История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      1. Принцип организации общества  и управления по принципу семьи  (патриархально- патанолистическая теория, отец знает как лучше жить своему сыну) Если человека берут на работу,  то его берут надолго и навсегда,  могут переводить,  мало платить, но не оставят, требование повышения зарплаты - аморально. Сам принцип организации  семьи  закладывает    экономические  и  внеэкономические  стимулы поведения.

      2. Ненасилие и подчинение.

      3. Правление осуществляется аристократией  ума, образования, а не родоплеменной.

      4. Мир нужно завоевывать образованием, моралью, но не силой, отсюда  выводы:

      -отказ от  войн

      - значение образования и наук

      - значение морали

      5. Преодоление крайних полюсов  (состояний) развития (богатство  - бедность, сила - слабость),  преодоление это важнейшая функция  государств

      6.  Противопоставление  добродетели   деспотизму.  Наказание  -  страх,  стремление избежать  его.  Ритуал  -  это  стыд,  стремление  исполнить  его  (  2  формулы силлогизма)

      Во 2 в. До н.э. конфуцианство стало государственной  религией Китая

ППМ  Политико-правовая мысль  в Др. Греции.

      1. Общая характеристика

      2. Ранний период (9-6 вв. до н.э.)

      3. Политико-правовая  мысль эпохи  рассвета (5-1 .пол 4 в до н.э.)

      4. Политико-правовая мысль в др.Греции  эпоха эллинизма   (2половина 4 в - 2 в до н.э.) 

      Вопрос 6. Общая характеристика

      В  первое понятие  полиса как определенной формы организации общества появились в 1. в до н.э. и в основном ассоциировались с понятием городов и многообразием форм правления.

      1. Аристократический как власть  знати (Спарта)

      2 Олигархия как власть знати  и богатства (Фивы) имущие слои  населения.

      3. Демократия как власть свободного  взрослого населения (Афины)

      4. Власть одного (Сиракузы 5 в до  н.э.)

      Три периода развития ППМ

      1. Ранний 9 в до н.э. Своеобразие  в 2х направлениях. 1. Рационализация  политико- правовых представлений (Гомер, Геслот, 7 мудрецов) 2, Формирование философии государства и права (Пифагор, пифагорейцы, Гераклит)

      2.  Период расцвета ( 5 в. 1 половина 4 в.  До н.э.)  Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

      3. 2  половина  4  в.  -  2  в  .  до  н.э.  Эпоха  эллинизма,  распад  греческой государственности, завоевание Македонии Римом (Эпикур, стоики, Полибий)

      Выводы: Главной идеей всех трех периодов  является идея свободы, кроме рабов. Удел правления - работы свободных, физический труд удел рабов. Только в эпоху эллинизма появляются 2 тенденции

      1- Эпикур начинает говорит о  преодолении  неравенства в  обществе.

      2. Стоики начинают утверждать принцип  равноправия граждан.

      Этапы преобразования политико-правовых знаний в научные знания

      1. Мифологический (Гомер, Гесиот)

      2. Философский (7 мудрецов)

      3. Рационалистический (софисты)

      4. Логико-понятийный (Сократ, Платон)

      5. Научно-эмпирический (Аристотель)

      6. Историко-политический (Полибий)

      Борьба  богов за власть предопределяет смену  принципов правления, отсюда начало полисности, закон справедливости имеет божественное происхождение. Главная идея   выводится понятийный ряд, в котором был начат отражать явления добра  и  зла,     другие  социальные  явления(Зевс  -  верховный  заступник справедливости,  такие обычаи,  вечные права  Дике  -  основа  справедливости. Зевс-Фемида- вечный порядок отправление правосудия).                                                                                                                                 В.7.  Ранний период (9-6 вв. до н.э.)

      Гесиод (7 в до н.э.) - теогония  [впервые осмысляется миф) «Труды и дни» - он впервые пытается сформировать этапы развития человеческого общества.

      1. Золотой век (Боги любят нас,  мы богов)

      2. Серебряный век (появляются непокорные  люди, но они уничтожаются богами)

      3. Медный век [взаимное уничтожение людей)

      4. Век полубогов-героев (смерть Геракла)

      5. Железный век (Падение нравственности, порча нравов)

      Развитие  политике правовой мысли "7 мудрецами. 7 мудрецов:  Беант, Креабул, Хилон, Салон, Периандр, Фалас, Питак (6-7 вв до н.э.)

      Беант - «наличие закона есть условие существования  полиса, человек должен боятся закона как тирана.»

      Хилон - «Слушайся закона, а не оратора»

      Салон  -  (594  г.  до  н.э.  7  архант\правитель  Афин)  отменил  все  частные  и государственные долги за прошлое,  т.  Е.  впервые применил реформу,  впервые разделил общество на 4 класса.

      1. Пентакосиолидимны

      2. Всадники

      3. Зевгиты

      4. феты 

      3 идеи Салона: .

      1. Главная цель полиса - поиск компромисса.

      2. Закон и порядок наибольшее  блага полиса

      3. Закон и сила закона должны иметь соответствие права и силы 

      Пифагор (580-500 гг до н.э.)

      1.«Учение  о числе» С числом он связывает  мистическое начало мира. Число  – это порядок существования мира.

      2.Критика  демократии, торжество аристократии (лучшей, нравственной)

      3. Одним из первых дал представление права. Право это равная мера справедливость, воздаяние равного за равное.. 

      Гиподам  своеобразное отношение к институту собственности - стремление уравнять людей в праве к  земельной  собственности. Вся земля делится на три группы:

      1. Священная земля (доходы на  осуществление религиозных культов)

      2. Общественная земля (доходы служивым  людям)

      3. Частная земля [Доход землевладельцу 

      Гераклит (530-470 гг до н.э.)

      1. Обосновал  естественные  причины   неравенства  людей   (появление  человека божественно, а положение в обществе определяется трудом)

      2. Война есть всего отец и  всего царь,  т.е.  война есть  естественный механизм развития.

      3. Божественный  закон  есть  источник всеобщего человеческого  закона  (логоса), значит  сила  закона  не  в  принятии  и  обсуждении  всеми,  а  в  соответствии всеобщему человеческому логосу, следовательно лучше поймет один, но лучше, чем многие, но на порядок ниже. Законы не нужны правителям, мудрецам, они нужны толпе.

      И Пифагор и Гераклит на первый план выдвигают идею духовной аристократии, т.е. миром должны управлять умные и образованные люди. 

      Вопрос 8 . Политико-правовая  мысль эпохи рассвета (5-1 .пол 4 в до н.э.) 

      Денокрит  (470-360 гг до н.э.)

      1. Впервые стал рассматривать человеческий  род и человека в качестве составной части мирового процесса развития.

      2. Впервые стал рассматривать общество  как результат длительного эволюционного развития, преобразующего исходное состояние человека.

      3. Понятия общества,  полис,  закон,  носят искусственный характер,  а не дан по природе, но вместе с тем эти явления возникают естественно, а не случайно.

      4. Понимание характера взаимосвязи  искусственного и естественного  есть критерий справедливости в этике, политике.

      5. Все, что естественно, то справедливо

      6. Высшим искусством человеческого разума является искусство управления.

      1. Впервые  пытается  применить   принцип  комбинации  оптимальных   форм  правления (оптимальная форма правление сочетание лучших черт'демократии и' аристократии)

      8. Мудрецы  и  философы  в  законе  не  нуждаются,  т.е.  он  необходим для  всех остальных. 

      Учение  софистов  (5 в. До н.э.)

      Первоначально это была группа людей, которая оказывала  платные услуги по обучению философии. Затем их стали считать отъявленными спорщиками.

      Второе  поколение софистов

      1. Старшие - Протагор, Горий, Гиппий, антифонт.

      2. Младшие Фрасимах, Калликл. Ликофрон.

      Протагор  «Человек есть мера всех веяний»   «Государств - то явление,  которое необходимо  для  организации человеческой деятельности,  человек – идеальная фигура, которая является основой не только государства, но и всего. Выступает за равенство всех людей,  значит демократическая философия     правления - идеальная.

      Горий  «Писаный закон или закон полиса - это искусственное изобретение  людей. Выше  всех  законов  является  божественная  справедливость,  которая  является всеобщим законом и  основой формирования законов полиса.

      Гиппий  Законы  полиса  имеют искусственное происхождение,  противопоставляет человеческую природу и полисный закон. «Люди родственны по природе, а не по закону, т.к. закон принуждает людей ко многому, что противно природе.

      Антифонт  «По природе все люди равны, но не равны только по законам полиса, значит законы полиса противоречат человеческой природе»

      Фрасиках  «Политика - это сфера человеческой деятельности,  а не божественной» таким  образом  он  снимает  с  политики  характер  религиозности  «Политика основывается . на  праве  сильного»  «Справедливость  -  это  то,  что  угодно сильнейшему» «Каждая власть объявив свое господство,  объявляет саои законы справедливости»

      Калликл «Законы полиса устанавливают слабые люди ради собственной выгоды,  по природе же сильный всегда повелевает слабым и стоит выше него».

      Ликофрон  «Личные права это естественные права,  присущие человеку от природы. Впервые закладывает договорную   теорию «люди образуют государство в целях обеспечения личных прав» 

      Сократ  и его политико-правовые идеи (469-399 г до н.э.)

      Выступает   как   критик   софистов   за злоупотребление      формально-логичными мыслями. Не может быть естественное право человека и  полисный закон различны. Оба относятся к единому разумному началу.  Полисный закон - это творение человека, естественный - божественное.  Не проводит различия между правом и законом.  Эти  понятия    совпадают,  т.к. оба всегда  выражают  требования справедливости и разума.

      2 крупные школы:

      1. Идеалистического мировоззрения  (Платон)

      2. Материалистического мировоззрения  (Аристотель)

Информация о работе История политических и правовых учений