Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
История политических и правовых учений
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3.
Структура ИППУ. Проблема определения
структуры и общая
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
Предмет ИППУ — история возникновения и развития- теоретического" знания о государстве, праве, политике и законодательстве.
Государство - это ведущая форма, организации общества.
Право - различают на естественное ( пытается решить проблему справедливости) и позитивное (система законодатель ства)
Законодательство - это элемент структуры выражения позитивного права. Это совокупность нормативно правовых актов
Политика - это человеческая деятельность, направленная на согласование, координацию, управление общественными отношениями.
Признаки ИППУ
1. Сочетание исторических и теоретических знаний. Теоретические, это всегда системные знания.
2. Сочетание государственного и правового знаний (политическое исследуется в связи с политикой, в рамках политики, в условиях конкретного политического порядка).
3.
Это историография форм
ИППУ и политология.
ИППУ тесно связана с политологией. Предмет политологии - это движущие силы политического процесса, стратегия и тактика политической деятельности, политический партии и объединения, политический режим.
Соотношение
государства и политики: до Цицерона
государство воспринималось как полис,
а он сформулировал государство как
правовая общность людей, объединенных
правовым сознанием, правовым
образованием и конкретным политическим
порядком.
ИППУ и философия.
Философия
это система познания мира. Базовым
в познании является понимание. Метод
познания это и инструмент и
результат познания. ИППУ изучает философию
развития человеческого знания о государстве
и праве и их взаимодействие с иными элементами
общественного взаимодействия (в этом
взаимодействие ИППУ и философии).
ИППУ и другие отрасли политики.
История
государства и политики изучает
источники прежде всего, ИППУ в этой
части формулирует процесс развития теоретического
знания о данных институтах с позиции
теории политики и философии.
Вопрос 2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
Три общенаучных метода
1. Диалектический'
2. Формально-логический
3. Сравнительный
Своеобразие метода ИППУ - преемственность идеи, школы
Функции метода:
1. Дифференциация теоретического знания в историческом аспекте, т.е. соединение общего, особенного, единичного в исследовании теоретических знаний
2. Классификация теоретического знания, анализируется в 2-х аспектах: а) инфраструктурный т.е внутренняя связь с теорией; б) офструктурный, т.е внешняя связь.
3.Периодизация (историография теоретического знания.
Два основных момента в своеобразии метода
1. Соединение исторического и теоретического
2. Соединение хронологического метода с проблемно-категориальным.
Политико-правовая мысль Древнего Востока
1. Общая характеристика ППМ
2. ППМ Египет, Вавилон, Шумеры, Персия
3. ППМ Др.Индия
4.
ППМ Др.Китая.
Вопрос
3. Общая характеристика
ППМ
Специфические черты
1. Две ППМ от мифологии к рационализму. Знания двигались в следующих направлениях: мифология - религия - рациональные мыслительные направления (ф) : теогония (философия существования мира) - теология - идеология (рациональные философские идеи
Теизм
Политеизм (монотеизм)
Миф всегда политичен, т.е. многобожие, главный герой человек
Религия - монотеизм; бог - сверхчеловек. Через 6 веков появились три последних религии буддизм - 6 в. До н.э., ислам - 6 в. До н.э.
2. Тождество информативного и нормативного знания. Боги жили как люди, они создали нормативный порядок, сегодня мы живем по этому порядку, значит он имеет божественную природу происхождения. Знание представляет собой норму.
3. Способы передачи власти (Основные)
а) характерен для Египта и Греции: одновременно существуют боги, жрецы, правители;
б) Индия, Вавилон. Дуализм. Есть боги, которые являются вершителями земных дел наряду с земными правителями;
в) другая идея. Бог находится в договорных отношениях с людьми, при этом бог одновременно глава, царь, верховный законодатель, судья, правитель
г)
древний Китай принцип Дао, император
- сын неба, единственная точка, которая
соединяет поднебесное с божеством.
Вопрос 2.
2000 лет до н.э.
Исторические памятники
• поучение Птахотепа
• книга мертвых
• поучение гераклиопольского царя своему сыну (Ахтой - сын)
В них заложена идея вечной справедливости и вечного порядка иа - та в Египте
Дике в Греции
Рта Рита в Индии
Дао - др.Китай
Мамаки - Вавилон, шумеры.
-Речение Мпусера (история узнает о восстании низов)
-учение Заратустры (Зараастр) 8 в до н.э. Основная идея борьба добра (армуст (?ормудд) и зла (Ариман) Добро всегда побеждает, несмотря на временное побеждение зла
-насаждение добра
-выделение сословий по роду занятий
-
добродетельное правление (
-приоритет единоличного правления
-
идея ненасилия
Вопрос 4. ППМ Др.Индия.
Основные направления развития
1. брахманизм
2. буддизм
3. атеизм (школа лакояты)
1. Основные памятники
а) веды, появились 2 тысячелетие.
б) упанишады 9-6 века. На их основе формировались правовой сборник брахманов Дхарма-сутра Дхарма- инастра
в) появление законов Ману (учение о наказании данда или данда-нити (Данда - учение, нити - палка т.е. учение о палке) Учение строится на взаимосвязи мирового строения (пуруни) с мировым законом (рта). Само общество организуется по принципу строения человеческого тела и делится на 4 Варны
1. уста - брахманы (жрецы)
2. руки - кматрии (воины)
3. бедра ~ вайши (земледельцы)
4. ступни, ноги - шудры (свободные люди)
В зависимости от этого определялся род занятий. Рабы вне варны
Идеи
- наказание как универсальная мера управления
- четкое разделение людей на варны
- переход из одной варны в другую невозможен
- главная обязанность царя - сохранение варн
- мера наказания зависит от принадлежности к варне
- сила толкования тхарши зависит от принадлежности к сословию, т.е. к варне.
Брахманы, как ведущая элита формировала свой приоретет во всем управлении, судебном законодательстве.
2. 6 век до н.э. (Сид-Тхатха - Будда)
Основной источник - Тхамападе
Основные идеологические установки:
1. Отрицание бога как верховной личности в управлении, законодательстве, правосудии
2. Человеческие дела, их состояние есть результат их собственных действий
3. Человек в состоянии познать законы существования мира посредством самосовершенствования
4. ненасилие, поощряется уход от политически - правовой действительности
5. Идея равноправия, отказ от любого деления общества на варны
6. Повышение роли законности и порядка(царь Ашок 266-232 г) сыграл выдающуюся роль, т.к. буддизм стал государственной религией и произошло объединение индии.
3. Главная идея: идея естественного развития мира
Материалистическое понимание по Марксу: исследование общества в процессе его развития естественно
Пр. памятники - Артха - Мастра учение о трек ведах, определенный прототип кодекса, основы
1. учение о законе (законно - незаконно)
2. учение о хозяйстве (полезно - не полезно)
3. О государственном управлении ( верно - неверно)
Начинает формироваться представление соответствия морали и права.
Вопрос 5. ППМ Др.Китая.
Основные направления
1. Даосизм
2. Конфуцианство
1. Основоположник лао-цзы (учитель) 6 в.до н.э. основное произведение «да де дзин» (книга 'о Дао и де)
Основополагающая идея:
1.Учение о Дао имеет две составляющие а)теологическое, где дао веление небес б) Дао как светская политико-пр. мысль. Все неравенство, беды результат несоответствия дао
2. Дао определяет законы неба, природы, общества
3. Дао бывает небесное (отнимает у богатых и отдает бедным) и земное (отнимает у бедных и отдает богатым)
4. Все лучшее позади, все худшее впереди. Призыв - отказ от нового, прогрессивного
5.
Идея подчинения (старшему, главному,
высшему и т.д.)
2.
551-479 гг до н.э. Основное
Главная, основная идея конфуцианства