История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      В.11.Учение Цицирона о государственности  и праве.

      Цицерон (106-43 гг до н.э.) Основные работы: «О государстве», «О законе» «Государство это достояние и дело народа» Государство он определит через понятие рее публика  [дело народа).  В основе государства народ как соединение людей, связанных между собой   согласием в вопросах права и общности интересов под влиянием взглядов Аристотеля, он считает, что семья это основная ячейка общества, из которой возникает государство. Под влиянием взглядов Платона и Аристотеля считает, что государство и право имеет божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости. Выделяет следующие формы правления

      1. Царская власть

      2. Аристократия

      3. Демократия

      Оптимальной является смешанная форма,  это  сочетание признаков 1 и 2  ,  как следствие прочное государство обеспечивает  равноправие граждан.

      В.14.Политически-правовыевзглядыАвгустина.                                                                                                    

      Аврелий Августин (354-430'гг н.э.) Один из первых идеологов христианского движения. Основные работы «О свободной воле», «О граде божием». Вся ППМ его пронизана идей религиозности, всех людей разделяет на 2 группы:

      1. Люди, живущие по человеку

      2. Люди, живущие по богу.

      Первые  образуют град земной, вторые град небесный.  1. Люди наиболее греховны, т.к.  все  человеческие  установления  (социальные,  правовые,  государственные) представляет как следствие греховности человека,  как следствие его свободного усмотрения.  Греховность  государственно-правовой жизни в том,  что именно в государстве возникает рабство. Греховный порядок человеческой жизни продлится до 2 прихода Христа и судного дня, когда будет установлено царство небесное.

      Правовая  концепция: все законы разделены  на 3 группы

      1. естественные законы, исходя из  природы человека

      2 . Божественные

      3 . Человеческие

      Вводит  категорию  венного  закона, который    предопределяет  и вырабатывает божественный разум и естественный порядок вещей, т.е. 1 +2, 3 греховны.

  Политические и правовые учения в западной Европе в средние века

      1. Основные черты ППМ западно-европейского  средневекового общества

      2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

      3.  Средневековые ереси

      4. Политико-правовое учение Марсилия  Падуанского.

      5. Средневековая юридическая мысль. 

      Вопрос 15. Основные черты ППМ западно-европейского средневекового общества.

      Средневековье 5-16 вв. Это господство феодальной организации общества, Этапы развития феодализма:

      1. Раннефеодальное общество (конец  5 - середина 11 вв.) образование больших, но слабых монархий, феодальная раздробленность большинства государств.

      2. Расцвет феодальных отношений  (середина 11 - конец 15 веков). Формирование крепких сословно-представит. монархий в западной Европе.

      3.  Позднее  средневековье  (конец  15  -  начало  17  вв)  Кризис  феодальных отношений и зарождение ранних капиталистических отношений.

      Основные  признаки средневековья:

      1. Идея господства церкви характерна  для всех этапов, в основе «нет  власти не от бога, существующее же власти от бога установлены»

      2. Борьба  за  власть  между    государством  и  церковью  (за  первоначальное значение, за значение в обществе, т.е установление  духовного или светского государства). В    12-13  вв.  формируется   религиозная  концепция  «доктрина  2  мечей», Первоначально бог дал церкви два меча,  один из которых церковь отдала государю-  При помощи власти,  которой его наделила церковь он служит ее интересам».

      3.  Основные  идеи  античности  получают  свое  заимствование и  несколько  другое звучание в средневековье. «Государство - это организм» «Существуют правильные и неправильные   государственные   формы»   «цикличность   развития»,   «существует естественное право» и др.

      В.16.Учение Фомы Аквинского о  государстве и  праве.

      Фома Аквинский (1225-1274 гг) Основные работы: «О правлении властителей» «Сумма теологии» Рассматривая  государство  считает,  что  деятельность    монарха  схожа  с активностью бога «Как бог вносит сначала в мир организованность и стройность, так и монарх сначала создает государство, а  затем им управляет». Он оправдывает и считает необходимым вмешательство клира в дела правления. 3 элемента государственной власти:

      1. Сущность власти

      2.  форма \ происхождение власти

      3. использование власти

      1. Заключается в   отношениях  господства и подчинения, данный  порядок заведен богом, значит власть это божественное установление.

      2 Конкретные     формы  конституирования   власти  могут  быть   дурными  и несправедливыми.

      3. Пользование государственной власть  может выражаться в злоупотреблении  ею.

      Из  этого следуют выводы: 2 и 3 элементы государственной власти могут быть лишены печати божественности. Развивая  идею  господства  церкви  считает,  что насколько действия  правителя отклоняются от воли церкви,  настолько они противоречат интересам церкви,  что позволяет подданным оказывать этим действиям сопротивление. Но это право  может быть реализовано ими только с согласия церкви и папства. Идеальная форма правления - монархия, т.к. она наиболее сходна с мирозданием и человеческим организмом,   где голова руководит всем телом. На протяжении всей истории       именно       монархические государство были наиболее устойчивыми и преуспевающими.

      2  разновидности монархии:

      1. Абсолютная (вся власть в руках)

      2. Политическая (власть основывается на законе и правитель принимает решение  с учетом общего решения крупных феодалов)

      теория  закона: Все законы связаны нитями субординации, а не существуют отдельно. На верху пирамиды

      1. Вечный закон  (универсальные.  законы,  общие принципы божественного  разума, заключенные в боге, а остальные законы производны от него.

      2. Естественный закон как отражение  вечного закона в человеческом  разуме.

      3. Человеческие (позитивные законы, которые конкретизируют естественный закон)

      Считает, что третий может менять свое содержание, при этом общее в человеческих законах различных стран образует право народов, а специфические - право граждан того или иного государства. Источником первого является библия. Он необходим по 2 причинам:

      А)  третий не  способен  полностью  истребить зло.

      Б) Задача  первого  помочь  человеку  достичь  представлений  о  правде  и справедливости.

      Второй  он определяет через понятие справедливости,  под которым подразумевает воздаяние каждому по заслугам. Равенство - это то, что рождает третий. Правовым третий будет только тогда, когда он не противоречит второму.

      В.17.  Средневековые ереси.

      Господство  церкви в средневековье вызвало  отрицательные эмоции,   из этого следует, что в  5-11 вв.  появляются еретические движения как оппозиция религии, католической церкви в Европе. В 11-12 вв.   еретические движения усиливаются, В Италии, Франции, Германии и др. странная появляются еретические школы. В 14-15 вв. еретические направления оформляются в 2 крупных направления:

      1. плебейско-крестьянские

      2. бюргерские ереси

      В 10-13 вв. на территории Болгарии появляется богомитство  как протест против закрепощения, национальной угнетенности болгарских народов и Византии. Основные взгляды:  критика  церковных  организаций  за  пышность,  боготство,  порочность священников, нарушение библии, отрицали государственность. Манихейство   весь мир порождение дьявола,  а церковь  и государство не имеет божественного характера.

      Бюргерские  ереси: Джон Уйклиф  - один из представителей. Английская церковь должна быть отделена от римской курьи, церковь вообще  должна быть отделена от государства. Оспариваются принципы непогрешимости церковного сословия и частная   собственность от бога. значит  критикует  взгляды  крестьянско-плебейского  еретического  движения об уравнении в правах и наделении землей неимущих.Ян Гус  (ученик) жил на территории Чехии, взгляды те же.

      Крестьянско-плебейские ереси: 2 направления:

      1. лолларды  (нищенствующие  священники  в  Англии)  Основная  идеология:  против крепостничества, за свободу, необходимость аскетического образа жизни.:

      2.  табориты  (в Чехии)   антифеодальное  движение,  основным  принципом   которого можно развивать государство - это республиканская форма правления, выступали за отмену феодальных привилегий. 

      Вопрос 18. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. 

      Марсипий  Падуанский  (1275-1334 гг.) Основные работы: «Защитник мира»

      Церковь должна быть отделена от государства  и подчинена светской политической власти.  Источник всякой власти -  народ,  от которого исходит законодательная власть, он носитель суверенитета и верховный законодатель. Народ это лишь лучшая часть людей. 2 группы людей:

      1. Высшие (правители, чиновники, воины), которые стремятся к общественному благу

      2. Низшие (торговцы, земледельцы) собственные  интересы.

      Государственная власть должна действовать только через  закон.. Нужно разделить законодательную и  исполнительную власть. В государстве должностные лица должны быть выборные и  сменяемые. В т.ч. монарх должен быть выборным. 

      Вопрос 19. Средневековая юридическая мысль.

      Юриспруденция зародилась в Древнем Риме,  появилась  и в   Европе. Появление ее связано с Ирнерием,  который является одним из основателей школы   глоссаторов (толкователей римского права)   Они выступали за чистоту основ римского права, т.е. исключение.из практики применения толкований, новшеств. 3 ветви права разделяются в средневековой Европе

      1. римское право

      2. каноническое право

      3. обычное право

      Римское.  Основоположники в  Европе глоссаторы,  затем школа логистов,  которые пытались применить эти нормы к потребностям европейских государств. Обычное, выступает против абсолютизма, считает, что власть государя  должна быть ограничена законом. Закон - это выражение коллективной формы. Идеальная форма правления - сословно-представительная монархия.

      Каноническое.  Фиксирует различные обряды,  церковные вероучения. Монах Грацкан кодекс Грациана, в котором основные церковные нормы. Считает, что церковь законно обладает  правом  судить  и  вершить  дела  как  религиозного,  так  и  светского характера. Вся средневековая юридическая мысль  - это попытка вернуться к идеалам античности  тенденции;

      1. множество юристов обращается  к проблемам естественного права.

      2. Интерес к позитивному праву,  т.е.  закону,  созданному государством  и его органами

      Мысли,  заимствованные  средневековьем из  античности  переходят в  новое  время, например, концепция естественного права развита Г.Грацием

Информация о работе История политических и правовых учений