Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
Сократ представитель идеализма. Править в государстве должны знающие, т. е. наиболее опытные и мудрые люди. В государстве нужно избегать крайностей. Это основа для справедливого государства. Государство как и законы имеют идеальный характер и основаны на естественных процессах и полисном законе, а значит имеет нравственно- разумную сущность.
Платон и его политико-правовое учение (427-347 гг до н.э.)
Основные работы: «Государство» «Политик» «Софист» «Закон»
Так же как и Сократ, т.к. он его ученик, развивает концепцию идеального справедливого правления. Всех людей в зависимости от трех начал человеческой души разделил на три группы:
1. Присуще яростное направление человеческой души - воины
2. Разумное - правители
3. Вожделеющие - производители (землевладельцы, ремесленники)
Понятие справедливости заключается в том, что каждый человек должен заниматься своим делом и не вмешиваться в дела других. В полисе все сословия подчинены друг другу, т.к. «к одним людям при рождении более примешано золото (правители), к другим - серебро (воины), к третьим медь и железо (производители)» Выступает против крайностей бедности и богатства в государстве «Идеальное государство - это правление философов и действие справедливых законов», значит Платон сторонник аристократического правления - правления лучших и знающих. Он одним из первых разработал циклические смены форм правления: появление новых форм правления, все более жестких, связано с прогрессирующей порчей государственности.
1 форма. Аристократия (наиболее идеальная) т.к. это власть лучших и немногих, то в процессе развития такой власти выделился человек, являющийся наибольшим лидером, который подавляет остальных.
Отсюда следует 2 форма – темократия (власть одного), это государство, которое постоянно находится в войне;
3 форма - олигархия. Война при второй форме не является бесконечной и сопровождается обогащение определенных людей - это правление богатых, эта форма сопровождается появлением огромных богатств у одних и бедностью у других, осуществляется государственный переворот,
отсюда следует 4 форма – демократия правление всех. Это не идеальная форма, т.к. не может обеспечить упорядоченного и единого управления. Бедняки получают свободу и в результате пресыщения ею происходит закабаление, рабство,
отсюда 5 форма - тирания, которая приводит к 1 форме.
Платон подразделяет все формы правления на:
1. Законные
2. Незаконные
Законные - монархия (власть одного) - это царская власть. Незаконные – тирания
Законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия.
Демократия (власть всех) может быть законной и незаконной.
Аристотель и его политико-правовое учение (384-322 гг. до н.э.)
Основные работы «Этика» «Политика» «Афинская полития»
Самостоятельно
разрабатывает науку о
1.
Уравнивающая, которая присутствует
- при заключении гражданско-
2. Распределяющая, которая присуща государству, в котором происходит деление общественных благ по достоинству и вкладу каждому в их создание.
Государство
- это продукт естественного
Формы правления подразделяют на
1. Правильные
2. Неправильные
Правильные всегда направлены на достижение общественного блага, а второе в качестве цели • ставит личное благо отдельного человека или группы лиц. 1.Монархия, аристократия, полития , 2 Тирания, олигархия, демократия. Идеаль ная форма правления - полития. В его понимании это смешанная форма правления, в которой сочетаются признаки олигархии и демократии. «Полития это правление большинства в интересах общей пользы» Выступает с критикой войны, т.к. считает, что сам принцип войны можно считать противным идеи права, справедливости. В целом поддерживает идею Сократа и Платона о равенстве справедливости и законности, т.о. не проводит различия между правом и законом, считая что они существуют только когда, соответствуют принципам справедливости.
Право он называет политическим правом. Право имеет политический характер исходя из политической природы человека. Делит право на два направления
1. Естественное (заложено природой)
2. Волеустановленное (Обычай)
Полисный закон должен соответствовать первому. Считает, что политическое правление, это всегда правление закона, а не людей. В основе государства власть закона , а не людей.
Это период кризиса древнегреческой законности. Полисы древней Греции в этот период попадают под власть Македонии, а затем Рима. Происходит закат аристократическо- демократического правления.
В.9. Политико-правовая мысль в др.Греции эпоха эллинизма (2половина 4 в - 2 в до н.э.)
Эпикур (341-270 гг до н.э.)
Считает,
что природа развивается по собственным
законам без вмешательства богов.
Т.е. это идея прогрессивного развития
человека и природы. Он исключает из природы
божественный смысл. Считает, что человек
всегда должен стремиться к спокойствию
и безмятежному состоянию духа.
Цель и задачи государства обеспечить
мир и безопасность людей. Государство
и закон это результат договора между
людьми в целях достижения общей пользы
и взаимной безопасности. Свобода - это
ответственность за разумный выбор своего
образа жизни. Выводит понятие изменяющейся
справедливости в зависимости от температуры,
места, общества, государства,
считая что в основе справедливости
всегда согласие людей и всеобщей пользе.
До него понятие справедливости в теории
естественного права рассматривалось
как нечто не изменяющееся. В 19в когда
начинается кризис естественного права
идея Эпикура была поддержана Р. Йерингом
в концепции естественного права с исторически
изменяющейся справедливостью: понятие
справедливости изменяется в
историческом плане. Как сторонник
индивидуализма, Эпикур выступает
против демократии как правления,
которое препятствует власти мудрых и
знающих.
Стоики
В истории стоицизма выделяют 3 периода
1. Древняя стоя.(3-2 вв до н.э.; Зенон основоположник, Клеянф, Крисипп.
2.Средняя стоя (2-1 вв до н.э.) Понетий, Посидоний.
3. Новая (Римская) стоя (1-2 вв н.э.) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Основные
идеи стоиков: Считают что управляющим
началом мироздания является судьба,
как закон всего сущего. Судьба - это естественный
закон, имеющий божественное происхождение.
Все во вселенной развивается
по законам судьбы. В основе
государства естественное стремление
людей к взаимному общению и жизни друг
с другом. Государство это не искусственное
изобретение людей, а естественно возникшая
организация человеческого общения.
Все люди во вселенной -
это граждане единого мирового государства.
Каждый гражданин - человек вселенной:
«идея коснополиса» Выступает против
семьи, брака, судов, школ, полисных законов,
т.к. все эти искусственные изобретения
не нужны человеку., т.к. его
жизнь и жизнь государства естественный
процесс, подчиняется закону судьбы. Царская
власть должна быть неограниченной и она
может быть устойчивой только когда представлена
мудрецом. В государстве могут быть полноценно
свободными только мудрецы и
цари. Лучший государственный
строй - это сочетание демократии,
царской власти и аристократии.
Полибий
Основная работа «История в 40 книгах» Судьба - это историческая судьба, внутренняя закономерность единого исторического процесса. Государство возникает и развивается по циклу. Возникновение государства это естественный процесс, сопровождаемый сменой форм правления.
1 форма: царская власть, которая может выпожцаться в тиранию (2 форма) в случае пренебрежения законами, 3 форма - аристократия, форма - олигархия, 5 форма - демократия, 6 форма - охлократия (власть толпы).
Политические и правовые учения в др.Риме.
1.
Общая характеристика
2. Учение римских юристов о праве,
3.
Учение Цицирона о
4.Политически-
Три периода истории др. Рима
1. Царский (754-510 гг до н.э.)
2. Республиканский (509 - 28 гг до н.э.)
3. Императорский ( 27 г до н.э. - 176 г н.э.)
Политико-правовые
взгляды мыслителей др.Рима
складывались в условиях жестокой
борьбы между патрициями и плебеями. Плебеи
стремились к уравнению в правах, что
привело к реформе Серфия
Тулия. Плебеи получили права
участвовать в народных собраниях и были
включены в состав римского народа. Тиберий
и Гай Гракхи выступали за ограничение
крупного землевладения, за конфискацию
излишков земли и раздачу их безземельным
гражданам.. Значит, влияние на ППМ оказала
ППМ др.Греции (Сократ, Платон,
Полибий, стоики) Др.греческие законы
Салоны оказали влияние на формирование
закона 12 таблиц. В др.Риме впервые создается
и разрастается юриспруденция как самостоятельная
наука и получает свое развитие. Основой
являются цивилизованные нормы, гражданско-правовые
институты, государственное право,
административное право, международное
право. В пределах Римской империи
возникает раннее христианство.
Вопрос
13 . Учение римских
юристов о праве,
Занятие правом в др.Риме первоначально было делом одной из коллегии жрецов, которые называли себя понтификами Около 300 г до н.э. юриспруденция освобождается от них и появляются первые учения римских юристов. Гней Флавий похитил и опубликовал первый юридический сборник юридических формул и эта публикация получила название «Цивильное письмо Флавия»
253 г до н.э. Тиберий Корункарий Начинает публиковать обучение юриспруденции, разбирал в присутствии учеников различные юридические вопросы и высказывал свое мнение.
2 в до н.э. Секст Экил Пет дополняет сборник Флавия новыми юридическими формулами и объединяет законы в 12 таблиц с первыми комментариями юристов.
Деятельность юристов в древнем Риме включала в себя следующие направления:
1.
Они давали ответы на
2.
Осуществляли помощь при
3.
Сообщали соответствующие
Юриспруденция получает наибольшее свое развитие в период республики. Даже императоры постараются подчинить ее себе. Со времени императора Августа видные юристы получают право от имени императора давать ответы на отдельные юридические вопросы, которые пользовались наибольшей юридической силой. Гай, Папеньян, Модестин, Ульпиан их решениям была придана официальная законная сила. Сочинения юристов были также основой для кодификации Юстиниана, которая включала в себя институты римского права - дигесты (отрывки из сочинений римских юристов), кодекс Юстиниана, включавший в себя собрания из других конституций.