-40-е годы
течения общественной мысли -
западничество, славянофильство,
утопический социализм, — различаясь
по степени радикализма, философской
основе, исходили из неизбежности
социальных преобразований для
дальнейшего движения общества
вперед.
40-е годы XIX в. явились "замечательным
десятилетием" в развитии общественной
мысли и духовной культуры
в целом. Из тайных организаций
обсуждение животрепещущих вопросов
переносилось в более широкую
среду интеллигенции, университетского
студенчества, на страницы журналов.
Одним из "условий общественной
жизни", как писал "Современник",
становились публичные лекции
в университетах; своеобразным
общественно - культурными центрами
были литературные салоны в
столичных и некоторых провинциальных
городах. В одном из таких
широко известных салонов- в доме
А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитые
споры славянофилов и западников о путях
развития России.
Западничество и славянофильство
были течениями раннего русского
либерализма и знаменовали собой
формирование либерально - буржуазной
идеологии в России. К западничеству
(признается известная условность этого
понятия) принадлежали историки и правоведы
Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин
и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков
и др. Вместе с западниками в идейных спорах
со славянофилами выступали В.Г.Белинский
и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссиях
свою революционную концепцию. Западники
были сторонниками конституционной монархии,
буржуазных преобразований в России, которые
могли осуществится, по их мнению, путем
реформ.
Славянофилы (А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы,
П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др.)
выступали, в отличие от западников, за
принципиально иной путь развития России,
нежели западноевропейский. В основе его
лежали самобытные нравственно - религиозные
начала допетровской Руси, к возрождению
которых призывали славянофилы. Они были
убежденными противниками революции,
но, как и западники, отстаивали мирный
путь социальных преобразований, прежде
всего отмены крепостного права. В период
подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы
составили единый либеральный лагерь.
Существенно важным для развития национального
самосознания были идеи славянофилов
о национальном характере культуры, некритическом
отношении к иностранным влияниям (А.С.Хомяков.
"О возможности русской художественной
школы". 1847 г.) .
К 30-м годам относится развитие
идей утопического социализма. В
России он распространялся в
форме крестьянского или общинного
социализма (А.И.Герцен), его особенностью
было признание приоритета революционных
методов борьбы. Именно здесь шел поиск
путей по преодолению ограниченности
дворянской революционности (борьба для
народа, но без народа) и просветительских
идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е
годы XIX в. формируется революционный демократизм.
Оставаясь в рамках утопического социализма,
он являлся идеологией, выражавшей интересы
крестьянства.
В общественном сознании продолжали
жить взгляды на просвещение
как средство обновления и
улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков
показал на следствие: "Чувствуя вполне
бедственное состояние рабства и невежества,
более и более убеждался в том, что одно
лишь общее просвещение может сделать
государство благополучным". Белинский
в конце 40-х годов XIX в. в своем знаменитом
письме к Гоголю продолжал утверждать,
что "Россия видит свое спасение в успехах
цивилизации, просвещения, гуманности".1
Многие защитники идеи просвещения
народа отнюдь не выступали
за коренные преобразования в
России. Московское общество сельского
хозяйства, например, тоже ставило
вопрос о необходимости предоставления
крестьянам элементарного сельскохозяйственного
образования, по его инициативе
в 1845 г. был создан Комитет
грамотности. Но его члены не
были сторонниками ни политических,
ни социальных изменений. Революционные
демократы общественные преобразования
считали необходимыми, а путь
их видели не только в просвещении,
но и в революционном свержении
существующего общественного строя.
2.4. Художественная культура
Для художественной культуры
первой половины XIX в. были характерны
быстрая смена идейно - художественных
направлений по сравнению с
предшествующим временем, одновременное
сосуществование разных художественных
стилей.
В художественном сознании первых
десятилетий XIX в. происходил постепенный
отход от нормативности просветительской
идеологии, лежавшей в основе
эстетики классицизма, когда мотивами
действий героя были прежде всего
гражданский долг и общественное служение.
Усиливается внимание к человеку, его
внутреннему миру; чувство, а не долг, становится
побудительным источником его поступков.
Основное направление в художественной
культуре первых десятилетий
XIX в. — романтизм. В России
он возник в переломную эпоху
Отечественной войны 1812 г. Сутью
романтического искусства было
стремление противопоставить реальной
действительности обобщенный идеальный
образ. Русский романтизм неотделим
от общеевропейского, но его особенностью
был ярко выраженный интерес к национальной
самобытности, отечественной истории,
утверждение сильной, свободной личности.
Внимание к отечественной истории
было характерно для художественной
культуры в целом. К исторической
тематике обращались многие писатели,
поэты, композиторы. Отечественная
история была предметом раздумий
А.С.Пушкина, особенно в последний период
его творчества("Борис Годунов", "Капитанская
дочка", "Медный всадник", "Арап
Петра Великого", "История пугачевского
бунта"). С осмыслением исторического
прошлого России связаны споры вокруг
"Философского письма" П.Я.Чаадаева.
Пушкин был одним из тех, кто не принял
нигилистическую оценку Чаадаева отечественной
истории. В письме к нему поэт писал: "Что
же касается нашей исторической ничтожности,
то я решительно не могу с вами согласиться
... Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу
вокруг себя ... но клянусь честью, что ни
за что на свете я не хотел бы переменить
отечество или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой нам
Бог ее дал"1 .
В русской литературе возникновение
романтизма связано с именем
В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады ("Людмила",
" Светлана" и др.), исполненные гуманности
и высокого человеческого достоинства,
дали русской поэзии "душу и сердце,
составили целый период нравственного
развития нашего общества. Воздействие
Жуковского на читающую публику было безмерно
велико и безмерно благодетельно", как
писал В.Г.Белинский. 2 Развитие лирики
от элегически мечтательной до глубоко
гражданской, проникнутой чувством борьбы
"за угнетенную свободу человека",
бело характерной чертой романтической
поэзии.
К.Ф.Рылеев (1795-1826), осуждавший Жуковского
за мистицизм, "мечтательность, неопределенность
в какую-то туманность", сам являлся
ярчайшим представителем гражданского
романтизма. Его лирика пронизана идеями
высокого служения и насыщена политическими
ассоциациями ("Думы", поэмы "Войнаровский",
"Наливайко"). Призывая собратьев
по перу употребить все усилия, чтобы "осуществить
в своих писаниях идеалы высоких чувств,
мыслей и вечных истин", Рылеев показывал
пример служения обществу своим творчеством
и готовность пожертвовать жизнью "для
пробуждения спящих россиян". Имея в
виду себя и своих единомышленников - декабристов,
поэт устами руководителя крестьянско-казацкого
восстания конца XVI в. Северина Наливайко
восклицал:
"Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода ?"1
В русле романтического движения
закладывались основы русского
исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский,
М.Н.Загоскин), формировалось понимание
национальной самобытности и народности
литературы. Поэты-романтики много сделали
для художественного перевода. По существу,
они впервые познакомили русского читателя
с произведениями современных западноевропейских
и античных писателей. В.А.Жуковский был
талантливым переводчиком произведений
Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы
читаем "Илиаду" в переводе Н.И.Гнедича.
Важнейшая проблема национальной
культуры, в частности литературы,
- народность художественных произведений,
эволюция самого этого понятия.
Поиск сущности народности первоначально
связывался с растущим интересом
к отечественной истории. По
мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию
самобытности русской литературы надо
искать в истории, что и определило широкое
развитие исторического жанра в искусстве
романтизма. Народность в этот период
отождествлялась с национальной самобытностью,
т.е. с особенностями уклада народной жизни,
быта, костюма и т.д.
Идейные искания 30-40-х годов
все более находили отражение
в глубоком осмыслении понятия
"народность". Если официальная
народность исходила из "беспредельной
преданности и повиновения самодержавию",
то в понимании передовых деятелей
культуры народность означала "верность
изображения картин русской жизни"
Развивая и углубляя понятие
народности литературы, классики
русской критики в качестве
необходимого ее условия считали
соответствие изображаемого писателем
в своих произведениях жизненной
праве. По мнению В.Г.Белинского,
истинно народное произведение то, которое
отвечает объективным интересам народа.
Отражая реальную, тяжелую жизнь простых
людей, художественное произведение должно
призывать к борьбе за ее изменение. Этот
тезис стал одним из главных положений
революционно - демократической эстетики.
В последние предреформенные десятилетия
развитие художественной культуры характеризовалось
движением от романизма к реализму. В литературе
этого движение связанно с именами Пушкина,
Лермонтова, Гоголя.